2МВ-1 № 3

25 августа 1962 02:18:45 - старт
25 августа 1962 - авария РН
28 августа 1962 - сход с орбиты

Черток:
25 августа пятый по счету четырехступенчатый носитель 8К78 с АМСом 2МВ-1 № 3 массой 1097 кг нормально отработал тремя ступенями. Телеметристы на корабле в Гвинейском заливе научились быстро распознавать по телеметрии состояние систем блока "Л". На этот раз пришло вначале успокоительное сообщение, что двигатель блока "Л" включился по программе, а вскоре тревожное сообщение - двигатель работал всего 45 секунд. Блок "Л" оказался не стабилизированным - авария отнесена на счет системы управления.

Сиддики:
Научные инструменты:
Перелётный модуль:
1. магнитометр
2. сцинтилляционный счетчик
3. газоразрядные счетчики Гейгера
4. Черенковский детектор
5. ионные ловушки
6. детектор волн в космосе
7. микрометеороидный детектор
СА:
1. датчики температуры, давления и плотности
2. химический газоанализатор
3. детектор гамма-излучения
4. Ртутный детектор волн
Результаты: Это был первый советский зонд глубокого космоса второго поколения, основанный на единой платформе под названием 2MV («2» для второго поколения, «MV» для Марса и Венеры), предназначенной для изучения Марса и Венеры. В серию вошли четыре варианта с одной и той же платформой, но с различными дополнениями полезной нагрузки: 2MV-1 (для посадки на Венеру), 2MV-2 (для пролета Венеры), 2MV-3 (для посадки на Марс) и 2MV-4 (для пролета Марса). Перелётные модули были в основном схожи по конструкции, в них были установлены все необходимые системы для поддержки миссии, а также ДУ S5.17 на КА к Венере и S5.19 на КА к Марсу. Обе модификации имели тягу 200 кгс, но первая была способна на одну коррекцию, а вторая была рассчитана на две. Полезные нагрузки были спроектированы в двух вариантах в зависимости от того, была ли миссия пролетающей или с посадкой. В первом был научный модуль, а во втором - сферический герметизированный шар диаметром 90 сантиметров, покрытый термическим покрытием; СА на Венеру были охлаждены системой на основе аммиака, в то время как марсианские корабли использовали систему кондиционеров. Обе модификации были стерилизованы специальным веществом по рекомендации Института микробиологии Академии наук. Модули питались от солнечных батарей площадью 2,5 м2, способных обеспечить 2,6 А. СА Венеры должны были использовать трехступенчатую парашютную систему для спуска через атмосферу. Для Венеры Советы подготовили три космических аппарата к августу-сентябрю 1962 года, один пролётный и два СА. Этот первый КА - комбинация «облет и посадка» - был успешно запущен на околоземную орбиту, но верхняя ступень Blok L прервала работу всего через 45 секунд (вместо запланированных 240 секунд). Последующее расследование показало, что ступень была установлена на опрокидывающее движение до зажигания основного двигателя из-за несимметричного включения двигателей, стабилизирующихся твердотопливными двигателями. КА оставался на околоземной орбите в течение трех дней, прежде чем войти в атмосферу Земли.

Шубин:
РБ потерял ориентацию. Включились лишь 3 из 4-х ТТРД (прижимающих топливо к двигателю). РБ с КА начал кувыркаться.