2 апреля 1969 10:33:00 - старт 2 апреля 1969 - авария РН |
2 апреля. НК. К.Лантратов. Марс всегда притягивал к себе взоры и мысли землян, а уж после того, как в 1887 году итальянский астроном Джованни Скиапарелли увидел на нем каналы - тем более. Поэтому не удивительно, что уже через три года после старта первого спутника в СССР начались запуски аппаратов к Красной планете. Но Марс оказался "крепким орешком", о который было сломано немало "зубов". Из шести советских аппаратов, запущенных с 1957 по 1967 годы, ни один не долетел до Марса.
1969 год должен был прервать эту череду неудач. Так во всяком случае хотелось надеяться. Старты двух станций М-69 наметили на 27 марта и 2 апреля 1969 года. Подготовили даже сообщения ТАСС: "В полете "Марс-2" и "Марс-3"... Однако не было тассовских сообщений. А "Марсами-2 и -3" были названы совсем другие аппараты в 1971 году. Но что же произошло?
Была космическая гонка, было желание обогнать Америку. Штаты с 1957 по 1967 год запустили к Марсу лишь две станции. Но одна из них - "Маринер-4" - достигла цели 15 июля 1965 года и передала первые изображения планеты. На февраль-март 1969 года в США намечался старт еще пары "Маринеров". Поэтому руководство Советского Союза поручило в 1968 году ведущему предприятию по межпланетным станциям - НПО имени Лавочкина - сделать два аппарата для исследований на орбите Марса (программа М-69). Новые возможности должна была дать ракета УР-500К (8К82К) ("Протон"). Она давала возможность "забросить" к Марсу в три раза более тяжелый аппарат, чем ранее применявшаяся ракета "Молния".
Конструкторы сделали все зависящее от них. Почти 5-тонные станции М-69 (масса каждой была 4850 кг) должны были сказать новое слово в исследовании Марса. Планировалось, что они выйдут на орбиту искусственного спутника Марса и в течение трех месяцев будут передавать информацию о планете. Но уверенности в успехе не было. Ведь спешка - не лучший союзник. А спешить приходилось очень сильно. Поэтому сами разработчики оценивали вероятность полного выполнения программы обеими станциями в 50%. Из-за нехватки времени испытания станций проводились уже на Байконуре по урезанной программе. Много нареканий было и к электронике АМС. Ведь она была сделана на старой элементной базе начала 60-х годов.
Однако на этот раз до станций дело даже не дошло - подвели ракеты. При первом запуске 27 марта 1969 года на 438-й секунде взорвалась турбина двигателя третьей ступени. Как говорят в таком случае космические "спецы", "ракета ушла за бугор." А 2 апреля носитель не дотянул даже до "бугра": сразу после запуска (0,02 сек) начался пожар одного из шести двигателей первой ступени. Ракета, чуть покачиваясь, медленно поднялась над землей, а затем спикировала и "рванула" вблизи стартового стола. Как водилось в таких случаях, газеты, радио и телевидение ничего не сообщили. Труд многотысячного коллектива - конструкторов, изготовителей, испытателей, стартовиков - остался за строкой ТАСС.
Но этот труд, эта работа не пропали даром. Отрицательный результат в космонавтике - тоже результат. Следующим станциям НПО имени Лавочкина - М-71 и М-73 - повезло немного больше. Но это уже совсем другая история.