вернёмся в библиотеку?
http://www.membrana.ru/ 25.02.2005
«Воздушный флот» (Москва) №9 10.3.2005

Самолету вживляют ДНК космоплана.


Rocketplane XP обещает сделать реальными полёты в космос всего за $150 тысяч (иллюстрация с сайта rocketplane.com).

Число компаний, заявляющих о намерении выйти на рынок космического туризма, растет, как на дрожжах. Фирма Rocketplane из Оклахома-Сити выделяется среди них самым оригинальным подходом — она намерена "научить" летать в космос обычный серийный самолет.

Оказывается, компания Rocketplane уже 10 лет работает над пассажирским ракетопланом. Правда, существенные инвестиции фирма получила сравнительно недавно, соответственно — широкую известность проект Rocketplane XP обрел лишь теперь. И не исключено, это будет одна из самых быстрых и в то же время оригинальных разработок в данной сфере, говорится в этой публикации на сайте membrane.ru.

Дело в том, что в качестве основы для своего космического суборбитального корабля инженеры из Оклахомы взяли серийный реактивный самолет бизнесс-класса Lear 24, в то время как потенциальные соперники по космическому бизнесу полагаются на оригинальные машины, разрабатываемые с нуля.

Lear получит новое дельтовидное крыло, новое хвостовое оперение и существенно изменит конструкцию задней части фюзеляжа (в которой разместится ракетный двигатель).

Так Rocketplane XP будет стартовать из Oklahoma Spaceport (иллюстрация с сайта rocketplane.com).

Разумеется, и система подачи воздуха в салон претерпит изменения — ведь корабль практически покинет атмосферу.

Длина четырехместного Rocketplane XP составит 13, 11 метра, сухой вес — 3, 18 тонны.

Его два турбореактивных двигателя будут использованы для взлета с аэродрома и набора первоначальной высоты.

Это еще одно преимущество идеи. Для ХР не понадобится ни самолета-разгонщика, ни каких-либо специальных стартовых сооружений или твердотопливных ускорителей.

На высоте от 5, 5 до 9, 15 километров, когда машина будет находиться в горизонтальном полете, пилот запустит ракетный двигатель, а турбореактивные будут заглушены. Ракетный двигатель для этого аппарата создан американской корпорацией Orbital Technologies (ORBITEC). Он использует керосин в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя.

Все в нем устроено просто и надежно. Это один из главных критериев авторов проекта. Тот же серийный самолет в качестве основы — не только способ сэкономить огромные средства и ускорить разработку, но повысить безопасность — за счет применения давно отработанных авиационных компонентов.

Но вернемся к полету. Максимальная тяга ракетного двигателя составит 13, 6 тонны. Ускорение достигнет 3-4 g, и ХР устремится ввысь.

На высоте 53, 3 километра (через полторы минуты разгона) двигатель выключится, и Rocketplane продолжит подъем по инерции. Его скорость в этот момент достигнет 3, 5 скоростей звука.

Максимальная высота суборбитального прыжка должна составить 100, 6 километра, что позволит пассажирам получить так называемые "крылья астронавта". Фаза невесомости продлится четыре минуты.

Приборная панель будущего космоплана (иллюстрация с сайта rocketplane.com).

При возвращении перегрузки на торможении также достигнут 3-4 g. Наконец, машина спланирует на ту же полосу, откуда и стартовала.

Скорее всего, включения авиадвигателей при этом не понадобится, но, в случае необходимости, их можно будет запустить. Весь рейс займет один час.

Полеты компания намерена выполнять из космического порта "Оклахома" (Oklahoma Spaceport), расположенного в местечке Burns Flat.

Тут, кстати, нужно упомянуть, что власти штата предоставили Rocketplane большие налоговые льготы, рассчитывая, очевидно, получать в дальнейшем дивиденды от взлета туристического бизнеса. Не только материальные, но и моральные — престиж штата, реклама...

Как видим, все больше бизнесменов и политиков убеждается, что полеты в космос (хотя бы и суборбитальные) — могут быть не просто трюком, но и прибыльным бизнесом.

Lear 24 — массовый самолёт бизнес-класса. Именно такой инженеры из Оклахомы намерены превратить в космоплан (фото с сайта dfrc.nasa.gov).

Общий поток клиентов фирмы за год может, к слову, достичь внушительной величины. Ведь всего лишь от 3 до 5 дней понадобится техникам компании, чтобы подготовить машину к повторному полету. При этом Rocketplane намерена построить два таких космоплана. Конечно, клиентов будет немало только в том случае, если будет выполнено обещание: удержать цену билета в пределах $150-160 тысяч. Работоспособная машина должна быть готова в середине 2006 года, а первые платные рейсы фирма Rocketplane планирует выполнить уже в начале 2007 года.

И тут она вступает в заочное соревнование с другим лидером новой эры. Напомним, первые коммерческие рейсы за условную границу атмосферы корабля SpaceShipTwo компании Virgin Galactic намечены также на 2007-й, или, может быть, 2008 год.

Цена билета, на первых порах, будет составлять $200-390 тысяч. Но тут нужно учесть, что SpaceShipTwo сможет "допрыгивать" до высоты 140 километров.

Между тем, Rocketplane также думает о больших высотах. Ее инженеры говорят, что тепловая защита, топливные баки и другие важные системы ХР уже сейчас рассчитаны на простую модернизацию под модель с более внушительными параметрами.

Так что создание, условно, некоего ХР 2, не потребует слишком больших инвестиций.


Lear 24, купленный для переделки, закатывают в ангар компании (фото с сайта rocketplane.com).