19 января 2006 19:00:00 - старт 28 января 2006 года - коррекция 30 января 2006 года - коррекция 9 марта 2006 года - коррекция 7 апреля 2006 года - коррекция 13 июня 2006 года - пролёт астероида 132524 APL 28 февраля 2007 года - гравипролёт Юпитера 28 июня 2007 года - введён в режим гибернации 25 сентября 2007 года - коррекция 16 декабря 2008 года - второе кратковременное пробуждение 27 августа 2009 года - третье кратковременное пробуждение 29 августа 2014 года - четвёртое кратковременное пробуждение 6 декабря 2014 года - пробуждение 15 января 2015 года - коррекция 29 апреля 2015 года - первые фото с отличительными чертами 29 июня 2015 года - коррекция 4 июля 2015 года - выпал в безопасный режим 7 июля 2015 года - восстановил работоспособность 14 июля 2015 года 11:49 - пролёт Плутона осень 2015 года - определена новая цель - объект 2014 MU69 с пролётом 1.01.2019 25 октября 2016 года 21:48 - закончена передача данных осень 2016 года - четыре коррекции 1 февраля 2017 года - коррекция 10 апреля 2017 года - введён в режим гибернации 11 сентября 2017 года - кратковременное пробуждение 4 ноября 2017 года - на расстоянии 40,31 а.е. (6,03 миллиарда километров) от Земли, скорость 14,22 километра в секунду (относительно Солнца) миссия продлена до 2021 года |
15 февраля. АП. Следуя выдвинутому директором НАСА призыву делать космические экспедиции более дешевыми, ученые и инженеры Лаборатории реактивного движения предлагают послать два малых космических аппарата, чтобы исследовать последнюю неизученную планету Солнечной системы - Плутон.
Это предложение пока не получило финансирования от Конгресса и даже еще не принято НАСА, как полномасштабный проект, но оно уже обнаружило противоречия между теми, кто придерживается традиционного для НАСА подхода - создания больших и дорогостоящих аппаратов - и теми, кто настаивает на упрощении и ускорении разработок для снижения их стоимости.
На своих последних межпланетных станциях НАСА уже применяло существующую технологию, взамен разработки уникальных образцов, с тем чтобы снизить риск неудачи. Однако, как замечает руководитель проекта Роберт Стахле, чтобы достичь Плутона, зонды должны быть легковесными и запускаться по "быстрым" траекториям. Это означает необходимость использования самой передовой технологии.
Плутон, открытый в 1930 г. американским астрономом Клайдом Томбо, является девятой и наименее изученной планетой Солнечной системы. Его диаметр составляет примерно две трети диаметра Луны. Обычно он является наиболее удаленной от Солнца планетой, но из-за вытянутости своей орбиты временами приближается к нему ближе, чем Нептун, что имеет место и сейчас, начиная с 1979 г. и будет продолжаться до 1999 г.
Известно, что в отличие от остальных внешних планет - Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна - представляющих собой гигантские газовые шары, Плутон состоит из скал и льда. По мнению ряда ученых, Плутон и его спутник Харон могут быть крупными "ледяными карликами" - объектами, которые могли сохраниться на периферии Солнечной системы с времен образования в ней планет 4,6 млрд лет назад. Не исключено, что имеются еще сотни или даже тысячи таких невидимых "карликов", размерами меньше планет, но больше комет.
Идея экспедиции к Плутону возникла несколько месяцев назад, когда в январе 1992 г. Стахле было сказано, что он может приступить по крайней мере к планированию экспедиции.
Эксперт Федерации американских ученых Джон Пайк сообщил, что у НАСА отработан процесс отбора проектов на основании их научной выгоды и Плутон в этом перечне находится довольно далеко внизу. Дополнительное изучение планет, которые уже посещались ранее, сулит больший интерес и результат для многих исследователей.
Однако, налогоплательщиков больше интересуют полеты к неизвестным планетам, так что, по мнению Стахле, Конгресс может счесть проект привлекательным, если к нему обратятся с запросом на начало финансирования, например, уже в этом году.
НАСА указывало Стахле, что стоимость двух плутонианских аппаратов не должна превзойти 400 млн $. Учитывая, что одна только РН "Титан-Центавр" стоит также 400 млн $, стоимость всей экспедиции составила бы при этом 1,2 млрд.$, не учитывая стоимость самого запуска и управления в ходе экспедиции. По словам Стахле, НАСА рассчитывает добиться скидки в цене американских носителей и сбить общую стоимость ниже миллиарда долларов, или же закупить менее эффективные, но более дешевые российские РН "Протон". Это замедлило бы перелет и отсрочило прибытие к Плутону до 2007 - 2010 гг, но снизило бы общую стоимость проекта до 600 млн $.
Новости космонавтики 1994 №1:
10 января. Нью-Йорк. ИТАР-ТАСС. Подключение России к разрабатываемой НАСА программе полета автоматической станции к Плутону не только приведет к существенному снижению расходов США при подготовке этой космической экспедиции, но и увеличит в несколько раз шансы на ее успешное проведение, считает американское Общество по исследованию планет. Как сообщает в своем последнем номере еженедельник "Авиэйшн уик энд Спейс текнолоджи", эта общественная организация, в которую входят многие авторитетные специалисты по изучению космоса, убеждена в том, что НАСА недостаточно серьезно подходит к идее использования при отправке станции к Плутону российского опыта и технологии. Поэтому само Общество заключило несколько контрактов с рядом российских исследовательских институтов и конструкторских бюро с тем, чтобы детально проработать вопросы возможного участия России в космической экспедиции к единственной планете Солнечной системы, с которой ни разу еще не сближалась ни одна из автоматических станций.
По словам "Авиэйшн уик", Институт космических исследований Российской академии наук занимается изучением общих вопросов организации и проведения полета к Плутону; КБ им. С.А.Лавочкина - проектом автоматической станции и твердотопливным реактивным двигателем верхней ступени ракеты-носителя; специалисты московского Машиностроительного завода имени М.В.Хруничева - возможностью использования в этом проекте ракеты-носителя "Протон"; НПО "Энергия" и Московский авиационный институт - двигателями системы управления полетом.
Плутон - наиболее удаленная от Солнца планета, открытая лишь в 1930 году. Период ее обращения вокруг Солнца - около 250 лет. Состав атмосферы неизвестен. Еще летом 1990 года эксперты Лаборатории реактивного движения в рамках разработки долгосрочных проектов исследований планет Солнечной системы подготовили тщательный анализ программы изучения Плутона с помощью автоматической станции. Как заявил тогда руководитель отдела НАСА по изучению Солнечной системы Весли Хантресс, "полет станции с целью сближения с Плутоном должен стоять на одном из первых мест в списке научных приоритетов".
По мнению американских ученых, откладывать дальше разработку программы полета нецелесообразно: чтобы направить станцию к Плутону, необходимо воспользоваться для ее разгона гравитационным полем Юпитера, а такая возможность возникнет лишь в том случае, если космический аппарат будет запущен в период между 2001 и 2003 годами. Продолжительность полета составит 14 лет, а расходы на подготовку, по предварительным оценкам, от 150 до 500 млн долларов. Поэтому в настоящее время далеко не все в Вашингтоне поддерживают эту программу.
От редакции: Информацию о проекте полета АМС к Плутону мы публикуем впервые. Некоторые детали программы в изложении ИТАР-ТАСС несколько отличаются от опубликованных ранее в зарубежной прессе. Поэтому ниже мы приводим обзор материалов НАСА и "Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи", подготовленный И.Лисовым.
Проект полета к Плутону, рассматриваемый НАСА, носит название "Быстрый пролет Плутона" (Pluto Fast Flyby). Планирование экспедиции началось в 1988 году, когда рассматривался вариант запуска к этой планете АМС класса Mariner Mark 2 с 13 научными инструментами общей массой 250 кг, с отделяемым зондом, и расходами на проект в 2 млрд $. Этот вариант оставался в долгосрочных планах агентства до конца 1991 года, когда НАСА стало ясно, что денег на него оно не получит никогда.
В 1990 году Лаборатория реактивного движения (JPL) представила концепцию значительно меньшего по размерам аппарата общей массой 316 кг. Однако и эта разработка осталась на бумаге. В результате ужесточения требований к научной отдаче проектов в
Рис. Проект АМС для полета к Плутону. 1 - научная камера; 2 - блок электроники; 3 - звездный датчик; 4 - двигатели; 5 - инерциальный измерительный блок; 6 - радиоизотопный генератор; 7 - УФ-спектрометр; 8 - антенна. |
Научные задачи станций включают получение общих сведений по геологии и геоморфологии Плутона и Харона, картографирование строения поверхности обоих небесных тел, изучение нейтральной атмосферы Плутона с измерением состава, температурной структуры, содержания аэрозолей.
Каждая станция будет нести примерно 7-8 кг научной аппаратуры. Система получения изображения в видимом диапазоне с ПЗС-камерой, дающей 1024x1024 элемента изображения при разрешении около 2 угловых секунд, предназначена для картографирования поверхности и поиска малых спутников. Инфракрасный картографический спектрометр (матрица 256x256 с разрешением 15") будет использован для исследования поверхностного состава путем спектральных измерений в диапазоне 1000-2250 нм. При помощи ультрафиолетового спектрометра диапазона 55-200 нм планируется получить данные о составе верхней атмосферы. Наконец, изучение искажения принимаемого сигнала при заходе станций за планету даст возможность построить высотные профили температуры и плотности в атмосфере.
Основой станции служит шестигранная алюминиевая призма диаметром около 0.5 м. "Сбоку" к ней крепится блок радиоизотопного термоэлектрического генератора, обеспечивающего мощность 65 Вт (из которых 6 Вт достанется научным приборам). "Сверху" располагается фиксированная антенна диаметром 1.47 м, оставшаяся в "наследство" от АМС "Викинг". Отдельно наводимых платформ аппарат не несет, приборы крепятся на корпусе станции. Двигательная установка на гидразине имеет запас скорости в 350 м/с.
Баллистическая схема полета предусматривает прямой перелет по маршруту Земля - Плутон без гравитационных маневров. Это потребует использования мощного носителя "Титан-4" с разгонным блоком "Центавр" и двумя дополнительными твердотопливными двигателями Star-48B и Star-27 (то есть, в принципе, получится шестиступенчатый носитель!). Рассматривается также возможность запуска станции на четырехступенчатом "Протоне" с дополнительными двигателями, или даже "Протоне" со ступенью "Центавр", но при этом длительность перелета возрастает до 12 лет.
Первый аппарат пролетит в 10000 км от 2400-километрового Плутона, условия пролета второго будут определены дополнительно. Относительная скорость АМС и Плутона при встрече составит 16 км/с. Данные будут записаны в бортовое запоминающем устройстве емкостью в 400 мегабит, и передача данных на 34-метровые антенны на Земле будет вестись со скоростью порядка 25-40 бит/с.
Оценка стоимости проекта, по "Авиэйшн Уик", включает не более 400 млн $ на разработку и изготовление станций, 150 млн $ на управление полетом, и порядка 800 млн $ на две ракеты.
Оставляя в стороне вопрос домохозяек и народных избранников "зачем лететь к Плутону?", скажем несколько слов о том, почему этот проект нельзя отложить на десяток-другой лет. С 1989 года Плутон медленно удаляется от Солнца. В афелии своей орбиты Плутон удален от Солнца в 1.66 раза дальше, чем в перигелии, и поступление солнечной энергии ослабляется в 2.75 раз. И хотя до этого невеселого момента остается еще 120 лет, прогнозы ученых говорят о том, что уже к 2020 году вся атмосфера Плутона может просто замерзнуть на период вплоть до 2237 года и не позволить тем самым изучить себя.
Новости космонавтики 1994 №8:
10 апреля. Москва. ИТАР-ТАСС. Новым этапом российско-американского сотрудничества в космосе призвана стать программа "Лед и пламя". В результате ее реализации межпланетные станции должны достичь Солнца и самой далекой планеты нашей системы Плутона. Обсуждению этой смелой идеи, а также ряда других проектов двустороннего сотрудничества в исследованиях Вселенной была посвящена встреча научных делегаций по космическим исследованиям США и России.
Согласно программе "Лед и пламя", впервые американский зонд должен доставить к Солнцу российский оптический модуль. Причем предусматривается весьма сложная схема перелета. Первоначально с помощью высоконадежного российского носителя "Протон" зонд выводится на трассу полета к Юпитеру, около которого гравитационное поле планеты-гиганта разворачивает его, и он направляется непосредственно к Солнцу. На сравнительно небольшом расстоянии от звезды происходит отделение российского модуля, который обеспечит сбор данных о ее атмосфере и поверхности. Цель проекта, получившего название "Солнечный зонд", - непосредственно исследовать жизнь внешней солнечной атмосферы, "дотянуться" до тех окрестностей ближайшей к нам звезды, которые до сих пор не были изучены.
Другим проектом программы "Лед и пламя" станет совместный полет в начале следующего столетия к Плутону и его спутнику Харону. Американские и советские межпланетные станции уже изучили главные планеты Солнечной системы, за исключением Плутона и Харона. Именно поэтому пролет около этой системы, где российский зонд отделится от аппарата и достигнет либо Плутона, либо его спутника, представляет огромный научный интерес. По мнению специалистов, идея использования американского миниатюрного аппарата с новой приборной технологией и мощной российской ракеты-носителя, а также созданного Россией сбрасываемого зонда, предназначенного для прямых измерений в атмосфере и съемок поверхности, исключительно перспективна. Помимо прочих преимуществ, такая кооперация позволит достичь самой далекой планеты Солнечной системы в разумно допустимые сроки - менее чем за 10 лет.
Не был забыт и Марс. С точки зрения экспертов, космические программы обеих стран только выиграют, если сотрудничество в марсианских исследованиях поднимется на новый уровень. Предполагается, что в 1998 и 2001 годах к Марсу смогут отправиться два аппарата, несущих российское и американское научное оборудование.
Также были рассмотрены проекты сотрудничества в области астрономии и астрофизики. По мнению ученых, проект "Спектр-Рентген-Гамма" позволит создать орбитальную обсерваторию мирового класса для изучения наиболее интригующих космических загадок сегодняшнего дня: черных дыр, нейтронных звезд, пульсаров, новых и сверхновых звезд и Вселенной в целом. Не менее важным представляется и проект орбитальной радиообсерватории "Радиоастрон".
Итоговый документ встречи научных делегаций подписали один из руководителей НАСА Уэсли Хантресс и заместитель генерального директора Российского космического агентства Юрий Милов.
Новости космонавтики 1994 №10/11:
11 мая. И.Лисов по сообщению ИТАР-ТАСС. В "НК" №8, 1994 сообщалось об американо-российской программе "Лед и пламя", предусматривающей посылку межпланетных станций в ближайшие окрестности Солнца и к самой удаленной планете Солнечной системы - Плутону. "Плутоновская" часть проекта, очевидно, является дальнейшим развитием программы "Быстрого пролета Плутона" ("НК"№1, 1994). Приводим в кратком изложении дополнительную информацию о проекте, переданную корреспондентом ИТАР-ТАСС А.Пахомовым со ссылкой на представителя НАСА Алана Штерна.
Проект "Лед и пламя" (он же "Огонь и лед") находится сейчас в стадии обсуждения "на самом высоком уровне в США и России". Идея подключения России к программе полета к Плутону возникла первоначально из-за тяжелого финансового положения НАСА. Агентство осознало, что российский "Протон" может стать дешевой и надежной альтернативой американскому "Титану-4" в запуске двух небольших плутоновских станций (при использовании "Титанов" проект тянет более чем на миллиард долларов).
Однако политика НАСА в отношении международных научных миссий состоит в том, сказал Штерн, что каждая сторона должна внести свой вклад, а не просто продать свою технологию или оказать за деньги услугу. России было предложено в обмен за использование "Протона" установить на станции свой прибор массой не более 2 кг (это на самом деле весьма много, так как вся масса приборов плутоновской станции составит 7 кг) и - на внешней поверхности аппарата - табличку с российской символикой. Институт космических исследований Российской Академии наук выдал встречное предложение: добавить к каждой из двух американских станций по российскому спускаемому аппарату. Если эта идея будет реализована, они должны будут отделиться от станций примерно за 40 тыс.км от цели и опуститься: один зонд - на поверхность Плутона, а второй - на его естественный спутник Харон. На посадочных зондах может быть установлена либо аппаратура для исследования состава атмосферы Плутона, либо фото- и кинокамеры.
НАСА еще не приняло окончательного решения, какие американские приборы будут находиться на борту станций. По прикидкам специалистов Лаборатории реактивного движения, их будет четыре.
Новости космонавтики 1994 №12/13:
9 июня. И.Лисов по сообщению журнала "Universe" ЛРД НАСА. 6-9 июня в Лаборатории реактивного движения в Пасадене, Калифорния, впервые проходили консультации американских и российских технических специалистов по перспективным проектам исследования Солнечной системы.
Целью совместной работы, проводимой в соответствии с подписанным 9 апреля в Москве Соглашением НАСА, РКА и РАН, являлась выработка возможных сценариев полетов АМС к Марсу, Плутону/Харону и Солнцу, включая общую схему экспедиции и конфигурацию космических аппаратов.
Консультации проходили в трех рабочих группах, каждая из которых занималась одним из проектов - марсианским, плутоновским и солнечным. По сообщению д-ра Роджера Бэрка (Roger Bourke), совместная работа прошла очень успешно. Специалисты обсудили следующие вопросы.
В отношении проекта, получившего неофициальное наименование "Огонь и лед", стороны согласились изучить концепцию, в соответствии с которой США и Россия совместно исследуют Солнце и систему Плутона/Харона.
Возможные сценарии экспедиции к Солнцу включают: (1) запуск американского и российского космических аппаратов на "Протоне", причем обе станции выполняют программу независимо; (2) два отдельных запуска "Протона" с российской и американской станциями; (3) запуск американской станции с российским отделяемым научным модулем. В последнем случае российский модуль сможет выполнить съемки солнечного диска, и передать данные через американский аппарат. Рабочая группа рассмотрела варианты отделяемых модулей-зондов.
Экспедиция к Плутону также предусматривает отделение российского зонда от американского пролетного аппарата. Обсуждались механизм отделения зонда и его задача: прямое попадание на Плутон или пролет сквозь атмосферу (в том случае, если к Плутону удастся запустить две станции, один из зондов можно будет направить на Харон). Стороны обсудили также возможность использования российского радиоизотопного генератора для питания американской станции, и двигательной установки малой тяги.
При обсуждении марсианской миссии 1998 года российские и американские специалисты рассмотрели два варианта российской двигательной установки (модификация использованной на "Фобосах" или блок "Фрегат"), две возможности доставки на планету марсохода и аэростатного зонда (большой спускаемый аппарат либо два отдельных) и два возможных варианта американского базового аппарата, который может быть выполнен в виде чисто орбитального аппарата, либо быть создан на основе АМС "Марс Пасфайндер" и позже выполнить посадку на поверхность.
Возможно, будут выполнены два запуска (в 1998 и 2001 годах) американского и российского аппаратов, каждый из которых будет также оснащен приборами другой стороны.
Вопросы, возникшие в ходе консультаций, остаются в качестве "домашних заданий" сторон. В ходе следующей встречи (14-16 июля в Гамбурге) стороны представят более детальные проработки вариантов. В августе, вновь в Пасадене, предполагается сократить число возможных вариантов и в предварительном порядке определить реализацию аппаратов. Наконец, 11-13 октября в Москве будут окончательно согласованы технические подходы. Проекты будут вслед за этим представлены для утверждения Объединенной рабочей группой по исследованию Солнечной системы, и направлены НАСА и РКА для принятия решений по их осуществлению.
Объединенная техническая исследовательская группа, включающая представителей РКА, РАН, НПО имени С.А.Лавочкина, ИКИ, НАСА, Лаборатории реактивного движения, Центра Льюиса, Корнеллского университета, Лос-Аламосской национальной лаборатории и Юго-Западного исследовательского института будет отчитываться перед Объединенной рабочей группой по изучению Солнечной системы, возглавляемой д-ром Уильямом Пиотровски (НАСА) и академиком Александром Галеевым (ИКИ РАН). Сопредседателями исследовательской группы по проекту "На Марс вместе" являются д-р Чарлз Элачи и д-р Василий Мороз.
Новости космонавтики 1995 №1:
По материалам "JPL Universe" Лаборатории реактивного движения. В 1994 г. проект "Быстрого пролета Плутона" подвергся пересмотру и получил новое наименование - "Плутон-Экспресс" (Pluto Express).
Проект будет стоить меньше и послужит испытательным полигоном для технологий, которые должны использоваться в приемлемых по стоимости проектах КА XXI века, направляемых к дальним планетам Солнечной системы.
Как сообщил менеджер предварительного проекта "Плутон-Экспресс" Роберт Стахле (Robert Staehle), в новом варианте плутоновские аппараты будут иметь массу менее 100 кг. В 1994 г. проведены испытания предварительных версий программного обеспечения, разрабатываемого под осуществление в большой степени автономного полета. Лаборатория реактивного движения и другие постановщики экспериментов подготовили прототипы научных инструментов. Их испытания подтвердили возможность решения научных задач полета с помощью объединенного инструмента, предназначенного для съемки в ультрафиолетовом, видимом и инфракрасном диапазонах и выполнения радиопросвечивания. Этот прибор будет иметь массу всего 7 кг, потреблять 6 Вт и стоить 30 млн $. (Два года назад, когда мы предлагали такие требования, нам смеялись в ответ, замечает Стахле.)
На КА "Плутон-Экспресс" могут быть установлены российские отделяемые зонды, если начатое обсуждение проекта с российскими специалистами приведет к соглашению.
Сейчас работающая над проектом группа из 30 сотрудников подготовила варианты решений, которые рационализируют проект, а управление НАСА оценивает их последствия.
Следует ли использовать более простую траекторию прямого перелета? Или лучше сократить его длительность за счет использования дорогостоящей верхней ступени? Нужно ли работать с русскими и использовать "Протон", или подготовить станции к запуску на американской "Дельте"? На каждом ли аппарате следует устанавливать русский зонд? Эти вопросы пока не решены.
Вне зависимости от того, какие решения будут приняты, полномасштабная работа над проектом начнется в 1998, а запуск состоится в 2001 г.
1994-й не был простым годом для проекта. Но если год назад стоял вопрос "будем ли мы делать это?", то теперь вопрос выглядит иначе - "когда мы будем это делать?". Стахле уверен, что "Плутон-Экспресс" состоится.
Новости космонавтики 1996 №11:
24 мая. И.Лисов, К.Лантратов. НК. 20-23 мая в Институте космических исследований РАН прошло рабочее совещание американских и российских специалистов по проекту АМС для первой разведки Плутона и Харона.
Как сказал корреспонденту "НК" ведущий научный сотрудник ИКИ РАН, кандидат технических наук Владимир Михайлович Готлиб, первая половина совещания была посвящена проработке возможности совместной миссии к Плутону - "Pluto Express". Вторая половина представляла собой научную конференцию, где были доложены результаты современных исследований самой далекой планеты Солнечной системы - атмосфера Плутона, ее состав, магнитосфера, проблема образования пары Плутон-Харон.
Сейчас рассматривается следующий вариант экспедиции к Плутону. Двумя пусками российских РН "Молния" с интервалом в один-три месяца выводятся два американских пролетных аппарата, на каждом из которых стоит российский атмосферный зонд. "Молния" не обеспечивает возможность выхода на траекторию прямого перелета к Плутону со сколько-нибудь разумной длительностью полета. Поэтому станции будут набирать необходимую скорость в нескольких гравитационных маневрах у Венеры и затем у Юпитера. Есть варианты с двумя и тремя пролетами Венеры.
Базовый вариант предусматривает старт первого аппарата в марте 2001 года. Станция встречается с Венерой трижды - 29 августа 2001, 26 ноября 2002 и 1 июня 2005 года. После третьего пролета Венеры аппарат приобретает скорость, достаточную для того, чтобы всего за один год достичь Юпитера, и пройдет мимо него 16 июля 2006 г. (Германские ученые предложили включить в программу исследования спутника Юпитера Ио.)
Первый аппарат достигнет Плутона в мае 2013 г. Пролетный аппарат выполнит съемку и дистанционное зондирование Плутона и Харона. Отделенный загодя атмосферный зонд проведет измерения в атмосфере Плутона во время спуска. Мягкая посадка его на планету не предусматривается. Второй аппарат пройдет примерно той же трассой с некоторой задержкой и прибудет к Плутону через 3-6 месяцев после первого. Время пролета второй станции будет рассчитано так, чтобы Плутон был повернут к ней противоположной стороной для завершения съемки поверхности планеты.
Если станции будут к этому моменту исправны, возможно продление экспедиции для исследования кометного диска Койпера. Здесь, недалеко за орбитой Плутона, в последние годы обнаружены несколько довольно крупных астероидов. Однако конкретные задачи этого этапа пока неясны.
Насколько реальным будет этот совместный проект, станет ясно уже осенью 1996 года. К этому времени Российское космическое агентство должно сообщить, имеет ли оно возможность оплатить две ракеты "Молния" и профинансировать создание зондов. Довольно очевидно, что НАСА обойдется и без российского участия - только не будет зондов и придется раскошелиться на две "Дельты".
Уже 24 мая НАСА опубликовало для обсуждения проект документа, в котором будет объявлено о конкурсе подрядчиков по созданию плутоновских аппаратов. Стоимость этапа разработки, изготовления и первого месяца полета (фазы С и D) ограничена суммой 250 млн $, а стоимость эксплуатации станций в течение всего полета (фаза Е) - 29.5 млн $. Еще несколько лет назад такие смехотворно низкие суммы за полет к Плутону никто не стал бы воспринимать всерьез. Теперь на них ориентируются вполне серьезно.
Проект объявления о конкурсе устанавливает, что плутоновские станции должны обладать наивысшей степенью интеграции служебного борта и научной аппаратуры. Собственно, в документе вводится новый термин для обозначения этого "кентавра" - не "космический аппарат" (spacecraft), а "научный аппарат" (sciencecraft). Масса станций составит 120-140 кг. Энергопитание должен обеспечить радиоизотопный генератор.
Новости космонавтики 1996 №19:
12 сентября. А. Бакина, В.Гриценко, ИТАР-ТАСС. Российские и американские ученые приступили к детальной проработке возможности практического осуществления совместной миссии к планете Плутон.
Одним из вариантов предусматривается, что две российские ракеты-носителя (пока это "Молния-М", но к моменту осуществления проекта может быть начнет полеты новая четырехступенчатая "Русь") с интервалом в три месяца должны быть запущены Военно-космическими силами России с Байконура с установленными на них двумя американскими межпланетными станциями, на каждой из которых будет находиться по российскому атмосферному зонду.
Первый запуск должен состояться в марте 2001 года. За свой полет станция должна трижды встретиться с Венерой (август-сентябрь 2001 года, ноябрь-декабрь 2002 года и июнь 2005 года). После третьего пролета рядом с Венерой аппарат приобретет скорость, достаточную для того, чтобы за один год достичь окрестностей планеты Юпитер в июле 2006 года.
Главного же объекта исследований - Плутона первая станция достигнет в мае 2013 года. Здесь будут выполнены съемка и дистанционное зондирование планеты и ее спутника Харона, а отделившийся российский зонд проведет измерения в атмосфере Плутона. Вторая межпланетная станция пройдет по аналогичному пути, но достигнет Плутона спустя три месяца, когда планета будет обращена к ней противоположной стороной. Таким образом, Плутон будет исследован со всех сторон.
Насколько реально участие в этом проекте российской стороны, должно стать ясно в ноябре этого года, когда Российское космическое агентство сообщит, имеет ли оно возможность заплатить за две ракеты-носителя их производителю - заводу "Прогресс" и профинансировать изготовление двух атмосферных зондов в НПО им.Лавочкина. В случае отказа России от участия в проекте США придется "раскошелиться" на две своих ракеты "Delta", а на станциях не будет зондов.
НАСА объявило конкурс по созданию межпланетных станций массой не более 140 кг каждая, при этом срок их активного существования должен составить не менее 15 лет. Электропитание спутников будут обеспечивать радиоизотопные генераторы. Предполагаемая стоимость станций составит 280 миллионов долларов США.
Эта мозаика самой большой луны Плутона Харона была получена с помощью «Дальней разведывательной съемки» (LORRI) на «Новых горизонтах» незадолго до ближайшего сближения 14 июля 2015 года. Сцена внизу составляет приблизительно 200 километров. Разрешение достигает 310 метров. |