"Вестник знания" 1930 г. №5/6


Д-р А. КЕРНЕР.

Результаты Международного конкурса по вопросам завоевания мирового пространства.

Это соревнование конструкторов изобретателей было организовано французскими крупными автомобильными и самолетными фирмами (Эсно Пельтри и Гирш, а жюри для распределения премий состояло из членов французской Академии Наук. Мы сообщаем здесь только недавно опубликованные результаты.

Напомним, что чем больше скорость истечения газа из ракеты, тем меньшее количество горючего требуется для подъема снаряда и совершения им намеченного пути. Согласно расчетов, для того, чтобы ракета могла преодолеть силу земного притяжения при скорости истечения газа в 2000 м/сек. на каждую тонну полезного веса ракеты будет приходиться 1500 т мертвой нагрузки. При увеличении скорости истечения до 2400 м /сек. величина мертвой нагрузки уменьшается до 500 т на тонну полезного веса, а при 4000 м/сек. это соотношение снизится до 24 т. При 10000 м/сек, оно уменьшится даже всего до 3 т.

Американский проф. Годдард еще в 1914 г. достиг в своей ракете скорости в 2400 м/сек, применяя как горючее гремучий газ, т. е. смесь водорода и кислорода. Теперь же, после долгих изысканий, немецкий проф. Оберт предложил увеличить в смеси количество водорода, благодаря чему получается возрастание скорости истечения газа до 4000 м/сек. Как указано выше, ракете тогда потребуется „всего" 24 т горючего на каждую тонну полезного груза для того чтобы улететь в мировое пространство. Осуществление такой ракеты находится уже в пределах современных технических возможностей, почему предложение проф. Оберта и было увенчано первым призом-премией.

При полете ракеты прежде всего придется считаться с сильным нагреванием внешней ее оболочки, вследствие трения о составные частицы атмосферы. При отлете с земли такое нагревание, благодаря постепенности нарастания скорости и постепенному же уменьшению плотности атмосферы, будет все же в относительно приемлемых пределах. Но при возвращении на землю, обратно, условия нагревания оболочки окажутся крайне неблагоприятными. Ракета в буквальном смысле слова, представится метеоритом, быстронакаляющимся до белого каления; поэтому фактически она должна была бы сгореть еще задолго до своей посадки на землю.

Простейшим способом избежать этой опасности явилось бы применение „контргаза" т. е. торможения ракеты путем выпускания навстречу своему движению новой порции двигательного газа. К сожалению это практически неприменимо, т. к. потребовало бы двойного запаса горючего. Выход из этого положения предложен инженером Гоманом основанном на том, что ракета является телом управляемым, для которого мы можем избрать наиболее подходящий путь возвращения. Таковым должно быть не кратчайший спуск по вертикали к земной поверхности, но приближение к верхним слоям атмосферы по касательной линии, после чего ракета должна описывать вокруг земного шара ряд последовательно уменьшающихся эллипсов; с каждым приближением к Земле эллипс будет пронизывать все более длинную и более плотную части атмосферы, постепенно проникая в более низкие ее слои, причем полет ракеты будет тормозиться без чрезмерного нагревания. Как показали расчеты Гомана, ракета, описав шесть таких спиральных эллипсов может предпринять уже вполне безопасную посадку. Время, затрачиваемое на эту операцию, равно приблизительно 24 часам. Инженер Гоман получил вторую премию.

В дополнение к этому способу проф. Оберт предложил перед незадолго до посадки орошать внешнюю оболочку водой. Испаряющаяся вода будет отнимать от оболочки теплоту, а образующееся вокруг ракеты облачко пара явится как бы понижающей трение смазкой.

Вопрос о размещении пассажиров внутри ракеты и об их существовании там особых затруднений повидимому не представит; даже освежение воздуха не будет сложнее, чем на обыкновенных подводных лодках. Не очень сложен будет вопрос и о поддержании внутри снаряда более или менее нормальной температуры. Очень большую заботу вызывает вероятно неизбежная для большинства живых существ, имеющих путешествовать в ракете, „болезнь мирового пространства", которая будет без сомненья гораздо неприятнее, нежели морская или воздушная болезни. Причина всех этих недугов кроется в нарушении чувства равновесия, что в мировом пространстве, где не существует ни „верха", ни ,,низа", и будет особенно чувствительно. Самый процесс исчезновения воздействия на организм силы тяготения конечно должен вызывать весьма своеобразные ощущения и даже неприятные последствия. Оригинальное, хотя и трудно осуществимое на практике, решение предложил немецкий инженер Дейч, которому жюри и присудило третью премию. Способ его заключается в замене силы тяготения центробежной силой.

В заключение можно указать, что уже по окончании описанного здесь соревнования идей и достижений, совсем недавно, профессору Лангмуйру (Langmuir) удалось получить, пока правда только в лабораторном масштабе, особое состояние водорода, при котором этот газ обладает совершенно исключительной теплотворной мощностью. Если 1 килограмм черного пороха выделяет 1420 тепловых единиц, а 1 кг. гремучего газа-3660, то килограмм нового газа дает 34000 тепловых единиц. Если последнее горючее, удастся добывать в промышленном уже масштабе и превращать его в стойкое жидкое состояние, то мы получим вещество, заключающее энергию в столь концентрированной форме, что междупланетные расстояния окажутся как бы сильно сократившимися. Полет в ракете в этом случае на Луну и обратно занял бы неполные пять суток, т. е. меньше, чем затрачивают лучшие трансатлантические пароходы для перехода из Европы в Америку. Это позволяет уже раздвигать пределы мечтаний энтузиастов междупланетных сообщений и прокладывать будущие астрокурсы по направлениям на Марс и Венеру.