вернёмся в библиотеку?

«Земля и Вселенная» 1993 №4




Информация


Искусственные кольца Земли и опасность засорения

Американский исследователь М. А. Морено из Лос-Анджелесского технического колледжа провел тщательное исследование засоренности околоземного пространства остатками тел искусственного происхождения (последние ступени ракет, баки с топливом и т. д.). Согласно Морено, Земля окружена тремя кольцами искусственного происхождения на расстояниях 875, 1500 и 3600 (36000?) км. Всего вокруг Земли обращается сейчас около 60 тыс. объектов размерами от 1 до 10 см и 8 тыс. объектов, размеры которых превышают 10 см. При их взаимных столкновениях крупные объекты дробятся на мелкие.

Если в околоземное пространство будут запускаться 500 или более искусственных спутников ежегодно, число фрагментов начнет расти экспоненциально, так что получится своеобразная цепная реакция. Рост числа обломков «космического мусора» может представить серьезную угрозу для обитаемых орбитальных станций. Через 30 лет при существующих темпах космических запусков число объектов «мусора» возрастет до 30 млн. В расчете на один активный спутник катастрофические столкновения будут происходить с частотой один раз в 4 года.

Чтобы избежать дальнейшего засорения ближнего космоса, Морено предлагает снабжать последние ступени ракет и топливные баки специальными тормозными парашютами или ретроракетами, которые заставляли бы их входить в плотные слои атмосферы и там сгорать.

Transactions of American Geophysical Union, 1992, 27, 73




Из новостей

зарубежной

космонавтики



«Магеллан»: успешное завершение
первого этапа съемки


Изображение, полученное с помощью радарного высотомера, позволяет рассмотреть подробно участок поверхности к юго-востоку от области Бета. Видны следы сильной вулканической деятельности — овальная область слева усеяна мелкими кратерами, каждый из которых имеет размер от 2 до 5 км. В центре снимка выделяется вулкан с усеченной вершиной примерно 25 км в диаметре. Его склоны «изъедены» многочисленными оползнями. В восточной (правой) части видны понижения, образовавшиеся в результате истечения магмы и последующего проседания поверхности. Юго-восточные склоны одного из вулканов (справа) не выдержали натиска лавы, потоки которой отнесли его центральную часть на многие километры. В верхней части фотографии виден также необычный кратер, имеющий четкие склоны и широкое плоское дно

14 сентября прошлого года закончилось картографирование поверхности Венеры космическим аппаратом «Магеллан» — как раз за день до двухлетней годовщины начала работы станции. После 5300 витков вокруг Венеры на Землю поступили данные о 99% всей поверхности этой планеты. Миссия оказалась чрезвычайно плодотворной, ведь поначалу планировалось просканировать только около 70 % поверхности. Этот успех стал возможным благодаря самоотверженной работе группы ученых, поскольку программу действий часто приходилось перестраивать «на ходу». Так, в 1990 г. вышел из строя один из приборов, записывающих первоначальную информацию на магнитную ленту. Запасной работал с перебоями, часть данных радарного высотомера не записывалась. В январе 1992 г. возникли проблемы с модуляцией передаваемого на Землю радиосигнала, перестал работать передатчик. А его двойник опять-таки работал с капризами — при повышенной температуре к полезной информации примешивался шум, заставивший в июле руководителей проекта на время выключить передатчик совсем и поберечь для картографирования оставшейся части планеты. Помимо этих технических трудностей проекту угрожают и материальные. Вскоре после завершения четвертого цикла работ, летом 1993 г., планируется прекратить его финансирование.

А пока с помощью приборов станции ученые уточняют гравитационное поле Венеры. Для этого космический аппарат был переведен на более низкую (высотой 258 — 182 км) эллиптическую орбиту. По времени запаздывания сигнала и величине доплеровского сдвига на поверхности можно локализовать места с повышенной плотностью. Ученые планируют еще раз изменить тип орбиты КА с сильно эллиптической на почти круговую путем его направления в толщу венерианской атмосферы. Но эти планы осуществятся, если проект получит дополнительную финансовую поддержку в размере 10 млн долл.

Sky & Telescope, 1993, 85,I



Подготовка к строительству станции «Фридом»

В фундамент будущей Международной орбитальной космической станции «Фридом» заложен первый «кирпичик». На заводе фирмы «Макдонелл Дуглас Спейс Системз» началось сооружение прототипа одного из модулей станции — ускорительного. На этом прототипе планируется отработать детали производства его реального аналога, который будет выведен в космос на борту корабля «Шаттл». Для изготовления конструкции использовались самые современные системы металлообработки. В полете главной целью ускорительных модулей станет перевод станции на более высокую орбиту, чтобы избежать ее торможения верхними слоями атмосферы. По плану строительства, которое начнется в 1996 г., станцию оснастят четырьмя — шестью такими модулями.

Space News, 1992, 3, 43




Так выглядит первый из элементов конструкции станции «Фридом»