вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Земля и Вселенная» 2004 №5, с. 34-40



Люди науки



В пятом номере нашего журнала традиционно отмечается очередная годовщина запуска 4 октября 1957 г. первого ИСЗ. Мы стараемся рассказать не только о новых достижениях в области космических исследований, но и о выдающихся ученых и конструкторах, благодаря которым стало возможным становление и развитие отечественной космонавтики.

Владимир Николаевич Челомей

(к 90-летию со дня рождения)




Академик Владимир Николаевич Челомей (1914-1984).

В конце 1950-х гг. выпускники московских технических вузов обсуждали новость: профессор В.Н. Челомей, читающий лекции в МВТУ им. Н.Э. Баумана, приглашает в организуемое им в г. Реутов Московской области предприятие ОКБ-52 и обещает интересную работу по специальности. На призыв откликнулись сотни молодых специалистов, составивших впоследствии костяк нынешнего НПО машиностроения и создавших под руководством В.Н. Челомея десятки уникальных образцов вооружения и ракетно-космической техники.

Генеральный конструктор ракетно-космической техники, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик, профессор, доктор технических наук Владимир Николаевич Челомей родился 30 июня 1914 г. в г. Седлец Привислянского края (Польша) в семье учителей. После начала Первой мировой войны семья переехала на Украину, в Полтаву. Большую роль в формировании личности Владимира Николаевича сыграли люди, окружавшие его с раннего детства. Кроме высокоинтеллигентных родителей, это были дальние родственники А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Г.П. Данилевского. В доме часто бывал писатель В.Г. Короленко.

В 1926 г. семья переезжает в Киев. Окончив в 1927 г. среднюю школу, Владимир поступает в Киевский автомобильный техникум, где была замечена его способность всегда докапываться до сути явления, ясно и доходчиво излагать полученные результаты. Ему поручали выступать с лекциями перед сокурсниками, рабочими мастерских и заводов.

В 1932 г. Владимир поступает на авиационный факультет Киевского политехнического института. С первого курса он совмещает учебу с работой техником-конструктором в филиале НИИ Гражданского воздушного флота, кроме того, посещает лекции по математике в Киевском государственном университете. В Академии наук УССР прослушал курс лекций по механике и математике итальянского ученого Т. Леви-Чевита. Любимой дисциплиной юноши становится механика, особенно ее раздел "Теория колебаний", которой он занимался всю свою жизнь. В студенческие годы Владимир Николаевич общался с выдающимися учеными: академиком Д.А. Граве, известным своими трудами по алгебре, прикладной математике и механике; крупным специалистом по нелинейной механике и численным методам академиком Н.М. Крыловым. В 1936 г. В.Н. Челомей, еще студент, опубликовал свою первую работу — "Векторное исчисление" — краткий курс векторного анализа, содержащий интересные приложения для решения задач механики. Институт откомандировал выдающегося студента для чтения лекций. В частности, осенью того же года Владимир Николаевич прочитал курс лекций по вопросам динамики конструкций для инженеров завода им. П.И. Баранова (г. Запорожье). По его рекомендациям устранены вибрации в узлах двигателей, которые выпускал этот завод.

На последних двух курсах В.Н. Чело-мею разрешили свободно посещать занятия и экстерном сдавать экзамены. В 1937 г., на год раньше своих сокурсников, он получает диплом инженера. Его приглашают в Институт математики АН УССР в г. Киеве, где он работает над темой "Динамическая устойчивость упругих систем". В 1937-1938 гг. Владимир Николаевич опубликовал 14 научных статей и уже в 1939 г. на Ученом совете Киевского политехнического института защитил кандидатскую диссертацию по теме "Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций". В 1940 г. в числе 50 лучших молодых ученых СССР его принимают в специальную докторантуру при АН СССР. Тема диссертации: "Динамическая устойчивость и прочность упругой цепи авиационного двигателя", но война перечеркнула все.

С первых дней войны В.Н. Челомей работает в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова. Владимира Николаевича назначают начальником отдела, занимающегося разработкой пульсирующих воздушно-реактивных двигателей (машина периодического действия, работающая без компрессора при повышенном давлении воздушного потока). Отдел организован по его инициативе. С 1944 г. В.Н. Челомей — главный конструктор и директор оборонного завода в Подмосковье, перед которым была поставлена задача создать отечественную боевую крылатую ракету с пульсирующим реактивным двигателем. В начале 1945 г. ракету такого класса, 10Х, приняли на вооружение. После войны Владимир Николаевич продолжает работать над крылатыми ракетами с пульсирующими двигателями. Двигатели его конструкции устанавливаются в качестве ускорителей на истребителях авиаконструктора С.А. Лавочкина.

В 1951 г. В.Н. Челомей на Ученом совете МВТУ им. Н.Э. Баумана защитил докторскую диссертацию, а в 1952 г. ему было присвоено звание профессора. В 1959 г. Владимира Николаевича назначили Генеральным конструктором ОКБ-52 (ныне НПО машиностроения). В 1958 г. В.Н. Челомей избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1962 г. — ее действительным членом.

В. Н. Челомей читает лекцию на кафедре "Аэрокосмические системы" в МВТУ им. Н.Э. Баумана. 1970-е гг.


Всю жизнь В.Н. Челомей оставался верным своей любимой науке — механике. Еще студентом он уделял большое внимание изучению дисциплин, связанных с проблемами механики, и особенно с механическими колебаниями. В 1960 г. в МВТУ им. Н.Э. Баумана он основал кафедру "Аэрокосмические системы", где сформировалась научно-педагогическая школа механики. Основы этой школы заложены в работах Владимира Николаевича, посвященных динамической устойчивости конструкций ракетно-космической техники, динамике систем управления и приводов. Его ученики и последователи продолжают разработку методов и алгоритмов расчета динамики, прочности и устойчивости конструкций ракетно-космических систем, в частности при высокочастотных вибрациях систем — любимой темы В.Н. Челомея. Многие задачи динамики сложных конструкций из композиционных материалов решены, аэроупругие колебания конструкций при турбулентном вихревом обтекании проанализированы, изучено в шахтной пусковой установке поведение ракеты при мощном воздушно-сейсмическом воздействии. Владимир Николаевич разрабатывает методы расчета и конструирования систем управления и стабилизации упругих летательных аппаратов. Особенность научно-педагогической школы В.Н. Челомея заключается в тесной связи научных, теоретических результатов и практики. Его теоретические работы вошли в лекционные курсы, поскольку все их ведут преподаватели кафедры "Аэрокосмические системы".

Научные труды В.Н. Челомея можно разделить на две группы: написанные до войны и после нее. К первой группе относятся работы по различным проблемам прикладной математики, устойчивости упругих систем, теории двигателей и колебаний сложных динамических систем с периодически меняющимися параметрами. В частности, Владимир Николаевич дополнил решение классической задачи Эйлера об устойчивости твердого тела и доказал возможность повышения динамической устойчивости упругих систем при помощи высокочастотных колебаний. Первым в этой области механики он составил бесконечную систему линейных дифференциальных уравнений с периодическими коэффициентами, описывающих колебания упругих систем при воздействии продольных пульсирующих сил. Исследуя продольную устойчивость упругих стержней (например, ракет), В.Н. Челомей разработал оригинальный приближенный метод определения частот собственных продольных, поперечных и крутильных колебаний таких систем. Этот метод используется и сегодня. Академики Л.И. Седов и Н.Н. Боголюбов так охарактеризовали работы Владимира Николаевича предвоенного периода: "Естественно, что проблему динамической устойчивости упругих систем в научно-технической литературе связывают с основополагающими результатами В.Н. Челомея".

После войны многие труды Владимира Николаевича, имеющие оборонное значение, были засекречены. Но и среди опубликованных есть выдающиеся работы, подтверждающие многогранность его научных интересов. Особо следует отметить основополагающий труд по параметрическим колебаниям "О возможности повышения устойчивости упругих систем при помощи вибраций" ("Доклады АН СССР", 1956 г.). Созданная Владимиром Николаевичем нелинейная теория статики и динамической устойчивости гидравлических и пневматических золотниковых сервомеханизмов опубликована в 1954-1958 гг. Несомненный интерес вызывает его последняя работа — "Парадоксы в механике, вызываемые вибрациями" (1983 г.). В ней рассматриваются удивительные эффекты, связанные с воздействием высокочастотных вибраций на физические тела. Автор со свойственной ему аргументированностью показал, что при определенных условиях тяжелые тела, находящиеся в жидкости, могут всплывать, а легкие, наоборот, тонуть. В других экспериментах было обнаружено явление, при котором от действия вибраций твердое тело переходит в состояние, похожее на невесомость. Эти работы вызвали большой интерес у отечественных и зарубежных ученых.


В.Н. Челомей с президентом АН СССР М.В. Келдышем на конференции по ракетно-космической технике. 1972 г.

В.Н. Челомей был не только крупным ученым, но и выдающимся инженером. В 1950-х гг. он высказал идею о раскрывающемся крыле, что значительно повышало боеготовность ракеты и позволяло разместить ее в пусковом контейнере. Такое техническое решение сейчас используется во всем мире. Эта идея реализована в крылатой ракете П-5 (принята на вооружение в 1959 г.), как и его идея о полете ракеты на высоте около 100 м над водой и практически недоступной средствам радиолокации. В.Н. Челомей возглавил работу над крылатой ракетой "Аметист", первой в мире стартовавшей из-под воды. С этого периода отечественный подводный и надводный военно-морской флот стал располагать крылатыми ракетами В.Н. Челомея, равных которым не имел тогда ни один флот в мире: П-5Д, С-5 (сухопутный вариант, для береговой обороны), П-6, "Аметист" и "Гранит".

Большой вклад Владимир Николаевич внес и в ракетно-космическую технику, в частности в создание ракеты-носителя "Протон" тяжелого класса, применяющейся до сих пор для вывода крупных спутников, геостационарных связных ИСЗ, АМС, орбитальных пилотируемых станций и научных модулей (осуществлено более 300 запусков). В 1965 г. на этом носителе впервые в СССР были запущены тяжелые научные спутники "Протон-1" и "Протон-2" массой 12.2 т (Земля и Вселенная, 1965, № 4), разработанные также при участии В.Н. Челомея.

Первые в мире маневрирующие на орбите космические аппараты "Полет-1" и "Полет-2" для испытания военных спутников-перехватчиков (1963-1964 гг.), показали возможность изменять высоту и угол наклонения плоскости орбиты. В конструкторском бюро под руководством Владимира Николаевича родился первый проект долговременной орбитальной станции, которая стала основой для всех последующих пилотируемых станций серии "Салют". Работы по созданию военных станций по программе "Алмаз" -"Салют-2", "Салют-3" и "Салют-5" (1973-1976 гг.; Земля и Вселенная, 1974, № 6; 1976, № 5; 1977, №№ 1,3,5, 6) возглавлял В.Н. Челомей. В 1981 г. запущен универсальный транспортный корабль снабжения "Космос-1267" (один из элементов проекта "Алмаз"), который состыковали со станцией "Салют-6", в результате чего был собран орбитальный комплекс массой около 40 т (Земля и Вселенная, 1981, № 5). Затем последовала серия аналогичных аппаратов ("Космос-1443" и "Космос-1686"), способных функционировать как космические грузовики, мощные межорбитальные буксиры и специализированные модули. Последняя работа, выполненная по идеям Владимира Николаевича уже после его смерти, — тяжелые спутники массой 18.5 т для дистанционного зондирования Земли с радиолокационным комплексом "Космос-1870" (1987 г.) и "Алмаз-1А" (1991 г.). В.Н. Челомей пытался воплотить современную идею многоразового космического транспортного средства. Один из проектов 1970-х гг. крылатого космического корабля с экипажем, выводимого на орбиту РН "Протон", по не зависящим от Генерального конструктора причинам не реализован.
Ракетно-космические системы, созданные под руководством В.Н. Челомея: а) боевая крылатая ракета П-5 (1959 г.); б) научный спутник "Протон-1" (1965 г.); в) РН "Протон-К", стартующая с первым модулем Международной космической станции — функционально-грузовым блоком "Заря" (1998г.).



В.Н. Челомей с космонавтами Ю.П. Артюхиным и П.Р. Поповичем (экипаж КК "Союз-14" и станции "Салют-3") в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. 1974 г.


Заметный вклад Владимир Николаевич внес и в создание ракетных войск стратегического назначения. С конца 1960-х гг. он возглавил разработку баллистической ракеты УР-100Н (SS-19, 1975 г.) для боевого ракетного комплекса шахтного базирования повышенной защищенности, находящейся на вооружении и сегодня.

Работая на кафедре "Аэрокосмические системы" в МВТУ им. Н.Э. Баумана, Владимир Николаевич уделял большое внимание общению с преподавателями, аспирантами и студентами. Он блестяще читал свой курс, вкладывая в сугубо математическую дисциплину большой физический смысл. Каждая формула, каждый процесс иллюстрировались яркими примерами из практики. В.Н. Челомей на лекциях демонстрировал опыты с помощью приборов, построенных по его чертежам. Каждый год содержание лекций и примеры изменялись. Обращаясь однажды к студентам, Владимир Николаевич сказал: "Не думайте, что все уже открыто и сделано в механике, в этой одной из древнейших наук. Здесь много неоткрытого и необъясненного. Только мы часто проходим мимо совершенно необычных явлений, не замечая их. Очень важно научиться видеть эти необычные явления, а потом понять их и объяснить. Именно это качество должно быть присуще настоящему исследователю". После лекции В.Н. Челомей нередко проводил своеобразные семинары. Владимир Николаевич рассказывал о тех проблемах, которые его интересовали. Если у кого-то находилось решение, его обсуждали.

Большое внимание Владимир Николаевич уделял подбору кадров преподавателей. В разные годы лекции читали академики Е.А. Федосов, В.И. Кузнецов и заместители главного конструктора В.А. Модестов, В.Е. Самойлов, ведущие специалисты предприятия. Готовились кадры на кафедре "Аэрокосмические системы" МВТУ им. Н.Э. Баумана. Среди его учеников 5 человек защитили докторскую диссертацию, 44 — кандидатскую. Академик В.Н. Челомей известен как талантливый ученый-теоретик, выдающийся конструктор и блестящий педагог. Владимир Николаевич обладал исключительным даром научного предвидения. Его научные идеи, оригинальные технические решения и практические разработки еще долго будут служить отечественной науке и технике.

В 1964 г. В.Н. Челомей удостоен Золотой медали им. Н.Е. Жуковского за работы в области авиации, а в 1977 г., за работы в области математики и механики, — Золотой медали им. А.М. Ляпунова. В 1974 г. его избирают действительным членом Международной академии астронавтики. За выдающиеся работы в области ракетно-космической техники в 1959 г. и 1963 г. ему присвоено звание Герой Социалистического Труда, в 1959 г. присуждена Ленинская премия, а в 1967 г., 1974 г. и 1982 г. — Государственные премии.

8 декабря 1984 г. В.Н. Челомея не стало. Он ушел из жизни полный идей и творческих планов.

О.Н.ТУШЕВ,

доктор технических наук

В.В. ЗЕЛЕНЦОВ,

кандидат технических наук

МГТУ им. Н.Э. Баумана