«Венера-8»


27 марта 1972 04:15:01 - старт
6 апреля 1972 - коррекция
22 июля 1972 11:37 минут СА вошёл в атмосферу Венеры
22 июля 1972 12:32 минут СА совершил посадку на Венеру
22 июля 1972 13:22 минут - конец связи

Ежегодник БСЭ 1973 г


Рис. 4. Автоматическая межпланетная станция «Венера-8»: 1, 2, 4 - датчики системы астроориентацшг 3 - приоорныи отсек; 5 - остронаправленная параболическая антенна; 6 - малонаправленная антенна; 7 - панели солнечной батареи; 8 - спускаемый аппарат; 9 - корректирующая двигательная установка. Рис. 5. Спускаемый аппарат станции «Венера-8» на поверхности Венеры: 1 - выносная антенна (после отстрела); 2 - датчики давления и температуры атмосферы; 3 - датчики измерения освещенности; 4 - основная антенна; 5 - выносная антенна (до отстрела); 6 - парашют (после отстрела).



Рис. 6. Спускаемый аппарат станции «Венера-8»: 1 - демпфер; 2 - теплоизоляция внешняя; 3 - радиопередатчик; 4 - корпус приборного отсека; 5 - блок коммутации; 6 - вентилятор; 7 - трубопровод системы терморегулирования; 8 - антенна передатчика (выносная); 9 - парашютный отсек; 10 - антенна передатчика (основная); 11 - крышка парашютного отсека; 12 - вытяжной парашют; 13 - основной парашют; 14 - антенна радиовысотомера; 15 - теплообменник; 16 - теплоаккумулятор; 17 - теплоизоляция внутренняя; 18 - программно-временное устройство; 19 - теплоаккумулятор.

27 марта в 7 час 15 мин к планете Венера была запущена автоматическая межпланетная станция (АМС) «Венера-8» (рис. 4). Как и все предыдущие станции серии «Венера», АМС «Венера-8» состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата (СА). Ее общий вес равнялся 1184 кг, вес СА - 495 кг. В конструкцию СА (рис. 5,6) станции «Венера-8» были внесены существенные изменения в связи с уточнением станцией «Венера-7» параметров атмосферы у поверхности планеты,

Облегчение конструкции корпуса СА позволило расширить состав научных приборов и осуществить мероприятия по увеличению времени работы аппаратуры на поверхности Венеры. В приборном отсеке СА, где размещались блоки научной аппаратуры, радиотехническая и телеметрическая системы, источники питания, аппаратура автоматики и агрегаты системы терморегулирования, был обеспечен необходимый тепловой режим благодаря повышению эффективности теплоизоляционной оболочки и установке внутри отсека поглотителей тепла. Для передачи на Землю данных научных измерений применялась новая антенная система, состоящая из двух антенн: спиральной, жестко укрепленной в верхней части СА, и выносной, выбрасываемой из парашютного отсека после посадки аппарата. Применение двух антенн обеспечивает надежность радиосвязи СА с Землей, поскольку из-за неровности рельефа в месте посадки одна из антенн может оказаться неориентированной на Землю. На СА станции «Венера-8» были установлены вымпелы с барельефом В. И. Ленина и изображением Государственного герба СССР,

АМС «Венера-8» была сначала выведена на промежуточную орбиту искусственного спутника Земли. Старт с околоземной орбиты к Венере был осуществлен в 8 час 42 мин. Двигатели последней ступени проработали 243 сек и сообщили станции скорость 11,5 км/сек. Для обеспечения прилета станции к планете в расчетное время и посадки СА в заданном районе Венеры 6 апреля была проведена коррекция траектории движения станции. В ходе полета по межпланетной траектории с АС «Венера-8» состоялось 86 сеансов связи, во время которых осуществлялось управление станцией, контролировалось состояние бортовых систем, измерялись параметры траектории движения и проводились научные исследования физических процессов, протекающих в космическом пространстве. При полете станции в околопланетном космическом пространстве и верхней атмосфере Венеры проводились измерения уровня радиации, плотности водорода и дейтерия.

22 июля АМС «Венера-8», преодолев за 117 суток полета расстояние более 300 млн. км, достигла окрестности планеты Венера. При входе в атмосферу планеты в 10 час 40 мин от станции отделился СА. В процессе аэродинамического торможения в атмосфере скорость аппарата снизилась с 11,6 км/сек до 250 м/сек, после чего в действие была введена парашютная система. После раскрытия парашюта началась передача научной и служебной информации. Снижение СА продолжалось около часа и в 12 час 29 мин аппарат произвел мягкую посадку на поверхность Венеры. Посадка космического аппарата впервые осуществлена на освещенную сторону планеты.

Программа экспериментов, осуществляемых с помощью научной аппаратуры СА, предусматривала: измерение температуры и давления атмосферы на дневной стороне Венеры, измерение освещенности в атмосфере и у поверхности планеты, определение содержания аммиака в атмосфере, определение скорости ветра на различных уровнях в атмосфере, измерение перегрузок, возникающих на участке аэродинамического торможения, определение физических характеристик поверхностного слоя и характера поверхностных пород в месте посадки аппарата.

Прямые измерения температуры и давления производились при помощи системы датчиков в процессе спуска с высоты около 55 км до поверхности планеты и после посадки. В течение всего времени спуска проводились также измерения высоты над поверхностью при помощи бортового радиовысотомера. Заметных различий в высотных профилях температуры и давления на дневной и ночной сторонах Венеры не обнаружено, что подтверждает теоретические оценки этих характеристик. В месте посадки СА станции «Венера-8» температура атмосферы составила 4703 ±8°С, давление 90±1,5 кг/см2, что очень близко к значениям, полученным в результате эксперимента на станции «Венера-7», совершившей посадку на ночной стороне планеты.

Информация о величинах освещенности в атмосфере, полученная фотометром СА на всем участке спуска вплоть до поверхности, свидетельствует, что поверхности планеты достигает лишь небольшая часть солнечного излучения. Освещенность в месте посадки при угле Солнца 5,5° находится в пределах 100÷300 лк.

Если Солнце находится в зените, то освещенность не менее 1000-3000 лк. Освещенность ото дня к ночи меняется довольно значительно.

Ученые высказывали предположения, что в состав венерианских облаков могут входить соединения, содержащие аммиак. В связи с этим на СА станции «Венера-8» был установлен газоанализатор. Действие прибора основано на методе регистрации изменения цвета химического реактива при воздействии на него аммиака. В результате измерений, выполненных на высотах около 46 и 33 км, было установлено, что объемное содержание аммиака находится в пределах 0,01-0,1%.

Измерения скорости ветра в атмосфере показали, что на высоте 50 км скорость ветра равна 50-60 м/сек, ниже 10-12 км невелика, около 2 м/сек. Измерения свидетельствуют о наличии широтного ветра, направленного от терминатора на дневную сторону, т. е. в направлении собственного вращения планеты.

Анализ уровня отражаемых поверхностью радиоволн, излучавшихся с СА в процессе спуска, позволил сделать оценку диэлектрической проницаемости и плотности грунта. Результаты измерений позволяют сделать вывод, что в районе места посадки СА поверхностный слой планеты является достаточно рыхлым, с плотностью грунта 1,4 г/см3. Для определения характера горных пород, слагающих поверхностный слой Венеры, на СА был установлен гамма-спектрометр. Измерение спектров гамма-излучения во время функционирования СА на поверхности планеты позволило определить в поверхностном слое содержание калия, урана и тория. Грунт в месте посадки включает в себя калия 4%, урана 0,0002%, тория 0,00065% и по содержанию радиоактивных элементов и по их соотношению напоминает земные гранитные породы.


Вики:
«Венера-8» была запущена с космодрома Байконур 27 марта 1972.
6 апреля 1972 года была проведена коррекция траектории полёта станции.
22 июля 1972 года, через 117 суток после старта, станция «Венера-8» достигла окрестностей планеты Венера. В 11 часов 37 минут спускаемый аппарат вошёл в атмосферу Венеры. Во время аэродинамического торможения скорость спускаемого аппарата относительно планеты уменьшилась с 11,6 км/с до 250 м/с. При этом максимальные перегрузки достигали 335 g.
Тормозной парашют спускаемого аппарата был введён в действие на высоте 55 км над поверхностью планеты. Спуск на парашюте продолжался 55 минут. Спускаемый аппарат приземлился в 12 часов 32 минуты в точке с координатами 10°42? ю. ш. 335°15? в. д. Посадка состоялась на освещённой стороне на расстоянии 500 км от утреннего терминатора. Скорость спускаемого аппарата во время касания поверхности составила 8,3 м/с. Телеметрическая информация передавалась в течение всего спуска и в течение 50 минут после посадки. Были получены следующие параметры окружающей среды на поверхности планеты Венера: температура — 470±8 °C, давление — 90±1,5 атмосферы. Эти значения подтвердили данные, полученные предыдущей станцией — «Венера-7». Освещённость на поверхности при угле Солнца 5,5° составляет 350±150 люкс, что примерно соответствует освещенности на Земле в пасмурный день. По расчётам, освещённость на поверхности Венеры при Солнце в зените составит 1000 — 3000 люкс (примерно на порядок меньше, чем на Земле в ясный солнечный день в тени). Измерения освещённости показали, что нижний слой облаков находится достаточно высоко над поверхностью, и атмосфера достаточно прозрачна ниже облаков, так что на поверхности Венеры возможна фотосъёмка.
Во время спуска на высотах 33 и 46 км, с помощью прибора ИАВ-72, были проведены измерения содержания аммиака в атмосфере Венеры. Объёмное содержание аммиака находится в пределах 0,01-0,1 %.
Проводились также измерения радиальной составляющей скорости по доплеровскому изменению сигнала. По её изменениям проведены оценки скорости ветра в атмосфере Венеры: 50-60 м/с на высоте 50 км и 0-2 м/с на высотах 0-11 км. Измерения свидетельствуют о наличии широтного ветра, направленного от терминатора на дневную сторону, то есть в направлении собственного вращения планеты.
По измерениям мощности отраженных от поверхности радиоволн, излучавшихся бортовым радиовысотомером, получены оценки диэлектрической проницаемости и плотности грунта. Результаты измерений позволяют сделать вывод, что в районе места посадки СА поверхностный слой планеты является достаточно рыхлым, с плотностью грунта 1,4 г/см3.
С помощью гамма-спектрометра, регистрировавшего интенсивность и спектральный состав естественного гамма-излучения, были проведены первые определения характера пород планеты Венера по содержанию в них естественных радиоактивных элементов (калия, урана, тория), как на этапе спуска, так и после посадки. По содержанию радиоактивных элементов и по их соотношению венерианский грунт напоминает земные гранитные породы.
Программа полёта станции «Венера-8» была выполнена полностью.

Маров:
1972 год начался с запуска последней из серии 3МВ космической станции «Венера-8». Этот запуск примечателен еще и тем, что это было последнее использование ракеты-носителя 8К-78 «Молния» в советской лунной и планетной программе. С учетом проведенных «Венерой-7» измерений температуры и рассчитанного давления на поверхности удалось существенно упростить излишне сложную конструкцию спускаемого аппарата, что позволило установить на «Венеру-8» больше научных приборов. Она была запущена 27 марта, её посадочный аппарат успешно достиг поверхности Венеры и проработал там более часа, проводя уникальные научные измерения.
Успешная посадка на Венеру космической станции «Венера-7» в 1970 году стала крупным достижением Советского Союза. Как только давление и температура на ее поверхности подтвердились, инженеры НПО имени Лавочкина снизили предел прочности спускаемого аппарата со 180 до 105 бар, а сэкономленную массу использовали для более крепкого парашюта и увеличения числа научных приборов. В плане подготовки полетов на Венеру нового поколения более многофункциональных посадочных аппаратов, включая съемку поверхности, для определения освещенности на поверхности в состав научной аппаратуры был добавлен фотометр ИОВ-72. Все предыдущие спускаемые аппараты были нацелены на ночную полусферу, главным образом для того чтобы гарантировать связь с Землей в условиях прямой видимости, но для передачи изображений и разработки систем их формирования на будущих посадочных аппаратах требовалась посадка на дневную сторону. Программа 1972 года предусматривала посадку ранним утром около терминатора, откуда еще можно было передавать данные на Землю. Однако в посадочный аппарат была добавлена развертываемая резервная антенна в виде плоской шайбы с четырьмя складывающимися лепестками, так что одной из своих плоских сторон он должен лежать на поверхности Венеры*. Она служила мерой предосторожности на случай неудачной ориентации основной антенны или загораживания луча зрения неровностями рельефа.
Из двух предпринятых запусков в первом случае успешно стартовала только «Венера-8», а вторая космическая станция осталась на промежуточной орбите. «Венера-8» стала отличным заключительным аккордом серии 3МВ, последней станцией этого типа. Она достигла всего, ради чего советские ученые и специалисты работали, не покладая рук, на протяжении многих лет, совершив много попыток достичь цели. Их упорство и настойчивость были полностью вознаграждены. В ходе конструирования «Венеры-8» НПО имени Лавочкина одновременно работало над новым поколением космических станций для полетов на Луну, чтобы осуществить автоматическую доставку образцов пород на Землю и выполнить программы с участием орбитальных станций и луноходов. В этот же период разрабатывались космические станции для исследований Марса с орбитальными и посадочными аппаратами. Это новое поколение автоматических станций предназначалось для вывода в космос тяжелой ракетой-носителем «Протон», и «Венера-8» завершала, таким образом, многолетнюю планетную программу с использованием «Молнии».
*) Торцы диска являлись излучателями, а установленный внутри него гравитационный переключатель после фиксации антенны включал на излучение верхнюю сторону диска.
Помимо крупного инженерного успеха, «Венера-8» обеспечила получение важных научных данных, которые были необходимы для разработки более сложных посадочных аппаратов, представлявших собой следующее поколение модернизированных космических станций «Венера» и предназначавшихся для запуска, начиная с 1975 года, также с помощью ракеты «Протон», а также данных, необходимых для передачи изображений с поверхности Венеры.
Космическая станция
В то время как орбитальный аппарат «Венеры-8» был, в основном, таким же, как во всех предыдущих программах, начиная с «Венеры-4», спускаемый/посадочный аппарат был модифицирован. Был снижен предел прочности по давлению*, чтобы установить на борту дополнительное научное оборудование, а парашют был усилен, хотя размер купола остался таким же, как у «Венеры-7», чтобы обеспечить столь же быстрый спуск в атмосфере. Кроме того, поскольку аппарат должен был совершить посадку дальше от видимого с Земли центра планетного диска, была изменена диаграмма направленности антенны передатчика: яйцеобразная форма, пригодная при нахождении Земли в зените, заменена на воронкообразную, пригодную для низкого положения Земли над горизонтом. В том случае, если аппарат оказывался после посадки на боку, с него на поверхность выбрасывалась вторая антенна, представляющая собой плоский диск со спиральными антеннами на каждой стороне, чтобы обеспечить работу независимо от того, в каком положении оказался аппарат *Толщина нижней стенки корпуса была уменьшена с 25 до 12 мм, а верхней — с 8,7 до 5,7 мм, что дало возможность снизить вес спускаемого аппарата на 38,5 кг.


«Венера-8» на поверхности Венеры с отброшенным парашютом и развернутой второй антенной



Космическая станция «Венера-8» на испытаниях в НПО им. Лавочкина

В качестве основной теплоизоляции посадочного аппарата был использован новый пористый композитный материал*. Помимо этого, поддержание благоприятного теплового режима внутри аппарата осуществлялось также с помощью «тепловых аккумуляторов», в качестве которых использовалась соль (тригидрат нитрата лития), которая эффективно поглощала тепло при температуре плавления 30°С. Другими словами, за счет аккумулирования избыточного тепла температура внутри аппарата не повышалась до полного расплавления запаса соли. Эта оригинальная идея была впервые предложена и осуществлена на посадочном аппарате «Венера-8». Кроме того, чтобы сформировать внутри герметичного корпуса нужный тепловой режим, выступающие наружу приборы были закрыты кожухами из композитного материала. *Для улучшения теплового режима на внутренней стороне титанового корпуса спускаемого аппарата были установлены бериллиевые оболочки — аккумуляторы тепла, а в узлах крепления рамы к корпусу приборного отсека были введены стеклотекстолитовые прокладки.


Посадочный аппарат космической станции «Венера-8»: слева — раскрытая антенна радиовысотомера; в центре — основная антенна; справа — вторая антенна и механизм ее раскрытия; два цилиндра по краям — фотометры, по одному с каждой стороны, и газоанализатор


Стартовая масса: 1184 кг
Масса посадочного аппарата: 495 кг


Полезная нагрузка
Орбитальный аппарат:
1. Детектор заряженных частиц солнечного ветра.
2. Газоразрядные и твердотельные детекторы космических лучей.
3. Ультрафиолетовый спектрометр для измерений атомарного водорода в линии Лайман-альфа.
4. Прибор КС-18-4М для изучения потоков космических частиц.

Спускаемый/посадочный аппарат: 1. Комплект датчиков ИТД для измерения температуры и давления атмосферы.
2. Газоанализаторы химического состава атмосферы.
3. Широкополосные фотометры видимого диапазона ИОВ-72для определения освещенности в процессе спуска и на поверхности планеты.
4. Прибор ИАВ-72 для измерения содержания аммиака в атмосфере.
5. Гамма-спектрометр ГС-4 для определения типа поверхностных пород планеты.
6. Акселерометр ДОУ-1М для измерения максимального ускорения на участке торможения СА и определения плотности атмосферы.
7. Радиовысотомер.
Акселерометр предназначался для измерения плотности атмосферы на участке входа и в процессе спуска до раскрытия парашюта. Радиовысотомер был усовершенствован, чтобы надежно обеспечить высотную привязку приборов, которые должны были работать во время снижения на парашюте с точностью порядка нескольких сотен метров. Для определения структуры атмосферы использовались четыре точных термометра сопротивления, три барометра-анероида и один емкостный барометр. Усовершенствованные газоанализаторы по определению химического состава атмосферы, помимо двуокиси углерода, азота, кислорода и водяного пара, включали также лакмусовый тест на аммиак. Для измерений интегрального нисходящего потока излучения использовалась пара одноканальных широкополосных фотометров с приемником из сульфида кадмия, имевших поле зрения 60° и работавших в диапазоне от 0,52 до 0,72 мкм. Оптические элементы приемника располагались на внешней стороне посадочного аппарата и были смонтированы в верхней его части внутри отдельной герметичной теплоизолированной секции, выдерживающей высокие давление и температуру. Свет достигал электронных устройств по оптоволоконному кабелю длиной 1 метр. Чувствительность фотометров лежала в пределах от 1 до 10000 люкс, и кодировалась в логарифмическом масштабе. Определение скорости ветра на спуске проводилось путем измерений доплеровского сдвига несущей частоты бортового радиопередатчика. Гамма-спектрометр располагался внутри герметичного посадочного аппарата и предназначался для измерения содержания калия, тория и урана — естественных радиоактивных элементов, несущих информацию о характере слагающих поверхностных пород. Он был откалиброван на различных горных породах Земли.

Описание миссии

«Венера-8» была запущена 27 марта 1972 года, 6 апреля совершила маневр коррекции траектории и 22 июля прибыла на Венеру. Солнечные батареи зарядили аккумуляторы спускаемого аппарата, а с помощью циркулирующего воздуха от системы терморегулирования орбитального аппарата он был предварительно охлажден до —15 °С. Отделившись от орбитального аппарата за 53 минуты до входа в атмосферу, посадочный аппарат в 08:37 в атмосферу на скорости 11,6 км/с под углом 77° на солнечной стороне, примерно в 500 км от утреннего терминатора. Восемнадцать секунд спустя он замедлился до 250 м/с и выпустил вытяжной парашют.


Системы и научное оборудование посадочного аппарата космической станции «Венера-8»: 1 — крышка парашютного отсека, 2 — тормозной парашют, 3 — основной парашют, 4 — раскрываемая антенна радиовысотомера, 5 — теплообменник, 6 — тепловой аккумулятор, 7 — внутренняя теплоизоляция, 8 — блок программно-временного устройства, 9 — тепловой аккумулятор, 10 — амортизатор, 11— внешняя теплоизоляция, 12 — радиопередатчик, 13 — корпус под внутренним давлением, 14 — блок системы радиосвязи, 15 — вентилятор, 16 — охлаждающий трубопровод от орбитальной станции, 17 — раскрываемая вторая антенна, 18 — парашютный отсек, 19 — основная антенна, 20 — составной шланг с электропроводкой, 21 — антенный фидер, 22 — пироболты открытия верхней крышки, 23 — блок телеметрической системы, 24 — стабилизированный кварцевый генератор частоты, 25 — блок системы радиосвязи
Зарифованный основной парашют открылся на высоте 60 км, а на высоте 30 км купол раскрылся полностью. Научные приборы включились на высоте 50 км и передавали данные на протяжении 55 минут спуска. Антенны Центра дальней космической связи в Евпатории были в зоне прямой видимости. Аппарат совершил мягкую посадку на поверхность Венеры в точке с координатами 10,70° ю. ш. и 335,25° в. д. Было 6:24 по солнечному времени Венеры, а зенитный угол Солнца составлял 84,5°. При касании поверхности парашют отделился и была развернута вспомогательная антенна. Посадочный аппарат передавал информацию в течении 63 минут, сообщая данные измерений свойств поверхности и атмосферы. В течение первых 13 минут данные передавались через основную антенну аппарата, затем в течение 20 минут через вспомогательную антенну и заключительные 30 минут снова через основную антенну.
Орбитальный аппарат «Венеры-8» передал результаты измерений параметров верхней атмосферы и ионосферы, пока не разрушился, войдя в атмосферу, как и было предусмотрено программой полета.

Результаты
Полет «Венеры-8» был полностью успешным, позволившим передать многочисленные данные об атмосфере и поверхности планеты. По данным измерений при помощи акселерометра была определена плотность атмосферы в диапазоне высот от 100 до 65 км. Были проведены точные прямые (in situ) измерения температуры и давления атмосферы, надежно привязанные к высоте над поверхностью и на самой поверхности. Был существенно уточнен химический состав атмосферы. Впервые был измерен нисходящий световой поток в интервале от 55 км до самой поверхности. Эти первые высотные профили потока солнечного света оказались достаточным основанием для объяснения природы высокой температуры за счет парникового эффекта. Они позволили также впервые оценить расположение в атмосфере Венеры облаков и сделать предположение о наличии подоблачной дымки. Была измерена освещенность на поверхности, что явилось основой для планирования будущих экспериментов по съемке панорам. Высотные профили скорости и направления горизонтального ветра от 55 км и до поверхности были получены путем доплеровских измерений. На 50 км скорость ветра составляла 100 м/с и от 70 м/с до 40 м/с в атмосферной дымке на высоте около 45 км. Затем она неожиданно резко снизилась от этой высоты до 20 км до значений от 40 м/с до 20 м/с, и составляла всего лишь 1 м/с на высотах от 10 км и до самой поверхности. Измерения горизонтальной скорости ветра, практически совпадающие со скоростью движения ультрафиолетовых неоднородностей на вершине облаков, свидетельствовали о наличии суперротации атмосферы Венеры, называемой также карусельной циркуляцией. Детальное изучение высотных профилей температуры и вариаций сигнала частоты позволило получить оценки характера турбулентности в нижней атмосфере Венеры.
Первые данные радиовысотомера были получены на высоте 45,5 км, всего же было проведено 35 измерений высоты, последнее из которых произошло на высоте 900 метров. В процессе спуска произошел дрейф посадочного аппарата на 60 км по горизонтали. Радиовысотомер получил профиль поверхности, на котором были обнаружены две горы высотой 1000 метров и 2 000 метров, впадина глубиной 2000 метров и пологий склон, восходящий к месту посадки. Были получены два профиля интенсивности эхо-сигнала, из которых можно было вычислить диэлектрическую проницаемость и поверхностную плотность, оказавшуюся равной 1,4 г/см3. Фотометры произвели 27 измерений, из которых следовало, что уровень освещенности монотонно уменьшался в интервале от 50 до 35 км по мере прохождения аппарата сквозь облака. «Венера-8» первой обнаружила три основных оптических области в атмосфере: основной толстый облачный слой между 65 и 49 км, менее плотный слой дымки (тумана) между 49 км и 32 км и относительно чистую подоблачную атмосферу. На поверхности уровень освещенности был практически постоянным, что подкрепляло вывод о сравнительно чистой атмосфере ниже облаков. В месте посадки освещенность была сравнима с сумерками в облачный день на Земле. Слабая яркость поверхности свидетельствовала о том, что лишь 1% падающего солнечного света достигает поверхности. С другой стороны, следовало учесть, что Солнце возвышалось всего на 5 градусов над горизонтом. Важным следствием этих измерений стало то, что освещенность достаточна для работы фотокамер следующего посадочного аппарата.
Измерения при помощи газоанализаторов позволили сделать вывод, что в составе атмосферы 97% углекислого газа, 2% азота, 0,9% водяного пара и менее 0,15% кислорода. Хотя тест на аммиак дал положительный результат от 0,1 % до 0,01 % на высотах от 44 до 32 км, этот результат, как выяснилось в дальнейшем, был обусловлен серной кислотой, которая тоже давала положительную реакцию на использованный индикатор. Важное обстоятельство заключалось в том, что газоанализатор впервые указал на возможность присутствия в облаках серной кислоты. Это объясняло, почему облака были столь безводными, но все еще могли образовывать капли. И тот факт, что такие капли эффективно отражали солнечный свет, объяснял, почему у планеты столь высокое альбедо. Что касается аммиака, то его даже сравнительно небольшое содержание противоречило данным о поглощении радиоволн в атмосфере Венеры.
«Венера-8» надежно измерила параметры атмосферы на поверхности планеты. Прямые измерения показали, что давление на поверхности составляет (93 ±1,5) бар и температура (470 ± 8)°С, подтвердив данные измерений «Венеры-7». Они также оказались в полном соответствии с данными измерений на спускаемых аппаратах «Венера-4», -5» и -6», полученных путем экстраполяции к поверхности с использованием адиабатической модели атмосферы.
Гамма-спектрометр проводил измерения в ходе спуска, а после посадки выполнил два измерения на поверхности. По данным этих измерений в породах Венеры в месте посадки «Венеры-8» оказалось 4% калия, 6,5 ррт (6,5·10~4%) тория и 2,2 ррт (2,2·10~4%) урана, что указывало на более гранитный, чем базальтовый состав. Однако эти результаты были подвергнуты сомнению, особенно с учетом данных измерений на всех последующих посадочных аппаратах «Венера», которые обнаружили более распространенный базальтовый, а не гранитный состав пород. Много лет спустя радиолокационное картографирование поверхности показало, что «Венера-8» совершила посадку на возвышенности вулканического региона, который, вероятно, был старше, чем лавовые равнины, которые покрывают большую часть планеты, что и явилось причиной полученных с нее данных. Другим объяснением могло быть наличие в месте посадки богатого калием базальта, относительно редко встречающегося на Земле. По измерениям интенсивности отраженных от поверхности радиоволн, излучавшихся бортовым радиовысотомером, были получены оценки диэлектрической проницаемости и плотности грунта. Результаты этих измерений позволили сделать вывод, что в районе посадки «Венеры-8» поверхностный слой планеты является достаточно рыхлым, с плотностью грунта 1,4 г/см3.

Сиддики:
Научные инструменты:
ОБ:
1. Детектор космических лучей КС-18-4М
СА:
1. термометры и барометры (ITD)
2. Фотометры ИОВ-72
3. Гамма-спектрометр ГС-4
4. Анализатор газа (аммиака) IAV-72
5. акселерометр ДОУ-1М
6. радар высотомер
Венера-8 была первой в новой паре советских космических аппаратов, предназначенных для исследования Венеры. Несмотря на то, что КА был аналогичен по конструкции своим предшественникам, 495-килограммовый посадочный модуль был существенно модифицирован, основываясь на результатах Венеры-7. Главный конструктор Лавочкина Сергей Крюков отметил в интервью газете «Правда» 5 августа 1972 года, что «Венера-8 была логическим продолжением предыдущей Венера-7», но «конструкция спускаемого аппарата была почти полностью новой». Новая капсула была спроектирована таким образом, чтобы выдерживать давление «всего» 105 атмосфер (против 150 атмосфер на Венере-7) и 493°C (вместо 540°C), имела модернизированную систему парашютов и имела дополнительное научное оборудование. После одной коррекции в середине пути 6 апреля 1972 года посадочный аппарат «Венеры-8» отделился от пролетного модуля в 07:40 22 июля 1972 года и через 57 минут вошел в атмосферу Венеры со скоростью 11,6 км/с. Во время аэродинамического торможения модуль снижения снизил свою скорость с 11,6 км/с до 250 м/с, сохранив максимальную силу перегрузки 335; температура газа в ударной волне на «передней части» транспортного средства составляла более 12 000°C. Успешная посадка состоялась в 09:29, примерно в 500 километрах от утреннего терминатора на солнечной стороне Венеры, первая такая посадка. Координаты посадки находились в радиусе 10 миль от 10,7°S/335,25°E. Зонд передавал данные в течение еще 50 минут 11 секунд с враждебной поверхности, прежде чем уступить местным условиям. В переданной информации указывалось, что температура и давление на посадочной площадке составляли 470 ± 8°C и 90 ± 1,5 атмосферы соответственно, очень близко к значениям, полученным на ночной стороне планеты Венерой-7. Скорость ветра была менее 1 км/с ниже 10 км над уровнем моря. Данные гамма-спектрометра позволили сделать некоторые определения естественных радиоактивных элементов в почве. Предварительные данные показали, что материал поверхности содержал 4% калия, 0,002% урана и 0,00065% тория. Спускаемый аппарат ответил на один из ключевых вопросов о поверхности Венеры, а именно о степени освещенности на земле. На основании данных фотометра ученые пришли к выводу, что «определенная часть солнечных лучей в видимой области спектра проникает на поверхность планеты и что существуют значительные различия в освещенности между днем и ночью». Данные показали, что на момент приземления «Венера 8» видимость на земле составляла около одного километра. СА также зафиксировал резкое изменение освещенности на высоте от 30 до 35 километров.