Многотиражная газета «За новую технику» РКК «Энергия»
№ 25 (3236) от 30 июня 2006 г.

РУЛЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ "СЕМЕРКИ"

Борис Александрович Соколов, доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, премии правительства Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, директор программы "Энергетические установки"

Чем дальше относит нас быстротекущая Лета от событий начала интенсивных работ по ракетной технике — от 13 мая 1946 года, когда Сталиным было подписано Постановление СМ СССР, положившее начало отечественной ракетно-космической промышленности, тем все ярче высвечивается роль и значение С.П.Королёва.
Уходят из памяти имена министров, руководителей, начальников, генералов, но все более очевидно, что имя Королёва навсегда войдет в историю человеческой цивилизации.
И вот уже в августе этого года исполнится 60 лет со дня создания теперь уже легендарного ОКБ-1, а в январе 2007 г. — 100 лет со дня рождения Сергея Павловича Королёва.
Созданное ОКБ-1 под руководством 40-летнего Королёва приступило к работам по баллистическим ракетам, использующим экологически чистые компоненты топлива — кислород и углеводородное горючее.
Первым шагом было освоение созданной в Германии ракеты Y-2, в которой были использованы трофейные материалы. В октябре 1948 г. осуществлен первый успешный запуск ракеты Р-1 на дальность полета 270 км. Началась интенсивная работа по совершенствованию этой ракеты. И в октябре 1950 г. прошел запуск первой ракеты Р-2 на дальность 590 км. В апреле 1953 г. — первый успешный запуск ракеты Р-5 уже на дальность полета 1200 км. На этом возможности дальнейшей модернизации этой ракеты были исчерпаны.
Вот он, рулевой двигатель для ракеты-носителя Р-7
Фото из архива автора
Это было время развязывания «холодной» войны против Советского Союза. Президент США Трумэн рассматривал возможность нанесения атомных ударов по двадцати городам СССР.
Перед ОКБ-1 была поставлена задача — создать межконтинентальную ракету, способную нести атомную бомбу. Началась напряженная работа по созданию совершенно новой, не имеющей аналогов ракеты. Это была ракета Р-7, знаменитая «семерка».
Одним из основных решений, обеспечивающих создание ракеты Р-7, были новые двигатели, разработку которых принял на себя основоположник ракетного двигателестроения Валентин Петрович Глушко. Однако при ее разработке возникла новая задача — создание органов управления ракетой. На ракете Фау-2 и ее модернизациях в качестве органов управления использовались графитовые газовые рули, стоящие в потоке истекающих из сопла двигателя продуктов сгорания. Для Р-7 со значительно более мощными двигателями, работающими не на спирте, а на керосине, это решение не годилось.
Разработчики проекта предложили использовать в качестве органов управления поворотные управляющие двигатели с тягой 1,5 — 2,0 т.с., которые создавали бы необходимые управляющие моменты, не приводя практически к потере удельного импульса всей двигательной установки.
Однако это впервые предложенное в ракетной технике решение натолкнулось на категорический отказ В.П.Глушко создать поворотные кислородно-керосиновые двигатели, работающие совместно с основными двигателями от общего ТНА. «Создать такие двигатели невозможно», — таков был его вердикт.
В этой ситуации ярко проявился стиль работы С.П.Королёва — умение находить выход в «безвыходной» ситуации, огромный талант организатора и железная воля руководителя.
Чтобы объяснить сегодня какое было принято решение тогда, необходимо вернуться в 1946 год.
На основании Постановления СМ СССР от 13 мая 1946 г. в НИИ-1 Минавиапрома (бывшем довоенном РНИИ) была организована лаборатория по изучению жидкостных ракетных двигателей. В составе лаборатории был создан отдел по исследованию камер сгорания и в частности — кислородных камер сгорания. Отдел возглавил 27-летний Михаил Васильевич Мельников, перешедший в НИИ-1 из ОКБ А.М.Исаева. Отдел был укомплектован молодыми специалистами по жидкостным ракетным двигателям первого выпуска МАИ.
Активная работа отдела М.В.Мельникова позволила определить основные принципы организации рабочего процесса в камере сгорания ЖРД и создать работающие образцы кислородно-керосиновых камер сгорания с тягой 1 т.с.
С.П.Королёв и его первый заместитель В.П.Мишин были в курсе работ НИИ-1 и внимательно за ними следили. В марте 1952 г. решением Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР по представлению С.П.Королёва группа специалистов в составе М.В.Мельникова, И.И.Райкова, Б.А.Соколова, Г.Г.Головинцовой, Л.М.Поляковой. С.В.Романова была переведена из НИИ-1 в ОКБ-1.
Был образован отдел под руководством М.В.Мельникова, куда вошли также П.Ф.Шульгин, П.А.Ершов и другие специалисты, которые занимались испытаниями газовых рулей в факеле небольших камер сгорания.
В начале 1953 г. Сергей Павлович собрал специалистов отдела, объяснил ситуацию и поставил задачу — создать своими силами управляющие двигатели для ракет Р-7. Еще не было КБ, не было производства и испытательных стендов. Но здесь проявились организаторская хватка С.П.Королёва, четкое руководство В.П.Мишина и энтузиазм молодежи.
Для разработки проектно-конструкторской документации на рулевой двигатель отдел был укомплектован в 1954 году группой молодых специалистов из МАИ и МВТУ, которые на многие годы стали основными разработчиками двигателей в нашей организации. Среди них — А.Н.Аверков, В.Г.Борздыко, М.М.Викторов, Ю.Ф.Гавриков, В.Н.Емельянов, Г.В.Костылев, В.С.Овчинников, Ю.К.Семенов. Возглавил проектно-конструкторский сектор 30-летний Б.А.Соколов.
В глубине территории НИИ-88 (ныне ЦНИИМаш) началось строительство испытательного стенда. Ежемесячно Королёв приезжал и контролировал работы по созданию стенда. Несколько раз приезжал Д.Ф.Устинов. 24 марта 1955 г. (через 2 года!) на новом стенде прозвучал первый гудок, возвещающий о начале испытаний. Руководство созданием стенда и проведением испытаний осуществлял заместитель начальника отдела 35-летний И.И.Райков. Состав испытателей был укомплектован как молодыми специалистами, среди которых были С.Г.Ударов, А.А.Морозов, Г.И.Брыков, так и ветеранами Великой Отечественной войны, среди которых — Е.В.Боголюбова, А.А.Морозов, А.С.Шелемин. Огневую бригаду механиков-испытателей возглавил бывший боцман крейсера Н.М.Синицын, бригаду кислородной стороны — И.Т.Умрихин, бригаду стороны горючего — Г.И.Наседкин. Ныне в РКК «Энергия» продолжают нести вахту создателей двигателей сыновья первых испытателей: А.В.Бутрин, А.И.Мельников, Д.Н.Синицын, В.И.Умрихин.
На заводе имени М.И. Калинина (ныне ЗАО «ЗЭМ») изготовлением рулевых двигателей стал заниматься цех 5 (ныне цех 405), начальником которого был назначен молодой выпускник МАИ В.Д.Вачнадзе.
В течение 1953-54гг., пока шло строительство стенда, были организованы предварительные испытания. На озере Селигер есть остров Городомля. Там немецкие специалисты, вывезенные из Германии, создали стенд для экспериментальных работ. На этом стенде под руководством наших специалистов и проводились предварительные испытания.
Прошло 3 года после принятия решения о создании в ОКБ-1 рулевых двигателей. 15 мая 1957 года с космодрома Байконур был произведен первый запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. А 4 октября 1957 года этой ракетой был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Затем в космос ушли второй, третий искусственные спутники Земли.
На всех этих ракетах, что выводили их на орбиту, стояли рулевые двигатели, созданные в ОКБ-1. В дальнейшем ОКБ В.П.Глушко ввело рулевые двигатели в состав основных двигателей ракеты Р-7.
Они и стали основными органами управления на всех отечественных ракетах.
Подтвердилась старая истина о том, как создаются новые решения. Есть корифеи, которые знают, что Это сделать невозможно, есть молодые, которые не знают, что Это сделать невозможно, они берут и делают Это.
За создание рулевых двигателей для ракеты Р-7 основные разработчики были награждены государственными наградами.
На основе руководимого М.В.Мишиным и М.В.Мельниковым отдела в ОКБ-1 развился коллектив двигателистов. Ему поручались задания, за которые в то время не брались другие опытные конструкторские бюро. Но это уже тема для другого рассказа.