«Земля и Вселенная» 2002 №6, с. 54-60
Вернер фон Браун (к 90-летию со дня рождения) |
Вернер фон Браун — один из пионеров ракетостроения и мировой астронавтики, выдающийся конструктор ракетно-космической техники, создатель первых в мире баллистических ракет, руководитель лунных экспедиций по программе "Аполлон" и разработки семейства самых мощных в мире ракет-носителей "Сатурн", активный участник американской космической программы.
Вернер Магнус Максимилиан фон Браун (Wernher von Braun) родился 23 марта 1912 г. в г. Вирзице прусской провинции Позен (Германия) в семье крупного немецкого политического и финансового деятеля. Отец — барон Магнус фон Браун, бывший заместитель рейхсканцлера, председатель правительства Восточной Пруссии и директор Рейхсбанка — долго оставался влиятельным лицом в общественной жизни Германии. До школы воспитанием Вернера занималась в основном мать, баронесса Эмми, урожденная фон Квисторн. После переезда в Берлин 10-летнего Вернера отдают во Французскую гимназию, где он стал... второгодником, выказав скромные познания в физике и математике. Зато прослыл оригиналом, занимаясь только тем, что его интересовало. 12-летний "изобретатель" сконструировал "автомобиль-ракету", оснастив ящик от фруктов на колесиках фейерверочными шашками. В 1925 г., после очередного заключения в полицейском участке за запуск "летающей тары", его переводят в учебное заведение с более строгими порядками — интернат Германа Литца в графстве Эттерсбург под Веймаром. Однажды Вернер натолкнулся в журнале по астрономии на рекламу книги Г. Оберта "Дороги к космическому путешествию" ("Wege zur Raumschiffahrt", 1929 г.). Мечта о полетах в космическом пространстве заставила юношу зубрить математику столько, сколько требовалось для понимания этой книги. Тогда же он возглавил группу одноклассников для постройки обсерватории, сердцем которой стал телескоп, подаренный фрау Эмми.
![]() Вернер фон Браун (1912-1977). |
В 1927 г. в Германии образовалось Общество межпланетных сообщений (VfR). О нем Вернер узнал на демонстрации ракетного автомобиля М. Валье в 1928 г. Этим же временем датируется и юношеская рукопись Вернера "Лунетта" — проект орбитальной космической станции. В 1928-29 гг. он посещает собрания VfR и переписывается с основателем общества В. Леем. В апреле 1930 г. Браун поступает в Берлинский технический институт. До начала учебного семестра устраивается практикантом на паровозный завод Борзига. Летом 1929 г. в Берлин приезжает Г. Оберт (Земля и Вселенная, 1995, № 5), чтобы консультировать на съемках фантастического фильма Ф. Ланга "Женщина на Луне" ("Frau im Mond"). Для рекламы фильма Г. Оберт должен был сделать настоящую ракету, но не успел к премьере. В павильоне киностудии "Ufa" работал и 17-летний Вернер.
Весной 1930 г. Берлинский химико-технический государственный институт предлагает VfR и Г. Оберту свои цех и средства, чтобы доработать и запатентовать его модель камеры сгорания ЖРД. Вернер фон Браун встречается с Г. Обертом, в результате их встречи Вернер был рекомендован экскурсоводом на первую ракетную выставку VfR в Берлине. Все свободное время Вернер и известные ракетчики К. Ридель и Р. Небель занимаются в мастерских Института камерой ЖРД — "конусной форсункой" Г. Оберта.
В сентябре 1930 г. веселая компания на двух автомобилях и телеге привезла в Райникендорф (пригород Берлина) кучу странных вещей. Молодые люди втащили в помещение заброшенной армейской казармы сигарообразный предмет, а на въездные ворота приколотили полутораметровую металлическую модель космического корабля из реквизита фильма "Женщина на Луне". Так открыли знаменитый Ракетодром VfR (Raketenflugplatz). Его история (1930-34 гг.) совпадает с учебой Вернера: семестр в Берлинском техническом институте (1930 г.), три семестра в Цюрихском техническом институте (1931-32 гг.) и три семестра в Берлинском университете (1933-34 гг.).
Созданием ракетного оружия занялись начальник Отдела боеприпасов и баллистики Армейской инспекции вооружений (AWB) полковник К. Беккер и преподаватель Берлинского технического института, руководитель разработок жидкостно-реактивных снарядов капитан В. Дорнбергер. Первые пять лет (1927-32 гг.) AWB изучала возможность применения "ракетной идеи" в артиллерии и финансировала уже существующие проекты. В 1932 г. Беккер и Дорнбергер решили пригласить на экспериментальную станцию в Куммерсдорф (полигон на юге Берлина) немецких специалистов по ракетной технике: М. Валье и В. Риделя ("Opel-Heylandt"), И. Винклера ("Junkers"), Р. Небеля и К. Риделя (VfR).
К октябрю 1932 г. финансовые перспективы Ракетодрома были плачевны. Вернер фон Браун добивался личной аудиенции у К. Беккера. В результате инвестирование возобновили, а молодому человеку рекомендовали продолжать работу над диссертацией в Берлине, — университете Фридриха-Вильгельма, совмещая ее с работой в Управлении вооружений. 1 октября 1932 г. Брауна включили в группу анализа технической (ракетной) документации.
В 1934 г. Вернер фон Браун — докторант Берлинского университета, по совместительству — руководитель опытной площадки "Куммерсдорф — Запад" с небольшой лабораторией и "стипендией" исследователя. К концу 1934 г. группа Брауна под руководством В. Дорнбергера уже испытывает ЖРД двух ракет (Aggregat): "А-1" и "А-2" с весом 150 кг и тягой 300 кгс. К 1935 г. команда Брауна выросла до 80 человек и регулярно проводила статические испытания ЖРД с тягой от 1.0 до 1.5 тс. При испытаниях случались и взрывы. Требовалось более безопасное место для ракетного полигона. Отец Вернера посоветовал перевести его в устье реки Пеене вблизи рыбацкой деревеньки Пеенемюнде на острове Узедом в Балтийском море, где еще его дед охотился на уток.
![]() Рудольф Небель и Вернер фон Браун (справа) с ракетами "Мирак" на Ракетодроме под Берлином. 1930г. |
1935-36 гг. — "золотой век" для Люфтваффе (ВВС Германии), в Третьем Рейхе тогда не было более богатого ведомства. А так как оно тесно взаимодействовало с армией в разработке самолетов с ракетным двигателем и нуждалось в услугах ракетчиков, Вернер фон Браун и К. Беккер использовали сотрудничество "контор". "Крылатые" фонды резко продвинули строительство нового центра. Кроме летного поля, стендов и цехов Люфтваффе ("Пеенемюнде-Запад") на острове быстро росли и сооружения для производства, испытания и запуска боевых ракет.
В 1937 г. Браун назначен техническим (гражданским) директором Центра развития ракет "Куммерсдорф-Пеенемюнде-Восток", В. Дорнбергер стал его военным шефом. В 1936-38 гг. создавались и испытывались ракеты "Агрегат-3 и -5". В марте 1939 г. Гитлер присутствовал на испытательных запусках, но не заинтересовался тем, что увидел, и в феврале 1940 г. были закрыты все разработки оружия, которые не могли дойти до стадии производства в течение года.
Несмотря на прохладное отношение верхушки Рейха к ракетостроению, Рейхсвер продолжал крупномасштабные работы по ракетной программе в Пеенемюнде. Более 2.5 года ушло у команды Брауна на создание первой в мире баллистической ракеты "А-4" ("V-2"), способной нести 1 т полезной нагрузки на расстояние до 300 км. 3 октября 1942 г. состоялся ее первый успешный старт. В тот же день, на официальном праздновании, В. Дорнбергер сказал: "Мы вторглись в космос нашей ракетой и впервые доказали, что ракетная тяга годится для космического путешествия... но, пока продолжается война, нашей главной задачей может быть только быстрое совершенствование ракеты как оружия". Руководителем разработки "А-4" в 1943 г. назначен генерал-майор В. Дорнбергер, начальник военно-испытательной станции в Пеенемюнде.
В середине 1943 г. в связи с ухудшением положения немецких войск на фронтах Гитлер проявил интерес к проектам принципиально нового оружия. Министр вооружений А. Шпеер 7 июля 1943 г. организовывает визит в "Ставку" представителей Пеенемюнде. Фюрер был потрясен молодостью и умом Вернера фон Брауна и приказал: считать Пеенемюнде самым важным объектом. В 1944 г. началось производство "V-2" ("Фау-2") на подземном заводе Миттельверк в горах Гарца, руководил проектом генерал СС Каммлер.
Какое-то время шеф СС тщетно оказывал давление на Рейхсвер и В. Дорнбергера, чтобы получить контроль над ракетной программой. Г. Гиммлер предлагает Брауну перейти в его ведомство, но получает категорический отказ. Брауна немедленно арестовали (22 марта 1944 г.) по указанию руководителя гестапо. В обвинении звучало: "...фон Браун и его сотрудники скептически отзывались о ходе войны и ставили мечты о космическом полете выше развития "А-4" как оружия Рейха". И еще: "...фон Браун готовит бегство в Англию, на личном Мессершмитте-тайфун..." Ракетчики томились в тюрьмах, несмотря на поручительство за них В. Дорнбергера, до тех пор, пока А. Шпеер не добился их освобождения.
Возможно, что над Вернером фон Брауном в тот момент нависла более серьезная угроза, чем желание Г. Гиммлера прибрать Пеенемюнде к рукам. В окружении Гитлера были специалисты, понимавшие, к чему приведет "ракетная афера". Сегодня очевидно, что военный результат ракет "А-4" на европейском театре войны был почти нулевым. Ракетная программа нанесла военно-промышленному потенциалу Рейха существенный урон, что невольно сделало Брауна нашим "союзником": на Восточный фронт не были переброшены тысячи дополнительных самолетов и танков. Обвинение Брауна в деятельности против Рейха сослужило ему после окончания войны добрую службу, но в 1944 г. деваться было некуда, и 8 сентября 1944 г. первая ракета "А-4" полетела на Лондон. Всего было изготовлено около 4300 ракет "Фау-2", из них на Лондон запущено более 1300 и 1600 — на Антверпен. Существенного ущерба "А-4" не принесла, население больше пострадало от налетов авиации.
В отличие от "А-4" ряд проектов немцам вообще не удалось реализовать. Наиболее интересны из них: подводный старт "А-4" — "Лафференц" (спасательный жилет) и двухступенчатая межконтинентальная ракета "А-9/10" с дальностью полета 5000 км (!), крылатый прототип верхней ступени которой ("А-9") -"A-4b" "Wasserfall) — прошел испытания в 1944-45 гг. В конце января 1945 г. к Пеенемюнде приближалась Советская Армия. Русских немцы боялись, "своих" — тоже: прошел слух, что Г. Гиммлер приказал ликвидировать специалистов ракетной техники. Команда ракетчиков во главе с Брауном и Дорнбергером тайно перебирается на юг Германии, где 2 мая 1945 г. сдается американским войскам. Некоторое время она находилась под стражей, а затем с ракетами, деталями к ним и документацией была переправлена в Форт Блисс (шт. Техас), недалеко от полигона Уайт Сэндз (шт. Нью Мексико) для испытаний ракет. Там и была заложена основа ракетной программы США.
В 1945-50 гг. команда Брауна знакомит американских специалистов с ракетной техникой, запуская ракеты "А-4" ("V-2"). Ракетчикам-профессионалам было мучительно собирать уже устаревшие "А-4" вместо того, чтобы создавать что-то новое. А в СССР в это время конструкторы изучали их ракеты и двигались дальше. Ракетчики отказались продлить контракты, потребовав изменения условий своего содержания и воссоединения с семьями.
На полигоне Уайт Сэндз уже запускались ракеты с приборами для изучения верхних слоев атмосферы, солнечной радиации и космоса, реализовывались проекты "Гермес" и "Бампер" ("V-2" "WAC Corporal"). В 1947-48 гг. Вернер фон Браун написал свою первую книгу — "Марс-проект", в который разработал детали полета на Марс, изложил последовательность этапов проведения экспедиции; согласно им через 17 лет астронавты достигли Луны по программе "Аполлон" ("Apollo").
1 апреля 1950 г. Брауна назначают техническим директором Отделения оперативных разработок дальних управляемых ракет Арсенала Редстоун. Со своей командой он перебирается на новое место — в г. Хантсвилл (шт. Алабама). Здесь он построил самый мощный в США научно-производственный комплекс для разработки многоступенчатых ракет-носителей. В 1952-53 гг. коллектив, состоящий из 130 немецких ракетчиков и 800 американских рабочих и сотрудников Арсенала Редстоун, создает боевую баллистическую ракету "Редстоун" ("Redstone" SSM-A-5) с дальностью полета 370 км. В 1955 г. в Арсенале работают уже 2 тысячи человек, начальники всех 30 отделов — немцы, которые в этом году получили гражданство США. С 1956 г. Вернер фон Браун — директор Отделения оперативных разработок военного агентства баллистических снарядов (АВМА). В том же году модифицированная ракета "Редстоун" ("Юпитер-С") достигает дальности полета 5311 км. В 1955-57 гг. создается новая боевая ракета "Юпитер" с дальностью полета 2780 км. Несмотря на неоднократные просьбы Брауна позволить ему запустить спутник, США упускают свой шанс, пропуская вперед СССР. В 1958-60 гг. под руководством Брауна создана боевая ракета "Першинг" (модификация "Редстоуна").
![]() Вернер фон Браун в бункере на мысе Канаверал у перископа во время первого испытательного запуска РН "Сатурн-1". 1961 г. |
31 января 1958 г. ценой невероятных усилий состоялся запуск первого американского спутника "Эксплорер-1" ("Explorer-1") с помощью РН "Юпитер-С" ("Jupiter-C"). В 1960 г. коллектив Брауна перешел в ведомство NASA. Вернера фон Брауна назначают директором только что образованного Космического Центра им. Дж. Маршала (MSFC). Уже после орбитального полета Ю.А. Гагарина, 5 мая 1961 г., состоялся первый полет астронавта США А. Шеппарда (лишь по баллистической траектории полета в КК "Меркурий" с помощью той же РН "Юпитер-С"). 25 мая 1961 г. незадолго до успешного запуска (27 октября 1961 г.) новой ракеты-носителя "Сатурн-1" ("Saturn-l") конструкции Брауна президент США Д. Кеннеди объявляет новую национальную задачу: "Американцы должны первыми достичь Луны". Исключительная роль в осуществлении лунной пилотируемой программы принадлежала Вернеру фон Брауну. В 1961 г. Британское межпланетное общество наградило Брауна Золотой медалью "За выдающиеся достижения в развитии ракетной техники".
1961-62 гг. — "золотые" в истории ракетной техники. В это время американские ученые изучили бесчисленное количество разных вариантов экспедиции на Луну — от посадки на нее без возвращения до создания лунной базы. И наиболее реальным был, как всегда, проект команды Брауна — "Горизонт", осуществляемый шестью одновременными запусками РН "Сатурн-2" ("Saturn-ll") для сборки лунного пилотируемого комплекса на орбите Земли. В США понимали, что СССР попробует опередить их, пережитые поражения в "космической гонке" были сильнее финансового риска. Вернеру фон Брауну поручают создать ракету-носитель сверхтяжелого класса, способную отправить миссию на Луну одним запуском.
Перед первым запуском РН "Сатурн-5" с беспилотным КК "Аполлон-4" на космодроме Канаверал. Конструкторы В. фон Браун, К. Дебус и заместитель главного администратора NASA P. Сименс. 1967г.
В 1963-69 гг. расцвел конструкторский и организаторский талант Брауна. Из бесчисленных вариантов лунной РН он остановился на проекте "Сатурн-5" ("Saturn-V"). И по сей день профессиональные ракетчики удивляются оптимальности этого идеального образца инженерно-конструкторской мысли. Вернеру фон Брауну принадлежит абсолютный инженерный рекорд: надежность его ракет-носителей семейства "Сатурн" достигала 100%. Будучи директором MSFC и главным конструктором РН "Сатурн-5", он входил в Совет управления программы "Аполлон". Напомним некоторые этапы этой программы: 9 ноября 1967 г. — первый успешный запуск РН "Сатурн-5", 21 декабря 1968 г.— "Сатурн-5" отправил на орбиту Луны КК "Аполлон-8" с экипажем, 16 июля 1969 г. — с помощью "Сатурн-5" на Луну ступили астронавты КК "Аполлон-11". На самый главный запуск своей жизни — КК "Аполлон-11" — Вернер фон Браун приглашает учителя Г. Оберта. Программа "Аполлон" вошла в историю как лучший пример творческого коллективного труда инженеров, ученых, рабочих на благо всего человечества. Шесть экспедиций на Луну ("Аполлон-11, -12, -14-17") продемонстрировали возможности США, и в этом главная роль принадлежит команде Брауна (Земля и Вселенная, 1969, №№ 1, 6; 1970, № 4; 1971, № 6; 1972, № 2; 1973, №№1,5; 1989, №5).
Заслуги Вернера фон Брауна высоко оценены. За научно-технические достижения в 1964-77 гг. он был награжден медалью США, медалями NASA ("За выдающееся руководство" и двумя "За отличную службу"), медалью С. Лэнгли Смитсонианского института, Федеральным крестом Достоинства (ФРГ) и другими.
Еще во время продолжения рискованных полетов астронавтов на Луну (1970-72 гг.) новая администрация США и вымотанные десятилетним напряжением руководители NASA думали о том, как их прекратить. В 1970 г. Брауна переводят на должность заместителя главного администратора NASA по перспективным космическим программам в штаб-квартиру в Вашингтоне. Здесь он еще наивно верит, что США не свернут пилотируемые межпланетные исследования, но от него уже шарахаются как от "динозавра". А в 1972 г. президент Р. Никсон отказывается рассматривать предложения по экспедиции на Марс и объявляет финансирование программы "Спейс Шаттл". Браун уходит из NASA в вице-президенты коммерческой фирмы "Фаирчилд Индастриес" (г. Джемэнтаун), к своему давнему другу по работе, охоте и рыбалке Э. Улю. В 1973 г. переносит операцию по поводу рака. В 1974 г. он работает над проектом спутника, а свободное время отдает полетам на планере. По просьбе NASA в 1974 г. Браун занимает пост первого президента только что организованного Национального космического института. В конце года переносит вторую операцию. В мае 1976 г. проходит курс лечения в больнице, а в декабре уходит с работы.
Незадолго до смерти его навещает астронавт Н. Армстронг — первый землянин, ступивший на Луну. 16 июня 1977 г Вернер фон Браун скончался в окружении семьи и старых друзей в своем доме в г. Александрия (шт. Вирджиния). В последний путь, вместе с родными и близкими, его проводил экипаж "Аполлон-11", чьи следы на Луне, по прогнозам ученых, не сотрутся несколько миллионов лет. Они останутся там как памятник эпохе Брауна, когда, возможно, не будет уже и человечества на Земле...
А.Е.Марков