«Венера-4»


12.06.1967 02:39:45 - старт
29 июля 1967 - коррекция в 12 млн. км от Земли
18 октября 1967 - СА вошёл в атмосферу Венеры
через 93 с раздавлен давлением на высоте 28 км. Конец связи

Ежегодник БСЭ 1968 г

Значительные результаты исследований Космоса были получены в 1967 г. с помощью автоматической межпланетной станции (АМС) «Венера-4».

18 октября 1967 г. АМС «Венера-4» после четырехмесячного полета достигла планеты Венера. Спускаемый аппарат станции плавно спустился в атмосфере планеты. На поверхность планеты второй раз были доставлены вымпелы Советского Союза (рис. 6). Станция позволила получить научные данные о физических условиях в межпланетном пространства и в окрестностях Венеры, впервые непосредственно измерены температура, давление и плотность атмосферы Венеры, определен ее химический состав.

По внешнему виду АМС «Венера-4» (рис. 3) напоминает своих предшественниц - станции «Венера-2» и «Венера-3». Ее вес 1106 кг. Станция состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата. В герметичном орбитальном отсеке помещались: приборы системы астроориентации и стабилизации, аппаратура радиокомплекса, блоки автоматики системы терморегулирования, аккумуляторы и научная аппаратура. Спускаемый аппарат станции, предназначавшийся для проведения комплекса научных исследований в атмосфере Венеры, был выполнен в форме, близкой к сфере с диаметром 1 м (рис. 4). Вес его - 383 кг . Аппарат имел два герметичных отсека: парашютный и приборный. В последнем находились два передатчика, телеметрическая система, аккумуляторная батарея, программно-временное устройство, блоки автоматики, система терморегулирования, радиовысотомер и научная аппаратура. В парашютном отсеке, кроме основного и тормозного парашютов, были размещены датчики научной аппаратуры, передающая антенна и антенны радиовысотомера. Наружная поверхность спускаемого аппарата была закрыта специальной теплозащитой, предохранявшей приборы аппарата от аэродинамического нагрева и от воздействия горячей атмосферы Венеры. Перед стартом «пускаемый аппарат станции «Венера-4» подвергался стерилизации с целью предотвращения заноса на Венеру микроорганизмов земного происхождения.

Полет АМС «Венера-4» к планете Венера начался 12 июня 1967 г. с промежуточной орбиты спутника Земли (рис. 2). С помощью радиоизмерений было установлено, что отклонение станции от расчетной траектории у Венеры составит 160 тыс. км. Поскольку ставилась задача попадания на планету, то 29 июля 1967 г., когда станция находилась на расстоянии 12 млн. км от Земли, с помощью жидкостной реактивной двигательной установки была осуществлена коррекция траектории полета, обеспечившая попадание в планету и прямую радиовидимость станции с центра дальней космической связи во время проведения научных измерений в атмосфере Венеры. Двигательная установка была рассчитана на проведение двух коррекций, но надобности во второй коррекции не возникло.

18 октября 1967 г., когда станция находилась от Венеры на расстоянии ок. 45 тыс. км, начался припланетный сеанс. АМС «Венера-4» была сориентирована так, что ось параболической антенны была направлена на Землю. Это положение станция сохраняла до входа в атмосферу, когда произошло отделение спускаемого аппарата (рис. 1), и он в условиях громадных перегрузок (максимальное значение перегрузки более 300 единиц) затормозился от V~11 000 м/сек до V~300 м/сек. Дальнейшее торможение спускаемого аппарата производилось парашютной системой. Ввод парашютной системы в действие был обеспечен барометрическим датчиком. В момент раскрытия основного парашюта включились научные приборы, радиопередатчики и началась передача информации на Землю. В это время высота аппарата над поверхностью Венеры была равна ~26 км, а скорость снижения -10 м/сек. Передача научной информации производилась в течение 93 мин. Место входа станции в атмосферу планеты (с точностью до 500 км) находится на ночной стороне Венеры, вблизи экватора на расстоянии ок. 1500 км от терминатора. Это позволяет считать, что весь спуск проходил на ночной стороне планеты.

Научная аппаратура станции «Венера-4» проводила измерения физических условий в межпланетном пространстве на траектории полета Земля-Венера, в околопланетном пространстве в окрестностях Венеры и в плотных слоях ее атмосферы на участке плавного снижения спускаемого аппарата. В орбитальном отсеке находились: трехкомпонентный магнитометр с диапазоном измерений 50γ и чувствительностью 2γ; счетчики частиц космических лучей; индикатор УФ-излучения Солнца, рассеянного частицами водорода и кислорода; ловушки заряженных частиц для изучения ионосферы Венеры. Все эти приборы проводили измерения вплоть до момента, когда орбитальный отсек вошел в плотные слои атмосферы и прекратил функционирование.

В спускаемом аппарате были размещены приборы для измерения температуры, давления, плотности и химического состава атмосферы Венеры: два термометра сопротивления для определения температуры окружающего газа с пределами измерений 270÷600°K - первый термометр и 210÷730°K - второй; барометрический датчик анероидного типа; плотномер с диапазоном измерений для углекислого газа 0,5-10-3-15·10-3 г-см-3 и 11 патронов-газоанализаторов на углекислоту, воду, кислород и азот.

Принцип действия измерителя плотности основан на ионизации атомов и молекул газа в объеме датчика потоком быстрых электронов, создаваемым источником бета-излучения, и измерении величины ионного тока, являющегося функцией плотности исследуемого газа. В патроны-газоанализаторы вводилась проба атмосферы на двух уровнях высоты: на высоте ~26 км (в 5 патронов) и на высоте ~19 км (в остальные 6 патронов). После введении проб патроны-газоанализаторы герметически закрывались. Активный поглотитель каждого анализатора поглощал одну из химических компонент атмосферы. Это позволяло по снижению давления в анализаторе определить содержание исследуемой компоненты. Привязка измеренных параметров атмосферы к высоте производилась начиная от высоты 26 км над поверхностью Венеры (измерение данной высоты проведено радиовысотомером в момент раскрытия основного парашюта). Дальнейшая привязка осуществлена двумя методами - по вычислению скорости снижения спускаемого аппарата на парашюте и по барометрической формуле с использованием данных о составе, плотности и температуре атмосферы.

Научная информация передавалась на Землю радио-комплексом станции. Радиокомплекс обеспечивал также проведение измерений параметров движения станции, передачу служебной информации, управление работой систем по командам с Земли. В орбитальном отсеке помещалась следующая аппаратура радиокомплекса: два приемника, передатчик, телеметрические коммутаторы, дешифраторы, запоминающее устройство и вспомогательная аппаратура. В спускаемом аппарате были размещены два передатчика, телеметрический коммутатор, программный механизм и устройство автоматического переключения передатчиков в случае выхода одного из них из строя.

Связь станции с Землей осуществлялась в дециметровом диапазоне радиоволн. Па трассе полета к Венере использовались остронаправленная параболическая антенна диаметром ~ 2,3 метра и две малопаправленные антенны. Передача информации во время снижения спускаемого аппарата на парашюте велась через специальную аптенну, излучающую радиоволны в сравнительно узком конусе, в пределах которого находилась Земля.

Снабжение электроэнергией всех приборов станции производилось системой энергопитания, состоящей из химических аккумуляторов, солнечных батарей и блока управления. Аккумулятор спускаемого аппарата во время полета станции к Венере находился в нерабочем режиме и лишь подзаряжался слабым током от отдельной секции солнечной батареи.

Система ориентации и стабилизации АМС «Венера-4» обеспечивала освещение солнечных батарей прямыми лучами Солнца, ориентацию на Землю во время сеансов радиосвязи оси параболической антенны и ориентацию станции в пространстве при проведении коррекции траектории. В состав системы входили электронно-оптические датчики, гироскопические приборы, приборы управления и микродвигатели с баллонами газа. Разворот аппарата в заданное положение в пространстве производился относительно определенных астрономических ориентиров: Земли, Солнца и звезды Канопус.

Необходимый тепловой режим элементов конструкции и бортовых систем обеспечивался сочетанием пассивных и активных способов терморегулирования. С помощью пассивных способов поддерживался температурный режим агрегатов и приборов, размещенных вне герметичных отсеков станции. Активная система терморегулирования сохраняла заданный тепловой режим в орбитальном отсеке и спускаемом аппарате. Нагретый газ поступал из отсеков станции в теплообменник, где избыточное тепло излучалось в космическое пространство. Необходимая температура в отсеках создавалась за счет регулирования расхода газа. Конструктивно теплообменник был совмещен с отражателем параболической антенны. В течение полета температура в отсеках находилась в пределах + 15 - + 25°С.

Все приборы и агрегаты станции прошли широкий комплекс наземных испытаний. Основные приборы и элементы систем были задублированы, однако в полете необходимость использования дублирующей аппаратуры не возникла.

В результате осуществления эксперимента на АМС «Венера-4» получена научная информация исключительно большой ценности. Измерения, проведенные в межпланетном пространстве на траектории полета Земля - Венера, подтверждают ранее полученные данные. Сопоставление результатов, переданных станциями «Венера-2» и «Венера-3» и станцией «Венера-4», показывает, что в 1967 г. интенсивность солнечных вспышек возросла в сотни раз по сравнению с 1965 г. Интенсивность потока частиц высоких энергий оставалась постоянной до высот 5 тыс. км от поверхности планеты, а затем стала уменьшаться за счет поглощения космических лучей планетой. Этот результат свидетельствует, что у Венеры нет радиационных поясов. Он согласуется и с результатами измерений магнитного поля.

Предварительный анализ исследований магнитного поля показывает, что дипольный магнитный момент Венеры не превышает трех десятитысячных дипольного магнитного момента Земли.

Измерения, проведенные при помощи ловушек заряженных частиц, показывают, что концентрация положительных ионов на высотах более 100 км не превышает 1000 частиц -см -3. Это во много раз меньше содержания заряженных частиц в ионосфере Земли. С помощью индикатора УФ-излучения Солнца обнаружена водородная корона Венеры, простирающаяся до 10 000 км от поверхности и содержащая примерно в 1000 раз меньше водорода, чем верхняя атмосфера Земли. Атомарный кислород индикатором не обнаружен.

Наиболее интересными результатами являются данные о составе, температуре и давлении атмосферы Венеры. Оказалось, что основной компонентой ее является углекислота: 90% с ошибкой меньше, чем ± 10%, кислорода больше 0,4% и меньше 1,5%, азота меньше 7%, воды - 1-8 мг/л. Температура атмосферы от высоты 26 ±1,3 км до поверхности изменяется линейно от 25°±10°С до 270°± 10°С. Давление на этих же высотах изменяется от 0,7 до 20 атмосфер.


Рис. 1. Схема полета в атмосфере и посадки спускаемого аппарата. 1 - начало припланетного сеанса, 2 - отделение спускаемого аппарата от орбитального отсека, 3 - торможение в атмосфере, 4 - раскрытие тормозного парашюта, 5 - раскрытие основного парашюта, 6 - начало работы радиовысотомера, научные измерения, 7 - посадка. Рис. 2. Схема полета станции «Венера-4». 1 - выведение на орбиту ИСЗ, 2 - выход на траекторию полета к Венере, 3 - коррекция, 4 - припланетный сеанс радиосвязи с Землей, 5 - торможение спускаемого аппарата в атмосфере Венеры, 6 -- спуск на парашюте, проведение научных измерений и передача информации на Землю. Рис. 3. Автоматическая межпланетная станция «Венера-4». 1 - орбитальный отсек, 2 - датчик астроориентации, 3 - датчик постоянной солнечной ориентации, 4 - баллоны с газом, 5 - датчик ориентации Солнце - Земля, 6 - датчик и штанга магнитометра, 7 - остронаправленная параболическая антенна, 8 - малонаправленная антенна, 9 - радиатор системы терморегулирования, 10 - панель солнечной батареи, 11 -- корректирующая двигательная установка, 12 - микродвигатели системы астроориентации, 13 - счетчик космических частиц, 14 - спускаемый аппарат. Рис. 4. Спускаемый аппарат станции «Венера-4» (теплоизоляция с верхней части снята). Рис. 6. Вымпелы с Гербом СССР, установленные на борту станции «Венера-4» (6аб - лицевая, 6вг - оборотная сторона).

Новости космонавтики 1992 №21:

ЮБИЛЕЙНЫЙ ПОДАРОК
Мы на еще одном примере
Всем доказали, что сильны:

Рис. М.Абрамова
Наш Серп и Молот на Венере
Встречают юбилей страны!

Сергей МИХАЛКОВ.

18 октября 1992 г. исполнилось 25 лет первому спуску космического аппарата в атмосфере другой планеты. Им был спускаемый аппарат советской межпланетной станции "Венера-4". В результате удалось напрямую измерить параметры атмосферы Венеры до высоты 27 км.

Полет "Венеры-4" стал первым успехом в длинной цепи неудач с венерианскими советскими станциями, разработанными в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева. Первые пуски в сторону Венеры были осуществлены еще в 1961 г. Но аппарат, запущенный 4 февраля остался на околоземной орбите из-за отказа 4-ой ступени РН "Молния" (в официальной печати он был назван "тяжелый спутник"), а со станцией "Венера-1" (запущена 12 февраля) связь была потеряна на расстоянии 2 млн. км. По расчетам она прошла в 100 тыс. км от планеты. Три запуска 1962 г. (25 августа, 1 и 12 сентября) также окончились неудачей. Во всех трех случаях опять отказали 4-е ступени ракет-носителей и аппараты через несколько суток вошли в атмосферу, но, к сожалению, не Венеры, а Земли.


Вики:
«Венера-4» — автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера.
Дата старта: 12 июня 1967 года 5 часов 39 минут 45,319 секунды мск
Автоматическая межпланетная станция (АМС) «Венера-4» была создана на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина (главный конструктор — Георгий Николаевич Бабакин), на базе ранних разработок ОКБ-1 С. П. Королёва.
При создании «Венеры-4» были учтены параметры атмосферы планеты Венера, полученные во время полёта межпланетной станции «Венеры-3». Спускаемый аппарат должен был работать при температуре 425°C и давлении до 10 атмосфер.
АМС «Венера-4» состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата.
Орбитальный отсек имел цилиндрическую форму, он был герметичным. В орбитальном отсеке размещались приборы радиокомплекса, системы ориентации, терморегулирования, аккумуляторные батареи и научная аппаратура. Мощность радиопередатчика дециметрового диапазона составляла 40 ватт. Скорость передачи телеметрической информации могла составлять 1, 4, 16 и 64 бит в секунду. Телеметрическая информация могла передаваться непосредственно на Землю, или записываться на магнитофон. Максимальный объём информации на магнитофоне — 150 Кбит.
Телеметрическая информация передавалась на Землю с помощью остронаправленной антенны, которая закреплена на орбитальном отсеке. Диаметр остронаправленной антенны в раскрытом виде составлял 2,3 метра.
АМС имела две панели солнечных батарей, общая площадь которых составляла 2,4 м2. Станция была снабжена никель-кадмиевым аккумулятором, ёмкость которого составляла 84 ампер-часов.
Спускаемый аппарат имел сферическую форму диаметром 103 см. В спускаемом аппарате были два отсека — приборный и парашютный. Система торможения состояла из двух парашютов — тормозной парашют с площадью купола 2,2 м2 и основного парашюта с площадью купола 55 м2. Спускаемый аппарат был герметичен с внутренним давлением 2 атмосферы.
Перед стартом спускаемый аппарат был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.
Общая масса автоматической станции «Венера-4» составила 1106 кг. Для запуска «Венеры-4» использовалась ракета-носитель «Молния-М» с разгонным блоком ВЛ.
Целью запуска автоматической станции «Венера-4» была доставка спускаемого аппарата в атмосферу планеты Венера и изучение физических параметров и химического состава атмосферы.
Состав научной аппаратуры
Орбитальный аппарат
СГ 59М — трёхкомпонентный магнитометр на штанге длиной 3,5 метра для измерения величины и направления магнитного поля в межпланетном пространстве и вблизи Венеры;
прибор КС-18-2М для изучения потоков космических частиц;
прибор ЛА-2 для определения распределения кислорода и водорода в атмосфере планеты.
Спускаемый аппарат
датчики давления типа МДДА для измерения давления атмосферы в диапазоне от 100 до 5200 мм рт. ст. (0,13—6,8 атм);
газоанализаторы Г-8 для определения химического состава атмосферы;
приборы ТПВ для определения плотности и температуры атмосферы по высоте.
«Венера-4» была запущена с космодрома Байконур 12 июня 1967 года в 5 часов 40 минут (московское время) ракетой-носителем «Молния-М». Первоначально АМС была выведена на околоземную орбиту, а затем была переведена на траекторию полёта к Венере.
17 июня 1967 года в 5 часов 37 минут была запущена вторая станция, аналогичная станции «Венера-4». Эта станция успешно вышла на орбиту вокруг Земли, однако, из-за отказа разгонного блока, не удалось вывести эту станцию на межпланетную орбиту. Эта станция осталась на околоземной орбите под названием «Космос-167».
29 июля 1967 года на расстоянии 12 миллионов километров от Земли была проведена коррекция орбиты «Венеры-4».
18 октября 1967 года станция «Венера-4» достигла планеты Венера. При входе в атмосферу Венеры, на скорости 11 км/с, от станции отделился спускаемый аппарат. Орбитальный отсек передавал на Землю телеметрическую информацию, пока не разрушился в атмосфере.
Спускаемый аппарат вошёл в атмосферу планеты на ночной стороне, в районе экватора, на расстоянии 1500 км от утреннего терминатора. Во время торможения, перегрузки на спускаемом аппарате достигали 300 g. После снижения скорости до 210 м/с, была введена в действие парашютная система, введены в действие радиопередатчик и включились измерительные приборы. Началась передача информации, со скоростью 1 бит/с. Радиовысотомер передал значение 26 км, позже после того, как данные были тщательно проанализированы, это значение было исправлено на 61—65 км. Значения давления передавались вплоть до значения, на которое был рассчитан манометр, — 7,3 атмосферы. Значения температур передавались в течение 93 минут, пока продолжался парашютный спуск, приблизительно до высоты 28 км над поверхностью. За это время температура менялась от 33°C до 262°C.
До полета Венеры-4 предполагалось, что давление на поверхности Венеры может достигать 10 атмосфер (на порядок меньше истинного значения — 90 атмосфер), поэтому спускаемый аппарат был рассчитан с двойным запасом прочности — на 20 атмосфер. В результате, он был раздавлен на высоте 28 км от поверхности. Несмотря на то, что аппарат не смог достигнуть поверхности в рабочем состоянии, на основе его измерений была полностью пересмотрена модель атмосферы Венеры, и была получена новая оценка давления у поверхности — около 100 атм. Однако, времени на переделку спускаемых аппаратов «Венера-5» и «Венера-6» уже не было, и они полетели с аналогичными спускаемыми аппаратами, но площадь тормозных парашютов у них была уменьшена до 12 м2, что позволило им достичь более глубоких слоев атмосферы. Лишь на «Венеру-7» был поставлен новый спускаемый аппарат, рассчитанный на 180 атмосфер, что позволило ему достичь поверхности в рабочем состоянии.
Главным результатом полета станции «Венера-4» стало проведение первых прямых измерений температуры, плотности, давления и химического состава атмосферы Венеры.
Газоанализаторы показали преимущественное содержание в атмосфере Венеры углекислого газа (ок. 90%) и совсем незначительное содержание кислорода и водяного пара.
Научные приборы орбитального аппарата станции «Венера-4» показали отсутствие у Венеры радиационных поясов, а магнитное поле планеты оказалось в 3000 раз слабее магнитного поля Земли. Кроме того, с помощью индикатора ультрафиолетового излучения Солнца была обнаружена водородная корона Венеры, содержащая примерно в 1000 раз меньше водорода, чем верхняя атмосфера Земли. Атомарный же кислород индикатором обнаружен не был.
КБ Лавочкина:
Станции 3МВ предназначались для исследования Марса и Венеры как с пролетной траектории, так и с помощью посадочного аппарата, доставляемого на поверхность планеты. Они прошли летные испытания с 11 ноября 1963 года по 23 ноября 1965 года. В ходе 9 пусков были отработаны бортовые системы, однако ни одной из станций по тем или иным причинам не удалось исследовать Венеру или Марс. Наибольший успех пришелся на долю автоматической станции "Зонд-3", запущенной 18 июля 1965 года для отработки бортовых систем, которая попутно произвела фотосъемку обратной стороны Луны.
В 1965 году все работы по созданию автоматических межпланетных и лунных станций были переданы из ОКБ-1 на Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина.
В связи с дефицитом времени (до очередного пускового "окна" 1967 года для полета к Венере оставалось чуть больше года) решено было ограничится созданием аппарата только для доставки спускаемого аппарата в атмосферу Венеры.
За основу при создании автоматических станций В-67 была взята станция "Венера-3", однако, по результатам ее полета в конструкцию были внесены некоторые изменения.
На орбитальном аппарате коренной переделке подверглась система терморегулирования (СТР) приборного отсека. Вместо газо-жидкостной специалистами КБ Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина была заново разработана более простая в производстве и надежная в эксплуатации газовая система терморегулирования. При этом радиатор-охладитель СТР был совмещен с центральной частью параболической остронаправленной антенны.
В связи с тем, что с момента старта "Венеры-3" Академия наук пересмотрела модель атмосферы Венеры и в техническом задании на аппарат привела более высокие расчетные значения температуры (425°С против 330-350°С для "Венеры-3") и давления (1-10 атмосфер против 1,5-5) у поверхности планеты, пришлось заново проектировать спускаемый аппарат. При этом задачи, поставленные перед межпланетной станцией "Венера-4", звучали как:
проникновение в атмосферу Венеры до максимально возможной глубины, определяемой термостойкостью и прочностью СА;
осуществление попытки посадки на поверхность планеты, если предельные температура и давление не будут достигнуты;
передача телеметрической информации в процессе погружения в атмосферу и после посадки на Венеру.
Автоматическая станция "Венера-4" состояла из орбитального отсека с корректирующей двигательной установкой и спускаемого аппарата.
Орбитальный отсек представлял собой герметичный корпус цилиндрической формы в котором размещены приборы радиокомплекса, системы астроориентации и коррекции "Чайка-В", терморегулирования, аккумуляторные батареи и научная аппаратура.
Радиокомплекс дециметрового диапазона обеспечивал прием до 127 команд с Земли, проведение траекторных измерений и передачу на Землю телеметрической информации со скоростями 1, 4, 16 и 64 бита в секунду. Мощность передатчика ДМ-диапазона - 40 Ватт.
На "Венере-4" использовалась 6-разрядная телеметрия со скоростями опроса 1, 4, 16 и 64 бит/с, которая могла работать и в режиме непосредственной передачи, и в режиме записи с последующим воспроизведением. Для записи ТМ-информации в дежурном режиме в состав телеметрической системы входил магнитофон емкостью 150 тысяч бит.
Для радиосвязи использовались заново разработанные малонаправленные антенны. Передача информации со скоростью 64 бита в секунду осуществлялась через параболическую остронаправленную антенну (ОНА) диаметром ~2,3 метра. ОНА состояла из жесткой центральной части, в которую был встроен радиатор-охладитель, и раскрываемой в полете части, сделанной из металлической сетки в виде зонтика. По баллистическим условиям использование ОНА возможно было только после 45 суток полета.
В состав бортовой аппаратуры входило также программно-временное устройство, которое обеспечивало выдачу меток в бортовые системы в заданное время.
Система ориентации и коррекции "Чайка В" была предназначена для обеспечения постоянной солнечной ориентации на пассивных участках полета, наведения остронаправленной антенны на Землю в сеансах связи, построения трехосной ориентации перед проведением коррекции траектории для выставки двигателя КДУ в заданном направлении и стабилизации КА в ходе коррекции.
В качестве датчиков системы ориентации и коррекции использовались прибор грубой солнечной ориентации (точность постоянной солнечной ориентации +10°), солнечно-звездный астроблок, солнечно-земной прибор, обеспечивающий наведение ОНА на Землю с точностью ±40 угловых минут, датчик наличия Венеры и датчики угловых скоростей.
В начале сеанса коррекции с помощью астроблока строится трехосная ориентация (точность солнечно-звездной ориентации составляла +6 угловых минут), которая "перехватывается" гиростабилизированной платформой. Включение двигателя производится по метке ПВУ, а выключение - от интегратора по набору требуемой скорости коррекции.
В случае невозможности работы со звездным прибором проводится так называемая солнечная коррекция. При этом сопло маршевого двигателя направлено либо к Солнцу, либо в противоположном направлении.
В качестве исполнительных органов системы ориентации и коррекции использовались реактивные сопла, работающие на газообразном азоте. При работе КДУ стабилизация по тангажу и рысканию осуществлялась качанием камеры ЖРД.
Для обеспечения работы бортовой аппаратуры орбитального аппарата служила система энергопитания, которая была существенно переделана. В ее состав входили две панели солнечной батареи общей площадью 2,4 м2. В качестве буферной батареи основного отсека была применена кадмий-никелевая аккумуляторная батарея номинальной емкостью 84 ампер-часа.
Система терморегулирования обеспечивала циркуляцию газа в орбитальном отсеке с помощью вентилятора, а сброс тепла осуществлялся через радиатор-охладитель, встроенный в остронаправленную антенну. Регулирование температуры в заданных пределах обеспечивалось заслонкой, открывающей и закрывающей магистраль подачи воздуха на радиатор-охладитель.
На внешней стороне орбитального отсека установлены оптические датчики и исполнительные органы системы астроориентации, две раскрывающиеся панели солнечных батарей, малонаправленные и остронаправленная антенны радиокомплекса, штанга магнитометра и датчики научных приборов.
К хвостовой части гермоотсека крепился негерметичный отсек корректирующей двигательной установки с ЖРД тягой 200 кг, а также баллоны с компонентами топлива (четырехокись азота и несимметричный диметилгидразин) и системой подачи, сопла газовых двигателей ориентации. В ходе перелета предполагалось проведение двух коррекций траектории.
Спускаемый аппарат
Основной полезной нагрузкой автоматической станцией "Венера-4" являлся спускаемый аппарат, который размещался в головной части космического аппарата и крепился к основному отсеку с помощью стяжных лент.
Он имел форму, близкую к шару диаметром 103 см. Конструктивно СА состоял из двух герметичных отсеков: приборного и парашютного. В самой нижней части СА установлен механический демпфер, уменьшающий колебания при его движении в атмосфере после отделения от орбитального отсека.
В парашютном отсеке была установлена двухкаскадная парашютная система, состоящая из тормозного парашюта с площадью купола 2,2 м2 и основного парашюта с площадью купола 55 м2. Для определения момента ввода и раскрытия парашюта использовались датчики перегрузок, бародатчики и временной механизм.
В этом же отсеке были размещены антенны передатчика дециметрового диапазона и радиовысотомера, система отделения крышки, система раскрытия и отцепки парашюта. Раскрытие антенн производилось при раскрытии основного парашюта. Радиовысотомер "Высота" предназначен для выдачи отметок пяти фиксированных высот: 26; 14; 9; 4,5 и 2 км над поверхностью планеты и привязки к ним данных о температуре, плотности, давлении и химическом составе атмосферы.
В приборном отсеке были размещены приборы служебных бортовых систем, включая радиокомплекс дециметрового диапазона, телеметрическую систему, блоки электроавтоматики и системы терморегулирования. Для питания служебных и научных приборов в спускаемом аппарате была установлена химическая батарея емкостью 28 ампер-часов, которая на трассе перелета подпитывалась малым током от отдельной секции солнечной батареи для предотвращения саморазряда. Ресурс батареи был рассчитан примерно на 100 минут непрерывной работы.
В радиокомплексе спускаемого аппарата использовался тот же передатчик, что и на орбитальном отсеке. Передача телеметрической и научной информации осуществлялась непосредственно со спускаемого аппарата на Землю. Но, учитывая дальность до Венеры, а также то, что передача научной информации велась через малонаправленную антенну, скорость передачи информации составляла всего лишь 1 бит в секунду. В случае выхода из строя одного из передатчиков специальное устройство должно было автоматически подключить резервный комплект.
Для повышения жесткости СА внутри приборного отсека было создано давление газа 2 атмосферы.
Снаружи спускаемый аппарат был покрыт теплозащитой с применением сублимирующих материалов. По сравнению с "Венерой-3" теплозащита была значительно усилена. Для предотвращения разогрева аппарата в процессе спуска между внешней теплозащитой и корпусом была расположена многослойная теплоизоляция из стеклотекстолитовых сот с прослойками из асботекстолита.
Перед стартом спускаемый аппарат прошел стерилизацию с целью предотвращения заноса на Венеру микроорганизмов земного происхождения. Общая масса автоматической станции "Венера-4" составила 1106 кг. Поскольку она по массе значительно превышала массу "Венеры-3" (960 кг), для ее запуска вместо ракеты 8К78 ("Молния") была применена модернизированная ракета-носитель 8К78М ("Молния-М") с разгонным блоком ВЛ.
Состав научной аппаратуры орбитального аппарата
СГ 59М - трехкомпонентный магнитометр на штанге длиной 3,5 метра для измерения величины и направления магнитного поля в межпланетном пространстве и вблизи Венеры;
прибор КС-18-2М для изучения потоков космических частиц;
прибор ЛА-2 для определения распределения кислорода и водорода в атмосфере планеты.
Состав научной аппаратуры спускаемого аппарата
датчики давления типа МДДА для измерения давления атмосферы в диапазоне от 100 до 5200 мм рт. ст. (0,13-6,8 атм);
газоанализаторы Г-8 для определения химического состава атмосферы;
приборы ТПВ для определения плотности и температуры атмосферы по высоте.
Автоматическая станция вместе с разгонным блоком выводятся ракетой-носителем "Молния-М" на промежуточную опорную орбиту искусственного спутника Земли, откуда с помощью одного включения двигателя блока ВЛ аппарат переводится на трассу полета к Венере, причем, на попадающую траекторию. В случае ошибок выведения проводится одна-две коррекции траектории.
За 2 часа до подлета к планете по временной уставке от ПВУ включается последний припланетный сеанс связи с построением трехосной ориентации и наведением остронаправленной антенны на Землю.
Непосредственно при входе в атмосферу производится разделение орбитального и спускаемого аппаратов.
Орбитальный отсек после разделения продолжает передавать телеметрическую информацию вплоть до полного своего разрушения.
Спускаемый аппарат при входе в атмосферу за счет аэродинамического торможения снижает свою скорость с 11,2 км/с до 210-240 м/с, при этом перегрузки достигают 300g. При достижении значения перегрузки равное 40 единицам запускается временной механизм, который после снижения скорости, но не позже, чем через 32 секунды, вводит в действие парашютную систему. Ввод в действие парашютной системы может также осуществляться при уменьшении перегрузки до значения менее 2g или при значении атмосферного давления более 0,4 атмосферы по сигналу с барометрического датчика.
Сначала сбрасывается крышка спускаемого аппарата, и раскрывается тормозной парашют.
Спустя 27 секунд или при достижении внешнего давления более 0,7 атмосферы производится отцепка тормозного парашюта, и раскрывается основной парашют. Вместе с парашютом раскрываются антенны, включаются радиовысотомер, передатчик и научные приборы.
В ходе перелета 29 июля 1967 года на расстоянии 12 миллионов километров от Земли с помощью двигательной установки была проведена "солнечная" (с ориентацией только по Солнцу) коррекция траектории, позволившая ликвидировать ошибки выведения. Хотя программой полета было предусмотрено проведение двух коррекций, но вторая не понадобилась, поскольку первая была проведена с высокой точностью.
Спустя 128 суток после старта, 18 октября 1967 года, станция "Венера-4" сблизилась с планетой.
За 2 часа до подлета к Венере, когда до нее оставалось около 45000 км, по команде с Земли была построена трехосная ориентация по Солнцу и Земле с наведением ОНА на Землю.
При входе станции "Венера-4" в атмосферу со скоростью ~11 км/с по сигналу "Потеря Земли" с солнечно-земного прибора был отделен спускаемый аппарат. Какое-то время орбитальный аппарат еще передавал телеметрию и научную информацию, пока не разрушился.
Спускаемый аппарат при входе в атмосферу Венеры, который произошел на ночной стороне планеты в районе экватора в 1500 км от утреннего терминатора, испытал перегрузки в 300 единиц.
После аэродинамического торможения до скорости ~210 м/с была отстрелена верхняя крышка СА и последовательно введена парашютная система. Вместе с раскрытием основного парашюта раскрылись антенны радиовысотомера и передатчика, включились научные приборы, и началась передача научной информации со скоростью 1 бит в секунду, что соответствовало одному опросу в 48 секунд.
Сразу при включении радиовысотомер выдал метку соответствующую 26 километрам, что ввело всех в заблуждение. Этот факт дал повод некоторое время утверждать, что спускаемый аппарат станции "Венера-4" совершил посадку на поверхность планеты. На самом деле, по последующим оценкам, парашют раскрылся на высоте 61-65 км.
Давление и плотность измерялись вплоть до зашкаливания приборов, поскольку верхний предел манометра составлял 7,3 атмосферы. Только измерение температуры проводилось в течение всего спуска аппарата на парашюте в течение 93 минут до момента пропадания связи. За это время температура изменялась от 33 до 262°С. После пересчета показаний давления, плотности и температуры, было получено значение величины давления 17-20 атмосфер, соответствующее температуре 262°С. В свою очередь, такие параметры атмосферы соответствовали высоте ~28 км.
Программа полета станции "Венера-4" была выполнена полностью.
Главным результатом полета станции "Венера-4" стало проведение первых прямых измерений температуры, плотности, давления и химического состава атмосферы Венеры.
Газоанализаторы показали преимущественное содержание в атмосфере Венеры углекислого газа (~90%) и совсем незначительное содержание кислорода и водяного пара.
Научные приборы орбитального аппарата станции "Венера-4" показали отсутствие у Венеры радиационных поясов, а магнитное поле планеты оказалось в 3000 раз слабее магнитного поля Земли. Кроме того, с помощью индикатора УФ-излучения Солнца была обнаружена водородная корона Венеры, содержащая примерно в 1000 раз меньше водорода, чем верхняя атмосфера Земли. Атомарный же кислород индикатором обнаружен не был.

Маров:
Цели кампании Венера была целевой задачей десяти из шестнадцати планетных аппаратов, запущенных до конца 1965 года, но все они оказались неудачными. В их числе были «Венера-2» и «Венера-3», которые были совсем близки к цели. Ситуацию усугублял тот факт, что к этому времени США осуществили пролетные исследования Венеры в 1962 и Марса в 1964 году. Тем не менее, близость успеха с космическими станциями «Венера-2» и «Венера-3» вдохновляли советских исследователей, которые решительно намеревались достигнуть цели. Зная, что США планируют предпринять следующую попытку пролетных исследований Венеры в 1967 году, советские специалисты стремились, во что бы то ни стало, превзойти американцев, осуществив запуски двух спускаемых аппаратов, которые смогли бы преодолеть облачный покров планеты и получить принципиально новую информацию о ее загадочной атмосфере и поверхности.
После «Венеры-2» и «Венеры-3» программа автоматических планетных исследований была передана из ОКБ-1 в НПО имени Лавочкина. Начиная эти работы в апреле 1965 года, Бабакин решил после кампании 1965 года не посылать больше к Венере пролетных космических станций. НПО провело тщательный анализ всех систем космических станций 3МВ, которые предназначались для запуска на Венеру в окне запуска 1967 года, сосредоточившись, главным образом, на входе в атмосферу и посадке. Проводя работу с проектной документацией 3МВ, переданной ОКБ-1, и вникая в опыт эксплуатации «Венеры-2» и «Венеры-3», инженеры Бабакина предложили усовершенствования ряда систем, в первую очередь, системы терморегулирования. НПО провело значительно больше наземных испытаний и построило два новых испытательных стенда: первый представлял собой термобарокамеру, законченную в январе 1967 года, для испытаний космических станций в модельных условиях полета, а второй — центрифугу, обеспечивавшую ускорение до 500#, для испытаний систем в условиях входа в атмосферу и спуска. В ходе первого испытания спускаемого аппарата в этой камере на 350-450g, ожидавшихся при больших углах входа в атмосферу Венеры на скорости 11 км/с, внутренние компоненты станции разрушились. Поскольку предыдущие спускаемые аппараты определенно не могли успешно работать в таких условиях, конструкцию следовало изменить.
После восьми лет попыток затраченные усилия немедленно окупились: «Венера-4» стала первой по-настоящему успешной планетной станцией, осуществившей впервые в мире парашютный спуск в атмосфере другой планеты и передавшей уникальные данные прямых измерений параметров атмосферы Венеры, открыв тем самым новую плодотворную эпоху советских исследований этой планеты.
Космическая станция
Орбитальный аппарат. Автоматическая станция «Венера 4» стала первой из серии космических аппаратов 3МВ, предназначенных для исследований Венеры и существенно доработанных в НПО имени Лавочкина. Они были, в частности, оснащены значительно усовершенствованной системой терморегулирования, предыдущий вариант которой стал причиной отказа станций «Венера-2» и «Венера-3». С верхних концов панелей солнечных батарей были убраны полусферические жидкостные радиаторы, а новая система трубопроводов теплообменника расположилась за остронаправленной параболической антенной, которая сама выполняла функции радиатора, поскольку была направлена в противоположную от солнечных батарей сторону. Жидкостный хладагент заменили на газовый. Система связи также была усовершенствована, всенаправленную антенну заменили на спиральные конические антенны с низким коэффициентом усиления, смонтировав их на штангах, соединенных с солнечными батареями, и направив под таким углом, чтобы во время полета их диаграмма направленности захватывала Землю. Как и раньше космической станции требовалось развернуться, чтобы направить на Землю антенну с высоким коэффициентом усиления, но этот маневр проводился только во время запланированных сеансов связи и во время операций на Венере.
Как и у ее предшественниц, длина «Венеры-4» составляла 3,5 м, размах солнечных батарей достигал 4 м, а диаметр параболической антенны был равен 2,3 м. Площадь солнечных батарей составляла 2,5 кв. м, но, как и раньше, размещение солнечных элементов было неплотным. Заметная разница между «Венерой-4» и ее предшественницами заключалась в придании солнечным батареям более прямоугольной формы и в отсутствии полусферических радиаторов.
Спускаемый аппарат.
Для программы 1967 года конструкцию спускаемого аппарата усилили, чтобы он мог выдерживать перегрузки порядка 350#, и оснастили внутренним демпфером, чтобы снизить воздействие ударной волны во время входа в атмосферу и посадки. Диаметр спускаемого аппарата составлял 1 м — на 10 см больше, чем его предшественники, со сферической отделяющейся оболочкой и кожухом с открывающейся задней полусферой для выпуска парашюта и антенн. Спускаемый аппарат «Венеры 4» был первым из серии спускаемых/посадочных аппаратов, которые последовательно улучшались, чтобы пережить спуск и посадку на поверхность. Распределение массы внутри аппарата было наибольшим в его нижней части, чтобы гарантировать правильную точку входа и аэродинамическую стабильность в ходе спуска. Аппарат охлаждался до — 10°С системой орбитального модуля до отделения, а в дальнейшем охлаждение обеспечивали вентиляторы за счет рециркуляции воздуха. Научная программа полета предусматривала проведение прямых измерений параметров атмосферы под облаками и передачу этих данных вместе с данными высотомера во время спуска. Предполагалось также, что аппарат сможет выжить при ударе о поверхность и провести там измерения. Аккумулятор емкостью 28 А-ч подзаряжался космической станцией в ходе полета, и обеспечивал до 100 минут непрерывной работы. Спускаемый аппарат был рассчитан на давление 10 бар, хотя верхняя граница (с учетом конструкторского запаса) могла достигать 18 бар, а максимальная температура для парашюта составляла 400°С. Автоматическая станция «Венера 4» была направлена в центр видимого с Земли диска Венеры с целью оптимизации связи. Диаграмма спиральной антенны в верхней части спускаемого аппарата была направлена непосредственно в зенит, данные телеметрии передавались парой резервных передатчиков непосредственно на Землю со скоростью 1 бит/с на частоте 922,8 МГц. Результаты измерений посылались каждые 48 секунд. В случае попадания капсулы в океан, во что мало кто верил, она осталась бы на плаву, а «сахарная голова» зарегистрировала бы это событие передачей семафорного сигнала.
На рисунке показан спускаемый аппарат без изоляционных слоев теплозащитного покрытия. Два разъема предназначены для проверки изолирующей системы на этой инженерной модели. Внутри толстого пористого и легкого абляционного материала размещена внутренняя капсула спускаемого аппарата (справа). По обеим сторонам расположены антенны радиовысотомера, которые разворачивались как только выпускался парашют. В соответствии с международными правилами перед запуском капсулу стерилизовали.


Теплозащитное покрытие системы входа в атмосферу космической станции «Венера-4» (слева) и находящийся внутри нее спускаемый аппарат (справа)

Для обеспечения отделения спускаемого аппарата от космической станции применялись пять уровней резервирования. Первый обеспечивался прямой командой с Земли, второй — бортовым программно-временным устройством, третий — датчиком ускорения при входе в атмосферу, четвертый — датчиком, который активировался в случае прерывания связи с Землей или изменения ориентации при входе в атмосферу, а пятый (в качестве последнего средства) обеспечивался в ходе спуска перегоранием лент, связывающих капсулу с космической станцией.
Стартовая масса: 1 106 кг
Масса спускаемого аппарата: 383 кг
Полезная нагрузка

Орбитальный аппарат:
1. Трехосный феррозондовый магнетометр.
2. Детектор заряженных частиц солнечного ветра
3. Фотометры для измерения излучения атомарного водорода в линии Лайман-альфа и атомарного кислорода
4. Газоразрядные и твердотельные детекторы космических лучей
Аналогичное оборудование устанавливалось на орбитальных аппаратах «Венеры-2» и «Венеры-3», за тем исключением, что в число приборов для измерения космических лучей входил второй газоразрядный детектор другого типа.
Спускаемый/посадочный аппарат (рис. 10.16):
1. Датчики температуры, давления и плотности.
2. Газоанализаторы химического состава атмосферы.
3. Радиовысотомер.
Датчики температуры, давления и плотности были в целом идентичны стоявшим на «Венере-3». Газоанализаторы использовали одиннадцать ячеек для измерения двуокиси углерода, молекулярного азота, молекулярного кислорода и водяных паров. Состав определялся по характеру реакции атмосферы с материалами в каждой ячейке — например, по электропроводности химически абсорбирующих поверхностей, или реакции специальных волокон при нагреве, или по изменению внутреннего давления в зависимости от особенностей абсорбирующего материала. Программой предусматривалось проведение первой серии измерений сразу после раскрытия парашюта, а затем, спустя 347 секунд, повторные измерения. Химические газоанализаторы были также аналогичны тем, которые летали на «Венере-3», но дополнительно включали еще гидрометр для измерения водяных паров. Радиовысотомер был использован впервые для определения высоты над поверхностью в процессе спуска и подтверждения факта посадки. Он был создан на основе прибора, использующегося в авиации. В целях экономии он не передавал непрерывные данные, а только сообщал о снижении аппарата с высоты 26 км. Доплеровский эксперимент не требовал установки специального оборудования непосредственно на борту спускаемого аппарата: измерения проводились по сдвигу несущей частоты излучения его бортового передатчика, что позволяло определить составляющую скорости аппарата в проекции на линию зрения во время его спуска в атмосфере.



Системы и научные приборы спускаемого аппарата «Венера-4»: 1 - внешняя теплоизоляция, 2 - опорная рама, 3 - корпус, 4 - система раскрытия радиовысотомера, 5 - теплообменник, 6 - антенна радиосвязи, 7 - антенна радиовысотомера, 8 - блок системы управления, 9 - аккумулятор, 10 - внутренняя теплоизоляция, 11 - амортизатор.
Некоторые научные приборы, установленные на предыдущих аппаратах, были исключены, чтобы высвободить дополнительную массу, необходимую для размещения радиовысотомера и усиления конструкции. В жертву также были принесены детектор гамма-излучения, датчик волнового движения и фотометр. Но, как обычно, в капсулу были заложены медальоны с гербом СССР и барельефом Ленина.
Описание миссии
Первая космическая станция, «Венера-4», была успешно запущена к Венере 12 июня 1967 года. Вторая станция, запущенная 17 июня, осталась на промежуточной орбите. «Венера-4» в ходе всего полета функционировала нормально, регулярно (через каждые несколько дней) ориентируя остронаправленную антенну на Землю для проведения сеансов связи. 29 июля была проведена коррекция курса на промежуточной траектории на расстоянии 12 млн. км от Земли. Станция достигла Венеры 18 октября и в 04:34, находясь на высоте 44 800 км над ночной стороной планеты, отделила спускаемый аппарат (рис. 10.17). Орбитальный аппарат передавал результаты измерений верхних слоев атмосферы и ионосферы Венеры до тех пор, пока не разрушился в атмосфере. Спускаемый аппарат вошел в атмосферу на скорости 10,7 км/с и стал замедляться с максимальной перегрузкой, достигавшей 350 g. При давлении 0,6 бар на скорости 300 м/с был сброшен аэродинамический защитный кожух и выпущен 2,5-метровый вспомогательный тормозной парашют. Спустя несколько секунд раскрылся основной парашют площадью 55 кв. м и одновременно с ним антенны радиовысотомера. На высоте 55 км включились научные приборы, в этот момент скорость достигла 10 м/с. Механический коммутатор по очереди прерывал работу каждого прибора, показания которых сообщались передатчику. Передача велась на протяжении 93 минут спуска на парашюте, после чего связь прекратилась. Был сделан вывод, что спускаемый аппарат достиг поверхности в точке с координатами 19° северной широты и 38° восточной долготы на темной стороне Венеры вблизи утреннего терминатора. Местное солнечное время в этом районе Венеры было 4:40 часов, а зенитный угол Солнца был равен 110°. С учетом трех запланированных испытательных полетов это была первая полностью успешная советская программа планетных исследований из двадцати ранее предпринятых запусков и первый в мире аппарат, совершивший успешный спуск на другой планете, к чему стремились обе космические державы.
Радиообсерватория Джодрелл Бэнк сообщила о получении сигналов с поверхности Венеры, не понимая, что сигналы были посланы во время спуска в атмосфере. Думая вначале, что спускаемый аппарат достиг поверхности в рабочем состоянии, советские специалисты сообщили, что зонд совершил посадку на планету. Последующий анализ совместно с данными «Маринера-5», который пролетел мимо Венеры на следующий день после прибытия «Венеры-4», и результатами наземных радиолокационных измерений радиуса Венеры, показал, однако, что это не так и что температура поверхности гораздо выше, чем полученная при завершении измерений на спускаемом аппарате1. В результате серии встреч советских и американских ученых, прошедших в течение двух последующих лет, был сделан вывод, что спускаемый аппарат прекратил существование, находясь все еще высоко над поверхностью, будучи раздавленным давлением атмосферы, значительно превышающим расчетное. Сам по себе это был выдающийся результат, открывший Венеру как планету с чрезвычайно горячей и плотной атмосферой и уникальными условиями на поверхности. «Венера-4» стала эпохальным событием в науке и как первый космический аппарат, осуществивший прямые измерения и передавший эти данные из атмосферы другой планеты. Полученная информация продемонстрировала, насколько враждебна окружающая среда Венеры, и послужила основой при планировании будущих миссий. Стало, прежде всего, очевидным, что посадочные аппараты необходимо значительно усилить, чтобы выдержать необычайно высокие давление и температуру.
1) Причиной сделанного вначале вывода о том, что «Венера-4» достигла поверхности, явилось ошибочное показание радиовысотомера, отсчеты которого, как оказалось, были кратны высоте 26 км. Поэтому сигнал, полученный примерно с этой высоты над поверхностью планеты, был ошибочно истолкован как нуль высоты и, следовательно, факт посадки.


Последовательность посадки спускаемого аппарата «Венера-4»: 1 — отделение посадочного аппарата от космической станции, 2 — свободный нестабилизированный полет, 3 — вход в атмосферу и стабилизация посадочного аппарата, 4 — ввод тормозного парашюта, 5 — полет с открытым основным парашютом, включение передатчика и радиовысотомера; научные измерения и передача данных во время спуска, 6 — касание поверхности, отстрел основного парашюта.

В процессе снижения спускаемый аппарат «Венеры-4» передал свыше 23 серий данных о структуре атмосферы. Измерения начались на высоте 55 км, температура атмосферы измерялась на протяжении всех 93 минут спуска. Начальная температура составляла 33°С и возрастала до 262°С. Первоначально измеренное давление было равно 0,75 бар, а расчетного предела шкалы 7,3 бар измерительный прибор достиг задолго до того, как аппарат прекратил передачу данных. Прибегнув к моделированию атмосферы с использованием всей совокупности полученных данных, ученые пришли к выводу, что сигнал пропал на высоте 24 км. Плотность атмосферы была получена с использованием данных о температуре и давлении из уравнения гидростатики, а результат независимо проверен с помощью соотношений, в основу которых были положены характеристики спуска аппарата на парашюте1. Обработка данных измерений допплеровского сдвига радиосигнала на несущей частоте бортового передатчика (master oscillator) позволила получить сведения о распределении по высоте (высотном профиле) скорости ветра в горизонтальном и вертикальном направлениях, хотя ошибка этих измерений была довольно велика. Эксперименты по определению химического состава атмосферы показали, что атмосфера состоит, главным образом, из углекислого газа:
углекислый газ — «90 ± 10%, молекулярный азот — меньше 2,5%, молекулярный кислород — от 0,4% до 1,6%, водяной пар — от 0,05% до 0,7%. Преобладающее относительное содержание углекислого газа явилось неожиданным, поскольку поначалу ожидалось, что атмосфера Венеры состоит, по крайней мере, на 50% из молекулярного азота, и американские ученые вначале отнеслись к данным «Венеры-4» скептически. Но последующие полеты автоматических станций подтвердили правильность этих измерений. Столь же неожиданным оказалось низкое содержание в атмосфере водяного пара, в одночасье положив конец представлениям о Венере как о водной планете. Радиовысотомер, основой которого послужил авиационный радиолокационный альтиметр, предназначался для отсчета высоты в процессе спуска аппарата, но в его конструкции был заложен дефект поэтому его показаниям на высоте 26 км мог фактически соответствовать сигнал, отвечающий как удвоенной высоте 52 км, так и 0 км. В этом состояла основная причина ошибочного вывода о том, что «Венера-4» достигла поверхности. Данные о параметрах атмосферы и доплеровских измерений показывали, что в ходе передачи информации аппарат снизился на 28 км и сигнал альтиметра указывал, что верхний уровень, с которого начались измерения, составлял 26 км. К тому же последнее измерение (температура 262°С и соответствующее давление 18 бар) были близки к тогдашним представлениям об условиях на поверхности планеты. Между тем, измерения яркостной температуры Венеры в микроволновом диапазоне, проведенные наземными радиотелескопами, указывали, по крайней мере, на температуру 325°С, хотя разброс в оценках давления достигал почти двух порядков величины. Химический анализ атмосферы на «Венере-4», показавший преобладание углекислого газа, потребовал пересмотра данных о радиояркостной температуре, основанных на моделях атмосферы с меньшим содержанием двуокиси углерода. Однако новый анализ данных радиоизмерений, проведенный в 1967 году, объяснивший некоторые необычные особенности микроволнового спектра Венеры за счет углекислого газа, привел к еще более высокой оценке температуры поверхности (до 427°С), что не согласовывалось с данными «Венеры-4», если бы они были переданы с поверхности. Модели атмосферы, основанные на данных «Маринера-5» и данных, обработанных совместно с данными радиолокационных измерений радиуса Венеры, также свидетельствовали о гораздо больших значениях температуры и давления у поверхности. Советский радиоастроном А. Кузьмин предположил, что «Венера-4» совершила посадку на высокой горе, но К. Саган указал на то, что радиолокационные исследования планеты не обнаружили столь больших неоднородностей рельефа. Вскоре после этого, переосмыслив всю совокупность полученных данных, авторы прямых измерений Авдуевский, Маров и Рождественский (1969) пришли к выводу, что спускаемый аппарат «Венеры-4» прекратил существование на высоте около 24 км над поверхностью при давлении атмосферы 18±2,5 бар. Использовав, как наиболее вероятную, адиабатическую модель венерианской атмосферы, они экстраполировали эти данные к поверхности, отвечающей радиолокационному радиусу Венеры, и получили значения 442°С и 90 бар. Эти значения блестяще подтвердились результатами последующих измерений. Передача сигнала со спускаемого аппарата прекратилась, когда значение атмосферного давления (18 бар) оказалось для него предельным. Возможно, однако, что к этому моменту, после 93 минут работы, разрядились бортовые аккумуляторы. В любом случае аппарат должен был разрушиться, а затем, вероятно, сгорел парашют, и спускаемый аппарат свободно упал на поверхность при сравнительно небольшой скорости из-за высокой плотности атмосферы. Орбитальный аппарат вплоть до момента его разрушения при входе в атмосферу проводил прямые измерения околопланетного магнитного поля, параметров термосферы, ионосферы и солнечного ветра. Когда в 1962 году «Маринер-2» пролетел на расстоянии 34 773 км от Венеры, это расстояние было слишком велико, чтобы зарегистрировать магнитное поле или хотя бы следы магнитосферы. «Венера-4» надежно не обнаружила у Венеры собственного магнитного поля. Зарегистрированные слабые поля были обусловлены взаимодействием с ее атмосферой солнечного ветра. Радиационных поясов также обнаружено не было, но вместе с тем была открыта протяженная корона атомарного водорода, протянувшаяся от планеты в космос на расстояние свыше 10000 км.
1. Поскольку показания радиационного плотномера были противоречивы, они не принимались во внимание при обработке данных атмосферных измерений. Как показал последующий анализ, вероятно, это было обусловлено влиянием на работу прибора аэрозолей облаков и подоблачной дымки.

Сиддики:


Макет посадочной капсулы 1-метрового диаметра Венера-4 на выставке в Мемориальном музее космонавтики в Москве.
Научные инструменты:
СА:
1. MDDA высотомер
2. Газоанализаторы Г-8 и Г-10
3. Денситометр и термометр ТПВ
4. барометр
АМС:
1. СГ-59М трехосный магнитометр
2. 4 ионные ловушки
3. Счетчик расхода газа СТС-5
4. детекторы излучения
5. Счетчик расхода газа СБТ-9
6. Счетчики частиц космических лучей КС-18-2М
7. ЛА-2 спектрометр
Венера-4 была первым космическим аппаратом, который передавал данные из атмосферы планеты. Это был также первый зонд Венера, построенный конструкторским бюро Лавочкина, хотя инженеры Лавочкина сохранили базовую конструкцию более ранних зондов 3MV, построенных под руководством главного конструктора Сергея Королева. Космический аппарат состоял из главного аппарата высотой около 3,5 м и 383-килограммового зонда, предназначенного для передачи данных при спуске через атмосферу Венеры. Эта капсула может выдерживать нагрузки до 300 g и приземляться как на землю, так и на жидкость. Для входа в атмосферу он был оснащен толстым абляционным теплозащитным экраном. Для запуска впервые использовался модернизированный Blok L (4-й ступень), Blok VL. После исправления в середине траектории 29 июля 1967 года Венера 4 приблизилась к Венере 18 октября. Приблизительно за 2 часа до прибытия на Венеру, на расстоянии 45 000 километров, по команде с Земли космический корабль был правильно ориентирован для входа. АМС отделила спускаемый аппарат в 04:34 UT, и он вошел в атмосферу Венеры со скоростью 11 километров в секунду. Перелётный модуль какое-то время присылал данные, прежде чем сгорел в атмосфере. Спускаемый аппарат, тем временем, испытывал до 300 g и снижал скорость до 210 метров в секунду, после чего была развернута парашютная система. Одновременно спускаемый аппарат начал передавать информацию обратно на Землю. Поскольку альтиметр был разработан для регистрации давления только до 7,3 атмосферы, он довольно быстро вышел из строя. Измерения температуры (от 33°C до 262°C) продолжались в течение 93 минут, поскольку зонд медленно спускался через атмосферу. Первоначально советские ученые считали, что СА передает данные с поверхности. Более поздний анализ данных показал, что передача прекратилась на высоте 28 километров, когда высокое атмосферное давление и температура смяли СА. СА уже без связи приземлился около 19° с.ш./36°E. Данные подразумевали, что температура и давление на поверхности составляли 500° С и 75 атмосфер соответственно. Газоанализаторы обнаружили, что атмосфера планеты состоит из 90–95% из углекислого газа (с чувствительностью ± 7%) без азота, который, как ранее предполагалось, будет составлять большую часть атмосферы. Данные ионизирующего денситометра показали, что облачный покров в атмосфере Венеры существует на высотах до 52 километров, а нижняя граница составляет примерно 35 километров. АМС измерила слабое магнитное поле планеты и не обнаружила кольца радиационных поясов. КА обнаружил очень слабую атмосферу атомарного водорода примерно в 9 900 километрах над планетой. Заслуживает внимания то, что Венера-4 обнаружила ударную волну, обнаруженный накануне Маринером V (и позднее подтвержденную Венерой-5). Важность миссии была подчеркнута, когда администратор НАСА Джеймс Э. Уэбб опубликовал заявление 18 октября 1967 года, отметив, что высадка «представляет собой достижение, которым может гордиться любая страна». Исследователи из Исследовательского центра Эймса НАСА были особенно заинтересованы в данных с Венеры 4, особенно о влиянии атмосферы планеты на распространение радиосигналов от космического аппарата в ожидании будущих миссий НАСА на Венеру.

Шубин:
Параметры на Венеру от АН СССР: давление 1-10 атм, температура 475°. Решено было отказаться от КА с ФТУ и делать только КА с СА. КА получили индекс В-67. В конце апреля 1967 была сдана в эксплуатацию новая центрифуга. При первом же испытании разрушились разъёмы кабельной сети. 1 мая СА переделывали. Сахарный замок и индикаторы уровня из оборудования исключили, но плавучесть при попадания в воду оставили (моё мнение - это уже не для Венеры - для Земли - возможность сохранить СА при падении на Землю). Блок для измерения температуры и давления имел предел определения давления в 7,3 атм. В состав оборудования впервые включён радиовысотомер. Установлены два газоанализатора Г-8 (для основных составляющих) и Г-10 (для малых). 12 июня старт. 29 июля 1966 - коррекция. Ограничились только солнечной ориентацией. Вторую отменили.
18 октября начался процесс сближения. Сигнал с СА пропал в 9:13.31 датчик давления остановился, как и положено на 7 атм. Датчик температуры показал 262°, что соответствовало 18 атм. Радиовысотомер передал лишь одну отметку высоты - 28 км и вышел из строя. Теоретические модели кривых давление/температура на время давали основания считать, что СА прошёл 26-28 км, что примерно совпадало с высотой и поэтому объявили, что СА успешно сел на поверхность Венеры. Объявили на весь мир и лишь значительно позже поняли, что радиовысотомер был на высоте 28 км просто раздавлен вместе с СА. Его показания не были непрерывными, он должен был выдавать ещё три отметки высоты - 14,9; 4,5; 2 км. Он их уже не смог выдать, но этому факту особого значения не придали.
Впервые был получен состав атмосферы. Датчики сразу зашкалило, но удалось выяснить примерный состав - CO2 - 90% плюс-минус 10%, азот (он считался основным) не обнаружено совсем. Точнее, один датчик показал, что его меньше 7%, а другой - что его меньше 2,5%