«Юный техник», 1959 г., №9 , стр. 63-65
Б. ЛЯПУНОВ

На рисунках к фантастическим романам о будущем можно нередко увидеть «обжитое» небо. Огромные воздушные корабли самых необычайных форм перевозят сотни и даже тысячи пассажиров. Маленькие и юркие воздушные мотоциклетки садятся прямо на крыши домов, останавливаются у балконов, взлетают с улиц и городских площадей. В воздухе становится тесно. И уже на «перекрестке» повис вертолет с регулировщиком-светофором... Это вполне понятно: воздушный транспорт — самый быстрый, самый удобный, а в будущем он обещает стать и универсальным не только для дальних, но и для ближних рейсов. А как же будут путешествовать по суше и воде? Какие нерешенные проблемы транспорта уже решили фантасты?

Обтекаемый вагон сверхскоростного экспресса мчится по земле чуть ли не с быстротой самолета. Это обычная картина романов о будущем. Особенного в этом, пожалуй, ничего нет. Уже давно достигнуты огромные скорости у поездов и автомобилей. Последний автомобильный рекорд около 700 км в час. Французский электровоз установил рекорд — 341 км в час. То был короткий пробег, не более. Обычные рельсы не выдержали бы столь большой скорости. Чтобы затормозить этот поезд, мчащийся как пассажирский поршневой самолет, пришлось открыть окна, так как не хватило обычных тормозов. Однако и такой опыт показал, к чему может привести борьба за скорость на рельсах.

Фантастический экспресс из романа А. Беляева «Звезда КЭЦ» не имеет колес, нет на дороге и рельсов. Вагон движется по ровному, приподнятому над землей полотну. Чтобы он не сходил с дороги, вдоль его стенок, внизу, имеются выступы. Моторы накачивают под днище вагона воздух, и он приподнимается, опираясь на тончайшую воздушную подушку. Вырываясь назад, тот же воздух толкает вагон вперед. Безрельсовый поезд Беляева мог с разбегу перепрыгивать через реку и овраги, не нуждаясь в мостах.

Идею реактивного вагона предложил К. Э. Циолковский в двадцатых годах. А в 1955 году студент Геннадий Туркин испытывал на Клязьминском водохранилище первый летающий автомобиль. Так еще одно давнее изобретение начало входить в жизнь.


Изобретатели предлагали много различных сверхскоростных поездов. Листая страницы старых журналов и книг, мы встречаем самые удивительные виды транспорта. Шаропоезд, однорельсовый вагон с воздушным винтом, автомобиль-сфера с двойным корпусом, где наружный катится по земле, а внутренний неподвижен, электромагнитные дороги... Всего не перечесть.

Человека давно привлекала заманчивая возможность использовать то, что предоставляет ему природа.

На пороге XX века, в 1901 году. А. Родных написал фантастический роман «Самокатная подземная железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой». Тоннель прорыт по хорде окружности, соединяющей оба города на поверхности земли. Сила тяжести должна была бы двигать поезд. Роман был тогда не окончен, а идея не осуществлена и до сих пор. Но коротенькая газетная заметка теперь снова напоминает о ней: ведутся опыты над гравибусами — автомобилями без мотора. По специально построенным дорогам, правда наземным, они могут двигаться, пользуясь даровой силой тяготения.

Писатель С. Григорьев в фантастической повести «Новая страна» рассказал о путешествии в вагоне соленоидной дороги.

...Захлопывается дверца вагона-снаряда. Включен ток, и по безвоздушному тоннелю вагон устремляется вперед, не касаясь ни стенок, ни пола. Его мчат электромагнитные силы, рожденные катушкой огромного соленоида. Как только движущая сила начинает иссякать, вступает в действие вторая, за нею третья и следующие катушки. Они проталкивают вагончик через весь тоннель и притом во много раз быстрее, чем на любой другой дороге.

Сейчас электромагнитный транспорт оказался бы довольно дорогим и нерентабельным. Но со временем, когда будет много дешевой электроэнергии, к идее соленоидной дороги, возможно, еще вернутся. Для нее., быть может, найдется и такое применение, о котором мечтал русский изобретатель Ю. В. Кондратюк. Электромагнитная пушка смогла бы забросить снаряды на внеземную станцию и послужить для грузового сообщения с ней.

Достигнуть огромных скоростей в безвоздушном тоннеле можно было бы и другим путем. Ракета — таков этот путь. Чем быстрее движение, тем выгоднее ее применять. И. А. Казанцев в романе «Арктический мост» описывает ракетный межконтинентальный поезд. Советские и американские инженеры соорудили подо льдом плавающий тоннель. «Мост дружбы», соединивший два континента. В этой герметически закрытой трубе ракетный вагон мог развивать скорость свыше тысячи километров в час.

* * *

Г. Адамов в романе «Изгнание владыки» нарисовал картину плавания на корабле, которому не страшна суровая Арктика. Немногим больше десяти лет прошло с тех пор, как вышел роман. И вот уже первый в мире атомоход «Ленин» готов в далекий рейс по Великому Северному морскому пути. Он сможет целый год не заходить в порты за горючим. В этом плавающем городе будет все, что нужно для жизни и работы большого коллектива моряков и ученых, даже собственная авиация — вертолет для ледовой разведки. Мощные струи воды под давлением станут крошить толщу льда. Чем не эпизод из фантастического романа? А ведь «Ленин» — детище уже начавшейся семилетки.

Взломать лед, пробить в нем свободную дорогу — так поступает ледокол. Уйти вглубь, пройти подо льдом, не тратя энергии на борьбу с ледяным панцирем. — такова задача подводной лодки, путешествующей в полярных областях. Еще Жюль Верн отправил свой «Наутилус» в подледный рейс. Попытку — не в романе, а наяву — доплыть до полюса на подводной лодке сделал Г. Вилькинс в двадцатых годах. Но. видимо, только атомной лодке суждено осуществить подобное начинание. Мы верим, что когда-нибудь грузовые и пассажирские подводные корабли будут бороздить океаны. Наша «Северянка» — разведчица глубин — недавно успешно завершила поход в Северном море.

Говоря о морском транспорте, нельзя, конечно, не вспомнить «Плавающий город» Жюля Верна. Чудо техники, «Миллиард-сити», город миллиардеров на воде... Фантазия писателя создала в нем все удобства, какие могли пожелать его герои, — от сверхкомфортабельных кают до телефона и типографии. Тем, что казалось тогда необычайным, не удивишь теперь пассажира современного океанского судна. Не хватает, правда. внутрикорабельного транспорта и улиц с домами, какие придумал Жюль Верн на своем гиганте. Но лифты, бассейны для плавания, зимние сады, рестораны, кинотеатры и многое другое, бесспорно, восполняют пробел.

Фантазия современных инженеров идет еще дальше. Они проектируют огромные плавающие аэродромы в океане для трансатлантических воздушных кораблей, показывают нам плавающие санатории, настоящие движущиеся острова. Мощные двигатели направляют их туда, куда захотят пассажиры, где стоит хорошая погода, где можно лечиться и отдыхать. На верхней палубе, прикрытой прозрачной пластмассовой крышей, — купальные бассейны и цветущие сады. На открытых верандах — солярии. Здесь пассажиры наслаждаются лучшим лекарством — солнцем и соленым морским ветерком.

Планета наша исхожена, изъезжена, облетана вдоль и поперек. На ней почти не осталось «белых пятен». Покорены самые высокие горные вершины. Достигнуто, хотя и не в самых глубоких местах. океанское дно. Обжиты Арктика и Антарктида. Но все же еще многое скрыто за этим словом «почти». Не говоря уже обо всем «голубом континенте» — Мировом океане, остаются еще неисследованными обширные пространства тропических лесов.

Как ни странно звучат эти слова, но в наш век со всей его могущественной техникой нет нет да и открывают еще затерянные миры и неведомые племена. Техника поможет проникнуть в недоступные, заповедные уголки. Для этого понадобится вездеход. «Паровой дом» Жюля Верна — его прообраз. На вездеходах путешествовали герои и других фантастических произведений.

Первобытный лес, где никогда не ступала человеческая нога... Слышится рокот мотора. Стальной жук опускается у подножия скалы и складывает крылья. Из открытого люка выходит человек. Он осматривается вокруг, выбирает путь, и «жук» ползет по земле на широких гусеницах. Впереди озеро, машина погружается в волны, а потом снова выбирается на берег, чтобы ехать или лететь... Так М. Ильин описал вездеход в своем очерке.

У нас есть автомобили и тракторы-амфибии и целое семейство всевозможных машин которым не нужны благоустроенные дороги. Можно сказать что вездеход уже создан. И если его обеспечат легким мощным двигателем — энергией на весь долгий путь, приспособят для путешествий в сумраке тропического леса, среди болот и в непроходимых чащах — исчезнут последние «белые пятна» на карте Земли.