«Знание - сила» №12 1959 год
Пожалуй, нет в науке ничего более смелого и фантастического, чем гипотезы о Марсе. Каждая такая гипотеза с огромной быстротой облетает мир, становясь известной даже тем, кто понятия не имеет об астрономии.
Как же возникают эти гипотезы?
Казалось бы, нетрудно ответить на этот вопрос. Подобно другим гипотезам о Вселенной, предположения о природе Марса должны возникать по мере развития астрономической науки и ее наблюдательных средств. Однако у «марсианских» гипотез весьма своеобразная судьба. В отличие от других астрономических гипотез, они имеют, как правило, сугубо «земное» происхождение. В определенной степени они являются «отражением» того, что есть на Земле. Стоит вспомнить некоторые исторические факты — и возникновение «марсианских» гипотез представится уже не цепью ошеломляющих сенсаций, а довольно любопытной закономерностью.
1. 1869 год. Закончено строительство Суэцкого канала. И в следующее же великое противостояние Марса (1877 год] итальянский астроном Скиапарелли открывает на Марсе сеть узких правильных темных линий. Скиапарелли называет эти линии «каналами», еще не связывая с этим определением понятия об искусственном сооружении для протока воды.
Идут годы. Скиапарелли продолжает исследовать каналы Марса. В 1888 году на карте итальянского астронома их уже нанесено 130. Наконец, в 1893-1895 годы Скиапарелли твердо выдвигает гипотезу об искусственном происхождении каналов. В то же время (1894 год) американский астроном Парсиваль Лоуэлл основывает в штате Аризона специальную обсерваторию для изучения Марса, в особенности его каналов.
Итак, гипотеза об искусственных каналах на Марсе возникает в 1893-1895 годы. Но именно в это время было закончено строительство Нильского канала (1895 год] и велось — привлекшее внимание всего мира — сооружение Панамского канала.
Случайное совпадение? Но вот интересная деталь: уже значительно позже было выяснено, что почти за сто лет до Скиапарелли разные наблюдатели нанесли на карты Марса около 60 каналов. Но никто не произнес слова «каналы» и никто не высказал гипотезы об их искусственном происхождении. Пришлось ждать, пока на Земле начнется эпоха строительства больших каналов... Только тогда в темных прямых линиях, прорезающих марсианские материки, ученые увидели каналы!
2. 90-е годы XIX века. Изобретены мощные прожекторы — со стеклянным параболоидным отражением с посеребренной тыльной поверхностью. В армиях европейских государств вводятся прожекторные команды. На военных флотах начинает широко применяться световая сигнализация. Проходит несколько лет и... уже в первые годы XX века в газетах появляется сенсационное сообщение: несколько астрономов обнаружили близ терминатора (граница освещенной и неосвещенной части) Марса яркие белые точки. Световые сигналы марсиан! Так во всяком случае считают многие.
Но тщательная проверка приводит к выводу, что яркие точки — отнюдь не лучи марсианских прожекторов. Нет, это просто облака, освещенные солнцем...
3. Начало 20-х годов XX века. Быстро растет число радиолюбителей. Установлена устойчивая радиосвязь между материками. Эфир наполняется позывными коротковолновых станций. В 1922 году для направленных УКВ впервые предложен метод супергетеродинного приема. Радиолюбители обнаруживают чрезвычайно большой радиус действия маломощных радиопередатчиков при работе их на волнах короче 100 метров.
И почти сразу же — в 1924 году — газеты облетает новая сенсация: некоторые радиостанции приняли сигналы с Марса! Однако и на этот раз проверка дает отрицательные результаты: «радиосигналы с Марса» оказываются проделкой шутников-радиолюбителей...
4. Разговоры о растительности на Марсе начались еще в 1860 году. Но чтобы перейти от разговоров к научным гипотезам, нужно было понять некоторые особенности марсианской растительности. В частности, следовало объяснить, почему предполагаемая марсианская растительность отражает свет иначе, чем земные растения.
Это удалось только после всемирно известных работ Лютера Бербанка и Ивана Владимировича Мичурина, на практике доказавших удивительную приспособляемость земных растений к условиям среды. Именно после Бербанка и Мичурина была создана астроботаника, предсказавшая характер марсианской растительности.
5. 1937 год. Японские наблюдатели зафиксировали на Марсе яркую вспышку. Никаких гипотез, объясняющих ее, пока не выдвинуто.
1945 год. Над Хиросимой и Нагасаки поднялись ядовитые облака атомных взрывов...
1951 и 1954 годы. Японские наблюдатели вновь обнаружили на Марсе яркие вспышки, причем первая из них сопровождалась появлением белого облачка. Выдвигается предположение, что это — атомные взрывы...
6. 1945-1950 годы. На смену винтомоторной авиации приходит авиация реактивная. Выдвигаются проекты самолетов с атомными двигателями. И в 1950 году впервые появляется гипотеза о том, что Тунгусский метеорит, упавший еще в 1907 году, был ядерным ракетным кораблем марсиан.
Пожалуй, весьма характерно, что эта гипотеза появилась именно в 1950 году, а не в 20-е и 30-е годы, когда Тунгусскому метеориту уделялось очень большое внимание...
7. 1957-1958 годы. Один за другим запущены первые советские искусственные спутники Земли. Слова «искусственные спутники» становятся необыкновенно популярными. И почти сразу же...
...в 1959 году доктор физико-математических наук И. Шкловский выдвигает гипотезу, по которой марсианские луны — Фобос и Деймос — представляют собой искусственные спутники...
Сразу же оговоримся: «земное» происхождение, вообще говоря, нисколько не умаляет значения «марсианских» гипотез. У каждой из них своя судьба, каждая играет свою роль в науке. Некоторые из этих гипотез имеют сейчас только историческое значение (например гипотеза о световых сигналах), другие стали почти общепризнанными (гипотезы астроботаники), третьи еще нуждаются в проверке (гипотеза об искусственном происхождении спутников Марса). Нам хотелось бы подчеркнуть только одно: какими бы смелыми ни казались «марсианские» гипотезы, они отражают уже то, что человек сделал или открыл на Земле.
8. Удаление снежного покрова за полярным кругом — отопление Арктики, несомненно, дело сравнительно близкого будущего — по-видимому укрепит гипотезу, объясняющую особенности таяния полярных шапок Марса вмешательством разумных существ.
Надо сказать, что пока ученым не удалось объяснить некоторые особенности в сезонных изменениях полярных шапок Марса. Одни считают, что эти шапки состоят из тонкого инея, другие склонны видеть в них обычный ледяной покров, третьи утверждают, что полярные шапки состоят из твердой углекислоты. Но и в первом и третьем случаях трудно объяснить, чем наполняются каналы. А во втором случае удивляет слишком быстрое таяние льда с наступлением весны.
Что ж, если для объяснения особенностей «каналов» была выдвинута гипотеза об их искусственном происхождении, если для объяснения особенностей движения спутников Марса была предложена опять-таки версия об их искусственном происхождении, то почему бы не объяснить особенности в сезонных изменениях полярных шапок Марса искусственными процессами, осуществляемыми разумными существами!