"Вестник знания" 1928 г. №2


Проф. Н. А. РЫНИН. Межпланетные сообщения.

1. Типы межпланетных кораблей.

Полет на солнце, луну, звезды и на другие небесные тела издавна привлекал внимание людей, и мысль отделиться от земли и унестись в межзвездное пространство, пожалуй, является столь же древней, как самое человечество. Мы можем отметить на протяжении веков сотни фантазий, заключающих в себе идею таких полетов. Однако, лишь за последние десятки лет эти идеи начали приобретать более реальный характер, опираясь на положение науки и тех­ники.

Рассмотрим в кратких чертах различные спо­собы, предложенные изобретателями, при по­мощи которых они мыслили возможным отде­литься от земли и унестись в межпланетное пространство.

1. Выстрел из пушки (проекты Жюль-Верна, Граффиньи, М. Вальера и др.). Снаряд с каютой предполагал­ся помещенным в ствол пушки или внутрь вулкана и, при помощи выстрела, должен выбрасываться вверх. Если при помощи такого способа и возможно бросить снаряд на извест­ную высоту, однако, по­местить внутри снаряда живое существо не возмож­но, так как перегрузка от чрезмерного ускорения раздавит его. Человек мо­жет безопасно переносить ускорения, превышающие земное раза в 3—4, что и имеет место, например, при полетах аэропланов или при взлете их с катапульты (см. № 24 „Вестник Знания" за 1927 г.). Кроме того, для преодоления сопротивления атмосферы и силы земного тяготения пришлось бы делать такую высокую и большую пушку, что постройка ее потребовала бы колоссальных затрат.

2. Бросание из центробежной машины (проект Граффиньи). Снаряд с каю­той предполагался укрепленным на ободе громадного колеса, которое, постепенно вращаясь вокруг неподвижной оси, развивало требуемую скорость. В известный момент снаряд должен был оторваться от колеса и унестись в мировое пространство. Однако, эта идея, правильная по существу, неосуществима в действительности, так как требуемое колесо должно быть таких больших размеров и развивать такую скорость вращения, что из сущест­вующих материалов его по­строить пока нельзя.

Рис.1

3. Радио-корабли (проект Ямато). В основу их полета положена мысль, что тела, заряженные од­ноименным электричест­вом или магнитизмом, от­талкиваются, а разноимен­ным — притягиваются. Да­лее, Ямато полагает, что Земля представляет собою громадный магнит, окру­женный зонами магнитной напряженности, распространяющейся на громад­ную высоту. Корабль Ямато должен, по желанию его пилота, заряжаться положительным и отрицательным электричеством или ма­гнетизмом и, в зависимости от этого, притягиваться или оттягиваться Землею. Приборы, в роде электрических генераторов, на­ходятся в корабле. Сила же, приводящая их в движение, должна доставляться извне или в виде лучей космической энергии (лучи Милликэна), или посылаться с Земли. В последнем случае на земле, в разных местах, устанавливаются мощ­ные радиопрожекторные станции, посылающие энергию к кораблю (черт. 1). Далее, путем вращения плоскости индукции генераторов тока в корабле, Ямато предполагает ориентироваться в пространстве, так как, по его мнению, зоны разных магнитных напряжений вокруг Земли сохраняют долго свое положение, и, зная положение плоскости индукции относительно данной зоны, можно определить и положение корабля относительно Земли. Эти идеи были высказаны Ямато еще в 1924 году 1). Подробностей проекта пока еще не опубликовано, и решение вопроса полета по этому принципу связано с вопросом вообще о передаче энергии без проводов.

1) См. книгу „В воздушном океане". Н. Рынин Изд. Транспечать. Москва.

Рис. 2. Общая схема реактивного корабля

4. Реактивные корабли. Полет та­ких кораблей осуществим по тому же принципу, по которому летают ракеты. Внутри корабля производится взрыв горючего; полученные газы вылетают через трубу (дюзу) наружу и своей отдачей (реакцией) дают силу, которая может сообщить кораблю движение в направлении, обратном движению газов. Принцип реактивного действия положен в основу проектов межпла­нетных кораблей большинством ученых и техников, разрабатывавших этот вопрос, именно, Циолковским, Эсно-Пельтри, Гаддаром,

Рис 3. Составные ракеты Годдара.
Обертом, Вальером, Гоманном, Цандером, Гансвиндтом и многими другими. Так как пока лишь этот способ признается единственным, технически осуществимым и могущим быть применимым для полета, где нет атмосферы, то мы в дальнейшем и остановимся исключительно на нем.

2. Реактивный корабль.

Общая схема реактивного корабля показана на чертеже 2. Горючие при помощи насосов по­ступает в камеру смешения (корбюратор), откуда попадает в камеру сгорания (к с.), где взрывается. Продукты взрыва в виде газов вылетают наружу через дюзу, т. е. постепенно расширяющуюся трубу. Припасы и пассажирская каюта находятся спереди. Получа­ющаяся при извержении газов реакция R и уносит корабль. Для управления служат или рули высоты (1 и 2), помещаемые в струе газа или передвигае­мые по двум взаимно-перпендикулярным направле­ниям массы (3 и 4). Существует много проек­тов реактивных межпланетных кораблей; опишем в общих чертах наиболее разработанные проекты.

Рис.4

Составные ракеты Годдара (черт. 3. a и b). Ракета состоит из ряда частей с горючим. По мере сгорания последнего, оболочка, заключавшая его, отваливается и, благодаря постепенному уменьшению массы, скорость ра­кеты возрастает. На черт, а показана ракета, составленная из многих мелких частей, а на черт. b — из нескольких крупных.

Ракета Гоманна. Каюта помещается в голове (вверху черт. 4) ракеты. Главный же объем ракеты занимает горючее, которое должно постепенно сгорать и уменьшать массу ракеты.

Рис. 5. Схема устрой­ства крылатой ракеты Цандера.

Крылатая ракета Цандера (черт. 5). Корпус корабля составляет обычная ракета. Для облегчения же взлета к ней приделаны крылья, рули, винты и шасси, как у аэроплана. При спуске можно пользоваться или полозьями, или садиться на воду. Кроме того, крылья позволяют планировать при спуске в атмосфере. Проект Цандера в общем повторяет идею французского инженера Ренэ Лорена.

Составная ракета Оберта (черт. 6). Ракета состоит из трех частей: малой, тле горю­чим служит водород; в голове ее помещается каюта с парашютом для спуска, средней, где горючим служит спирт, и наружной. Вспомога­тельный взлет происходит следующим образом: сначала работает вспомогательная ракета. По истощении ее горючего она отпадает, и начи­нает работать средняя. Затем и она отпадает, и вступает в работу малая. Наконец, при спуске, и малая отпадает, и на землю спускается лишь голова ее с парашютом.


Рис. 6. Составная ракета Оберта.

Ракета Циолковского. Константин Эдуардович Циолковский является пионером в области межпланетных кораблей, и в этой краткой статье мы не можем дать полную оценку его многочисленных работ в этой области, а лишь упомянем, что им было предложено 8 типов различных реактивных кораблей, а именно: 1-й тип — 1903 года — ракета с прямой дюзой; 2-й тип — 1914 года, — ракета с кривой дюзой; 3-й тип — 1915 года — усовершенствование типа 1-го; 4-й тип — опытная ракета 2017 года; 5-й тип — состав­ная пассажирская ракета 2017 года; 6-й тип — портативная ракета (в виде ранца); 7-й тип — лунная ракета и 8-й тип — усовершенствованный тип 3-й. Этот последний тип, как, повидимому, наиболее разработанный, и изображен на черт. 7. Корабль имеет форму наименьшего сопротивле­ния движению в атмосфере. Расположение по­мещений (справа-налево) следующие: камера для припасов, каюта пилота, помещение для пере­движной массы, помещение для горючего (жид­ких: водорода и кислорода), камера смешения и насосов, камера с аккумуляторами, запас, дюза и руль. Для наблюдения за полетом слу­жит перископ. Такой же перископ служит для светового-электрического автоматического пе­редвижения регулирующей направление полета тяжелой массы.

7. Ракета Циолковского.

Ракета Оберта-Вальера (черт. 8). В ней вместо одной центральной большой дюзы имеется ряд малых, расположенных вокруг цен­тральной части корабля. В конце хвоста расположены стабилизаторы и рули. Внутри имеются баки с горючим, каюты, приборы управления и припасы.



Не приводя дальше обзора различных теорий, относящихся к полету ракетного корабля, дадим лишь результаты подсчетов разных ученых (подробности см. в нашем сочинении „Межпла­нетные сообщения“).

Для подъема с земли и облета вокруг луны и возвращения на землю планирующим спуском без реакции газов по Гоманну потребуется вес горючего в 933 раза больше, чем полезный вес ракеты; это при скорости извержения газов 2000 m/s и ускорении взлета в 3 раза большем ускорения силы тяжести. Если же скорость газов будет 3000 m/s и ускорение в 4 раза больше земного, то масса горючего потребуется в 200 раз больше полезного груза (Оберт). Наконец, если скорость газов будет 5700 m/s и ускоре­ние в 10 раз больше земного, то масса горю­чего должна быть лишь в 9 раз больше полез­ного груза (Циолковский). Из рассмотрения результатов работ разных исследователей можно придти к следующим выводам:

Рис. 8. Ракета Оберта-Вальера.

1. Взлет ракеты с Земли для достижения больших высот вполне возможен и тем легче осуществим, чем большее ускорение ей можно дать, и чем больше будет скорость извержения газов.

2. Взлет ракеты с Земли с человеком осу­ществить гораздо труднее, не только благодаря небольшому ускорению при взлете, но и затруд­нению при спуске.

3. Спуск пассажирской ракеты на Землю при помощи обратных взрывов производить невыгодно. Придется, повидимому, производить комбинированный спуск: при достижении земной атмосферы в обратном полете описывать вокруг Земли эллипсы, постепенно переходящие в круги, благодаря замедлению вследствие торможения атмосферой, затем, с круговой орбиты перейти на планирование и, наконец, на парашютиро­вание.

4. Наклонный взлет выгоднее вертикального.

5. В общем задача межпланетных сообщений разрешима. Но для осуществления даже по­лета на луну необходимо произвести ряд опытов и исследований и затратить большие средства.

Для достижения этой задачи целесообразно было бы в будущем образовать грандиозное международное научно-исследовательское о-во (Институт Межпланетных Сообщений).

Проф. Н. А Рынин