В |
В наш век, век удивительных изобретений и открытий, все реже и реже приходится говорить: «нельзя!», «невозможно!» Казалось бы, что может быть невероятнее машины времени, что может быть фантастичнее путешествия в будущее, на столетия вперед? Однако такая возможность существует. Огромная скорость, близкая к световой, — вот средство решения задачи.
Ракетный корабль, мчащийся вдогонку за светом, — вот машина времени. Ведь время — понятие относительное. Пока скорости невелики, оно и на ракете и на Земле будет течь одинаково. Правда, ничтожная разница в его ходе появится уже и тогда. Например, на искусственном спутнике Земли, летящем со скоростью 8 км в секунду, часы отстали бы всего на тысячные доли секунды за несколько недель. В этом теперь нетрудно убедиться, поместив на спутнике точные часы. У нас есть приборы, позволяющие измерить даже стомиллиардную долю секунды! По существу, «предок» машины времени уже в нашем распоряжении. Чем быстрее полетит ракета, тем медленнее будет идти на ней время. И когда мы создадим звездолет, пролетающий одну-две сотни тысяч километров в секунду, тогда свершится «чудо». Для людей, оставшихся на Земле, пройдут десятилетия, а для путешественников — только годы. Вернувшись обратно, они увидят своих потомков.
Такой прыжок во времени совершил герой рассказа В. Савченко «Навстречу звездам». Отправившись на ракете, он двигался с огромной скоростью, и время для него пошло иначе. Вернувшись на Землю, он застал своих современников постаревшими, а сам остался молодым. На первый взгляд это может показаться чудом. Но чудес не бывает на свете. Наукой давно уже установлена неизбежность такого «парадокса времени». Сверхточные часы на спутнике дадут еще более убедительную опытную проверку.
Далекие перспективы космических полетов! Межзвездные перелеты — дело XXI, а может быть, и следующих веков. Создать корабль, который мог бы состязаться в скорости со светом, необычайно трудно. Вот почему над созданием межзвездных кораблей ученые задумываются уже сейчас.
Путешествие в космос — заветная мечта человечества. И вряд ли на какую-нибудь другую тему придумано столько сказок, сложено столько легендарных историй, написано больше фантастических произведений. Жюль Верн, Герберт Уэллс, Алексей Толстой в своих романах описали путешествие на Луну и на Марс, Александр Беляев, В. Владко, польский писатель Станислав Лем — на Венеру. Герои других фантастических романов побывали на Меркурии и на спутниках гигантских планет, на астероидах и даже пронеслись вместе с кометой вокруг Солнца. Фантазия писателя сделала возможными самые различные способы путешествий в межзвездных пространствах.
Кому неизвестна знаменитая «Колумбиада» Жюля Верна? Она была отлита прямо в Земле, и взрыв чудовищной силы послал снаряд с тремя смельчаками к Луне. Польский романист Г. Жулавский отправил своих героев путешествовать в снаряде-вагоне, который вылетел из пневматической пушки, действующей сжатым воздухом. Французы Ж. Фор и де Граффиньи воспользовались искусственным, вызванным взрывом, извержением вулкана: кратер послужил жерлом пушки — снаряд ринулся на Луну.
В пушечном снаряде человек, конечно, полететь не может: огромное ускорение расплющит пассажиров в лепешку в момент выстрела. Ничто не спасет их от неминуемой гибели. Но идея послать снаряд в мировое пространство с помощью пушки не так уж фантастична. Правда, пришлось бы прибегнуть к помощи электричества. Снаряд, разгоняемый электромагнитным полем гигантских катушек соленоидов, мог бы развить космическую скорость. Приборы и груз выдержали бы большое ускорение: ведь выносит же радиолокационный взрыватель в снаряде перегрузку, превышающую его вес в 20 тысяч раз. И соленоидная пушка могла бы выстреливать снаряды, поддерживая грузовое сообщение между Землей и внеземной станцией — искусственной Луной. Эту идею выдвинул Ю. К. Кондратюк.
Не менее «Колумбиады» известен и «кэворит» Уэллса. — вещество, не подвластное силам тяготения. Как заманчиво получить такое вещество и как просто было бы тогда путешествовать по вселенной! Человек приоткрыл оконную шторку и, повинуясь притяжению небесных тел, полетел куда угодно. С помощью подобных средств пытались преодолеть тяготение и другие романисты: они находили вещества и лучи, нейтрализующие силу тяжести. Еще недавно казалось, что тяготение такое же неотъемлемое свойство материи, как масса или движение. Уничтожить, преодолеть тяготение невозможно, как невозможно создать вечный двигатель. Но если перелистать последние номера журналов, мы увидим интересные гипотезы... о невесомых летательных аппаратах. Природа тяготения остается для нас еще загадкой. Но ученые упорно ищут пути раскрытия тайны. Появились новые предположения — об элементарных частицах, «порциях» тяготения, или гравитонах, которые испускаются всеми телами. Естественно, родились и предположения, как защититься от потока гравитонов. Конечно, сообщения о якобы разработанных гравипланах — невесомых самолетах — и межпланетных кораблях пока что фантастика. Некоторые ученые предполагают, что в основе управления тяготением должна лежать его связь с магнетизмом. Впрочем, сейчас определенно утверждать можно лишь одно: наука уже стоит на пути к победе над тяжестью, на пути к управлению этой самой непокорной силой природы.
![]() Сирано де Бержерак летит к Солнцу на орлах. |
Чем еще можно воспользоваться, чтобы вырваться из плена Земли? Внимание романистов привлекло Солнце. Солнечные лучи оказывают давление на все тела. Сила лучевого давления ничтожно мала, но если устроить громадное зеркало, быть может, оно заставит двигаться корабль? Герои романа Б. Красногорского «По волнам эфира» на таком корабле уже побывали близ Луны. Точный расчет разрушает эту идею: слишком мало давление света, слишком большое нужно зеркало, чтобы поднять корабль. Но это не значит, что когда-нибудь свет не поможет космическим кораблям двигаться со скоростью, близкой к скорости света. Про Солнце нельзя забывать, говоря и о ближайшем будущем астронавтики. Воспользоваться его даровой энергией смогут межпланетные корабли, когда они выберутся за атмосферу Земли. Тепло и свет солнечных лучей дадут электрический ток в батареях полупроводниковых термо— или фотоэлементов. С их помощью космические корабли получат энергию, которой хватит для самых дальних перелетов в нашей солнечной системе. Каким же будет этот корабль?
![]() — Что это — Земля? — Нет, она будет дальше! (Карикатура начала XX века.) |
С тех пор как наука нашла подлинный корабль вселенной — ракету, романистам уже нет нужды выдумывать разнообразные способы межпланетных путешествий. В архив сданы метательные машины, разгон по круговому рельсовому пути, гигантские орудия и не открытые еще могущественные лучи и вещества. В романах прочно утвердился ракетный корабль.
На ракетных кораблях путешествовали герои научно-фантастической повести К Э. Циолковского «Вне Земли».
В ней К. Э. Циолковский описал огромную составную пассажирскую «ракету 2017 года». Покинув Землю, ракета превратилась в спутника планеты и стала маленьким небесным телом. Люди в скафандрах создали оранжерею, наладили круговорот веществ, в миниатюре подобный земному. С круговой орбиты путешественники отправились затем на маленькой ракетке на Луну, высадились там, а затем, снова приблизившись к Земле, расширили свое поселение в космосе, оборудовав большую постоянную станцию. На подобном же корабле путешествуюти герои романа А. Беляева «Прыжок в ничто». Они также задумали поселиться в мировом пространстве, и только авария оранжереи заставила их совершить посадку на «утренней звезде» — Венере. На этой загадочной планете они увидели как бы далекое прошлое Земли: доисторические растения, животных и даже человекообразные существа...
Однако, заговорив о том, что может встретиться межпланетным путешественникам, мы зайдем очень далеко. Ведь авторы «межпланетных» романов нашего времени могут фантазировать еще о многом... И вот мы читаем о пластмассовых облаках и почве Венеры, об огненном царстве на Меркурии, о необыкновенных обитателях близких и далеких планет, об остатках исчезнувших когда-то культур...
Открылась новая эпоха. Начало ее возвестили первые советские искусственные спутники Земли. Сейчас о полете автоматической ракеты вокруг Луны говорят как о деле очень недалеких дней. Внеземная станция в окрестностях Земли, лунный перелет, экспедиция на Марс — все это перестает быть фантастикой еще на наших глазах. И тогда писателям придется перенести действие своих романов в иные звездные миры, на планеты других звездных систем.
![]() | ![]() |