Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768
Венгерские новости 1980 г. №7 с. 12-14
ПЕРВЫЙ ВЕНГР В КОСМОСЕ

26 лет назад, в 1954 году, местом первого советского космодрома был выбран Байконур. В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли, который с тех пор на всех языках мира называется русским словом «спутник». Не прошло и четырех лет, как в космос был запущен первый человек — советский космонавт Юрий Гагарин. И вот настал момент, когда последователем Гагарина стал и венгерский космонавт.

Бела Мадьяри (слева) и В. Джанибеков во время занятий по ознакомлению с кораблей «Союз»

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин провел в космическом полете 108 минут, с тех пор за первым в мире космонавтом последовали около ста других: покорение космического пространства, изучение его тайн продолжается непрерывно. В космосе побывали советские и американские граждане, граждане Чехословакии, Польши, ГДР и Болгарии. А теперь на борт космического корабля поднялся первый венгр, чтобы управлять этим одним из самых удивительных творений человеческого разума.

В марте 1978 года в советском Центре начали подготовку два венгерских кандидата в космонавты — Бела Мадьяри и Берталан Фаркаш — с тем, чтобы один из них, когда наступит великий момент, мог выполнить свою великую задачу венгерского Колумба космического пространства.

Бела Мадьяри во время тренировки по испытанию специфическими нагрузками, которые проводятся с помощью «велосипеда»

Берталан Фаркаш, как и его предшественники из Чехословакии, Польши, ГДР и Болгарии, до того как попал в семью космонавтов, был пилотом сверхзвукового истребителя. Командир Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина генерал-лейтенант Георгий Береговой, дважды Герой Советского Союза, заявил, что это отнюдь не случайно. Понимание особенностей новых технических возможностей, управление космическими кораблями несомненно легче для тех пилотов, которые предварительно накопили необходимый опыт и усвоили соответствующие навыки. Разумеется, дело здесь не только в сходстве систем управления самолетами со сверхзвуковой скоростью и космическими кораблями. Пилоты очень часто оказываются в такой ситуации, когда переход от одной системы управления к другой требует концентрации всех их сил и внимания. Совершенно очевидно, что это развивает в них чрезвычайную быстроту реакции, выносливость, хладнокровие. Эти обязательные для космических полетов качества вырабатываются именно вследствие необходимости принимать в данных условиях решения.

Общеизвестно, что при подборе пилотов на сверхзвуковые машины пригодными оказываются лишь несколько молодых людей из ста. А сколько из них отвечают требованиям, предъявляемым к космонавтам? Полковник Йожеф Сабо, один из тех, кто занимается подбором венгерских кандидатов в космонавты, на пресс-конференции сказал, что почти все военные летчики изъявили желание пройти космическую подготовку. В конце концов лишь двое из них попали в Звездный, где получили высокую квалификацию.

Оба кандидата в космонавты еще подростками увлекались летным спортом, затем летали на самолетах-истребителях первой категории. Из множества желающих только они двое во всех отношениях отвечали весьма сложным, разнообразным и строгим требованиям.

Наиболее строги медицинские нормы отбора. Выбор венгерских кандидатов в космонавты проводился в первую очередь с учетом советского опыта.

Специалисты по изучению космического пространства ныне уже ни в одной стране не делают тайны из основных требований, предъявляемых к космонавтам. Космонавт должен уметь приспосабливаться к специфическим условиям космического полета и сохранять работоспособность при любых обстоятельствах; уметь вручную управлять космическим кораблем в случае отказа автоматической системы управления; осуществлять предписанные технические наблюдения, работы по техническому уходу за оборудованием и определенные ремонтные работы; выполнять программу научных наблюдений.

Берталан Фаркаш во время практических занятий на борту орбитальной станции «Салют»


Берталан Фаркаш (слева) и В. Кубасов в кабине орбитальной станции «Салют» во время тренировки

В одном из центров управления в Звездном городке

При выборе кандидатов в космонавты, учитывая необходимость как можно более экономичного использования внутреннего пространства космических кораблей, соблюдается также требование, согласно которому рост космонавта не должен превышать 180 сантиметров. Ранее предписывалось также, что космонавт не должен быть старше 35 лет. Это последнее требование с течением времени было существенно смягчено — ныне в космических полетах могут участвовать люди в возрасте 35—40 лет и старше.

Требования, предъявляемые к физическим качествам и состоянию здоровья космонавтов, при всей своей строгости необходимы и реальны, ведь организм космонавтов в условиях, резко отличающихся от привычных земных условий, подвергается весьма сильным стрессовым воздействиям. Это, в частности, чрезвычайно быстрое ускорение движения, состояние невесомости, космические излучения, искусственно созданная окружающая среда, а также специфические условия жизни и работы.

Специалисты по подбору космонавтов составили список профессий, представители которых могут быть кандидатами в космонавты: пилоты, аэронавты, водолазы, альпинисты, исследователи земных полюсов, физики, астрономы и метеорологи. Представители трех последних профессий включены в список в первую очередь в силу их научной квалификации. В последние годы явно возрос процент космонавтов, бывших ранее людьми гражданских профессий и занимавшихся научной работой. Разумеется, пригодность с точки зрения состояния здоровья является основополагающим требованием для всех.

Тренировка в спортзале


Примерка костюма космонавта

Общеизвестно, что в процессе космического полета человеческий организм подвергается исключительно большим нагрузкам, отражающимся прежде всего на нервной системе, системе кровообращения, мышечной и костной системах. Весьма большая нагрузка ложится на вестибулярный аппарат; она может привести к потере равновесия, галлюцинациям, нарушению ориентировки и координации движений тела. Кровообращение в состоянии невесомости буквально «сходит с ума» — в верхней части тела наступает застой крови, в результате чего лицо и остальные части головы набухают, от глаз остаются лишь узкие щелки, количество выделений слизистой оболочки носа резко возрастает, организм теряет огромное количество солей, в первую очередь кальция. Потеря кальция, в свою очередь, ведет к опасности разрушения костного вещества. Следствием невесомости является также отключение, бездействие антигравитационных мускулов, играющих жизненно важную роль.

Кроме указанных выше явлений организм космонавта подвергается многочисленным другим воздействиям, специфическим нагрузкам. Вполне понятно поэтому, что выбор космонавтов ведется весьма осмотрительно, с тщательным учетом их физического состояния и здоровья.

Специальное клиническое обследование и испытание специфическими нагрузками венгерских кандидатов в космонавты проводились в Кечкемете, в Научно-исследовательском институте авиационной медицины. Испытание нагрузками было разделено на несколько десятков частичных испытаний. Одним из самых интересных испытаний было так называемое испытание двухступенчатой сверхмаксимальной нагрузкой, которое проводится с помощью оборудования, напоминающего медицинский велосипед. На этом «велосипеде» испытуемый, оснащенный многочисленными приборами, должен в течение пяти минут крутить педали с усилием, соответствующим мощности 100 Вт, затем по 25 Вт увеличивая нагрузку. При этом присоединенные к телу испытуемого приборы точно называют параметры его давления крови, сердечной деятельности, дыхания и учащение пульса. В результате этого испытательного метода врачи получают верное представление о физической выносливости испытуемого, о состоянии его системы кровообращения и органов дыхания.

Много ценных сведений дает также так называемое пассивное ортастатическое испытание, в ходе которого следуют кровообращение испытуемого, пристегнутого ремнями к стенду и помещаемого сначала в горизонтальное, затем в вертикальное положение и, наконец, в положение вниз.

Пожалуй, нет в организме функции, «детали», которые не подвергались бы врачебным исследованиям. Лабораторный анализ мочи проводится на двадцать, анализ крови — на сорок девять параметров.

Весьма существенное значение имеет определение психофизической пригодности. Особая роль здесь принадлежит определению быстроты и точности реакций, способности точно измерять время, что необходимо испытуемому для принятия и выполнения решения в опасной ситуации. Исследуется также способность испытуемого выносить понижение атмосферного давления и частичную нехватку кислорода.

Все эти испытания венгерские кандидаты в космонавты выдержали с честью. О правильности выбора свидетельствует тот факт, что в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина они полностью отвечали строгим требованиям теоретической и практической подготовки. В соответствии с уже сложившимися методами подготовка их проводилась в два основных этапа. На первом этапе они усвоили необходимые для космонавтов теоретические знания, изучили конструкцию и бортовые системы космических кораблей «Союз», орбитальной станции «Салют». На втором этапе подготовки кандидаты в космонавты работали уже в составе экипажа по конкретной программе, которую придется выполнять в ходе космического полета. Эту программу выполняет каждый космонавт. В процессе этой работы с космонавтами занимаются ученые и специалисты Академии наук СССР, научно-исследовательских институтов, различных отраслей народного хозяйства. В общем и целом время подготовки занимает приблизительно полтора года. Если оценивать обычными, «земными» мерками учебных программ высших заведений, учебно-подготовительная нагрузка космонавтов в Центре подготовки космонавтов соответствует пяти-шести годам учебы в университете. Это уже само по себе говорит об интенсивности космической подготовки. В ходе этой напряженной и разносторонней работы в целях духовной, психической и физической подготовки два венгерских кандидата в космонавты с начала и до конца показали себя достойными. И вот один из них уже принял участие в величайшей пробе сил человечества XX века, в как можно более полном изучении космического пространства.

ИШТВАН БЕЛА БЕРТАЛАН
ФОТО МТИ, ЭНДРЕ ФРИДМАНА
И ЛАСЛО ПЕТРОВИЧА


Зал для практических занятий космонавтов, в котором находится тренировочное оборудование космического корабля «Союз» и орбитальной станции «Салют»