«Земля и Вселенная» 2003 №2, с. 79-91

Досье любознательных

Таблица запусков космических аппаратов в 2001

В 2001 г. состоялось 60 запусков (из них 2 аварийных и 3 частично удачных) с 90 КА, в том числе при авариях 3 спутника утрачено и 4 выведено на нерасчетные орбиты. Космические аппараты принадлежали 15 странам (США — 44, РФ — 29, Япония — 4, Индия — 2, Англия, Италия, КНР, Люксембург, Марокко, Пакистан, Турция, Украина, Франция, ФРГ и Швеция — по 1) и международным организациям (ESA, "Eutelsat" и "Intelsat"). Запуски производились ракетами-носителями США, России, международной организации "Arianespace", КНР, Индии и Японии. Стартовали РН с космодромов: Байконур (РФ, 16 запусков), Канаверал (США, 16), Куру (ESA, 8), Плесецк (РФ, 6), Ванденберг (ВВС США, 5), Шрихарикота (Индия, 2), морская платформа "Одиссей" ("Морской старт", 2), Кодьяк (США, 1), Свободный (РФ, 1), Танэгасима (Япония, 1), Цзюцюань (КНР, 1) и из атомной подводной лодки "Борисоглебск", расположенной в акватории Баренцева моря (РФ, 1).

Россия опередила США по количеству стартов. Осуществлено 26 запусков ракет-носителей, из них один аварийный: КА не отделился от ракеты "Волна". Запущено 37 ИСЗ, из которых 8 иностранного производства (США — 4, по одному — Люксембург, Марокко, Пакистан и Швеция). Начала работу на орбите солнечная обсерватория "Коронас-Ф". В рамках строительства Международной космической станции (МКС) запущено 2 ПКК — "Союз ТМ-32 и -33", стыковочный отсек "Пирс" для выходов космонавтов в открытый космос и 5 транспортных грузовых кораблей — "Прогресс М-44, -45", "Прогресс M1-5-7".

В США состоялось 22 запуска РН (из них 1 аварийный) с 44 космическими аппаратами (в том числе французский спутник). Впервые с коммерческого полигона на острове Кодьяк на Аляске успешно стартовала РН "Афи-на-1". В результате аварии РН "Taurus" потеряно 4 ИСЗ. Выполнено 6 экспедиций пилотируемых кораблей "Спейс Шаттл" к МКС.

Третье место по количеству запусков занимает международный западноевропейский консорциум "Arianespace" (включает 48 организаций из 14 европейских стран) -состоялось 8 успешных запусков РН "Ariane", в том числе 2 новых носителей тяжелого класса "Ariane-5" (второй запуск неудачный, 2 спутника выведены на нерасчетные орбиты). На расчетные орбиты выведены 9 спутников различных стран и международных организаций.

Из азиатских космических держав только Индия смогла произвести 2 успешных запуска 4 ИСЗ. После трех лет неудач Япония осуществила успешный старт новой РН "Н-2А" с 2 спутниками. Состоялся второй испытательный полет в автоматическом режиме китайского пилотируемого КК "Шэнь Чжоу-2" ("Волшебный корабль"), спускаемый аппарат которого через неделю успешно совершил посадку на территории КНР, а орбитальный модуль проводил исследования в течение 8 мес.

Таблица

К МКС пристыкован российский модуль "Пирс" для выходов космонавтов в открытый космос. Введены в строй на МКС новые американские модули — лабораторный отсек "Дестини" и шлюзовая камера для выходов астронавтов в открытый космос "Квест" (Земля и Вселенная, 2000, № 6; 2002, № 2). Выполнено 6 пилотируемых полетов по программе "Спейс Шаттл" (STS-98, -102, -100, -104, -105 и -108) с 38 астронавтами США (среди них 4 женщины) и 7 астронавтами других стран (по 1 из ESA и Канады, 5 — из России) (Земля и Вселенная, 2001, № 5; 2002, № 1; 2003, № 1). С помощью российских КК "Союз ТМ-32 и -33" на борт МКС доставлено 2 экспедиции посещения.

Запущены две американские АМС — "Марс Одиссей" (исследования Марса с его орбиты) и "Генезис" (забор вещества солнечного ветра и возвращение его на Землю) (Земля и Вселенная, 2001, № 5; 2002, № 1). Для наблюдения объектов Вселенной стартовали 2 астрофизические обсерватории США и России, работающие в диапазонах от радио— до рентгеновского. На околоземные орбиты доставлено 6 научных спутников, принадлежащих России, США, Германии и Швеции. На геостационарную орбиту выведен 21 спутник.

Стартовавшие космические аппараты по назначению распределились следующим образом: связь — 30 (в том числе международным консорциумам "Eutelsat" и "PanAmSat" — по 2), научные — 10, экспериментальные — 9, навигация — 6, отработка новых технологий — 4, метеорология — 4, дистанционное зондирование Земли — 3, съемка земной поверхности — 2 и военное назначение — 24 (14 российских, 7 американских, по 1 — ESA, Англия и Италия). В числе военных спутников: 8 связных, 4 навигационных, 3 экспериментальных, 6 разведывательных — 3 оптико-электронной разведки, 2 морской радиотехнической разведки и 1 фоторазведки, по 1 — отработка новых технологий, предупреждение о ракетном нападении и обнаружение пусков баллистических ракет.

В таблице представлены стартовые массы космических аппаратов и параметры окончательных (рабочих) орбит спутников. Запуск нескольких КА 1 ракетой-носителем обозначен одинаковой цифрой индекса (например, 6 ИСЗ №№ 58A-F). В комментарии указаны рабочие точки "стояния" на орбите геостационарных спутников.

Английский военный геостационарный спутник специальной связи "Skynet-4F". Рисунок EADS.

Лабораторный модуль американского сегмента МКС "Destiny" (США) доставлен на КК "Атлантис" (STS-98) и пристыкован к станции 10 февраля 2001 г. Сфотографирован из кабины корабля "Индевор" (STS-100) после расстыковки в апреле 2001 г. Фото NASA.
КОММЕНТАРИИ К ТАБЛИЦЕ

1. Второй испытательный полет в автоматическом режиме китайского пилотируемого КК "Шэнь Чжоу-2" ("Волшебный корабль"), спускаемый аппарат которого успешно совершил посадку на территории КНР 16 января 2001 г., а орбитальный модуль проводил исследования до 24 августа 2001 г.

2. Геостационарный спутник связи "Eurasiasat-1" (Turksat-2A) компании Eurasiasat (Монако) — совместное предприятие Turk Telekom и Alcatel Space осуществляет теле— и радиовещание на территории Восточной Европы, Турции, Центральной и Средней Азии. Запущен в точку 42° в.д.

3. С помощью транспортных грузовых кораблей на МКС доставляются расходуемые материалы (вода, питание, топливо), научные приборы и сменяемые системы, обеспечивающие длительную работу экипажей. Станцию обслуживали КК новой (№ 3А, 21А и 51А) и старой (№ 8А и 36А) серий. Корабли сошли с орбиты: 23 марта (№ 3А), 16 апреля (№ 8А), 22 августа (№ 21 А), 22 ноября 2001 г. (№ 36А) и 20 марта 2002 г. (№51 А).

4. 7-й военный навигационный КА второго поколения, входящий в американскую спутниковую систему GPS (27 спутников в шести плоскостях), выполняющую высокоточное определение местоположения и привязку к шкале единого времени наземных, морских, воздушных и космических целей.

5. Первый итальянский геостационарный спутник военной связи для всех видов итальянских вооруженных сил запущен в интересах Министерства обороны Италии. Занял точку 16.2° в.д.

6. Спутник обеспечивает стратегическую и тактическую защищенность связи всех видов английских вооруженных сил и правительственных учреждений Великобритании. Выведен в точку "стояния" 6° в.д.

7. 23-й полет КК "Атлантис" (STS-98). За 13 сут экипаж из 5 человек (в том числе 1 женщина) доставил на МКС американский лабораторный модуль "Дестини" и выполнил монтажные работы, совершив 3 выхода в открытый космос. Посадка состоялась 20 февраля.

8. Второй ключевой элемент американского сегмента МКС — лабораторный модуль "Дестини" ("Destiny"), обеспечивающий выполнение программы научных исследований и экспериментов (Земля и Вселенная, 2002, № 2). Оснащен важными системами станции и 2 стыковочными агрегатами (активным и пассивным) для стыковки к модулю "Юнити" и второму узловому модулю "Node-2".

9. Шведский малый спутник для исследований в области астрономии и аэрономии. По программе должен провести измерения атмосферы Земли и различных астрономических объектов в субмиллиметровом, оптическом и ультрафиолетовом диапазонах.

10. 1-й КА в системе геостационарных спутников военной связи второго поколения "Milstar-2" ("Военная звезда"). Спутник снабжен комплексом из 32 каналов с пропускной способностью до 1544 Мбит/с, передающим оперативную разведывательную информацию большой защищенности. Занял точку 90°з.д.

11. 29-й полет КК "Дискавери" (программа STS-102) с 7 астронавтами (в том числе 1 женщина), включая российского космонавта. За 13 сут полета на МКС доставлен экипаж второй основной экспедиции (МКС-2), дооснащен оборудованием лабораторный модуль "Дестини", проведено 2 выхода в открытый космос и возвращен экипаж МКС-1. Посадка состоялась 21 марта.

12. Геостационарные спутники связи европейской телекоммуникационной компании "Eutelsat" для расширения возможностей услуг в Западной и Центральной Европе — "Eurobird" ("Eutelsat WIR", №11А) и "Atlantic Bird 2" (№42А). Размещены в точках 28.5° в.д. и 10.2° з.д.

Автоматическая межпланетная станция "Марс Одиссей" выполняет программу изучения Марса на его орбите с февраля 2002 г. Рисунок NASA.

13. Первые легкие геостационарные спутники (№ 11В и 29В) японской корпорации Broadcasting Satellite System Corp. (B-SAT), созданные американской фирмой Orbital Sciences Corp. на базе новой космической платформы STAR для непосредственной трансляции на территорию Японии четырех телеканалов. Запущен в точку 110° в.д. (№ 11В). Второй спутник потерян: он выведен на нерасчетную орбиту, поэтому не может работать штатно.

14. Система из 2 геостационарных спутников непосредственного радиовещания (№№ 12А и 18А), принадлежащая фирме ХМ Satellite Radio (Вашингтон, США), передает на восточную территорию США по 110 цифровым каналам высококачественную звукозапись (музыка, новости, развлекательные программы) непосредственно на приемники, установленные в домах, офисах и автомобилях. Размещены в точках 115° и 82° з.д.

15. 21-й (четвертый модернизированный) геостационарный спутник связи для теле— и радиовещания на территории Сибири и Дальнего Востока России. Занял место 99° в.д.

16. АМС "Mars Odyssey 2001" ("Марс Одиссей") предназначена для исследования Марса с его орбиты до 5 августа 2004 г. Станция вышла на начальную марсианскую орбиту 24 октября 2001 г., после маневров 30 января 2002 г. перешла на орбиту наблюдения и с февраля 2002 г. приступила к выполнению научной программы. На станции — 5 научных приборов.

Научный спутник "MAP" изучает из точки либрации L1 в направлении Земля — Солнце микроволновое излучение светила и Вселенной. Рисунок NASA.

17. Экспериментальный индийский телекоммуникационный спутник для отработки новых элементов связи и экспериментов по передаче цифровой звукозаписи на территорию Индии и стран Южной Африки. Выведен на геопереходную орбиту. Первый запуск новой индийской РН "GSLV".

18. Экипаж КК "Индевор" (ST-100) состоял из 7 астронавтов, в том числе из ESA (Италия), Канады и России. За 12 сут выполнена программа работ на МКС: смонтирован канадский манипулятор, освобожден правый узел модуля "Юнити", проложены кабели. Проведено 2 выхода в открытый космос. Посадка состоялась 1 мая.

Американский модуль "Quest" для выходов астронавтов в открытый космос из МКС. Стартовал на борту корабля "Атлантис" (STS-104) и пристыкован к станции 15 июля 2001 г. Фото NASA.

19. Первая экспедиция посещения на МКС. Экипаж — Т.А. Мусабаев, Ю.М. Батурин (РФ) и первый космический турист Д. Тито (США) — доставлен на борт МКС и в течение 7 сут выполнил программу исследований. Посадка на КК "Союз ТМ-31" состоялась 5 мая.

20. Геостационарный спутник связи принадлежит корпорации "PanAmSat" и осуществляет передачу программ кабельного телевидения на Центральную Европу, Индию, Ближний Восток, Южную Азию и Южную Африку. Доставлен в точку "стояния''71.5° в.д.

21. Экспериментальный секретный геостационарный спутник запущен в интересах Национального разведывательного управления США для отработки новых технологий — лазерного коммуникационного оборудования. Точка размещения на орбите засекречена.

22. Российский военный спутник оптической разведки "Янтарь 4К2" (117-й КА серии "Янтарь") запущен в интересах Министерства обороны РФ. Капсула с результатами наблюдений совершила посадку 10 октября 2001 г.

23. 91-й военный спутник данной серии входит в космическую навигационно-связную систему "Циклон-Б", работающую в шести плоскостях орбиты. Система обеспечивает действия российского ВМФ.

24. Геостационарные спутники связи и непосредственного телевещания новой серии (№№ 24А и 39А) Международной организации спутниковой связи "Intelsat" обслуживают страны Америки, Европы, Африки и Ближнего Востока. Размещены в точках 67.5° з.д. и 62° в.д.

25. 12-й геостационарный телекоммуникационный спутник системы "Astra" принадлежит компании SES (Люксембург), предназначен для непосредственного теле— и радиовещания (аналоговые и цифровые каналы) на территорию Западной Европы. Доставлен в точку "стояния" 28.2° в.д.

26. 1-й спутник мобильной связи (входит в серию из 10 КА), способен обслуживать одновременно до 4500 телефонных звонков. Принадлежит частной американской компании New ICO.

27. Научный КА для исследования анизотропного микроволнового излучения -картографирования реликтового микроволнового фона Вселенной. Выведен в точку либрации L2 системы Солнце — Земля, расположенной в 1.5 млн. км от Земли, противоположной Солнцу. На КА установлено 7 приборов.

28. 24-й полет КК "Атлантис" (программа STS-104). За 13 сут экипаж из 5 человек (в том числе 1 женщина) доставил на МКС шлюзовую камеру "Quest" и грузы, выполнил монтажные работы. Проведено 3 выхода в открытый космос. Посадка состоялась 25 июля.

29. Американская шлюзовая камера "Quest" для выходов астронавтов в открытый космос по программе МКС. 15 июля 2001 г. состыкована с модулем "Юнити".

30. Экспериментальный геостационарный спутник ESA для отработки новейших технологий — мобильной связи, телекоммуникации, ретрансляции данных с других КА, межспутниковой оптической связи и высокоточной навигации. Запущен на нерасчетную орбиту, но с помощью бортовой двигательной установки в течение нескольких месяцев доставлен в нужную точку 21.5° в.д.

31.51-й (модифицированный) и 52-й спутники серии "Молния-3" (№№ 30А и 50А) входят в систему обеспечения телефонно-телеграфной связи, передачи программ телевидения на приемные пункты сети "Орбита" и экстренной связи между президентами России и США.
Запуск микроспутника "Cosmos-1" (США) из акватории Баренцева моря с помощью российской РН "Волна". Фото EADS.
 Метеорологический геостационарный спутник "GOES-M" входит в глобальную космическую систему наблюдения за состоянием погоды и производит мониторинг окружающей среды. Рисунок NASA.

Научный спутник "Genesis"выведен в точку Лагранжа L1 с целью сбора реликтового вещества частиц солнечного ветра и возвращения капсулы с образцами на Землю в сентябре 2004 г. Рисунок NASA.

32. Экспериментальный демонстрационный КА "Cosmos-1" (США — РФ) должен был в течение 30-минутного полета по суборбитальной траектории раскрыть две панели солнечного паруса и совершить мягкую посадку в районе полигона Кура на полуострове Камчатка. Запуск произведен с борта российской атомной подводной лодки "Борисоглебск" на глубине 60 м из акватории Баренцева моря. КА, не отделившийся от третьей ступени носителя, разбился на территории Камчатки. Эксперимент не состоялся.

33.12-й геостационарный метеорологический спутник запущен в интересах Национального управления США по океанам и атмосфере (NOAA). Ведет глобальную съемку облачного покрова и атмосферы. На КА установлен приемопередатчик системы поиска и спасения "КОСПАС -SARSAT", регистрирующий сигналы бедствия. Доставлен в точку 90° з.д.

34. Российско-украинский научный КА "Коронас-Ф" (АУОС-СМ-КФ) для проведения комплексных исследований динамических процессов активного Солнца и его короны в диапазоне от радио— до гамма-излучения, а также сейсмологического зондирования недр светила (Земля и Вселенная, 2002, № 6). На спутнике установлено 14 приборов.

Микроспутник "Simplesat" (США) для проведения экспериментов в области космической технологии. Запущен с борта КК "Дискавери" (STS-105) 20 августа 2001 г. Фото NASA.

35. 21-й военный геостационарный ИСЗ для обнаружения пусков баллистических ракет и ядерных взрывов. Параметры орбиты засекречены, даны их предполагаемые значения. Вероятная точка "стояния" — 103° в.д.

36. Американский научный КА "Генезис" запущен в точку Лагранжа L1 в 1.5 млн. км от Земли по направлению к Солнцу для сбора образцов реликтового солнечного ветра. На КА — 5 приборов. После 2.5 года сбора частиц капсула с образцами возвратится на Землю в сентябре 2004 г.

37. 30-й полет КК "Дискавери" (STS-105). За 12 сут экипаж из 7 человек выполнил программу на МКС: привезены в грузовом модуле "Леонардо" расходуемые материалы, дооснащен лабораторный модуль "Дестини" и проведены монтажные работы. На станцию доставлена третья основная экспедиция: Ф. Калбертсон-мл. (США), В.Н. Дежуров и М.В. Тюрин (РФ), а возвращен на Землю экипаж МКС-2: Ю.В. Усачев (РФ), Дж. Восс и С. Хелмс (США). Осуществлено 2 выхода в открытый космос. Посадка состоялась 22 августа.

38. Экспериментальный микроспутник создан в Центре космических полетов им. Р. Годдарда NASA (Гринбелт, шт. Мэриленд) для отработки ориентации КА астрономического назначения с помощью навигационной системы GPS. На микроспутнике установлен оптический телескоп с апертурой 0.3 м.

39. 11-й российский военный геостационарный спутник типа "Прогноз" системы предупреждения о ракетном нападении принадлежит Министерству обороны РФ. Занял место 80° в.д.

40. Индийский микроспутник оснащен 126 лазерными рефлекторами и 24 металлическими плоскими зеркалами для проверки наземных средств лазерной локации и связи. КА выведен на геопереходную орбиту. Первый запуск японского носителя среднего класса нового поколения "Н-2А".

41. Запуск с борта военного спутника "MightySat-2" (№42А, выведен на орбиту 19 июля 2000 г., создан в Исследовательской лаборатории им. Филлипса ВВС США) двух экспериментальных пикоспутников, соединенных 30-см тросом.

42. Секретный спутник морской радиотехнической разведки запущен в интересах Национального разведывательного управления США.

43. От секретного американского КА (№ 40А) во время полета отделился объект (№ 40С) — спутник неизвестного назначения Министерства обороны США.

Российский модуль "Пирс"для выходов космонавтов в открытый космос во время подготовки к запуску. Фото РКК "Энергия".

44. Стыковочный отсек "Пирс" для выходов космонавтов в открытый космос российского сегмента МКС. Пристыкован 17 сентября к станции грузовым кораблем-модулем "Прогресс М-СО1". На МКС корабль доставил грузы и расходуемые материалы.

45. Малый спутник коммерческой съемки поверхности Земли с разрешением до 1 м для частных, правительственных и военных заказчиков. Принадлежит американской компании Orbital Sciences Corp. (OSC). Утрачен в результате аварии РН.

46. Малый спутник компании OSC с аппаратурой по изучению озонового слоя земной атмосферы. Утрачен в результате аварии РН.

47. На третьей ступени РН находились 2 неотделяемых спутника — SBD компании OSC (испытание варианта научной платформы) и 2 контейнера с капсулами праха 48 человек — четвертое захоронение в космосе, проведенное коммерческой компанией Celestis Inc. Ступень со спутниками не вышла на орбиту и сгорела в атмосфере.

48. Микроспутники "Starshine" ("Звездное сияние", №№ 43 А и 54В) — сфера с 1500 зеркалами, созданы в образовательных и прикладных целях Военно-морской исследовательской лабораторией США. Изучают влияние солнечной активности на плотность атмосферы, визуальные наблюдения за полетом спутников позволяют рассчитать параметры их орбиты.

49. Военный экспериментальный микроспутник ВВС США для проведения научных исследований атмосферы Земли и технологического эксперимента.

50. Прототип микроспутника связи по передаче сообщений от мобильных абонентов создан курсантами Военно-морской академии США.

51. Пикоспутник "Сапфир" создан в Лаборатории космических систем Стэнфордского университета для проведения 6 экспериментов, из них основные — испытание инфракрасного датчика по поиску горизонта Земли и получение снимков разрешением 1 км Северного полушария с помощью цифровой камеры.

52. 12-й секретный тяжелый спутник оптико-электронной разведки типа "КН-11" запущен в интересах Национального разведывательного управления США.

53. 6-й геостационарный военный спутник "Радуга-1" третьего поколения входит в единую космическую систему секретной спутниковой связи. Запущен в интересах Министерства обороны РФ. Переведен в точку "стояния" 85° в.д.

54. 3-й геостационарный военный спутник-ретранслятор специальной информации третьего поколения запущен в интересах Национального разведывательного управления США. Точка "стояния" засекречена.

55. Первый коммерческий спутник дистанционного зондирования Земли компании Digital-Globe (США), позволяющий проводить съемку с разрешением лучше 1 м полосы поверхности 14-34 км.

Серия микроспутников "Starshine" (№№ 43А и 54В) предназначена для образовательных целей и лазерной калибровки. "Starshine-2" запущен из грузового отсека КК "Индевор" (STS-108) 16 декабря 2001 г. Фото NASA.

56. Вторая экспедиция посещения МКС. Экипаж — В.М. Афанасьев (РФ), К. Эньере (бортинженер-1, ESA, Франция) и К.М. Козеев (РФ) — в течение 10-сут полета выполнил эксперименты на станции по российской и французской ("Андромеда") программам, возвратился 31 октября на КК "Союз ТМ-32".

57. Индийский военный экспериментальный спутник видовой оптико-электронной разведки типа "IRS-P", позволяющий получать снимки с разрешением 1 м.

58. Немецкий научный экспериментальный микроспутник создан Германским космическим агентством (DLR). Предназначен для испытаний инфракрасных датчиков нового поколения, обнаружения лесных пожаров, вулканической деятельности и горящих нефтяных скважин, мониторинга состояния растительного покрова, изучения дымовых шлейфов и водяных облаков.

59. Бельгийский научный микроспутник (принадлежащий ESA) запущен с целью отработки новых технологий дистанционного зондирования Земли в автономном режиме функционирования. На КА установлено 5 приборов.

60. 4-й геостационарный спутник прямого телевещания американской компании Direc TV на территории США и Гавайских островов. Выведен в точку 101° з.д.

61. Военные навигационные спутники (№53 А-С) входят в российскую космическую систему ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) из 24 КА, обращающихся в трех орбитальных плоскостях. Система обеспечивает высокоточное определение местоположения объектов и их привязку к шкале единого времени.

Немецкий микроспутник дистанционного зондирования Земли "BIRD" и европейский экспериментальный микроспутник "PROBA" для исследований в области новых технологий запущены индийской РН "PSLV". Рисунок ESA.

Геостационарный связной спутник "Direc TV-4S" осуществляет ретрансляцию телепрограмм, мультимедиа и Интернетсвязь на территорию США и Канады. Фото NASA.

62. 107-й полет по программе "Спейс Шаттл". 17-й полет КК "Индевор" (программа STS-108) с 7 астронавтами (в том числе из России). Доставка на МКС четвертой основной экспедиции — Ю.И. Онуфриенко (РФ), К Уолз и Д. Бёрш (США), возвращение экипажа МКС-3. Проведен 1 выход в открытый космос. Посадка состоялась 17 декабря.

63. Французско-американский океанографический КА длительного наблюдения за глобальным взаимодействием между атмосферой и морями, влияющим на климат. Принадлежит Французскому космическому агентству (CNES). На спутнике установлено 5 приборов.

64. Научный спутник NASA запущен в рамках "Программы солнечно-земных зондов" для исследования энергетики и динамики (взаимодействия) термосферы, ионосферы и мезосферы. На спутнике установлено 4 прибора.

65. 1-й российский модифицированный метеорологический ИСЗ нового поколения предназначен для изучения природных ресурсов Земли, экологического мониторинга окружающей среды, контроля чрезвычайных ситуаций, гелио-геофизического обеспечения. На спутнике установлено 12 приборов.

66. Российский научный микроспутник выполняет программу по выявлению воздействия тектонических разломов Земли на окружающую среду, поиску предвестников землетрясений и вулканических извержений, а также скрытых месторождений полезных ископаемых. На спутнике установлено 5 приборов.

67. 2-й экспериментальный (технологический) спутник Пакистана, выполняющий съемку поверхности Земли с разрешением 250 м.

68. Экспериментальный микроспутник Марокко изготовлен в Институте авиационной и космической техники при Технологическом институте Берлина (ФРГ). КА оснащен цифровой камерой, опытной аппаратурой дистанционного зондирования Земли и навигации.

69. Российско-американский пикоспутник выполняет калибровку оптико-лазерных телескопов, привлекаемых для наблюдений пассивных небесных объектов и космического мусора.

70. 10-й российский военный спутник морской радиотехнической разведки типа УС-ПУ запущен в интересах ВМФ РФ.

71. Военные связные спутники (№№ 58А-С) низкоорбитальной системы "Стрела-3" запущены в интересах Главного разведывательного управления Генерального штаба Министерства обороны РФ и ведомственной связи.

72. 10-12-й спутники электронной почты низкоорбитальной системы связи "Гонец".

(По материалам NASA, ESA, "Astrium", DASA и CNES, бюллетеня "COSPAR" и журналов "Spaceflight", "Flieger Revue" и "Новости космонавтики" за 2001-02 гг.)

С. А. ГЕР АСЮТИН

На стр. 2 обложки: Вверху — экипаж четвертой экспедиции посещения МКС, совершивший полет на новом российском КК "Союз ТМА-1" 28 октября — 10 ноября 2002 г.: Ю.В. Лончаков (бортинженер-2), С.В. Залётин (командир экипажа, РФ) и Франк де Винне (бортинженер-1, ESA, Бельгия). Фото С.А. Герасютина.