Инженер В. ТАРАН
В детстве я увлекался изготовлением разнообразных технических и художественных миниатюр. С возрастом мое увлечение не прошло, а, наоборот, окрепло. Уже будучи взрослым и работая в аэрофотолаборатории, я начал создавать пробные модели приспособлений для автоматической передачи грузов с одного вида транспорта на другой. У меня набралось много разнообразных перегружающих устройств, над совершенствованием которых я в свободное время продолжаю работать.
Например, в настоящее время я нашел более ста разных вариантов устройств для автоматической разгрузки, поворота в вертикальное положение и запуска действующих моделей и игрушечных ракет. Свои пробные модели я делаю не только из дерева и алюминия, но и из тонкой фольги, плотной бумаги, проволоки, целлулоида. Сегодня мне хочется познакомить вас, юные ракетчики, с описанием одной разновидности стартовых приспособлений.
Для загрузки модели здесь используется энергия движущейся без остановки платформы-ракетовоза через неподвижное стартовое приспособление. На рисунке вы видите такое приспособление для миниатюрных ракет. Но вы можете сделать его более крупным и использовать на соревнованиях. Возможно, вы построите специальные укрытия для участников соревнований, и они, не выходя оттуда, будут управлять перевозкой ракет к стартовым устройствам.
Пользуясь только одной подобной установкой, вы сможете за одну минуту запустить десятки моделей с поезда из нескольких платформ с ракетами. Если 8 апреля 1962 года на соревнованиях юных ракетчиков Подмосковья на станции Силикатная для запуска 170 моделей потребовалось около 5 час. (там модель запускалась через 2 мин.), то с предлагаемого стартового приспособления можно запускать модели ракет даже разных размеров, непрерывно через каждые 5-10 сек. Если на соревнованиях у вас будет 5-10 таких стартовых приспособлений, то на запуск 200 моделей вам потребуется всего 5-10 мин. И пусть вас не смущает, что в этом случае потребуется больше судей и секундомеров. 40-50 секундомеров вы сможете заменить самодельными электронными счетчиками времени, которые будут отмечать на магнитной или бумажной ленте моменты запуска двигателя, отрыв ракеты от копиров, радиосигналы каждой ракеты о ее высоте и времени приземления.
Принцип работы предлагаемого приспособления понятен из приложенных рисунков. Как только крылья ракеты войдут в копирные щели стартового устройства — ракета, передвигаемая движущейся платформой вперед, начнет скользить хвостовыми крыльями и в изогнутых щелях повернется в вертикальное положение, а хвостовой упор платформы приподнимет ее вверх. Пружинные фиксаторы щелей удержат модель на копирах. Вместо пружинного фиксатора можно использовать сжимающие с двух противоположных сторон ракету направляющие щели или электромагниты, включаемые на непродолжительное время. Можно опустить ракету вниз по продолжению вертикальных щелей, где она устанавливается на землю либо опускается в стартовую трубу.
Для поворота ракеты в вертикальное положение и для установки ее на стартовое основание, кроме щелевых бикопиров, могут быть использованы монокопиры, Т-образные направляющие, системы из трех, четырех и более копиров или электромагнитные секционированные платы. Верхняя часть направляющих щелей может быть винтообразно изогнутой для придания вращения запускаемым ракетам. На установленную в вертикальное положение ракету сверху может опускаться стартовая труба, совпадающая в поперечном сечении с поперечным сечением ракеты и закрываемая снизу электромагнитной заслонкой. Или ракеты могут вводиться в неподвижную стартовую трубу, одна из стенок которой может шарнирно поворачиваться, закрывать сбоку и снизу вдвинутую в трубу ракету. Кроме дополнительных зарядов горючей смеси, предварительно укладываемых в основание трубы, используются секционированные соленоиды, находящиеся вокруг стенок дюралевых труб или вокруг вертикальных направляющих для ускорения стартующих ракет, изготовленные из чередующихся вдоль корпуса ракеты магнитных и немагнитных участков. Как видите, способы могут быть самые различные.
Для зажигания горючей смеси двигателя на стартовом устройстве около сопла модели может находиться искровая свеча, наподобие автомобильной, или два шарика, накапливающие электрические заряды. На рисунке под соплом ракеты вы видите бикфордов шнур. Он загорается от искры. Можно воспользоваться бензиновой зажигалкой, колесико которой вращается от электромоторчика. Или в корпус ракеты вставить капсюль, по которому будет ударять боек затвора (электромагнита), прикрепленного к одному из копиров или расположенного под ракетой. Съезжая со стартового устройства, платформа, перевозившая ракету, замыкает контакты включения запальника двигателя. Очень просто и быстро можно поджечь горючую смесь, протянув через нее поперек ракеты тонкую проволоку, сгорающую при напряжении около 5 в. Когда крылья стабилизатора коснутся контактов, проволочка в ракете моментально перегорит и порох вспыхнет.
Если хотите сделать игрушку для малышей, то вместо запалов вдоль вертикальных щелей натяните резину и закрепите ее у вершин вертикальных направляющих, подобно рогатке. Для запуска игрушечной ракеты применима и винтообразная пружина, устанавливаемая под ракетой или в ее корпусе. Когда платформа, перевозившая модель, съезжает со стартового приспособления, автоматически отключается фиксатор, освобождающий сжатые или растянутые пружины, и ракеты взлетают.
Интересно сделать подобные устройства плавающими — на поплавках — для запуска моделей ракет с судов; на лыжах — ракетовозы для снега.