«Земля и Вселенная» 2005 №2, с. 48, 69, 107-108, 110-111
Старт "Союза-2" |
8 ноября 2004 г. в 21 ч 30 мин по московскому времени с космодрома Плесецк успешно осуществлен запуск новой российской ракеты-носителя среднего класса, "Союз-2", с габаритно-весовым макетом военного спутника "Облик". Полет носителя проходил по суборбитальной траектории.
Ракета-носитель "Союз-2" предназначена для использования в космической программе России. На нем улучшены характеристики двигателей, разработана новая цифровая система управления и телеизмерений, обеспечивающая высокоточное выведение КА на орбиту в широком диапазоне орбит. "Союз-2" стартовой массой 311.7 т может запустить КА на низкую околоземную орбиту массой до 8.5 т (на геостационарной — 1.48 т). В качестве разгонного блока может использоваться "Фрегат" массой 6592 кг. Габариты головного обтекателя — диаметр 3.7 или 4.11 м, длина 11.4 м.
Одну из модификаций "Союза-2" планируется запускать с Гвианского космического центра (ESA) в рамках совместного проекта Федерального космического агентства, "ЦСКБ-Прогресс", европейских компаний Starsem, EADS и Arianespace. Регулярные запуски этих ракет . начнутся в 2007 г. с космодрома Куру во Французской Гвиане, где к тому времени должны построить специальный стартовый комплекс (Земля и Вселенная, 2004, №1).
По материалам Федерального
космического агентства
и ЦУП,
октябрь-ноябрь 2004 г.
Информация |
В настоящее время важное значение приобрела проблема астероидно-кометнои опасности (Земля и Вселенная, 2000, № 2). Известный специалист по метеорной астрономии и метеоритике, член комитета по метеоритам РАН Р.Л. Хотинок, сотрудник Института динамики геосфер РАН О.П. Попова и сотрудник ГАИШ МГУ В.Ю. Клыков анализируют в статье, опубликованной в Интернете на сайте ГАИШ, возможности опасного сближения с Землей достаточно крупных небесных тел (размерами в десятки или даже сотни метров), падение которых на нашу планету способно вызвать глобальную катастрофу.
Сейчас большой интерес представляют оценка притока метеорного вещества на Землю и Луну, распределение его в Солнечной системе, эволюция метеорных роев. Важную роль в этих исследованиях играют наблюдения ярких болидов и метеоров с помощью ИСЗ. Авторы подробно рассматривают этот метод. Р.Л. Хотинок в 1979 г. впервые сформулировал задачи и основные этапы наблюдений ярких болидов из космоса (Метеоритика, вып. 38, 1979, с. 104-105). В 1994 г. геостационарные спутники США начали фиксировать яркие болиды (-17m и ярче). Таких болидов регистрируется несколько десятков в год. На спутниках США установлены датчики, которые определяют светосилу вспышки и ее изменение во времени в инфракрасном и оптическом диапазонах.
Данные наблюдений в течение нескольких лет передавались в Институт динамики геосфер (ИДГ РАН, Москва). В этом Институте под руководством профессора И.В. Немчинова были разработаны новые методики определения параметров (размер, масса и частота падений) метеороидов, основанные на анализе кривых блеска.
Надежная статистика вхождения крупных болидов в атмосферу Земли необходима для более точной оценки астероидно-кометной опасности. Наблюдая физические и динамические характеристики кометных и астероидных болидов, можно оценить отдельно кометную и астероидную опасности.
Авторы привели интересные подробности, связанные с явлением некоторых очень ярких болидов, зарегистрированных из космоса, и падением метеоритов, начиная с 1994 г., таких как метеорит Сент-Роберт (Канада, 1994 г.), Витимский болид (Россия, 2002 г.; Земля и Вселенная, 2004, № 5) и других.
"Наблюдение болидов из космоса и проблема астероидной опасности" (www.astronet.ru)
Информация |
8 сентября 2004 г. примерно в 16 ч по Гринвичу капсула американского космического аппарата "Генезис" ("Genesis"; Земля и Вселенная, 2002, № 1) упала на Землю в пустынной местности штата Юта и разбилась. Контейнеры коллектора с частицами солнечного ветра (вместе с ловушками из кремния, золота, сапфира и алмаза), к счастью, не пострадали. По плану спускаемый аппарат (масса 190 кг) при посадке должен был быть пойман вертолетом, но этого сделать не удалось. NASA создало комиссию по расследованию причины аварии.
![]() Обломки капсулы КА "Генезис" после жесткой посадки. Фото NASA. |
Напомним, что "Генезис" запустили 8 августа 2001 г. и он через несколько месяцев достиг точки Лагранжа L1 (1.5 млн. км от Земли), где в течение 27 месяцев регистрировал и собирал частицы солнечного ветра в коллекторы-накопители. После этого необходимо было вернуть ценнейший груз на Землю. Перед входом в атмосферу 8 сентября в 11 ч 53 мин по Гринвичу спускаемый аппарат отделился от КА "Генезис". Диспетчеры станции управления полетом зафиксировали сигнал от возвращаемой капсулы в верхних слоях атмосферы, все этапы спуска прошли штатно, кроме последнего — тормозной парашют не раскрылся. Операцию по спасению капсулы стоимостью 264 млн. долларов отменили. Капсулу ловили два специально оборудованных вертолета. Пилоты, участвовавшие в этой операции, имели огромный опыт в тушении лесных пожаров с воздуха и даже в каскадерских трюках. Спускаемый аппарат врезался в Землю со скоростью 320 км/ч. Чтобы осторожно извлечь капсулу из почвы, потребовалось много времени.
Капсулу поместили в специально оборудованную комнату на одном из военных полигонов в месте посадки и аккуратно извлекли все, что в ней осталось. Удалось отобрать образцы с частицами, пригодными для исследований. В распоряжении ученых оказалось около миллиарда разных частиц, в основном ионов водорода. Они были переданы в лабораторию Космического центра им. Л. Джонсона в Хьюстоне.
![]() Деформированные части капсулы КА "Генезис" с ловушками частиц солнечного ветра в национальной лаборатории армии США в Лос-Аламосе сразу после извлечения их из почвы. Фото NASA. |
Доставленные на Землю образцы внеземного вещества стали первыми после возвращения лунного грунта в 1970-х гг. Ученые надеются, что частицы солнечного ветра помогут лучше понять состав Солнца и окружающее Землю пространство, а содержащиеся в них изотопы кислорода — уточнить роль кислорода в формировании Солнечной системы (см. сайты в Интернете: в Интернете: http://www.nasa. gov/genesis и http://genesismission.jpl.nasa.gov/
По материалам NASA, сентябрь-октябрь 2004 г.
Информация |
Американский частный космический корабль "Спейсшип-1" ("SpaceShipOne") совершил второй полет. Его владелец Берт Рутан выиграл "Ansari X-prize" (Икс-приз). Этот приз (в размере 10 млн. долларов) учрежден в 1996 г. инженером, предпринимателем и ученым П. Диамандисом. Премия присуждается частным лицам за вклад в развитие космонавтики.
"Спейсшип-1" с пилотом и грузом массой 180 кг (согласно условиям конкурса, в кабине должны находиться три члена экипажа или эквивалентный груз) поднялся на высоту 112 км (первый зачетный полет на высоту 109 км состоялся 29 сентября). "Спейсшип-1" предназначен для суборбитальных полетов на высоте около 100 км, снабжен гибридным ракетным двигателем тягой 4560 кГс, способным за 90 с увеличить скорость на 1.5 км/с. Гермокабина оснащена девятью иллюминаторами и приспособлена к полетам без скафандров. Взлетная масса ракетоплана — 3.6 т, из них масса топлива — 1.64 т. Диаметр кабины пилота — 1.52 м, размах крыла — 5 м, площадь крыла — 15 м2. Космическая система состоит из самолета-носителя "White Knight" (белый рыцарь) с двумя турбореактивными двигателями массой 4.1 т и размахом крыла 15 м, под фюзеляжем которого устанавливается "Спейсшип-1". На высоте 14-15 км (в 65 км от взлетно-посадочной полосы) при скорости 215 км/ч ракетоплан сбрасывается и совершает автономный полет. Набор высоты производится с помощью ракетного двигателя за 65-90 с, после чего он выключается, и полет продолжается по баллистической траектории. Достигнув апогея, космолет планирует в атмосфере и потом совершает посадку на ту же полосу, с которой стартовал.
Взлет самолета "White Knight" с закрепленным на фюзеляже ракетопланом произошел 4 октября 2004 г. в 14 ч 49 мин по Гринвичу (7 ч 49 мин по местному времени) с аэродрома Мохаве в штате Калифорния. Через 30 мин космолет отделился от самолета-носителя. Вслед за этим был включен ракетный двигатель, проработавший 97 с и доставивший космолет к границе атмосферы. Пилотировал корабль исследователь Б. Бинни, выпускник школы летчиков-испытателей ВМС США, налетавший на самолетах 59 различных типов более 4600 ч. В 16 ч 13 мин по Гринвичу корабль благополучно приземлился на том же аэродроме. Дату для своего рекорда Б. Рутан выбрал не случайно — в этот день 47 лет назад в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.
В дальнейшем частные полеты станут происходить чаще и, вероятно, помогут развитию космического туризма. В очередь на будущие космические рейсы компании Scaled Composites уже записались сто человек (примерная стоимость билета составит 102 тыс. долларов).
Россия тоже намерена заняться космическим туризмом. На Всемирной выставке ЭКСПО-2005 наша страна представит макет многоразового суборбитального корабля, который создан на Экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М. Мясищева по заказу ЗАО "Суборбитальная корпорация". Космолет будет подниматься самолетом-носителем М-55 "Геофизик".
По материалам Scaled Composites, информационных агентств и НПО "Молния",
5 октября 2004 г.
Информация |
1 декабря 2004 г. в РКК "Энергия" им. С.П. Королёва впервые продемонстрировали общественности макет российского многоразового пилотируемого КК "Клипер". Такого перспективного и многофункционального корабля нет ни у США, ни у Европы. Уже назрела необходимость замены КК "Союз ТМА" — единственного корабля, который два года доставляет экипажи на Международную космическую станцию. Рассматриваются различные варианты — с "несущим" и самолетным корпусом. Возможна реализация обоих вариантов. Фюзеляж корабля собирается по принципу конструктора "Лего", и его конфигурацию можно изменять в зависимости от поставленных задач. Макет выполнен в натуральную величину и представляет собой полую капсулу, разделенную на шестиместную кабину, двигательный и бытовой отсеки. По своим характеристикам "Клипер" превосходит КК "Союз ТМА": длина — около 10 м, диаметр — 3.5 м, стартовая масса -14.5 т. В конструкции используются теплозащитные материалы, созданные для кораблей "Союз" и "Буран". Внутренний объем герметичной кабины "Клипера" увеличен в 5 раз и стал значительно комфортабельнее. Ресурс конструкции и приборов рассчитан на 20-25 полетов и на 10 лет эксплуатации. Запуски "Клипера" планируется осуществлять с помощью РН "Зенит" или новым носителем "Онега". Стоимость проекта может составить около 10 млрд. руб. Если финансирование программы начнется к 2010 г., то в 2012 г. возможен первый запуск нового корабля.
По материалам РКК "Энергия" и Федерального космического агентства, ноябрь-декабрь 2004 г.
Информация |
Как уже известно нашим читателям, в начале ноября 2004 г. произошли вспышки на Солнце, вызвавшие одну из самых сильных магнитных бурь на Земле в истории наблюдений. Она повлияла на плотность верхних слоев атмосферы. Из-за геомагнитных возмущений атмосфера Земли "разбухла", а верхние разреженные слои, где летает Международная космическая станция (МКС), уплотнились. Станция стала быстрее терять высоту, снижаясь на 300 м в сутки вместо обычных 100-150 м. В середине ноября 2004 г. высота орбиты понизилась на 7 км. К счастью, это не повлияло на здоровье работающего на МКС экипажа 10-й основной экспедиции С.Ш. Шарипова и Лероя Чиао. Специалисты ЦУП решили провести коррекцию орбиты станции с помощью двигателей пристыкованного к МКС грузовика "Прогресс М-50", чтобы поднять орбиту на 4 км. Станция не добрала 2.7 км высоты во время операции при коррекции орбиты 17 ноября. Средняя высота полета станции в ноябре-декабре 2004 г. составляла 360 км, что ниже рабочей орбиты на 40 км. Коррекция по увеличению высоты орбиты на 8.5 км проведена 17 января 2005 г. с помощью следующего грузовика, "Прогресс М-51".
По материалам ЦУП и РКК "Энергия",
ноябрь-декабрь 2004 г.