«Знания-сила» 1959 №9


В ПЕРВЫЕ СЕКУНДЫ ПОЛЕТА

«Дорогая редакция, я читал, что защита астронавта в первые секунды полета является сложной задачей. Но почему нельзя поместить летчика в ванну, наполненную жидкостью с удельным весом, равным весу тела? Мне кажется, что в такой ванне летчик безболезненно сможет переносить очень большие перегрузки».

Вот что сообщил нам по поводу этого проекта Б. В. Ляпунов.

Идея помещения человека в жидкость соответствующей плотности была впервые высказана К. Э. Циолковским. Она использована в фантастическом фильме «Космический рейс» (1935 г.), который консультировался Циолковским. Пассажиры ракеты при взлете, одетые в специальные костюмы, находились в ваннах; Константин Эдуардович писал также в своих работах о возможности сделать подобную ванну в виде футляра по форме человеческого тела.

Однако вследствие неоднородной плотности тела осуществить на практике эту идею оказалось невозможным, и она была использована авиационной медициной в несколько измененном варианте. В нижнюю часть противоперегрузочного костюма пневматического типа подается воздух, который, плотно прилегая к телу, препятствует оттоку крови от головы, сердца и других органов к ногам. Поэтому противоперегрузочный костюм ослабляет вредное действие больших перегрузок.

Подробнее об этом костюме можно прочесть в книге профессора Платонова «Человек в полете».

СТАРТ НЕВОЗМОЖЕН, ПОЛЕТ ОСУЩЕСТВИМ

«Возможен ли старт межпланетной ракеты с помощью электромагнитного двигателя, работающего по принципу соленоида?» — спрашивает читатель Ю. Н. Трофимов из Пинска.

Помещаем ответ инженера А. С. Шибанова.

Магнитные и электрические поля могут взаимодействовать только с ионизированными газами. Для получения больших сил взаимодействия необходима высокая степень ионизации газа. В выхлопных газах обычных ракетных двигателей за счет высокой температуры происходит некоторая ионизация атомов и молекул, но очень незначительная. Поэтому с помощью магнитных полей в комбинации с существующими ракетными двигателями на химическом топливе нельзя создать достаточно мощный стартовый двигатель.

Но существуют проекты таких ракетных двигателей, в которых предполагается использовать почти полностью ионизированное в специальном устройстве газообразное рабочее вещество. Это вещество будет ускоряться при помощи электро-магнитных полей и из него будет образовываться высокоскоростная реактивная струя. Эти двигатели называются ионными ракетными двигателями. Естественно, что ввиду высокой степени ионизации рабочего вещества ракеты сила взаимодействия электромагнитных полей с ионизированным газом здесь уже намного больше. Но, к сожалению, в настоящее время не существует средств для создания достаточно больших потоков ионизированных газов. Поэтому сила тяги возможных при данном уровне развития техники ионных ракетныхдвигателей будет очень незначительной и по предварительным подсчетам не превысит даже одного килограмма. А для старта космической ракеты с Земли необходим ракетный двигатель с силой тяги в несколько сотен тонн.

Несмотря на это, ионные двигатели смогут быть использованы при полетах в безвоздушном космическом пространстве, где отсутствуют силы земного притяжения и сопротивления окружающей среды.

Таким образом, электромагнитные двигатели вряд ли найдут себе применение в качестве стартовых двигателей; для этой цели более пригодными являются обычные химические ракетные двигатели на высококалорийном топливе или ракетные двигатели на атомной энергии.