«Юность» 1957 г №12


Наши

интервью

ПИОНЕРЫ КОСМОНАВТИКИ

Рисунок
С. КАПЛАНА.



«Ч

етвертого октября 1957 года в Советском Союзе запущен первый в мире искусственный спутник Земли...»

«Полированный герметичный алюминиевый шар мчится над нашей планетой на высоте до 900 километров...»

«Чикаго, Каир, Бандунг, Браззавиль слышат радиопередачи советского спутника...»

«Каждые 96 минут советская беби-луна совершает полный оборот вокруг земного шара. Пятнадцать кругосветных путешествий за одни сутки...»

«Космическая скорость! Восемь километров в секунду, около 29 000 километров в час...»

«Телескопы всех обсерваторий мира наведены па советский спутник и ракету-носитель. Фантастика стала реальностью...»

«Восторг, изумление, растерянность... Равнодушных нет!..»

«Подвигом советских людей может гордиться все человечество...»

«Слава Москве, ура — советском у спутнику!..»

Если собрать все, что написано за границей о спутнике хотя бы за первую неделю его полета, это составит тысячи томов.

Обыкновенное, простое русское слово в течение трех-четырех дней стало интернациональным, переводить его на иностранные языки не было нужды. «Sputnik!» — кричали метровые аншлаги английских, американских, австралийских, канадских газет. «Sputnik!» — на чисто русском диалекте бойко произносили дикторы радиостанций Парижа, Варшавы, Берлина. Афин... Слово это вошло в разговорную речь южноафриканского горняка, шанхайской ткачихи, японского железнодорожника, норвежского моряка...

Страны и континенты, разделенные многими тысячами километров, спутник превратил в ближних соседей; изменились представления о расстоянии. В 5.00 космическая лаборатория пронеслась над Нью-Йорком, спустя четверть часа ее уже наблюдали в Ленинграде, а минутой позже алая звездочка пересекала московский небосвод. Путь от бразильской столицы Рио-де-Жанейро до нашего Архангельска спутник проходит за 27 минут. Из Москвы в Токио — 18 минут, а, скажем, от Вологды до Лондона — вовсе рукой подать: каких-нибудь 5 минут... Под спутником с поистине космической быстротой сменяются материки, полушария, времена года.

Давно ли сверхзвуковая скорость самолета — 25, даже 30 километров в минуту — казалась нам невероятной? А спутник за ту же минуту совершает скачок в 480 километров.

Подобная скорость — лишь одно из бесчисленных «чудес» новой эры — эры космонавтики, открывшейся 4 октября 1957 года. Навеки войдет в историю этот день — дата одной из величайших побед человеческого разума.

Многие годы труда огромного, сплоченного, организованного коллектива советских ученых, рабочих, инженеров, годы борьбы, отважных поисков и решений вели к победе. Математики, физики, химики, астрономы, металлурги стояли у колыбели первенца космонавтики.

Четвертую неделю спутник продолжал свой стремительный полет, когда я встретился с доктором технических наук, профессором Юрием Александровичем Победоносцевым, обещавшим рассказать читателям «Юности» о завоевании космоса.

— Наши представления о межпланетных путешествиях, о космонавтике складывались по фантастической литературе, — сказал я профессору Победоносцеву. — Не так-то просто из привычного мира фантастики сразу шагнуть в реальную действительность наших дней, в мир спутника!

— Пожалуй, в этом смысле наша молодежь оказалась более подготовленной, чем люди старшего возраста, — заметил Юрий Александрович. — Не только студенты, но и школьники, подростки склонны к научно-популярной литературе. Все, что связано с завоеванием космоса, увлекает юность. Конечно, они не представляли себе препятствий, которые надо было преодолеть для запуска первого спутника, не знали, когда произойдет это событие, но внутренне находились в ожидании эры космонавтики.

— Вы упомянули о препятствиях. Какие основные трудности встретились при создании спутника?

— Их очень много, второстепенных проблем не было, каждая требовала упорства, опытов, самоотверженности в полном смысле этого слова. Читатели «Юности», конечно, знают о ракетных исследованиях, которые предшествовали запуску спутника. С помощью ракет ученые приобрели новые знания о стратосфере. Но полет ракеты длится лишь несколько минут, и наука получает сведения только об ограниченном районе, где велось исследование.

Другое дело — спутник, своего рода автоматическая высотная лаборатория длительного действия, пролетающая почти над всеми областями земного шара. Чтобы исследовать верхние слои атмосферы и точно передавать на Землю собираемые сведения, лаборатория эта должна обладать аппаратурой и радиосвязью, надежно работающими в особых условиях космического полета. Вся эта техника весит немало. Надо было создать аппаратуру не только точную, но и легкую, портативную.

До недавнего времени американские ученые высказывали мнение, что запуск спутника даже без каких-либо приборов будет серьезным достижением; одни только оптические и радиотехнические наблюдения за движением высотного летающего маяка многое дадут науке. Американские исследователи проектировали спутник весом 9 — 10 килограммов; при таком весе на долю аппаратуры остается очень мало.

Первая в мире космическая лаборатория, построенная советскими людьми, весит _ 83,6 килограмма, ее диаметр — 58 сантиметров; внутри размещены различные аппараты и два радиопередатчика большой мощности. В течение трех недель они обеспечивали достоверную передачу на Землю собранной научной информации.

Вы слышали сигналы радиопередатчиков космической лаборатории? Вероятно, они показались вам однообразными? В действительности характер передач был различен, в сигналах содержались определенные понятия; они представляли собой как бы радиотелеграммы — «телеграфные посылки». Установленные на спутнике чувствительные элементы изменяли частоты этих посылок, соотношения между продолжительностью и паузами. На Земле радиосигналы регистрировались и расшифровывались. Так ученые получали сведения о процессах, наблюдаемых спутником.

— Спутник доставила на его орбиту баллистическая ракета?

— Да, одна из тех баллистических ракет, об успешных испытаниях которых сообщали газеты и радио незадолго до запуска спутника.

— Всему миру известно, что наш гениальный соотечественник Циолковский теоретически доказал возможность создания аппарата для полетов за пределами земной атмосферы, — продолжал Юрий Александрович. — Позднее, уже в советское время, ученый выдвинул идею составной, многоступенчатой ракеты; не единичная ракета, а именно такой «космический поезд» способен развить скорость 8 — 11 километров в секунду. Еще в годы первых пятилеток коллективы советских исследователей воодушевленно работали над проблемами физики и техники реактивного движения.

Вспомните это замечательное время, годы создания отечественной автомобильной и авиационной промышленности. Как мы отставали тогда от Западной Европы и Америки! На двадцать пять, на тридцать лет раньше нас начали там строить автомобили и самолеты. Что говорить, даже фотоаппараты, простейшие бинокли, велосипеды наша страна покупала за границей... Какой путь пройден советским народом! Прогресс нашей Родины, ее науки, техники, культуры отразился в создании искусственного спутника Земли. Это как бы сгусток технических новшеств современности.

— Как же развивалась наша реактивная техника? — спросил я.

— Намного опередив зарубежных ученых, советские исследователи еще в начале тридцатых годов испытывали ракетные двигатели на стендах, а в 1933 году запустили первую ракету конструкции М. К. Тихонравова — для метеорологических исследований. В дни Отечественной войны ракетной техникой вооружилась наша армия, — кто не помнит знаменитых «Катюш»!.. С тех пор советское ракетостроение ушло далеко вперед. И это не только плоды труда непосредственных создателей баллистических ракет, но победа всего нашего народа.

Техника совершенствуется, она не терпит застоя. Пройдут годы — и современная баллистическая ракета, уносящая в космос искусственное астрономическое тело, станет столь же обыденной, как, скажем, рейсовый реактивный самолет. Но история науки и техники сохранит страницы героической борьбы творцов первых баллистических ракет. Волнующие страницы!.. Опыты, удачи, мучительные сомнения, взлеты, радость открытия, горестное сознание ошибок, счастливые находки и все новые и новые проблемы — словно звенья нескончаемой цепи. Малейшая, самая ничтожная ошибка грозит провалом!..

Очень просто произнести либо написать: «Доставить спутник на его орбиту»... Требовалось создать прочную и в то же время легкую конструкцию ракеты, мощные и очень легкие двигатели, способные развивать тягу в десятки и сотни тонн в течение длительного времени. А какая требуется высокая точность и в скорости и в направлении движения ракеты! Сложнейшая радиоэлектронная автоматика, управляющая ее запуском и полетом, должна действовать с безукоризненной точностью. Скорость исчисляется тысячами метров в секунду, но достаточно ошибиться на какие-нибудь десятки метров или отклониться от заданного курса на один лишь градус, — и срыв дела неизбежен: ракета не выйдет на орбиту.

Когда ракета-носитель вместе со спутником развила заранее установленную скорость — около 8 километров в секунду, — они разделились, и два созданных человеком астрономических тела начали стремительно двигаться вокруг Земли. Они совершают свободный полет в почти безвоздушном пространстве без какого-либо горючего.

— Сколько продлится этот полет, Юрий Александрович?

— Сопротивление атмосферы на больших высотах ничтожно. По-видимому, очень не скоро спутник снизится до плотных слоев, где корпус из алюминиевых сплавов не выдержит перегрева, вызванного стремительным движением, и сгорит. Возможно, полет продлится многие недели. У нашего первенца, вероятно, появятся братья, и в космосе будет путешествовать дружная семья советских искусственных спутников...

— Что сулит науке наш пионер космонавтики, какие научные наблюдения и исследования будут проводиться с помощью искусственных спутников Земли?

— Уже первенец принес науке очень много, но еще большего можно ожидать от будущих спутников. Они позволят довольно обстоятельно ознакомиться с поверхностью других планет, — ответил профессор. — С Земли при наблюдениях в телескоп увеличение более чем в 900 раз обычно не применяется: атмосферные помехи искажают наблюдаемое. А представьте себе, что на спутнике, за пределами атмосферы, установлен телескоп с увеличением в 10 тысяч раз. Можно будет рассмотреть на Луне предметы, имеющие в поперечнике лишь 12 метров, а на Марсе — детали поверхности размером около полутора километров.

— Значит, происхождение марсианских каналов?..

— Да, да, эти гипотетические каналы и природа неведомой поверхности Меркурия, поверхность Венеры, окутанной своеобразным газовым покрывалом, поверхность планет-гигантов Юпитера и Сатурна — все это будет обследовано со спутников. А если при помощи рентгеновых лучей заснять из космической лаборатории Солнце, на фотографии оно явится совсем необычным. То, что сейчас представляется нам солнечным диском, вероятно, окажется лишь сердцевиной огромного пушистого шара, покрытого яркими и мигающими пятнами, а основным источником света окажется невидимая обычно солнечная корона. Астрономы не только выяснят природу гигантских бурь, возникающих периодически на Солнце, но и научатся предсказывать их появление.

Астрофизики, быть может, смогут открыть тайну сверхгорячих и взрывающихся звезд, определить состав атмосферы других планет и решить волнующую человечество проблему: возможна ли там жизнь?

Все проблемы, которыми займутся астрофизики, не перечислить, но о некоторых надо упомянуть. Прежде всего, это — познание природы сверхтяжелых ядер космического излучения. Какие элементы содержат облака газа и пыли в космосе? Не это ли первичная материя, из которой образуются звездные миры?..

Большие замыслы у метеорологов. По крайней мере несколько раз в сутки спутник будет производить фотоснимки всей облачности над поверхностью Земли, сможет достоверно показать состояние льдов в Арктическом бассейне и в водах Антарктики. Создание метеостанции за пределами земной атмосферы позволит значительно точнее предсказывать погоду.

Спутники принесут новые сведения о форме и внутреннем строении Земли... Пожалуй, вы спросите: как это возможно, удаляясь от Земли, больше узнать об ее внутреннем строении?! Однако точную форму нашей планеты можно определить именно на некотором отдалении от нее.

Действительно ли в высоких слоях атмосферы температура превышает + 1 000 градусов? Почему компас на больших высотах работает неправильно? Где «ключ» к решению загадки земного магнетизма? Ответить на эти и многие другие вопросы помогут космические лаборатории и обсерватории. Искусственные спутники действительно проложат путь к межпланетным сообщениям.

— Считаете ли вы возможными полеты на Луну, на планеты солнечной системы в ближайшее десятилетие?

— Безусловно! — убежденно сказал профессор. — Напомню слова Циолковского: «Верю, что многие из вас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия». Почти четверть века назад было высказано это пророчество, и оно сбывается. То, что делают советские исследователи, работающие в этой области, быстро приближает нас к осуществлению самой дерзновенной мечты человечества. Есть достаточно обоснованные проекты научного завоевания космоса, полетов на Луну, на планеты солнечной системы... Все это — дело разума и рук человеческих.

А сколько новых проблем! — продолжал Юрий Александрович. — Чтобы межпланетный корабль ушел в космическое путешествие, мало даже огромной скорости спутника — 8 километров в секунду. Для космического корабля необходима скорость в полтора — два раза большая...

Помните, я перечислял представителей различных отраслей науки, которые в тесном содружестве, как это возможно только в социалистической стране, работают над проблемами космонавтики. К этому научному содружеству давно уже присоединились биологи. Знаете вы об опытах с животными, об исследованиях поведения живого организма во время полета на ракете до высоты 200 километров?

Изучалось поведение собак, обезьян, мышей. Автоматический киноаппарат снимал, как ведут себя животные в кабине, приборы отмечали их пульс, дыхание, кровяное давление. Вернувшись на Землю, животные обычно чувствовали себя превосходно. Однако за пределами атмосферы они находились недолго. А как отразится на живом организме длительный космический полет? Способно ли живое существо перенести продолжительное пребывание в космическом пространстве? Только опыты позволят дать окончательный ответ...

При полетах в космосе возникает совершенно необычное для человека физическое явление — потеря веса. Спутник может обогатить науку ценными сведениями о поведении животных в состоянии невесомости, в мире без тяжести... Придет время, и обо всем мы узнаем...

— Как говорится, поживем — увидим?

— Обязательно увидим!

И действительно увидели. Гораздо раньше, чем можно было ожидать!..

Шла пятая неделя удивительного путешествия первенца космонавтики, и вот в заатмосферном пространстве появился его собрат — второй искусственный спутник Земли. Это историческое событие свершилось третьего ноября — накануне 40-летия Великого Октября.

С советской земли стремительно поднялся ввысь составной «космический поезд». Его последняя ступень стала ракетой-носителем, в которой советские ученые и конструкторы установили много разнообразной исследовательской и измерительной аппаратуры, радиопередатчики, источники электроэнергии и, наконец, герметическую кабину с первым космическим путешественником — собакой Лайкой. Весь этот «полезный груз», размещенный в ракете, весит 508,3 килограмма — вшестеро больше, чем первый спутник, и, по крайней мере, в полсотни раз больше запроектированного в США.

Со скоростью около восьми километров в секунду последняя ступень составной ракеты начала двигаться вокруг нашей планеты, превратившись в ее спутника. Поднимаясь на высоту до 1 700 километров, эта подлинно космическая лаборатория на протяжении полной недели, изо дня в день, регулярно в установленные сроки передавала на Землю многочисленные сведения о неведомых науке процессах и явлениях...

Я снова встретился с профессором Победоносцевым, и он коротко рассказал об устройстве и оборудовании второго спутника:

— В передней части этой ракеты, позади защитного конуса, который был сброшен после выведения спутника на орбиту, расположены приборы для исследования излучений Солнца. Далее установлен сферический контейнер, изготовленный из алюминиевых сплавов; там находятся радиопередатчики и другая аппаратура, источники электропитания, оборудование для регулирования температуры, чувствительные элементы, регистрирующие изменения температуры, давления и другие процессы. Из алюминиевых сплавов сделана также герметическая кабина, в которой подопытная собака Лайка отправилась в космическое путешествие.

Наши ученые получили ценнейшую и обширную информацию; впервые исследовательская аппаратура длительное время работала в самых верхних слоях атмосферы.

Исследование коротковолновых излучений Солнца очень важно для науки, однако до запуска второго спутника длительные измерения солнечной радиации были невозможны. Земная атмосфера полностью поглощает ультрафиолетовое излучение и пропускает лишь незначительную часть солнечного спектра. Это свойство земной атмосферы защищает живые организмы от губительного коротковолнового излучения и в то же время не позволяет всесторонне изучить солнечный свет — источник жизни на Земле. Специальная аппаратура второго спутника дала возможность систематически проводить недоступные прежде длительные измерения за пределами земной атмосферы. С помощью телеметрической системы результаты исследований передавались особыми сигналами на Землю.

Исследование космических лучей — другая важная проблема, интересующая науку. По своим свойствам космические частицы сходны с внутриядерными: двигаясь с колоссальными скоростями, они обладают огромной энергией. Аппаратура для исследования космического излучения, как и все другое оборудование спутника, работала нормально и четко. Получены новые сведения о природе элементарных частиц, о мире атома.

— А что дал опыт с первым путешественником в космосе — собакой Лайкой?

— Об этом расспросите наших биологов, медиков, — ответил Юрий Александрович.

Как же был подготовлен этот эксперимент? Что он дал науке?

— Давно уже советские ученые рисовали себе будущие этапы завоевания высоких слоев атмосферы и венец его — межпланетные полеты, — сказал мне действительный член Академии медицинских наук профессор Петр Кузьмич Анохин.

Результаты медико-биологических исследований в высоких слоях атмосферы позволят создать безопасные условия для космического полета человека.

Мы знаем, что живое существо способно выдержать так называемый динамический удар при запуске составной ракеты и длительное воздействие нарастающей скорости при выходе спутника на орбиту. Эксперимент с Лайкой убедительно доказал это. Конечно, понадобилась продолжительная тренировка животного. Физиологи хорошо подготовили его к опыту. Собака постепенно приучалась к действию перегрузок, возникающих во время ракетного полета. Лайка привыкла неделями находиться в герметической кабине, довольствуясь очень маленькими размерами своего жилища. Ее не стесняли ни особая одежда, ни портативные приборы, укрепленные на теле. Приборы эти, называемые датчиками и связанные с телеметрической системой, приносили сведения о самочувствии Лайки. На протяжении всего эксперимента оно оставалось удовлетворительным, хотя животное в течение нескольких суток пребывало в состоянии невесомости.

Советские ученые овладели методами медико-биологических исследований в космосе. Созданы очень легкие и портативные приборы. Будущие опыты принесут еще более обширные результаты.

— Представляется день, — продолжал профессор Анохин, — когда из репродукторов мы услышим взволнованный голос первого космонавта. Он расскажет о своем состоянии, о том, что видит, наблюдает. В этом первом сообщении космического пилота будет ключ к решению проблемы межпланетных сообщении.

За несколько недель наука узнала о высоких слоях атмосферы, о космосе больше, чем за всю историю человечества.

Л. ХВАТ