"Вестник знания" 1928 г. №19


Создание человеком искусственной луны.

Идея нашего соотечественника К. Э. Циол­ковского о межпланетных перелетах, разрабо­танная независимо от него рядом германских ученых, привлекает к себе в Германии все больше и больше сторонников. В числе выдаю­щихся германских ученых, живо интересую­щихся проблемой звездоплавания, назовем проф. Дрезденского Политехн. Ин-та Р. Мизеса, директора Геттингенской Аэродинамической ла­боратории Прандтля, знаменитого венского астро­нома Макса Вольфа и, наконец, корифея совре­менной физики — Альберта Эйнштейна. Они про­веряли спорные места математических исследований К. Э. Циолковского и нашли их безусловно правильными.

В настоящее время в звездоплавательных кругах Германии находит себе признание еще одна идея К. Э. Циолковского — о создании близ Земли искусственного ее спутника, кото­рый послужит базой и вокзалом для далеких межпланетных рейсов. Мысль эта была выска­зана нашим соотечественником еще в 1920 г., в научной повести „Вне Земли“, а затем разра­ботана в его „Исследовании мировых про­странств“ (1926 г.). Теперь к той же идее при­шли и крупнейшие представители немецкого звездоплавания.

Идея эта, при всей своей фантастичности, так естественно вытекает из современных звездопла­вательных планов, что эволюция заатмосферного транспорта едва ли сможет пройти мимо этого необходимого этапа. Вопрос ставится остро: или быть искусственному спутнику — и тогда про­блема звездоплавания разрешится сравнительно легко, или же отказаться от создания спутника — и тогда межпланетные перелеты, вероятно, оста­нутся неосуществимой мечтой.

Объясним, для чего выдвинут подобный проект. Отправление ракеты-звездолета непосредственно с Земли в дальнейший рейс, с возвращением на родную планету (даже и без высадки на другие планеты), возможно лишь при том непременном условии, что аппарат бу­дет заряжен огромным количеством горючего. Здесь дело не в абсолютном количестве: техни­чески не будет препятствий к тому, чтобы от­править в мировое пространство ракету величиною хотя бы с океанский пароход. Трудность, и притом неодолимая в том, что масса горю­чего должна быть чудовищно велика по сравнению с массой незаряженной ракеты, превышая ее в сотни paз. Построить звездолет, вес оболочки которого составлял бы всего несколько тысячных долей веса его горючего запаса — конструктивная задача, не разре­шимая теми техническими средствами, которыми мы располагаем сейчас или можем предвидеть в будущем.

Это невыгодное соотношение резко меняется к лучшему, если подъем звездолета совершается не непосредственно с Земли, а с внеземной стан­ции, со спутника, свободно обращающегося вокруг Земли хотя бы на небольшом расстоянии (но, конечно, за пределами атмосферы). Для от­правления нефтяной ракеты в полет к лунной орбите и обратно (без высадки — рекогносциро­вочный полет) непосредственно с Земли нужны: начальная скорость 11 километров в секунду и запас горючего не менее, чем в 120 раз тяже­лее незаряженной ракеты. А такой же полет с внеземной станции, кружащейся в 35 000 км от земной поверхности, может быть осуществлен, по моим расчетам, при начальной скорости (относительно станции) всего один км и при запасе горючего, составляющем менее половины веса незаряженной ракеты. Разница, как видите, огромная. Для прочих межпланетных рейсов по­лучаются сходные соотношения.

Как же мыслится создание искусственной луны? Конечно, она будет состоять не из горных пород, как естественные небесные тела. Подобно всем детищам современной техники, это будет металлическая конструкция, — ракета или, вернее соединение многих ракет, пущенных после­довательно в круговой полет около земного шара и собранных затем в одно целое. Чтобы ракета вечно кружилась вокруг Земли, нет надобности постоянно расходовать энергию, а сле­довательно, и горючее. Затрата энергии нужна лишь для первоначального импульса; дальше ракета превращается уже в небесное тело, под­чиненное законам Кеплера и Ньютона. К такому искусственному островку в мировом простран­стве будут приставать ракеты-звездолеты, пущенные с Земли; возобновив здесь запасы горю­чего, они отправятся в дальнейший путь, с лег­костью разрывая слабые оковы тяжести, привя­зывающие их теперь к покинутой Земле.

Условия существования внутри (конечно, не на поверхности) этой „звездобазы“ будут со­вершенно своеобразны, напоминая режим под­водной лодки. Однако, в отличие от подводного судна, здесь возможно использование солнечного света (сквозь стеклянные и кварцевые окна), а, следовательно, и произрастание растений и в миниатюре весь тот круговорот материи и энергии, который существует в земной природе. Полное отсутствие тяжести наложит на весь „быт“ искусственного мирка необычайный от­печаток.

Спутник-станция будет обходить кругом зем­ного шара в некоторый промежуток времени, определяемый расстоянием искусственной луны от Земли. Если станция будет устроена на рас­стоянии одного земного поперечника (13 000 км) от поверхности нашей планеты, то период обра­щения составит всего 7 часов с небольшим: спутник будет обгонять Землю в ее суточном движении, восходить на западе и закатываться на востоке. Но можно устроить спутник и на таком расстоянии, чтобы он обходил Землю ровно в одни сутки. Тогда искусственная луна будет стоять в зените одного определенного места на земном экваторе — большое удобство для меж­планетного вокзала.

Однако, если отправление с внеземной стан­ции в мировое пространство будет осуще­ствляться сравнительно легко, то зато самое со­оружение этой станции и достижение ее с Земли представит огромные трудности. Центры про­блемы звездоплавания переносятся теперь имен­но сюда. Все дело в преодолении этого этана; других значительных трудностей на пути осу­ществления межпланетных перелетов современ­ная техника не предвидит. Во всяком случае, создание внеземной станции — дело гораздо легче исполнимое, нежели отправление ракет прямо с Земли в мировое пространство с об­ратным возвращением.

Итак, проблема звездоплавания упирается в создание искусственного спутника Земли, земного вокзала и базы для небесных путешествий. Вот задача, поставленная перед астроно­мом и инженером — задача безусловно трудная, но не неодолимая.

Я. Перельман.