Лянь По (Lian Po) (III век до н.э.) считался одним из четырёх лучших полководцев периода Чжаньго. Годы жизни его точно неизвестны, лишь битвы. Был он генералом в царстве Чжао. В ранние годы жизни Лянь По побеждал в войнах против Ци и Вэй. В 283 г.до н.э. Лянь По командовал армией Чжао во время похода коалицией пяти царств на Ци, нанес цисцам крупное поражение и, якобы, захватил Янцзинь (или Сиян). В 279 г.до н.э. Лянь По поссорился с дипломатом Сян-жу и эта ссора стала нарицательной. После того как Сян-жу не уронил достоинства Чжао перед Цинь (см.279 г.до н.э.) после прекращения военных действий и возвращения на родину ему пожаловали звание шанцина и посадили справа от Лянь По. Лянь По негодовал: «Я являюсь военачальником Чжао, у меня большие заслуги в осаде городов и в сражениях в открытом поле, а Сян-жу трудился только своим языком, положение же занимает выше моего. Кроме того, он человек низкого происхождения, мне стыдно быть ниже него». И открыто заявил: «Как только встречу Сян-жу — обязательно его опозорю». Сян-жу узнал об этом и стал уклоняться от встреч с Лянь По. Во время дворцовых приемов он нередко сказывался больным, не желая спорить с Лянь По о том, где кому сидеть. Однажды Сян-жу направил свой экипаж в объезд, чтобы избежать встречи с Лянь По. Тогда его приближенные стали укорять его, что не для того они бросили родной дом, чтобы служить трусу, который, имея равное звание с генералом, прячется от него. Сян-жу сказал: «Я, Сян-жу, во дворце циньского вана кричал на него, не боясь казни, мне ли бояться Лянь По? Но Цинь не осмеливается поднять свои армии против Чжао только потому, что живы мы оба. Если мы перессоримся, тут и царству конец». Лянь По узнал про этот разговор, оценил его, признав правоту и однажды, обнажив плечо и неся терновую палку в знак покаяния, сопровождаемый своими слугами, пришел к воротам дома Линь Сян-жу, чтобы просить прощения за свои слова. В конце концов они с радостью помирились, став близкими друзьями. Как-то так 278 г. до н.э — Лянь По совершил поход на восток против Ци и разбил одну из его армий. 276 г. до н.э — вновь пошел походом против Ци и захватил Цзи (юго-восток совр. уезда Дамин пров. Хэбэй, однако, это вэйский город). 275 г. до н.э — Лянь По атаковал вэйские Фанлин и Аньян и занял их (Фанлин находился в 10 км юго-западнее Аньяна, в Хэнани). Во время битвы при Чанпин он стал командующим армии Чжао. Успешно оборонял царство, нанося циньским войскам немалый урон. Однако ван Чжао под давлением придворных (большинство из которых были подкуплены шпионами Цинь) решил заменить его на Чжао Го. Тот очертя голову полез в битву и в ущелье под Чанпином погибло 450 тысяч чжаосцев. Остатками армии вновь назначили командовать Лянь По. Теперь, воспользовавшись гибелью чжаоской армии, в Чжао вторглись войска Янь. Лянь По разгромил армию Янь. И вновь попал в опалу и снят с командования. Он уехал в Вэй, а затем в Чу. И опять пришли циньцы, опять ван пытался пригласить непобедимого полководца, но его убедили, что Лянь По слишком дряхлый. Лянь По умер в Шушуне, новой столице государства Чу, прожив достаточно долго. И успел увидеть агонию той страны, которой он когда-то служил. |
Он был генералом царства Цинь во время периода Чжаньго. Под его командованием армия Цинь завоевала государства Чжао, Янь и Чу. Он тоже считается одним из четырех величайших генералов этого периода. Родился в Дунсяне, Гуаньчжун (северо-восток от современного округа Фупинг, провинция Шэньси). Его сын Ван Бен также был генералом Цинь. В 225 году до н.э. оставалось только независимым три царства: Чу, Янь и Ци. Чу было достаточно сильно, чтобы оказать серьезное сопротивление после его катастрофического поражения в 278 году до н.э., когда оно потеряло свою древнюю столицу Ин. Ван Цзянь должен был возглавить вторжение, но он заявил, что ему нужна армия в 600 000 человек. А полководец Ли Синь попросил только 200 000 человек. Ван Цзянь ушел в отставку, заявив о болезни, его обозвали трусом. Первое вторжение окончилось катастрофой, армия в 200 000 циньцев была разбита чускими войсками (считают, что их солдат было полмиллиона) на незнакомой им территории (Хуайян, совр. провинции Цзянсу и провинции Аньхой). Ин Чжэн вернул Ван Цзяня и дал ему 600 000 человек. В 224 году до н.э. Ван Цзянь начал второе вторжение. Моральный дух чусцев укрепился после их успеха в предыдущем году, они ожидали осады и готовы были сражаться насмерть. Ван Цзянь обманул их, показав себя неактивным и сам укрылся в укреплениях, тайно обучая свои войска сражениям на территории Чу. Через год чусцы решили распустить армию из-за отсутствия войны. Тогда Ван Цзянь перешёл в наступление, захватил Хуайян и разбил оставшиеся силы Чу. Погибли и чуский ван и полководец чусцев. Во время пиков активности армии Чу и Цинь вместе насчитывали более миллиона солдат, больше, чем при битве под Чанпином между Цинь и Чжао. Интересно, что удалось раскопать и прочесть письма двух циньских солдат этой компании. Они писали домой и просили прислать одежду и денег. |
Люй Бувэй родился в 291 г. до н. э. в уезде Пуян провинции Хэнань царства Вэй в семье, глубоко почитавший Конфуция и предков. Первоначально был просто купцом, торговал железом и товарами, а потом и золотом. В это время И Жэнь, как один из многочисленных сыновей наследника престола Аньго-цзюня, находился в заложниках в царстве Чжао. Точнее, он был чжи-цзы — княжич-заложник. В период Чжоу правители княжеств для закрепления соглашений о союзе нередко посылали к ним в качестве заложников своих сыновей. Метод заложничества сохранялся на протяжении многих веков вплоть до объединения Китая. И Жэнь был даже не сыном, а внуком сидящего на троне Чжаосян-вана, мало этого, его положение в семье не давало никаких шансов на трон — его мать была наложницей низкого ранга. Потому и его статус был в Чжао довольно низким, что давало повод для пренебрежительного отношения к нему со стороны чжаоской знати. Люй Бувэй был талантливым торгашом, все сделки непременно приносили ему прибыль, но он помнил и завет отца: "Хочешь разбогатеть — займись политикой". Однако, вероятно, была у него и идея-фикс: сделать Китай единым (что прекратит войны) и возвести на престол "добродетельного" вана. В политике он разбирался и сразу сделал ставку на крепнущую Цинь, хотя и к Чжао приглядывался. И вот Люй Бувэй, посетив царство Чжао, захотел встретиться с И Жэнь и увидел в нём способного человека, вполне прилично такому быть и на троне. Тогда Люй Бувэй предложил ему свои услуги. И Жэнь рассмеялся, заметив, что сначала надо бы было открыть дорогу в свет для себя. Люй Бувэй вполне серьёзно ответил, что именно это он и намерен сделать, двигая впереди себя претендента на трон. Однако конкурентов было много — 20 сыновей было у Аньго-цзюня, да и сам он ещё стоял в очереди к трону. И Жэнь оценил масштаб аферы. Он обещал в случае успеха отдать Люй Бувэю часть своего царства. Люй Бувэй снабдил И Жэня 500 золотыми монетами, чтобы тот мог устраивать приёмы, ещё 500 затратил на покупку всевозможных диковинок и безделушек для подношений и отправился в Цинь. В столице Цинь от имени И Жэня поднёс большие подарки главной жене наследного принца Хуаян, у которой не было детей. Ему (или ей) удалось уговорить Аньго назначить И Жэня её приёмным сыном и главным наследником среди 20 сыновей. Люй Бувэй был большой психолог — жена молода, правитель стар, без сына-наследника она обречена после его смерти. Он пообещал, что И Жэнь как приёмный сын будет заботиться о ней как о своей матери и она сохранит статус вдовствующей императрицы (так и было, она умерла только в 230 г.до н.э.). Аньго согласился и в виде гарантии передал И Жэню верительную бирку. В Ханьдане, столице царства Чжао, Люй Бувэй разыскал красивую девушку Чжао, которая хорошо танцевала и познакомил её с И Жэнем. Чжао понравилась И Жэню и Люй Бувэй отдал ему девушку (якобы, она была у него наложницей, что вряд ли), и скоро у них родился сын Ин Чжэн — будущий император Цинь Шихуанди. Согласно Сыма Цяню, Чжао, якобы, была уже беременна до того, как Люй Бувэй представил её перед И Жэнь. Но, скорее всего, "история рождения Первого императора, вероятно, остроумная выдумка какого-то ханьского конфуцианца, который использовал ее для того, чтобы опорочить Ши-хуана, представив его незаконным сыном хитрого, бессовестного и необразованного торговца и матери, которая была немногим лучше проститутки..."; скорее всего Сыма Цянь такого вообще не писал, это поздняя вставка. Современные историки определили, что девушка была из весьма знатного рода, быть наложницей не могла и вообще родила от законного мужа. Исследования профессоров Джона Кноблока и Джеффри Ригеля при переводе анналов Люйши Чунцю показали несоответствие даты начала беременности и рождения ребёнка (год), что позволило им прийти к выводу о фальсификации версии об отцовстве Люй Бувэя, с целью опорочить императора. Будущего Ши-хуана именовали инским Чжэном [по фамилии предка дома Цинь], чжаоским Чжэном (так как Му-ван когда-то пожаловал Цзао-фу город или поселение Чжаочэн) и люйским Чжэном (явно намекая на отцовство Люй Бу-вэя). В 257 году до н. э. циньцы осадили Ханьдань, дело было совсем плохо. Чжаоский ван хотел убить И Жэня, но Люй Бувэй вновь сильно потратился, подкупил стражников и организовал побег Люй Бувэя в стан циньских войск. И Жэнь переоделся в чускую одежду, в которой и появился перед Хуаян. Тем временем его жена с ребёнком спряталась у своей матери. Циньцев отбросили с помощью союзных войск и погнали до самой границы. После окончания войны жена И Жэня вместе с сыном выехала в Цинь. В 251 г. до н. э. старый Чжаосян-ван умер, и наследник Аньго вступил на престол как Сяовэнь-ван, однако он умер на третий день после коронации. Подозревали, что он был отравлен Люй Бувэем, который опасался того, что Сяовэнь-ван изменит своё решение и назначит нового наследника. Хотя, с другой стороны, Аньго был вполне стар. И Жэнь 15 сентября 250 до н. э. вступил на престол как Чжуансян-ван. Люй Бувэй был назначен премьер-министром, а Ин Чжэн стал наследником престола. Ван исполнил обещание и дал Люй Бувэю сто тысяч дворов в качестве кормления. Люй Бувэй получил максимум легитимной власти и решил отобрать славу у академии Цзися в Линьцзы, в которой собралась интеллектуальная элита Китая. Он кинул клич, призвав со всей Поднебесной ученых мужей на создание энциклопедии современной жизни. Во дворе собралось 3000 человек – историков, географов, астрологов и т. д. Всем им Люй Бувэй дал из своих личных средств достойное содержание и щедрое вознаграждение. В доме первого министра насчитывалось до 10 тысяч слуг. Книга была написана и названа «Люйши чуньцю». В «Исторических записках» Сыма Цяня сообщается, что Люй Бувэй — первый советник у циньского царя, следуя за богатыми семействами в царствах Вэй, Чу, Чжао, Ци и др., содержал у себя более трех тысяч приживальщиков из ученых мужей различных направлений. Он обязал каждого из них в письменном виде изложить все свои знания и, систематизировав написанные таким образом материалы, создал уникальное для того времени произведение в объеме более двухсот тысяч слов. Люй Бу-вэй считал, что в этом произведении нашли отражение все события и дела с глубокой древности до его времени, охватывающие «небо и землю, тьму вещей», поэтому и назвал его «Люй-ши чунь цю» — «Вёсны и осени господина Люя» ("Весны и осени" = "Хроника"). Как гласит предание, когда эта работа была закончена, в 241 г. до н. э., она была вывешена у городских ворот столицы Цинь — Сяньяна, и здесь же была выставлена тысяча золотых монет для премирования того, кто смог бы убавить или прибавить хоть один иероглиф в этом произведении. «Люй-ши чунь цю» состоит из трех частей: первая — «Двенадцать описаний» («Шиэр цзи»); вторая — «Восемь обозрений» («Ба лань»); третья — «Шесть рассуждений» («Лю лунь»). Все эти части разбиты на обозначенное в каждой из них количество глав, дробящихся в свою очередь на более мелкие параграфы. В первой части — «Описания» — изложены по временам года и месяцам астрономические и климатические приметы каждого сезона, дается перечень необходимых работ, обязанности людей разных рангов, включая Сына Неба, названы некоторые обряды, исполняемые при этом, приведены отдельные исторические примеры. Во второй и третьей частях — «Обозрения» и «Рассуждения» — излагаются в более общей форме вопросы мироздания, основы хозяйственной практики, политической власти и ее функций, общественной морали, и все это дано с многочисленными экскурсами в историю и назидательными примерами из древности, относящимися к так называемому золотому веку мудрых правителей. В книге немало мест, где излагаются философские учения различных школ по отдельным проблемам. И написаны разделы разными школами, порой ярыми антагонистами. «Основы жизни», «Уважение к себе», «Ценить справедливость», «Ценить жизнь», «Исчерпать количество» — были написаны представителями школы даосизма, главным образом последователями Ян Чжу; «Великая музыка» и «Использование народа» — конфуцианцами; «Рассматривать все по-нынешнему» — легистами; «Наличие начала» и «Отклик одинаков» — натуралистами (инъян цзя); «Различайте классы предметов» — сторонниками школы Мо-цзы; «Почитайте земледелие» — аграрниками (нун цзя). Полководческие таланты у Люй Бувэя были минимальны. Возглавив в 249 г. до н. э. поход циньских войск против правителя Восточного Чжоу, Люй Бувэй подавил мятеж и присоединил государство к Цинь. Императора Чжоу больше не существовало, Тысячелетняя Чжоу стала историей, но это мало кто заметил — настолько ничтожной уже была власть Главного вана. Чжуансян-ван правил меньше трёх лет и умер в 247 году до н. э. в возрасте 35 лет. Историки предполагают, что ван обнаружил, что Люй Бувэй продолжает отношения с его женой. И был отравлен. Возможно, это тоже поклёп злобствующих конфуцианцев — мало ли какие болячки достали человека. Наследник Ин Чжэн вступил на трон в 247 году до н. э. в возрасте 13 лет. Будучи регентом и канцлером, Люй Бувэй поддерживал отношения со вдовствующей императрицей Чжао. Согласно Сыма Цяню, они погрузились в распутную жизнь и организовывали настоящие оргии. Для развлечений вдовы был найден Лао Ай, которого она как мнимого евнуха поселила в своих покоях. В 238 г. до н.э. И Чжэн стал официальным властителем Цинь, приняв имя Цинь Шихуана. Вся власть в стране фактически перешла в руки государя. «Он принял из рук Люй Бувэя мощное государство с сильной армией и хорошо выстроенной вертикалью власти. Люй Бувэй значительно расширил территорию государства, вобрав в него почти все сопредельные страны». Немало историков считают, что не Цинь Шихуан, а Люй Бувэй создал империю Цинь. Но Цинь Шихуану донесли, что Лао Ай вовсе не евнух, и у него от Чжао уже имеется двое сыновей. Чего Люй Бувэй не мог не знать. А ван был уже не мальчик, 21 год, — и вот весь род Лао Ая был казнён, а в 237 году Люй Бувэй был снят с поста канцлера и отстранён от двора. Однако влияние и связи Люй Бувэя не иссякли. Примерно через год Цинь Шихуан, видя активность вокруг Люй Бувэя, испугался, что он готовит бунт, и написал ему письмо, указывая что его заслуги не соответствуют его содержанию со стороны двора, и приказал отправиться ему в ссылку в царство Шу. Люй Бувэй испугался казни, и покончил с собой, выпив отравленное вино. |
Ин Чжэн родился в 259 году до н. э., в Ханьдане (столице княжества Чжао), где его отец Чжуансян-ван был заложником. Имя Чжэн, данное ему при рождении, означает «первый», по месяцу рождения — в первой луне (об обстоятельствах рождения и детстве см. тут). Затем произошла фонетическая подмена с определенным политическим подтекстом, по созвучию стали писать иероглифы с иным смыслом: "править" или "карать". Три знака в древнекитайском языке имели одинаковое чтение t'siang. В 247 году до н. э. внезапно умер его отец, Ин Чжэн в возрасте 13 лет стал ваном самой мощной державы Китая. К этому времени земли Цинь уже включали области Ба, Шу и Ханьчжун; на юге они простирались за Юань и включала столицу Чу Ин; на севере Цинь овладело областью Шанцзюнь и землями к востоку от нее, включая области Хэдун, Тайюань и Шандан; на востоке циньские земли тянулись до Инъяна. Уничтожив оба дома Чжоу, Цинь учредило на их землях область Саньчуань. Западные пределы Цинъ не отмечены, так как разграничения с сюнну и другими племенами, естественно, не существовали и границы были весьма подвижными. Регентом и фактическим правителем Цинь был Люй Бувэй. Ли Сы был его секретарем — шэжэнем. Военачальниками были Мэн Ао, Ван Ци и Бяо-гун. В 238 году до н. э. он достиг совершеннолетия (совершеннолетие считалось с 21 года) и решительно взял власть в свои руки. В том же году ему донесли о сожительстве его матери и Лао Ая. Ему также сообщили, что его мать тайно родила двух детей, один из которых готовится стать его преемником. Ван приказал чиновникам провести расследование, которое подтвердило все подозрения. За это время Лао Ай подделал государственную печать и стал собирать войска для нападения на дворец. Ин Чжэн поручил советникам срочно собрать войска и направить против Лао Ая. Произошёл бой около Сяньяна, в котором было убито несколько сот человек. Лао Ай, его родственники и сообщники были казнены, виновные из числа придворных были жестоко наказаны. Казнено 20 крупных чиновников, уничтожены их роды, еще 4 тыс. семей, замешанных в заговоре, были сосланы в Сычуань и лишены всех рангов. В 237 году до н. э. Люй Бувэй за его связи с Лао Аем был смещён и отправлен в ссылку в Сычуань, но по дороге покончил с собой. В ссылку была отправлена также мать Ин Чжэна Чжао, которую после увещеваний советников вернули во дворец (она умерла в 228 г. до н.э.). Есть ли описание вида Первого настоящего императора Поднебесной, железной рукой управляющего огромной империей с населением аж 22 миллиона (оценка)? Есть. Но оно опять же исходит от ненавидящих его конфуцианских мудрецов. Вот какой портрет у них получился: При встречах с Вэй Ляо циньский ван относился к нему как к равному, стараясь не отличаться от него даже в одежде и пище, но Вэй Ляо говорил: “Обличье циньского вана таково: у него острый нос, удлиненные косые глаза, грудь как у хищной птицы, голос как у шакала. В нем мало доброты, а сердце как у тигра или волка. В затруднительных положениях он легко ставит себя ниже других, а добившись цели, так же легко губит людей. Я — человек низкого звания, но при встречах он всегда ставит себя ниже меня. Если в самом деле циньскому вану удастся добиться своих целей в Поднебесной, то все в ней станут его рабами. Я не могу долго оставаться у него!”. И решил бежать. Циньский ван, узнав о таком намерении Вэй Ляо, настойчиво удерживал его, назначил старшим военачальником циньского государства. В конце концов применил предложенные им планы, но поручил их осуществление Ли Сы. Канонический портрет Ши Хуанди Во-первых, кто такой Вэй Ляо, называющий себя человеком низкого звания (дословно — "одетый в холщовые одежды"), но которого будущий император демонстративно изображал равным, если не выше себя? Загадка. Такой военный теоретик известен, он написал военный трактат, названный его именем, "Вэй Ляо-цзы". Но вот беда — кроме Сыма Цяня никто не упомянул такого во времена правления Ин Чжэна. Более того, в 1972 году текст этого трактата* раскопали археологи в гробнице династии Хань в округе Линьи и установили его древность — IV в. до н.э. Хотя есть предположения, что трактатов было два, а, может быть, и Вэй Ляо два? * особо оригинального мало. Важнейший ресурс государства — сельское хозяйство и население. Гуманистические ценности защищаются, для подавления инакомыслия и мешающих развитию государства допускается применение жёстких мер. Многочисленные ссылки на другие военные труды при отсутствии намёка на личный опыт. Во-вторых, портрет императора получился карикатурным, явно, что он сочинён недругами императора. Впоследствии историки, например, Го Мо-жо, увидели в том болезненную хилость, отсюда жестокость и т.п. Едва ли. Справочка: в тексте не только у меня, но и повсеместно фигурируют имена Ин Чжэн, Цинь Шихуан и Цинь Шихуанди. Напоминаю суть: личное имя не менялось в течение жизни и даже при коронации, вступлении на престол и т.п. Но стоило правителю помереть, как он получал ПОСМЕРТНОЕ имя. Другие это называют посмертным титулом. В нём уже заложена некая информация: приставки -цзюн, -гун, -ван, -хуанди (правитель, князь, царь, император) и краткая характеристика усопшего: Ю [Тёмный; Сокровенный], Ли [Свирепый; Чистый], Лин [Связанный с Духами; Вещий], И [Усмиряющий; Мирный], Минь [Болезный], Ян [Пламенный; Опаляющий] и т.д. Но наиболее часто встречаются эпитеты Сяо (почтительный к родителям; усердный) и Хуй (милостивый, добрый). Впрочем, иероглиф "Хуй" переводят на русский из-за непечатности искажённо. И вот под посмертными именами-титулами всякие цари нам известны более. Тут Китай не исключение. Пипин Короткий, Геральд Синезубый, Эрик Рыжий, Иван Грозный. Но Ин Чжэн провёл реформу посмертных имён: «Мы слышали, что в глубокой древности у правителей были титулы при жизни, но не существовало посмертных титулов. В средней древности существовали титулы, но после смерти давались ещё и посмертные имена, согласно их деяниям. Если делать так, то получается, что сын обсуждает поступки отца, а подданные обсуждают поступки правителя. Такое совершенно недопустимо, и мы не последуем этому обычаю. Отныне и впредь отменяем присвоение посмертных титулов. Мы будем титуловаться Ши-хуанди — первый властитель-император, а последующие поколения правителей пусть именуются в порядке счёта — Эр-ши — второй, Сань-ши — третий, и так до десятитысячного поколения, власть нашего рода будет передаваться бесконечно». Собственно, династия, рассчитанная на 10 000 поколений, умерла уже на третьем, 14 лет... А титул императора остался. Но мы так отдалены от той древности. Поэтому называть можем любым именем, помня, что все эти гуны и ваны уже умерли, но в прижизненных титулах путаться не надо. Это важно. |
Портрет Ли Му эпохи Империи Цин Набеги кочевников Ли Му встречал пассивно. Он отдал войскам приказ, в котором говорилось: «Если хунну* вторгнутся с целью грабежа, немедленно собирайте имущество и укрывайтесь в укреплениях. Кто посмеет ловить варваров, будет обезглавлен». *Тут надо пояснить. Хунну тогда ещё не грабили Китай. Как и сюнну, что в принципе одно и то же. Но о Ли Му писал Сыма Цянь спустя пару столетий, в те годы все кочевники собирательно назывались "хунну". Те самые гунны, наведшие ужас на Европу. Но пока это были просто кочевники-скотоводы, развлекались мелким грабежом. Сигнальные маяки на вышках заботливо зажигались, войска сразу же собирали имущество и укрывались в укреплениях**, не осмеливаясь вступать в сражение. Так продолжалось несколько лет, и никаких потерь чжаосцы не несли. Из-за отказа Ли Му вступить в сражение кочевники считали его трусом, но хуже этого — такого же мнения о нём стали придерживаться и сами чжаоские войска. Ван Чжао стал упрекать Ли Му в пассивности, но Ли Му продолжал действовать по-прежнему. Тогда правитель Чжао отозвал Ли Му и назначил вместо него другого командующего. Целый год, каждый раз, когда являлись кочевники, новый военачальник выходил на бой. В сражениях он потерпел несколько неудач, понёс большие потери, а на границах невозможно стало заниматься земледелием, скотоводством и торговлей. **Чжао уже тогда возвело "китайскую стену" от кочевников. Она, разумеется, не была неприступной. Варвары неизменно прорывались сквозь неё, но теряли на это время. Тогда вновь позвали Ли Му. Однако Ли Му, ссылаясь на болезнь, отказался выходить из дома. Чжаоский правитель едва ли не лично вытащил Ли Му из постели и приказал ему командовать войсками. Ли Му поставил условие — не лезть в его военные дела. Он не только продолжал свою тактику, но сделал укрывательство ещё более глобальным. А меж тем тренировал армию. Он отобрал 1300 лучших колесниц, 13 тысяч лучших коней, пятьдесят тысяч пехотинцев и сто тысяч лучников, организовал и обучил всех. Затем он выпустил весь скот в степь. Кочевники вторглись небольшими силами, чжаосцы отступили, но для сопротивления оставили несколько тысяч человек. Шаньюй (правитель кочевников), узнав, что добычи много, а войск противника мало, вторгся во главе крупных сил. Ли Му, устроивший многочисленные засады, ударил с флангов, окружил и наголову разбил агрессора, истребив свыше ста тысяч всадников. Если Сыма Цянь и преувеличил, факт, что кочевники понесли тяжёлые потери. Затем Ли Му перешёл в наступление, уничтожил племя даньлань, разбил племя дунху и вынудил сдаться племя линьху, шаньюй бежал. После этого сокрушительного поражения кочевники в продолжение более десяти лет не смели приближаться к пограничной стене во владении Чжао. Между тем на другом фронте продолжалась тяжелейшая война с Цинь, с Янь и опять с Цинь. В 234 до н. э. в битве при Пинъяне чжаоская армия была разбита, потеряв 100 тысяч человек (циньцы, как обычно, казнили всех попавших в плен). Чжао уже потеряло огромную территорию, союзников не было. И правитель Чжао назначил Ли Му главнокомандующим. Ли Му оставил северную границу, скорым маршем повёл войска на юг, соединился со столичными войсками и... занял оборону. И дождался удобного момента. В 233 до н. э. в битве при Фэй чжаоский полководец нанёс сокрушительное поражение стотысячной армии Хуань Ци, которая была почти полностью истреблена. Хуань Ци бежал в царство Янь, опасаясь возмездия за разгром его армии. За одержанную победу Ли Му был удостоен чжаоским ваном звания «уань-цзюнь» (правитель, умиротворяющий оружием), приблизительно соответствует современному званию фельдмаршала или генералиссимуса. В 232 до н. э. циньцы напали на Фаньу, но опять были разбиты. А с юга двинулись войска Хань и Вэй, являвшихся тогда союзниками царства Цинь. Ли Му разбил и их, но чжаоские армии тоже понесли существенные потери, и отступили к столице Ханьдань. А правителем был уже другой ван, Цян-ван (Ю-мяо-ван), сын предыдущего правителя от наложницы-танцовщицы, интригами матери возведённый на трон в обход законного наследника. Интриги, землетрясение, засуха и голод обрушились на Чжао. И в 229 до н. э. Цинь направило против Чжао огромные силы. Ли Му снова укрыл войска за мощными укреплениями, и успешно отбивал штурмы: циньцы при безуспешных попытках атаковать несли большие потери. Но первый министр Го Кай был подкуплен циньскими агентами, Ли Му был обвинён в подготовке мятежа и сговоре с циньцами. Он был снят с должности и казнён, его заместитель генерал Сыма Шан смещён с поста. Уже через 3 месяца циньцы атаковали и разбили чжаоские войска. В 228 году до н. э. захватили столицу Чжао, Цян-ван взят в плен. Царство Чжао было окончательно уничтожено и навсегда исчезло со страниц истории. |
Хань Фэй, или, как его часто называют, «Учитель Хань Фэй», Хань Фэй-цзы родился около 280 г. до н.э. в аристократической семье в царстве Хань. Изучал конфуцианскую теорию под руководством Сюнь-цзы. Его «однокашником» был человек по имени Ли Сы, позднее получивший пост премьер-министра первого китайского императора. Хань Фэй — один из лучших представителей школы легистов. Он сумел, как никто другой, ясно, четко и доступно обобщить и сформулировать идеи, получившие название «легистских». Предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Его идеи в корне отличаются от конфуцианских (но близки даосским). Хань Фэй-цзы сам пробовал заниматься государственной деятельностью и предлагал свои услуги в качестве советника вану Хань, однако безуспешно. Разочаровался. Наконец ханьский ван решил послать беспокойного философа послом в Цинь, но тут как раз разразилась циньско-ханьская война и это путешествие Хань Фэй-цзы оказалось последним в его жизни. В царстве Цинь Хань Фэй-цзы был брошен в тюрьму, и в конце концов ему приказали выпить яд. Это произошло примерно в 233 г. до н.э. Было ему тогда 47 лет примерно. Хань Фэй-цзы был умерщвлен несмотря на то, что сам будущий император восхищался сочинениями Хань Фэй-цзы и интересовался их автором. Однако его советник, однокашник философа, Ли Сы, настоял на казни бывшего соученика на том основании, что посол слишком предан интересам Хань и может причинить вред царству Цинь, вернувшись на родину. По другой версии Ин Чжэн восторгался работами философа несколько запоздало, уже после его смерти и сожалел, что отправил того в тюрьму. В книге «Хань Фэй-цзы» собрано 55 глав, в сущности, самостоятельных сочинений, посвященных искусству управления государством и приписываемых Хань Фэй-цзы. Однако авторство большинства из них сомнительно, хотя некоторые действительно аутентичны. Хань Фэй-цзы полагал, что людям свойственно преследовать только личный интерес, и даже рождение и воспитание детей связаны с долгосрочными интересами родителей. Разумеется, существуют и альтруисты, однако их слишком мало, это исключение из правил, вот почему успешная теория управления должна базироваться на совершенно иных принципах, нежели конфуцианские, — ведь речь идет об управлении как можно большим количеством людей, и оно не может строиться на психологии меньшинства, каким бы добродетельным оно не было. Хань Фэй-цзы считал, что именно человеческий эгоизм, преследование собственной выгоды является причиной, корнями политического хаоса, однако как раз это и позволяет управлять людьми. У людей есть пристрастии и антипатии, они стремятся вести себя так, чтобы получить желаемое и избежать неприятностей. Именно поэтому они больше всего реагируют на наказания и поощрения, которые и являются тем, что Хань Фэй-цзы и его последователи остроумно называли «двумя рукоятками» управления. У нас это называют более конкретно — "политика кнута и пряника". Наоборот, утверждает Хань Фэй-цзы, добродетельным человеком, идеалом конфуцианства, управлять гораздо сложнее — такой человек руководствуется отнюдь не собственной выгодой, поэтому воздействовать на него с помощью наказаний и наград не так-то просто. Нет такой «рукоятки», манипулируя которой можно было бы управлять таким подданным, заставить его подчиняться введенному правителем закону. Хань Фэй-цзы признавал, что в Китае был золотой век, и людьми можно было управлять, опираясь только на моральные ценности и добродетели. Но человеческая природа с тех пор не изменилась (как утверждали конфуцианцы), просто изменились материальные условия, в которых существовало общество. Просто в те времена всего было вдоволь, и люди могли позволить себе быть добрыми и щедрыми, а теперь — в эпоху, современную Хань Фэй-цзы — ресурсы истощены, людей стало много, и им приходится бороться за существование. Кроме того, нравы в древности были простые, и даже правители не пользовались своими привилегиями для того, чтобы жить в роскоши. Власть не доставляла особых материальных преимуществ, поэтому люди за ней и не гонялись, облегчая проблемы древних императоров, которые позволяли себе даже добровольно уступать трон. Таким образом, различие между людьми древности и современности заключалась не в различии их моральных качеств, как утверждали конфуцианцы, а в материальных условиях существования. А так как эти условия резко изменились, то Хань Фэй-цзы отрицал справедливость их претензий на проведение политики управления при помощи моральных ценностей, на возврат к добродетельному правлению императоров золотого века. К истории Хань Фэй-цзы относился очень серьезно. Ведь в ходе исторического процесса, с одной стороны, меняются материальные условия существования, и это позволяет утверждать, что характер правления тоже меняется. Он настаивает на тщательном изучении истории, так как именно она (а не изучение каких-то абстрактных идеальных теорий) способствует определению наиболее эффективных современных методов управления. Люди не склонны по доброй воле подчиняться воле закона, поэтому-то и нужны награды и наказания, с помощью которых можно заставить людей исполнять то, что требует закон. Именно поэтому Хань Фэй-цзы настаивал на жестоких наказаниях для преступников: если люди будут чувствовать, что наказание последует не слишком суровое, они непременно будут совершать преступления, искушаемые выгодой от преступления, если возможные последствия не будут катастрофическими. Поэтому легкие наказания за уголовные преступления, с точки зрения Хань Фэй-цзы, просто бесчеловечны. Без суровых наказаний преступления будут множиться, ничем не останавливаемые, и наказания придется применять снова и снова. Если же наказания будут настолько суровыми, что никто не осмелится совершать преступления, то и наказания не будут применяться. Но эффективность наказаний сильно зависит от раскрываемости преступлений. Поэтому Хань Фэй-цзы предусматривал введение наград за доносы о проступках близких. Кроме того, он выступал за введение системы коллективной ответственности (круговой поруки), в соответствии с которой соседи и родственники преступника также отвечают за его преступление. Это позволит без особых затрат выявить преступления и привести подданных к послушанию. Короче, верный последователь Шан Яна. Но ещё круче. Категория фа у Хань Фэй-цзы означает «писаный закон» — кодекс правил поведения, составленный правителем и обязательный для исполнения подданными. Такой писаный закон должен служить единственным критерием правильности поведения для людей, заменив собой все остальные нормы и представления о правильном и неправильном, в том числе почерпнутые из обычаев и ритуалов. Сам Хань Фэй-цзы сравнивал такой закон с меловой линией, проведенной плотником, чтобы отделить прямое от кривого. Эта аналогия говорит о том, что Хань Фэй-цзы стремился сделать закон вполне однозначным, ясным и общедоступным. Легисты считали, что такой закон, воплощенный в указах правителя, способствовал бы стандартизации и унификации общественных норм поведения и самого поведения. При этом законы не должны меняться слишком часто, так как частые перемены вносят хаос и беспорядок в умы людей. Если какой-то закон нужно модифицировать, то лучше его отменить целиком и ввести новый. Хань Фэй-цзы говорил, что сами конфуцианцы столько спорят о правильном значении ритуалов и добродетелей, что простые люди не в состоянии в этом разобраться и понять, как же им себя вести. Напротив, критерии поведения должны заключаться в писаном законе, а судьи должны быть учителями народа. Частное же преподавание должно быть запрещено. Считается, что именно поэтому первый император Цинь Шихуан-ди столь жестоко расправлялся с тысячами конфуцианцев, погребая их живьем, а конфуцианские книги сжигая. Хань Фэй писал, что исконный и неизменный принцип мироздания состоит в том, что подданный служит властителю, сын — отцу, а жена — мужу. При этом подчинение государю важнее, чем семейные обязательства. Когда внутри государства установлены мир и покой, государь вправе позаботиться о расширении границ своего государства военными средствами. Военная мощь возникает там, где цветущее хозяйство. Поэтому государь должен считать единственным полезным занятием подданных ведение сельского хозяйства. Все остальные занятия, особенно научные познания, должны прекратиться. Давать милостыню нищим глупо и несправедливо, равно как и перераспределять доходы богатых в пользу бедных. По словам Хань Фэя, это равнозначно грабительству рачительных и прилежных с целью удовлетворения расточительных и ленивых. Короче — убеждённый сторонник деспотического правления. Но, как говорится — "за что боролся, на то и напоролся". Сам погиб и царство своё не спас. А деспотический режим, установлению которого он способствовал, существовал недолго, но жизни лишил многих. И Хань Фэй-цзы стал одним из первых. |
Ли Сы родился ок. 280 до н. э в местности Шанцай царства Чу (современная провинция Хэнань). В молодости он был дровосеком, затем сумел получить должность младшего чиновника в Чу. Однажды он обратил внимание, что крысы в отхожем месте были злые и грязные, а в амбаре — сытые и спокойные. Он сделал вывод, что значимость людей определяется их социальным статусом, который каждому выпадает случайным образом, и люди не имеют моральных ограничений в стремлении добиться того, что они считают в данный момент наилучшим для них. Он решил сделать карьеру и принялся упорно учиться. Проучившись у выдающегося конфуцианского ученого Сюнь-цзы, он решил поискать счастья в самом сильном государстве того времени — в Цинь. Сюнь-цзы не одобрил поступка своего ученика и предупредил, что государственная служба таит в себе много опасностей. На это Ли Сы с усмешкой заявил: «Долго находиться в незнатном статусе, в тяжелом и мучительном материальном положении, осуждать свой век и питать отвращение к политике, выдавать себя за наслаждающегося недеянием совершенномудрого — не лучшая манера поведения для учёного, о мой наставник» В царстве Цинь ему покровительствовал главный советник Люй Бувэй, и он смог добиться аудиенции у вана Ин Чжэна. Ван высоко оценил его идеи о том, как объединить Китай, и стал прислушиваться к его советам. В 237 году циньские придворные, недовольные тем, что иностранцам дают множество постов, взбунтовались и предложили императору изгнать из страны всех чужеземцев. Ли Сы попадал под указ о изгнании, который, как говорят, был уже готов. Он предстал перед императором и мастерски расписал все преимущества, которые дают циньскому государству «пришлые советники», не забыв упомянуть «знойных девушек Чжао». Приказ об изгнании не был отдан, а за свой красноречивый доклад Ли Сы получил повышение. Согласно «Историческим запискам» Сыма Цяня, именно Ли Сы подготовил устранение принца Хань Фэй-цзы, выдающегося учёного и писателя того времени (они учились у Сюнь-цзы вместе). Завидуя ему, Ли Сы уговорил Цинь Шихуана посадить его в тюрьму, где заставил его принять яд. По совету Ли Сы император стал преследовать учёных «ста школ», и в первую очередь конфуцианцев. Ли Сы предложил запретить все школы и сжечь все политические книги, наказав смертной казнью тех, кто их хранит, кроме отдельных медицинских и гадательных книг и книг о земледелии. В 214 до н. э. были уничтожены все труды Конфуция и устроено массовое сожжение книг, которые было необходимо сдавать властям под угрозой казни, а когда учёные объявили протест, в 213 до н. э. были казнены 460 конфуцианцев. Перед смертью Цинь Шихуан послал письмо своему старшему сыну Фу Су с завещанием, оставляя ему империю и указанием встречать траурный кортеж. Главный евнух Чжао Гао задержал отправку письма, и письмо так и не дошло до адресата. Чжао Гао с помощью интриг смог взять в свои руки дела государства, уговорив нового императора не принимать чиновников непосредственно. В начале правления по приказу Эрши Хуана были казнены большинство губернаторов и чиновников при дворе. В конце концов очередь дошла и до Ли Сы. В 208 г.до н.э. Чжао Гао оговорил Ли Сы перед императором, желая устранить могущественного соперника от дел управления государственным аппаратом. Совершив невероятную карьеру от безвестного дровосека до поста первого министра циньской империи, в возрасте 72 лет Ли Сы испытал такое же невероятное падение — он лишился не только всех постов и званий, но и жизни вместе со всем своим родом. О казни Ли Сы существуют противоречивые сведения. Согласно Сыма Цяню, он был разрублен надвое в пояснице на центральной площади Сяньяна, столицы империи, но «Хуайнань-цзы» и «Янь те лунь» утверждают, что Ли Сы был разорван на части колесницами в городе Юньян, что в уезде Шуньхуа провинции Шэньси. Вместе с Ли Сы, в соответствии с законами империи о государственных преступниках, был истреблен и весь его род до третьего колена. Ли Сы был созидателем бюрократического аппарата, который после Цинь использовался последующими династиями. Системы мер, весов и денежного обращения были приведены в порядок. Государство Цинь стало очень эффективным и сильным. Ли Сы привёл в систему китайские иероглифы и ввёл стандартное написание и стандартный шрифт, собрав образцы из разных областей Китая. В целом Сыма Цянь рисует Ли Сы как умного и расчетливого царедворца, думавшего и о судьбах империи, и о своей карьере. |
Чжао Гао — главный евнух при императорском дворе династии Цинь. Хотя он упоминается как евнух, он не прошёл процедуры кастрации, был половым инвалидом с рождения. Он был чиновником низкого ранга, совершил тяжёлое преступление и должен был быть казнён по приговору государственного прокурора Мэн И. Но Ин Чжэн даровал ему прощение и восстановил его в должности, так как считал его подходящим человеком для исполнения своих обязанностей. И Чжао Гао сделал карьеру. Перед смертью, император, оставляя империю своему старшему сыну Фу Су, послал тому письмо с завещанием и указанием встретить траурный кортеж. Чжао Гао, был начальником канцелярии, должен был поставить на письмо печать и отправить. Но он задержал отправку письма, увидев для себя шанс. Цинь Шихуан умер, Чжао Гао и Ли Сы некоторое время скрывали его смерть. Воспользовавшись печатью императора, обрёк на смерть многих: сына-наследника императора, главного полководца, судья Мэн И также был убит. Вначале заговорщики действовали вместе, возведя на трон Эрши Хуана, но в 208 г.до н.э. Чжао Гао смог расправиться и с Ли Сы и занял должность главного советника. Меж тем повсеместно вспыхивали восстания. В 207 до н. э. восстание охватило всю империю, все шесть покоренных царств были потеряны, и Чжао Гао испугался, что император обвинит его в поражениях. Он организовал отряд, который ворвался во дворец под видом преследования разбойников; императору было приказано покончить с собой. Новый правитель Цзыин — племянник Эрши Хуана — по совету Чжао Гао принял титул вана, а не императора, так как Цинь уже не контролировало всего Китая. Цзыин испугался, что Чжао Гао таким же способом казнит и его. Во время поста при принятии должности он не вышел в храм, и Чжао Гао пошёл к нему лично просить войти в храм. Тогда Цзыин убил Чжао Гао. Цзыину удалось продержаться у власти 46 дней, но за это время он успел истребить род Чжао Гао. Сыма Цянь: «Задумав переворот, Чжао Гао боялся, что некоторые царедворцы не послушаются его приказов. Поэтому он решил сначала испытать их. Он приказал привести оленя и представил его императору, назвав лошадью. Эрши Хуан рассмеялся и сказал: „Возможно, советник ошибается, называя оленя лошадью?“ И спросил всех, кто был вокруг. Некоторые молчали, некоторые, в надежде на благосклонность Чжао Гао, заявили, что это лошадь, другие же сказали, что это несомненно олень. Позднее Чжао тайно наказал всех, кто признал правду, осудив их за разные преступления. После этого чиновники смертельно боялись евнуха». |
Титул первого императора, начертанный шрифтом циньской эпохи. |
На триста ли раскинулся широко, Затмив собой светила в небесах. Берут его строения начало У склонов северных горы Лишань, Бегут на запад тысячей извивов, Далёко, до Санъяна самого. Текут привольно сквозь проемы в стенах Две светлые реки в его садах. Шагнешь пять раз - чертог великолепный, А ступишь десять - башня до небес. И чудится: они спешат к высотам, Чтоб над соперниками вознестись. Тан Ду Му, IX век |