8 июня 1975 02:38:00 - старт 16 июня 1975 г - коррекция 15 октября 1975 г - коррекция 20 октября 1975 г - отделён СА и коррекция 22 октября 1975 г. - выход на орбиту ИС Венеры 22 марта 1976 г. - дата прекращения работы СА 27 апреля 1976 - конец связи |
АМС «Венера» . 8 и 14 июня к планете Венера были запущены АМС «Венера-9» и «Венера-10». 22 и 25 октября СА станций совершили мягкую посадку на освещенной стороне планеты и впервые в истории передали на Землю телевизионные изображения поверхности Венеры, а сами станции стали ее первыми искусственными спутниками.
«Венера-9» и «Венера-10» (рис. 6) являются станциями нового типа. Они аналогичны по конструкции и оборудованию и включают в себя собственно станцию и спускаемый аппарат (СА). Вес станций (после вывода их на траекторию перелета к Венере) - 4936 кг и 5033 кг, вес каждого СА с теплозащитным корпусом (после отделения от станции) - 1560 кг.
Основным силовым элементом станции является блок баков, имеющий форму цилиндра с двумя выпуклыми днищами. На нижнем днище закреплен двигатель и выполненный в форме тора приборный отсек (ПО). В верхней части размещен переходник, являющийся опорой для СА. На блоке баков установлена остронаправленная параболическая и две малонаправленные антенны, а также две панели солнечной батареи. На ферме крепления солнечной батареи размещены радиаторы системы терморегулирования и третья малонаправленная антенна. На панелях установлены две спиральные антенны для приема информации с СА, штанга магнитометра и газореактивные микродвигатели системы ориентации. В ПО расположены приборы систем автономного управления, ориентации, радиокомплекса, энергопитандя и электроавтоматики, терморегулирования. Снаружи ПО находится научная аппаратура и оптико-электронные приборы системы ориентации.
Система автономного управления формирует управляющие сигналы для стабилизации станции на участках работы двигательной установки, для совершения ею программных разворотов и управления двигательной установкой на всех этапах полета. В состав системы входят гиростабилизированная платформа, бортовая цифровая вычислительная машина, усилительно-преобразовательные устройства и ряд приборов.
Задачей системы ориентации является установление и сохранение во время полета заданных положений станции относительно системы координат, определенной выбранными ориентирами - Солнцем, звездой или Землей. В состав системы входят оптико-электронные приборы ориентации на Солнце, звезду и Землю, логический блок, исполнительные органы, ряд приборов. В качестве основных режимов ориентации применяются постоянная солнечная ориентация (ПСО) и постоянная солнечно-звездная ориентация (ПСЗО). При полете в режиме ПСО станция находится в таком положении, при котором панели ее солнечной батареи и радиатор-нагреватель системы терморегулирования ориентированы на Солнце, а радиатор-охладитель - в противоположную сторону. При этом диаграммы направленности малонаправленных антенн бортового радиокомплекса, работающих в дециметровом диапазоне длин волн, направлены на Землю. На расстоянии - 60 млн. км от Земли станция переводится в режим ПСЗО. В этом режиме бортовые передатчики переключаются с малонаправленной антенны на остронаправленную параболическую антенну, работающую в дециметровом и сантиметровом диапазонах длин волн.
Радиотехнический комплекс совместно с аппаратурой наземных командно-измерительных пунктов обеспечивает передачу на станцию необходимых радиокоманд, траекторные измерения параметров движения станции, получение на Земле телеметрической служебной и научной информации в режимах непосредственной передачи и воспроизведения с запоминающего устройства, прием информации с СА и ретрансляцию ее на Землю. В состав комплекса входят антенно-фидерное устройство, приемники и передатчики дециметрового диапазона, передатчики сантиметрового диапазона, средства автоматики, телеметрические приборы и радиоретрансляционная аппаратура метрового диапазона радиоволн. Передача информации с СА на станцию осуществляется по двум независимым радиоканалам на различных частотах метрового диапазона. Система энергопитания станции включает солнечную батарею и химический аккумулятор. Система терморегулирования состоит из многослойной экранно-вакуумной теплоизоляции, покрытий, имеющих требуемые оптические коэффициенты, термических сопротивлений и контуров нагревания и охлаждения с радиаторами, в которых с помощью вентиляторов циркулирует газ ПО.
Двигательная установка (ДУ) многократного запуска применяется для сообщения станции необходимой скорости на участках коррекции траектории полета к Венере, увода с этой траектории и торможения станции для перевода ее на орбиту искусственного спутника Венеры. Она включает в себя жидкостный ракетный двигатель, системы подачи компонентов топлива в двигатель и наддува топливных баков, а также систему командного давления, применяемую для управления ДУ.
В качестве основы для проектирования станций «Венера-9» и «Венера-10» была принята схема аппаратов, успешно осуществивших полет к Марсу в 1973 г. Особенности полета к Венере потребовали введения ряда изменений в конструкцию и бортовую аппаратуру. Близость Венеры к Солнцу сказалась, например, на конструкции и размещении солнечной батареи. Ее площадь существенно уменьшилась по сравнению с батареей станции «Марс». Изменилась и система терморегулирования. Остронаправленная антенна расположена по-иному и по размеру она стала меньше, так как Венера ближе к Земле, чем Марс. Изменилась конструкция и характеристики малонаправленных антенн, повысилась их эффективность. Полет к Венере вызвал иное размещение оптико-электронных приборов системы ориентации, изменился состав бортового оборудования, модифицирован ряд приборов и т. д.
Важнейшие задачи экспедиции к Венере в 1975 г. состояли в получении телевизионных панорам, в изучении характеристик поверхности планеты в месте посадки спускаемых аппаратов, в исследованиях облачного слоя атмосферы Венеры. В связи с этим был разработан новый СА станций «Венера» (рис. 7).
Теплозащитный многослойный корпус сферической формы диаметром 2,4 м, внутри которого находится собственно СА, защищает аппарат от высокой температуры ударной волны на первом участке снижения и обеспечивает раскрытие парашютной системы на больших высотах. Большой размер теплозащитного корпуса позволил установить вне СА научную аппаратуру для изучения облачного слоя и применить надежное амортизирующее посадочное устройство, которое обеспечивает новым аппаратам ориентируемую мягкую посадку при соударении с грунтами различных свойств.
Основным силовым элементом СА является прочный корпус сферической формы, рассчитанный на работу при наружном давлении выше 100 атм, покрытый с внешней и внутренней сторон теплоизоляцией. К верхней части корпуса СА крепится жесткое аэродинамическое тормозное устройство - щиток. Он применен взамен парашюта, который при посадке мог накрыть иллюминатор телефотометра. При спуске после отстрела основного парашюта скорость снижения аппарата сначала увеличивается за счет малой площади щитка, а затем из-за увеличения давления у поверхности планеты уменьшается. На этом участке движения вертикальное положение СА обеспечивается аэродинамическим тормозным устройством. Над щитком размещен цилиндрический контейнер с двумя отсеками. В одном из них находится научная аппаратура, работающая в облачном слое, в другом - парашютная система. На внешней стороне цилиндра расположена выполненная в виде спирали широкодиапазонная антенна метрового диапазона, через которую осуществляется передача информации на всех этапах работы СА. В нижней части корпуса с помощью переходной фермы крепится посадочное устройство, представляющее собой тонкостенную оболочку тороидальной формы. В момент посадки оболочка деформируется и поглощает при этом энергию соударения. Атмосферный газ, проникший во время снижения в полость оболочки, выходит через отверстия, уменьшая тем самым подскок СА. Внутри СА на специальной раме, закрепленной на нижнем полушарии корпуса, установлены приборы радиокомплекса с телеметрией, оптико-механическое телевизионное устройство, аккумулятор, элементы автоматики, средства терморегулирования, ряд научных приборов и т. п.
АМС «Венера-9» и «Венера-10» были выведены на траекторию полета к планете Венера с околоземной круговой орбиты высотой ~170 км. В расчетной точке орбиты двигатель разгонного блока сообщал станции импульс скорости ~3 км/сек. Для обеспечения необходимого угла входа СА в атмосферу Венеры, а также с целью обеспечения такой подлетной траектории и орбиты искусственного спутника планеты, при которых гарантируется надежная связь при передаче информации с СА, 16 июня и 15 октября для станции «Венера-9» и 21 июня и 18 октября для станции «Венера-10» были проведены коррекции траектории движения. За двое суток до подлета к планете происходило отделение СА от станции, после чего она с помощью двигательной установки сначала переводилась с попадающей траектории на пролетную, а затем - на орбиту искусственного спутника Венеры (ИСВ). Вскоре после выхода на орбиту ИСВ входил в зону связи с СА, который к тому времени начинал торможение в атмосфере и передачу научной информации. Требуемая длительность сеанса связи обеспечивалась выбранным направлением облета станцией Венеры - к началу сеанса ИСВ появлялся в зоне связи со стороны, противоположной той, с которой прилетел СА.
Схема спуска посадочного аппарата станций «Венера-9» и «Венера-10». Рис.6. АМС «Венера-9» и «Венера-10»: 1 - орбитальный аппарат, 2 - спускаемый аппарат, 3 - научная аппаратура, 4 - остронаправленная антенна, 5 - блок баков, 6 - радиатор горячего контура системы терморегулирования, 7 - прибор ориентации на Землю, 8- научная аппаратура, 9 - приборы ориентации на Звезду, 10 - приборы ориентации на Солнце, 11- малонаправленная антенна, 12 - приборный отсек, 13 - научная аппаратура, 14 - баллон системы ориентации, 15 - радиатор холодного контура системы терморегулирования, 16 - газовые сопла системы ориентации, 17 - солнечная батарея, 18 - магнитометр. Рис. 7. Спускаемый аппарат станций «Венера-9» и «Венера-10»: 1 - отсек парашютной системы, 2 - отсек научной аппаратуры, работающей в облачном слое, 3 - научная аппаратура, 4 - телефотометр, 5- прочный корпус, 6 - служебная аппаратура, 7- теплоизоляция, 8 - теплозащитный корпус, 9 - посадочное устройство, 10 - научная аппаратура, 11 - аэродинамическое тормозное устройство, 12 - антенна. Рис. 8. Изображение поверхности планеты Венера на месте посадки СА станции «Венера-9»; Рис. 9. Изображение поверхности планеты Венера на месте посадки СА станции «Венера-10» |
СА станций «Венера-9» и «Венера-10» вошли в атмосферу планеты соответственно 22 и 25 октября, в 6 час 58 мин и в 7 час, под углом к местному горизонту -20,5° и -22,5°. После аэродинамического торможения в атмосфере на высоте ~65 км произошел отстрел крышки парашютного отсека с одновременным вводом в действие вытяжного парашюта и парашюта увода верхней части теплозащитного корпуса СА. Скорость спуска снизилась с 250 м/сек до 150 м/сек. Затем раскрылся тормозной парашют, включился радиокомплекс и началась передача на Землю научной и служебной информации путем ретрансляции через ИСВ. Через 4 сек была сброшена нижняя полусфера теплозащитного корпуса. Тормозной парашют функционировал 15 сек и, уменьшив скорость снижения аппарата до 50 м/сек, в облачном слое на высоте ~62 км ввел в действие основной трехкупольный парашют общей площадью 180 м2. СА прошел облачный слой за ~ 20 мин, после чего основной парашют был отделен и дальнейшее уменьшение скорости до значения ~7 м/сек происходило с помощью тормозного щитка.
СА станций «Венера-9» и «Венера-10» совершили мягкую посадку на освещенной Солнцем, но невидимой с Земли стороне Венеры соответственно 22 и 25 октября в 8 час 13 мин 07 сек и в 8 час 13 мин 06 сек. Расстояние между точками посадки составляет ~2200 км.
Передача телевизионной панорамы началась через ~2 мин после посадки и продолжалась в течение всего времени работы СА на поверхности планеты. По радиолинии периодически передавались данные от научной аппаратуры и служебная информация о состоянии и условиях работы приборов и узлов. Информация с СА «Венера-9» поступала в течение 53 мин, а с СА «Венера-10» - в течение 65 мин. В момент прекращения связи температура внутри аппаратов не превышала 60 °С, и бортовая аппаратура продолжала функционирование.
На обоих СА были установлены следующие научные приборы: 1) панорамный телефотометр для изучения оптических свойств и получения изображения поверхности в месте посадки; 2) фотометр для измерения световых потоков в пяти спектральных интервалах в диапазоне длин волн от 0,5 до 1,0 мкм; 3) фотометр для измерения яркости атмосферы в трех спектральных интервалах ок. 0,8 мкм] 4) нефелометр, предназначенный для измерения рассеивающей способности атмосферы; 5) датчики давления и температуры; 6) датчики перегрузки для измерения ускорений, возникающих на участке аэродинамического торможения; 7) масс-спектрометр для измерения химического состава атмосферы; 8) анемометр для определения скорости ветра на поверхности планеты; 9) гамма-спектрометр для определения содержания естественных радиоактивных элементов в поверхностном слое Венеры; 10) радиационный плотнометр для определения плотности грунта в поверхностном слое.
Все приборы работали в соответствии с программой. Ниже приведены некоторые результаты обработки полученной информации.
Фотометр для измерения световых потоков был включен на высоте около 65 км и функционировал в течение всего спуска и на поверхности до окончания работы СА. По предварительным данным, ослабление света в облачном слое над районом посадки СА незначительно и происходит в основном на высотах выше 50 км. Основное снижение световых потоков происходит за счет релеевского рассеяния в плотных слоях атмосферы. Как показали измерения, освещенность на поверхности Венеры около 10 000 люкс, что эквивалентно освещенности на поверхности Земли в средних широтах в полдень, если небо закрыто сплошными облаками. Фотометр для измерения яркости атмосферы работал от высоты 63 до 34 км. Полученные данные свидетельствуют, что на высотах 35-40 км водяного пара в ~1000 раз меньше, чем углекислого газа. Оптические свойства атмосферы исследовались также с помощью нефелометра. Совместный анализ результатов измерений, проведенных фотометрической и нефелометрической аппаратурой, показал, что облака в атмосфере Венеры простираются на большую глубину и, вероятно, образуют несколько слоев. Основной облачный слой, имеющий конденсационное происхождение, находится выше 49 км. Сами облака довольно прозрачные, существенно менее плотные, чем земные. По-видимому, в атмосфере присутствуют рассеивающие частицы различного химического состава.
По данным о допплеровском смещении частоты передаваемого с СА радиосигнала определялась скорость ветра на разных высотах. Структура атмосферных течений на участках снижения обоих СА очень сходна и подтверждает структуру, найденную по измерениям радиосигналов СА «Венера-8». По данным СА «Венера-9», местная скорость ветра на поверхности составляет 0,4-0,7 м/сек, по данным СА «Венера-10»,- 0,8- 1,3 м/сек. Измерения давления и температуры атмосферы подтвердили зависимость этих характеристик от высоты, установленную во время предшествующих полетов АМС «Венера». В местах посадки СА температура и давление у поверхности составили 460°С и 90 атм. На рис. 8, 9 приведены изображения поверхности планеты Венера в местах посадки СА станций «Венера-9» и «Венера-10». Они получены с помощью оптико-механических панорамных телекамер с угловым разрешением ~1/3 градуса. Их оптическое устройство помещается на высоте 1 м от поверхности. На панорамах видна в разной степени разрушенная каменистая поверхность. Тени на деталях поверхности везде направлены в сторону СА, что указывает на освещенность рассеянным светом. Видна линия горизонта, а над ней светлое небо Венеры. СА «Венера-9» совершил посадку на склоне значительной крутизны (~30°). На панораме (см. рис. 8) виден развал камней с преобладающими размерами в несколько десятков сантиметров, а в промежутках между камнями - грунт. Многие камни имеют остроугольные очертания. Основной особенностью участка посадки СА «Венера-10» является общая сглаженность рельефа. На панораме (см. рис. 9) видно несколько каменных глыб, слабо возвышающихся над более темной поверхностью относительно мелкозернистого грунта, в общем похожего на грунт вблизи СА «Венера-9». По-видимому, СА «Венера-10» совершил посадку на поверхность типа равнины или плоскогорья. Анализ гамма-излучения венерианских пород позволил установить содержание в них естественных радиоактивных элементов: калия - 0,3%, тория - 0,0002%, урана - 0,0001%. Это соответствует наиболее широко распространенным изверженным породам земной коры - базальтовым породам. Измеренная величина плотности породы Венеры в месте посадки СА «Венера-10» составляет 2,8 ± 0,1 г/см3. На искусственных спутниках «Венера-9» и «Венера-10» была установлена следующая научная аппаратура, предназначенная для изучения облачного слоя, верхней атмосферы и взаимодействия солнечного ветра с планетой: 1) панорамная телевизионная камера для получения изображений облачного слоя; 2) инфракрасный спектрометр - измерение интенсивности полос поглощения атмосферных газов и отражательной способности облачного слоя; 3) инфракрасный радиометр - измерение температуры облачного слоя; 4) фотометр - измерение яркости облачного слоя в ультрафиолетовых лучах (длина волны 3500 Ằ); 5) фотополяриметр - измерение яркости и поляризации солнечного излучения, отраженного облачным слоем в области спектра от 4000 до 8000Ằ; 6) спектрометр на область 2400-7000Ằ- исследование структуры надоблачной атмосферы; 7) фотометр для измерения интенсивности солнечного излучения, рассеянного атомами водорода во внешних слоях атмосферы Венеры; 8) спектрометр для изучения спектра свечения атмосферы Венеры в области длин волн от 3000 до 8000Ằ; 9) аппаратура для экспериментов по радиопросвечиванию атмосферы; 10) магнитометр; 11) плазменный электростатический спектрометр; 12) ловушки заряженных частиц. На ИСВ установлены также приборы для исследования солнечных космических лучей.
Предварительный анализ части информации показал следующее. Верхняя граница облачного слоя расположена на высоте около 63-68 км, причем есть основания считать, что на ночной стороне граница облаков лежит на высоте 63-64 км, а на дневной - на 65-68 км. Измеренная яркостная температура облачного слоя находится в пределах 233 - 235°К. На ночной стороне температура близка к 244°К, т. е. на - 10°выше, чем на дневной стороне планеты. Яркость в ультрафиолетовых лучах меняется по диску в пределах 20%, иногда - одновременно с изменениями температуры.
Неоднократная регистрация свечения ночного неба показала, что его спектр резко отличается от спектра свечения ночного неба Земли.
Существование на орбитах спутников двух станций дало возможность впервые осуществить двухчастотное радиопросвечивание атмосферы Венеры с одновременным приемом сигналов от двух космических аппаратов. При этом сигналы заходящей за планету станции осуществляли радиопросвечивание атмосферы, а сигналы незаходящей станции позволяли учесть влияние трассы связи на результаты измерений от первой станции. Проведение измерений позволило установить неизвестный ранее факт значительной изменчивости параметров ночной ионосферы Венеры. Профили электронной концентрации, полученные с интервалом в 1-2 дня, могут отличаться не только значениями концентрации электронов в максимуме, но и формой распределения. В некоторых случаях распределение имеет один максимум, в других - два, не всегда равных по величине. Концентрация в главном максимуме меняется от 5·103см-3 до 1,8·104см-3, толщина слоя от 7-10 км до 50-60 км. Распределение электронной концентрации в дневной ионосфере Венеры имеет главный максимум с концентрацией 5·105 см-3, а также несколько дополнительных, лежащих выше основного.
Измерения с ИСВ дали возможность определить положение фронта околопланетной ударной волны и оценить его толщину с существенно большим пространственным разрешением, чем в прежних экспериментах. Положение фронта хорошо согласуется с ранее полученными результатами. Такая стабильность положения фронта околопланетной ударной волны, по-видимому, характерна для создающего ударную волну препятствия немагнитной природы (ионосферой). Толщина фронта равна нескольким десяткам километров.
Системы и научное оборудование космических станций «Венера-9» и «Венера-10»: 1 - орбитальный аппарат, 2 - спускаемый аппарат, 3 - научное оборудование, 4 - параболически остронаправленная антенна, 5 - топливный бак, 6 - трубопровод системы терморегулирования, 7 - датчик Земли, 8 - научное оборудование, 9 - датчик Канопуса, 10 - датчик Солнца, 11 - всенаправленная антенна, 12, 13 - научное оборудование, 14 - газовые баллоны системы ориентации, 15 - радиатор системы терморегулирования, 16 - сопла системы ориентации, 17 - магнитометр, 18 - солнечные батареи |
Системы и научное оборудование спускаемых аппаратов космических станций «Венера-9» и «Венера-10»: 1 - теплозащитный экран, 2 - приборный отсек посадочного аппарата, 3 - теплоизоляционная защита посадочного аппарата, 4 - парашют, 5 - научные приборы, работающее во время спуска, 6 - аэродинамический тормозной щит, 7 - кольцевой амортизатор посадочного аппарата, 8 - передающая спиральная антенна, 9 - блок электроники, 10 - научное оборудование, 11 - панорамная камера, 12 - анемометр, 13 - лампа подсветки |
Посадочный аппарат космической станции «Венера-9» с кольцевым посадочным амортизатором, сферическим герметичным приборным отсеком и аэродинамическим тормозным щитом вокруг расположенной сверху антенны цилиндрической формы. Справа под аэродинамическим щитом виден подвесной контейнер с телекамерой, а рядом с ним - прижатый к сферическому корпусу аппарата гамма-денситометр в виде «малярного валика». Слева под щитом располагается спектрофотометр. Для освещения поля зрения двух камер к амортизационным распоркам прикреплены лампы подсветки. Слева поверх щита установлен чашечный анемометр для измерения скорости ветра у поверхности. Внешний теплоизоляционный слой отсутствует. Две разнесенные трубы слева предназначаются для предварительного охлаждения посадочного аппарата перед его отстыковкой от космической станции Посадочный аппарат «Венера-9» во время испытаний в НПО им. Лавочкина. Для упрощения доступа удален центральный сегмент герметичного корпуса. Инженер смотрит на телекамеру. |
Схема подлета космических станций «Венера-9» и «Венера-10», отделения посадочного аппарата, выхода на орбиту вокруг Венеры и ретрансляции данных с посадочного аппарата через орбитальный аппарат на Землю. Космическая станция первоначально нацеливалась таким образом, чтобы посадочный аппарат вошел в атмосферу Венеры на солнечной стороне вне поля зрения с Земли. Два дня спустя посадочный аппарат отделяется, а орбитальный аппарат совершает маневр увода и запускает основной двигатель с целью выхода на орбиту искусственного спутника Венеры до момента прибытия посадочного аппарата. Вскоре после выхода на орбиту орбитальный аппарат оказывается над местом посадки в положении, позволяющем осуществить ретрансляцию данных с посадочного аппарата во время входа в атмосферу, спуска, посадки и работы на поверхности планеты |
Этапы спуска и посадки посадочных аппаратов космических станций «Венера-9» и «Венера-10»: 1 — отделение посадочного аппарата от станции за два дня до входа в атмосферу, 2 — вход в атмосферу с максимальной перегрузкой 170g, 3 — Вытяжной парашют вытягивает первый парашют, 4 — первый парашют уводит верхнюю крышку, выводит и раскрывает второй тормозной парашют — нижняя часть аэродинамической оболочки отбрасывается, включается радиопередатчик и научные приборы, 5 — на высоте 62 км раскрывается основной трехкупольный парашют — в течение 20 минут спуска сквозь облака проводятся научные измерения, 6 — на высоте 50 км посадочный аппарат освобождается от основного парашюта и начинается спуск на аэродинамическом тормозном щите, проводятся научные измерения, 7 — 55 минут спустя посадочный аппарат оказывается на поверхности |
8 июня 1975 02:38:00 - старт 20 октября 1975 - отделён от АМС "Венера-9" 22 октября 1975 05:13:07 - посадка на Венеру связь с СА на поверхности - 53 мин |
Бортовая телевизионная система посадочных аппаратов «Венера-9» и «Венера-10». Вверху - компоновка камеры и лампы подсветки с указанием поля зрения; внизу - обзор камеры и освещенная область: 1 - панорамная телекамера, 2 - теплоизоляционное покрытие, 3 - окно телекамеры 4 - сканирующее зеркало, 5 - объектив, 6 - зеркало, 7 - диафрагма, 8 - фотометр, 9 - посадочное кольцо, 10 - лампа подсветки |
Три версии первого поверхностного панорамного изображения, полученного Венерой-9 на Венере. На верхнем изображении, составленном из необработанных 6-битных данных, вертикальные линии представляют пакеты телеметрии, которые прерывают данные изображения. Второе и третье изображения были обработаны американским исследователем Доном Митчеллом. Это были первые четкие снимки, сделанные на поверхности планеты. |