31.01.1969. "Аполлон-10" в монтажном цехе. Стыковка с адаптором ЛМ. Рисунок. Так модули расстались. Под ними район площадки №2 |
«Аполлон X». «Генеральная репетиция» программы полета корабля «Аполлон XI», предусматривающей высадку космонавтов на Луну. Основные задачи полета: комплексные испытания ОБК и ЛО на селеноцентрической орбите с проведением всех подготовительных операций для высадки космонавтов на Луну, за исключением самой посадки; визуальный осмотр с селеноцентрической орбиты участка, выбранного для посадки ЛО корабля «Аполлон XI»; отработка навигации на селеноцентрической орбите; испытания радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите, и радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну; кино- и фотосъемка Луны и Земли, ОБК и ЛО на селеноцентрической орбите, операций, выполняемых космонавтами на корабле; проведение 11 сеансов цветного и черно-белого телевидения.
Экипаж корабля: Томас Стаффорд (командир корабля), Джон Янг (пилот ОБК), Юджин Сернан (пилот ЛО). Графиком полета предусматривался одновременный отдых всех трех космонавтов в среднем по 8 часов в сутки. Один космонавт спал в кресле, два - в спальных мешках, подвешенных под крайние кресла. Один космонавт спал в шлемофоне, готовый подняться по сигналу с Земли. Прием пищи три раза в сутки, суточный рацион 2500 ккал. Бортовой запас включал обезвоженные пищевые продукты. Для разведения этих продуктов и для питья использовалась веда, образующаяся в результате реакции водорода и кислорода в топливных элементах. (Из воды необходимо удалять пузырьки водорода, т. к. они могут вызвать боли в желудке). Пилот ОБК был одет в скафандр типа IV, командир корабля и пилот ЛО - в скафандры типа EV (см. описание «Аполлона IX»). Бортовая аптечка включала антибиотики, болеутоляющие, снотворные, закрепляющие таблетки. Были предусмотрены способы спасения космонавтов в случае аварийной ситуации на различных участках полета, а также запасные программы.
В дополнение к тренировкам, общим для всех космонавтов NASA, члены основного и дублирующего экипажей «Аполлона X» прошли специальную подготовку длительностью ~1000 часов.
Для запуска была использована ракета «Сатурн V» (AS-505). Длина ракеты - 85,6 м (вместе с кораблем и С АС - 110,6 м), стартовый вес с полезной нагрузкой (48 690 кг, в т. ч. корабль - 42 860 кг) - 2946 т. Двигательная установка (ДУ) первой ступени включала 5 ЖРД F-1 (общая тяга 3485 т), второй ступени - 5 ЖРД J-2 (465 т), третьей ступени - 1 ЖРД J-2 (93 т). Корабль состоял из ОБК (рис. 6) и ЛО (LM-4), включающего ПС и ВС. Запуск был проведен в расчетное время в 16 час 49 мин 18 мая. Последняя ступень с кораблем вышла на орбиту с перигеем 185 км и апогеем 190 км (круговая высотой 191 км). Космонавты проверили бортовые системы, а затем в 2 час 33 мин 25 сек 1 включили двигатель ступени, и она вместе с кораблем вышла на траекторию полета к Луне. Примерно через полчаса началось перестроение отсеков, Янг отделил ОБК от ступени, отвел его на несколько метров, развернул на 180° и пристыковал к ЛО. Во время перестроения космонавты провели сеанс цветного телевидения. После отделения корабля от ступени Янг с помощью маршевого двигателя отвел его на безопасное расстояние и произвел слив топлива из баков ступени, что обеспечило приращение скорости, и ступень вышла на такую траекторию, что в дальнейшем под влиянием лунного притяжения перешла на гелиоцентрическую орбиту. Космонавты сняли скафандры и надели легкие комбинезоны. На трассе Земля - Луна они провели запланированные сеансы цветного телевидения. Траектория полета была близка к расчетной, что позволило ограничиться одной из четырех запланированных коррекций 2. Скорость вращения корабля относительно продольной оси была увеличена по сравнению с «Аполлоном VIII» с 0,1 до 0,3 град/сек, что облегчило удержание этой оси в заданном положении. В 75 час 56 мин был включен маршевый двигатель и корабль вышел на начальную селеноцентрическую орбиту с периселением 109 км (111 км) и апоселением 313 км (315 км). Примерно через 4,5 час корабль был переведен на орбиту с периселением 108,5 км и апоселением 113,8 км (круговая высотой 111 км). Сернан и Стаффорд перешли из ОЭ в ЛО, провели проверку бортовых систем и стали готовить ЛО к автономному полету. Затем Сернан перешел в ОЭ, надел скафандр и снова вернулся в ЛО. Расстыковка ЛО с ОБК, в котором оставался Янг, была проведена над невидимой стороной Луны на 12-м витке. Космонавты в течение 25 мин совершали групповой полет на расстоянии 12 -15 м, во время которого проводили визуальный осмотр и фотографирование обеих частей корабля. Янг провел сеанс цветного телевидения, показывал ЛО, а затем с помощью вспомогательных двигателей перевел ОБК на орбиту с периселением 107 км, апоселением 115 км и провел испытания радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите. В 99 час 46 мин был включен двигатель ПС, и ЛО перешел на орбиту с периселением 14,3±0,2 км (15 км) и апоселением 113,2 км (111 км), на которой были проведены испытания радиолокатора, обеспечивающего посадку. После визуального осмотра участка посадки Стаффорд сообщил, что посадка возможна, если на борту ЛО достаточно топлива для горизонтального перемещения над Луной в поисках подходящей площадки. Съемка участка не удалась вследствие выхода из строя камер. Затем был снова включен двигатель ПС и ЛО перешел на орбиту с периселением 22 км (18,3 км) и апоселением 359 км (360 км). Этот маневр называется «фазированном», он должен обеспечить определенное взаимное положение ЛО и ОБК перед их сближением. После «фазирования» снова испытывался радиолокатор, обеспечивающий встречу.
1 Бортовое время, отсчитываемое от момента старта.
2 Это приводит к изменению предусмотренного программой времени включения маршевого двигателя для перевода корабля на селеноцентрическую орбиту и соответствующему смещению некоторых операций на этой орбите.
На 14-м витке было осуществлено отделение ВС от ПС. Стаффорд с помощью ручной системы ориентации стабилизировал ВС и приступил к маневрам по ее сближению с ОБК. Он включил на 15 сек основной двигатель ВС (что должно имитировать его включение при старте с Луны), в результате чего апоселений орбиты уменьшился до 86,4 км (83 км). Были включены двигатели системы ориентации ВС, она перешла на орбиту с периселением 77,3 км и апоселением 87,3 км (круговая высотой 83 км), а затем была переведена на орбиту «коэллиптическую» орбите ОБК, причем расстояние между периселениями и апоселениями орбит составляло 27,8 км (27,8 км). Космонавты приступили к завершающему этапу сближения, и в 106 час 22 мин Янг осуществил стыковку. Стаффорд и Сернан перешли в ОЭ, ВС была отделена, ОБК отведен на безопасное расстояние, и по команде с Земли был включен двигатель ВС. Поскольку перед включением двигателя не была обеспечена заданная ориентация ВС, она перешла не на гелиоцентрическую орбиту, как планировалось, а на другую селеноцентрическую. ОБК продолжал обращаться по своей орбите, космонавты снимали предполагаемые участки посадки и интересные с научной точки зрения элементы лунного рельефа, провели телевизионный сеанс. На 32-м витке был включен маршевый двигатель, и ОБК перешел на траекторию полета к Земле. Космонавты сразу провели сеанс цветного телевидения, показывая удаляющуюся Луну. Траектория полета была близка к расчетной, поэтому была проведена только одна из трех запланированных коррекций. На трассе Луна - Земля было проведено несколько сеансов цветного телевидения.
ОЭ отделился от ДО, вошел в атмосферу со скоростью 11 038 м/сек и 26 мая в 16 час 52 мин 25 сек приводнился в Тихом океане в точке с координатами 15°,01 ю. ш. и 164°,41 з. д. (15°,11 ю. ш. и 165° з. д.). Полет продолжался 192 час 03 мин 25 сек (192 час 04 мин 47 сек). Приводнение прошло нормально, через 49 мин космонавты были доставлены вертолетом на авианосец «Принстон».
Средства КИК были те же, что и при обслуживании полета «Аполлона IX».
Средства ПСК были дислоцированы так же, как при полете «Аполлона IX». Всего в составе средств ПСК использовались 12 кораблей, 52 самолета и вертолета. Общая численность персонала 7669 чел.
Руководство NASA считает полет «Аполлона X» очень успешным. К числу основных достижений полета следует отнести: получение информации о пригодности участка, намеченного для высадки космонавтов; приобретение персоналом Центра МСС и персоналом КИК опыта, необходимого для обеспечения полета с высадкой космонавтов на Луну; приобретение космонавтами опыта в управлении ОБК и ЛО на селеноцентрической орбите; получение необходимой информации о возмущениях селеноцентрической орбиты под влиянием аномалий гравитационного поля Луны; получение ценной информации о рельефе лунной поверхности; проведение впервые в истории космонавтики сеансов цветного телевидения с борта; хорошее состояние экипажа в течение всего полета. Была продемонстрирована надежность бортовых радиолокаторов, двигательных установок ЛО, основной и запасной систем наведения, а также правильность принятой методики стыковки ВС с ОБК после старта с Луны. За время полета было зарегистрировано 30 неисправностей и отклонений от расчетного режима, но ни одно из них не потребовало аварийного прекращения полета.
Apollo-10. 18 мая 1969 г. в 16 ч 49 мин по Гринвичу стартовала ракета-носитель Saturn V и корабль Apollo-10 с экипажем в составе Томас Стаффорд (командир корабля), Джон Янг (пилот командного отсека) и Юджин Сернан (пилот лунного корабля).
Полет Apollo-10 являлся генеральной репетицией перед полетом Apollo-11 с посадкой на Луну.
Программа предусматривала выполнение всех операций и маневров, которые предстояло выполнить кораблю Apollo-11, за исключением этапа торможения и посадки на Луну и взлета с Луны.
Основные задачи полета Apollo-10.
1. Испытание лунного корабля на орбите ИСЛ с проведением всех маневров, необходимых для посадки на Луну и снижения до высоты 15 км над поверхностью Луны; проверка управления лунным кораблем основной и аварийной системами навигации и управления.
2. Испытания радиолокатора встречи на орбите ИСЛ на дальности 565 км.
3. Испытание аварийного дальномера, установленного на основном блоке. Он используется для обеспечения встречи на орбите ИСЛ, если откажет ЖРД взлетной ступени, и активную роль в обеспечении встречи будет играть основной блок.
4. Испытания посадочного радиолокатора в течение 800 сек, когда лунный корабль будет дважды проходить над местом посадки № 2.
5. Осмотр и фотографирование с высоты 111 км из командного отсека и с высоты 15 км из лунного корабля места посадки № 2 с координатами 0°43'56" с. ш. и 23°33'51" в. д., выбранного в качестве основного для посадки Apollo-11. Важной задачей экипажа являлось изучение ориентиров на подходе к месту посадки. Изучение и фотографирование запасного места посадки № 3.
6. Навигация на орбите ИСЛ и изучение влияния на траекторию аномалий гравитационного поля Луны. По опыту полета Apollo-8 ошибки прогнозирования на борту параметров траектории настолько велики, что было принято решение орбиту ИСЛ Apollo-10 наклонить на 1,2°, сделав ее аналогичной орбите Apollo-11 и с помощью наземной сети слежения за Apollo-10 уточнить влияние аномалий гравитационного поля, чтобы можно было внести соответствующие коррективы при полете Apollo-11.
Общая продолжительность полета по программе 192 ч 05 мин.
Ступень S-IC | |
Сухой вес уменьшен Начальный вес в момент зажига- ния увеличен | с 134 202 до 133 567 кг с 2281,9 до 2284,1 т |
Ступень S-II | |
Сухой вес ступени уменьшен Вес переходника между S-IC и S-II уменьшен Стартовый вес увеличен Увеличена номинальная тяга J-2 в ва- кууме, максимальная тяга ступени возросла | с 38 408 до 38 156 кг с 5306 до 4536 кг с 484,4 до 486,9 т с 522,1 до 530,6 т |
Ступень S-IVB | |
Сухой вес увеличен Вес переходника Стартовый вес увеличился | с 11 490 до 11 690 кг 3670 кг с 117,7 до 118,9 т |
Корабль Apollo-10 | |
Вес взлетной ступени без топлива, кг Вес посадочной ступени без топлива, кг Топливо для РСУ, кг Топливо для ЖРД посадочной ступени, кг Топливо для ЖРД взлетной ступени, кг Стартовый вес лунного корабля, кг Вес командного отсека, кг Вес служебного отсека, кг | 2 174 2 136 278 8 242 1 190 14 020 5 574 23 400 |
Номинальная программа вывода корабля Apollo-10 на орбиту ожидания дана в табл. 19. Полет корабля Apollo-10 на Луну и возвращение на Землю представлены в табл. 20.
Старт. Ракета-носитель Saturn V с кораблем Apollo-10 стартовала в расчетный момент времени 18 мая 1969 г. в 16 ч 49 мин по Гринвичу с азимутом 72°. На геоцентрическую орбиту ожидания высотой в апогее 190 км, высотой в перигее 185 км и наклоном к экватору 32,5° S-IVB и Apollo вышли на 0,3 сек позже расчетного времени.
На участке выведения во время работы ЖРД J-2 ступени S-IVB наблюдались колебания с частотой 17-19 гц и амплитудой, достигавшей ±0,25 g; колебания начались в То+ 624 сек. Наложение ВЧ-колебаний на низкочастотные наблюдались и во время работы ЖРД J-2 на этапе вывода на траекторию полета к Луне.
Время ч:мин:сек | Операции | Высота, км | Скорость, км/сек | Вес, m |
00:00:-08,9 | Зажигание | 0,00 | 0 | 2955 |
00:00:00 | Начало движения | 0,06 | 0 | 2915 |
00:00:12 | Начало отклонения | 0,222 | 0,0015 | |
00:01:21 | Максимальный скоростной напор | 12,94 | 0,80 | |
00:02:15 | Центральный ЖРД выключен | 44,40 | 1,999 | 1104 |
00:02:40 | Периферийные ЖРД выключены | 64,70 | 2,735 | 837 |
00:02:41 | Разделение ступеней S-IC/S-II | 66,60 | 2,742 | 666 |
00:02:42 | S-II, зажигание | 68,50 | 2,740 | 665,7 |
00:03:11 | S-II, сброс переходника | 72,15 | 2,867 | |
00:03:16 | Сброс системы аварийного спасения | 94,40 | 2,80 | |
00:03:21 | Начало итерационного управления | 98,15 | 2,93 | |
00:07:39 | Центральный ЖРД выключен | 179,60 | 5,63 | 293,064 |
00:09:14 | Периферийные ЖРД выключены | 188,80 | 6,88 | 214,247 |
00:09:15 | Разделение ступеней S-II/S-IVB | 188,80 | 6,89 | 165,500 |
00:09:18 | S-IVB, зажигание | 188,80 | 6,89 | 166,460 |
00:11:43 | S-IVB, первое выключение | 190,50 | 7,76 | 134,066 |
00:11:53 | Выход на орбиту ожидания | 190,50 | 7,77 | 134,0 |
Время ч:мин:сек | Операции | Изменение скорости, м/сек |
00:11:53 | Выход на орбиту ожидания (185 км) | 7804,9 |
00:33:26(T1) | Выход на траекторию полета к Луне | 3068 |
03:10:00 | Отделение основного блока | - |
04:09:00 | Отделение Apollo от S-IVB | 0,305 |
04:29:00 | Отклонение орбиты S-IVB | 6,01 |
T1+9ч | Первая коррекция траектории | |
T1+24ч | Вторая коррекция траектории | |
T1-22ч | Третья коррекция траектории | |
T1-5ч | Четвертая коррекция траектории | |
75:45:43 (T2) | Вывод на орбиту ИСЛ (111/315 км) | -906,57 |
80:10:45 | Вывод на круговую орбиту (111 км) | -42,24 |
98:10:00 | Отделение лунного корабля | 0,763 |
99:33:59 | Выход лунного корабля на траекторию снижения до высоты 14,8 км | -21,65 |
100:46:21 | Подъем лунного корабля на высоту 359 км | 59,47 |
102:43:18 | Имитация взлета взлетной ступени лунного корабля | 63,135 |
103:33:46 | Выход взлетной ступени на концентрическую орбиту | 15,30 |
104:31:42 | Выход на постоянную разность высот | 1,037 |
105:09:00 | Сближение | 7,503 |
105:54:00 | Встреча | |
106:20:00 | Стыковка | - |
108:38:57 | Торможение ЖРД взлетной ступени Сброс и вывод взлетной ступени на гелиоцентрическую орбиту | 1170,28 |
137:20:22(T3) | Выход на траекторию полета к Земле | 1104,86 |
T3+15ч | Пятая коррекция траектории | |
Вход в атмосфе- ру-15 ч | Шестая коррекция траектории | |
Вход в атмосфе- ру-3 ч | Седьмая коррекция траектории | |
191:35:00 | Разделение командного и служебного отсеков | |
191:50:32 | Вход в атмосферу | 11074,55 |
192:04:47 | Посадка |
Последующий анализ телеметрической информации показал, что через 4 мин 31 сек после включения ЖРД J-2 ступени S-IVB и до конца работы имели место колебания с частотой 15-16 гц и амплитудой ±0,1 g, было высказано предположение, что амплитуда колебаний могла быть усилена креслами космонавтов в 2 раза.
Через полтора оборота по орбите ожидания вторично был запущен ЖРД J-2 ступени S-IVB, скорость возросла до 10873,55 м/ceh. и в 19 ч 23 мин по Гринвичу (Т0+2 ч 33 мин 26 сек) над Австралией Apollo-10 вышел на траекторию полета к Луне (рис 42.7).
Это траектория свободного возвращения; после 149 ч 49 мин полета по ней корабль может произвести посадку в океане в точке с координатами 24,9° ю. ш , 84,3° в. д.
Через 25 мин после выхода на траекторию полета к Луне, на расстоянии 3000 км от Земли Д Янг управляя основным блоком, произвел перестроение и стыковку основного блока с лунным кораблем. После стыковки переходной туннель был заполнен кислородом из расходного бака командного отсека. Во время этой операции струя кислорода разрушила облицовку теплозащитной стекловаты. Частички стекловаты разлетелись, проникли в командный отсек и лунный корабль и доставили астронавтам много неприятностей.
Корабль Apollo-10 отделился от S-IVB со скоростью 0,3 м/сек, сообщенной четырьмя пружинами, установленными в точках крепления лунного корабля к переходнику (рис. 42.8).
После слива остатков жидкого топлива через камеру ЖРД J-2 ступень S-IVB получила приращение скорости около 38 м/сек, отошла от Apollo-10, и в момент времени T0+ 78 ч 50 мин, пройдя мимо задней кромки лунного диска на расстоянии 3150 км, вышла на орбиту вокруг Солнца.
Вывод на траекторию перелета к Луне оказался настолько точным, что вместо четырех запланированных коррекций была сделана лишь одна. В момент времени Т0+26 ч 32 мин 56 сек, когда корабль находился на расстоянии около 200 000 км от Земли, был включен на 7 сек ЖРД служебного отсека и скорость увеличилась на 14,9 м/сек.
Движение по траектории свободного возвращения без коррекции обеспечивало облет Луны на минимальном расстоянии 536 км от ее поверхности; в результате коррекции высота в перицентре траектории облета уменьшилась до 112,5 км.Вектор корректирующего импульса был направлен под углом 6° к плоскости траектории полета и был обеспечен переход корабля на селеноцентрическую орбиту с заданным наклоном к экватору.
Однако отказ от выполнения трех коррекций привел к сдвигу всех операций на орбите ИСЛ на 10 мин позже расчетного времени, но это не оказало большого влияния на выполнение задачи полета.
Для стабилизации теплового режима при непрерывном освещении Солнцем корабль медленно вращался вокруг продольной оси.
21 мая в 20 ч 45 мин по Гринвичу (То+75 ч 56 мин), когда корабль находился за Луной, был включен ЖРД служебного отсека для выхода на орбиту ИСЛ. Двигатель проработал на 2 сек больше расчетного времени и уменьшение скорости было больше расчетного на 1,8 м/сек; вес корабля до включения ЖРД был 42311 кг, после выключения 31 522 кг. ApolLo-10 перешел на начальную орбиту ИСЛ с высотой в апоселении 313 км и в периселении 109 км.
После двух витков по начальной орбите 22 мая в 1 ч11 мин, по Гринвичу, когда корабль находился за Луной, был вторично включен ЖРД на 14 сек, скорость уменьшилась на 42,2 м/сек и корабль был переведен на орбиту, близкую к круговой, с высотой в апоселении 113,8 км и в периселении 108,5 км. После этого включения ЖРД вес Apollo-10 стал 31 003 кг.
Корабль Apollo-10 находился на орбите ИСЛ 61 ч 40 мин. лунный корабль спускался до высоты 14,8 км над поверхностью Луны, астронавты провели встречу и стыковку лунного корабля и основного блока, экипаж произвел обширные наблюдения ориентиров на поверхности Луны.
В ходе подготовки лунного корабля к самостоятельному полету возникли неисправности. Сразу же после перехода Т. Стаффорда и Ю. Сернана в кабину лунного корабля перед расстыковкой было необходимо стравить давление из переходного туннеля-шлюза, но клапан сброса давления не сработал (по-видимому он был забит частицами стекловаты, а резкий перепад давления при расстыковке мог привести к повреждению стыковочного узла). Поэтому, по рекомендации с Земли была разгерметизирована кабина лунного корабля и давление из шлюза стравливалось через кабину. Нарушение работы клапана затруднило проверку герметичности люков туннеля-шлюза, которая была проведена не по программе эксперимента, а путем разгерметизации кабины командного отсека и лунного корабля.
После обнаружилось, что в результате проверки работы РСУ лунного корабля произошло смещение стыковочного кольца командного отсека относительно приемного конуса лунного корабля на 3°. В результате этого из-за углового рассогласования ввод данных из системы управления командного отсека в основную и аварийную системы лунного корабля было решено произвести после расстыковки. Кроме того, были прекращены дальнейшие испытания РСУ чтобы не произошло смещения элементов стыковочного узла, превышающего предельную величину 6°.
22 мая в 19 ч 11 мин по Гринвичу (Т0+98 ч 22 мин) была произведена расстыковка основного блока и лунного корабля (рис. 42.9).
Дальше началось самостоятельное маневрирование лунного корабля. В 20 ч 35 мин по Гринвичу (Т0+99 ч 46 мин) астронавты включили ЖРД посадочной ступени лунного корабля, он проработал 15 сек на тяге, равной 10% максимальной, и 12,4 сек на тяге, равной 40% максимальной; торможение скорости соответствовало расчетному, а расход топлива соответствовал заданному с точностью до 0,1%; лунный корабль перешел на эллиптическую траекторию снижения с высотой в апоселении 113,2 км и высотой над поверхностью Луны в периселении 14,3 км. Угловое расстояние от точки периселения до места посадки № 2 составляло 15°. Д. Янг вел наблюдения за снижающимся кораблем до 23 км.
Вблизи периселения были проведены испытания посадочного радиолокатора; в течение 6 мин астронавты вели наблюдения и исследования места посадки № 2 и подходов к нему; лунный корабль двигался со скоростью 1650 м/сек (рис. 42.10, 42.11). Селеноцентрическая орбита лунного корабля оказалась сильно возмущенной аномалиями гравитационного поля Луны; применявшиеся модели гравитационного поля не давали точного описания аномалий, поэтому лунный корабль не прошел над местом посадки № 2, как планировалось, а отклонился в южном направлении на 6- 8 км.
Последующий анализ показал, что возмущения орбиты были весьма существенными, каждый час полета наклон орбиты к экватору уменьшался на 0,01°.
Впоследствии Т. Стаффорд рассказывал о своих наблюдениях места посадки № 2; он считал, что вокруг и на подходе к месту посадки поверхность Луны менее пересеченная, чем это представлялось на снимках АМС Lunar Orbiter, однако для посадки пригодно только 25-30% площади. Т. Стаффорд считал, что посадка возможна, если лунный корабль будет иметь достаточно топлива для горизонтального полета на небольшой высоте над поверхностью Луны с целью выбора под-ходящего места посадки, а также топлива для висения над выбранным местом для его оценки (рис. 42.11).
(Tо - время пролета периселения; Tо-900 сек,-прием инструкций от центра управления; Tо-600 сек, проверка управляемой антенны при повороте корабля от положения лицом вниз до положения лицом вверх и поворот относительно оси тангажа до вертикального положения корабля; программа Р-16, 10-3; Tо-400 сек. проверка посадочного радиолокатора в положении 2, программа Р-16. 14-1: То - 200 сек, тангаж 10° вниз; То+100 сек, осмотр поверхности Луны, программа Р-20, 86-4; То+200 сек, осмотр места посадки, фотографирование; конец испытаний радиолокатора, угол тангажа 90° вниз; Т о+600 сек, установка необходимой ориентации корабля перед запуском ЖРД: Тц +900 сек, запуск ЖРД и переход на траекторию фазирования. Скорость изменения угла тангажа 0,05 град/сек). |
Через 15 мин после прохождения периселения был включен ЖРД посадочной ступени лунного корабля; он проработал 42 сек, из них 26 сек на тяге, равной 10% максимальной, и 16 сек на максимальной тяге, в результате чего корабль перешел на фазирующую орбиту с высотой в апоселении 359 км и высотой в периселении 22 км (рис. 42.12).
Этот маневр перевел лунный корабль на «задерживающую» орбиту, основной блок начал перегонять лунный корабль и когда лунный корабль вторично проходил над местом посадки № 2, то он оказался в 50 км за основным блоком в положении, соответствующем имитации взлета с поверхности Луны после посадки.
В То+102 ч 45 мин, когда лунный корбаль находился на высоте 22 км над местом посадки № 2, была сброшена посадочная ступень лунного корабля (вес лунного корабля перед разделением ступеней был равен 3863,7 кг). Ю. Сернан включил ЖРД РСУ и, увеличив скорость на 0,6 м/сек, отвел взлетную ступень на безопасное расстояние от посадочной. чтобы предотвратить их столкновение. Внезапно взлетную ступень начало бросать в разные стороны, поворачивать по крену на 180° и по тангажу на 233°. Т. Стаффорд взял управление, выключил автопилот и с помощью ручного управления стабилизировал взлетную ступень.
Приводилось несколько объяснений этого происшествия, но, по-видимому, наиболее вероятно то, что тумблер управления был ошибочно установлен ка автоматический поиск после проверки скоростного гироскопа, который давал неправильные показания о скорости разворота относительно оси рыскания.
После стабилизации взлетной ступени Т. Стаффорд начал осуществлять сближение и встречу с основным блоком по этапам.
В Т0+102 ч 55 мин 01 сек был включен взлетный ЖРД на 15 сек, скорость уменьшилась на 63,2 м/сек, взлетная ступень перешла на орбиту 86,4/20,2 км, оказалась ниже на 26,2 км и отставала от основного блока на 274 км(рис.42.13).
В Т0+103 ч 45 мин были включены ЖРД РСУ на 27,3 сек, топливо расходовалось из основных баков, скорость увеличилась на 13,82 м/сек и взлетная ступень перешла на орбиту 88,3/77,5 км.
В Т0+104 ч. 44 мин были включены ЖРД РСУ и вектор тяги направлен вдоль лунного радиуса, взлетная ступень перешла на концентрическую орбиту с постоянной разностью высот 27,8 км с орбитой основного блока (рис. 42.14 и 42.15).
Момент окончательного фазирования был начат над центром не освещенной стороны Луны, угол возвышения был 26,6°, радиолокатор встречи вел непрерывно слежение и рассчитывался маневр встречи.
В Т0+105 ч 22 мин 50 сек были включены ЖРД РСУ на 15 сек, вектор тяги направлен по линии визирования основного блока, приращение скорости составило 7,62 м1сек. Маневр торможения был выполнен за диском Луны, после появления из-за лунного диска взлетная ступень и основной блок совершили полет строем на расстоянии нескольких метров друг от друга. Причаливание и стыковку Д. Янг завершил в Т0+106 ч 21 мин, автономное маневрирование лунного корабля продолжалось 8,5 ч.
После возвращения Т. Стаффорда и Ю. Сернана в командный отсек взлетная ступень была отделена от основного блока, который затем был отведен на безопасное расстояние. По команде с Земли был включен ЖРД взлетной ступени до полного израсходования топлива, чтобы перевести ее на гелиоцентрическую орбиту, но необходимую ориентацию вектора тяги обеспечить не удалось и ступень перешла на селеноцентрическую орбиту 216/17 км.
Последующие 29 ч, в течение которых основной блок оставался на орбите ИСЛ, астронавты вели наблюдения за лунными ориентирами, фотографировали отдельные участки лунной поверхности, вели навигационные эксперименты.
В общей сложности основной блок корабля Apollo-10 находился на орбите ИСЛ 61 ч 40 мин.
В момент времени Т0+137 ч 36 мин 28 сек, когда основной блок находился за Луной, был включен ЖРД служебного отсека; двигатель проработал 2 мин 44 сек (на 3 сек меньше расчетного времени), приращение скорости составило 1107,5 м{сек, скорость основного блока в момент выключения ЖРД была 2732,2 м/сек. Перегрузка во время работы ЖРД была 0,75.
Основной блок был выведен на траекторию, близкую к расчетной. Единственная коррекция траектории возвращения была сделана в Т0+188 ч 49 мин 56 сек, ЖРД служебного отсека проработал 6,6 сек, и приращение скорости составило 0,49 м/сек.
Перелет к Земле продолжался около 54 ч. В момент времени Т0+191 ч 34 мин 30 сек служебный отсек был отделен от командного отсека, а в Т0+191 ч 49 мин 11 сек командный отсек вошел в атмосферу Земли на высоте 122 км со скоростью 11 030 м/сек (расстояние от точки входа в атмосферу до точки посадки было 2770 км). В момент времени Т0+191 ч 57 мин 11 сек открылись тормозные парашюты на высоте 7800 м, спустя 43 сек на высоте 3000 м открылись главные парашюты. Посадка произошла 26 мая в 16 ч 52 мин 25 сек по Гринвичу в точке с координатами 15,01° ю. ш. и 164,41° з. д. в 6-8 км от авианосца «Принстон». Полная продолжительность полета Apollo-10 192 ч 3 мин 25 сек.
Полет Apollo-10 по достигнутым результатам оказался вполне успешным.
Космическая система Saturn V Apollo продемонстрировала готовность к выполнению главной задачи-высадки астронавтов на Луну, была доказана эффективность принятой методики встречи и стыковки взлетной ступени с основным блоком на орбите ИСЛ, проведены испытания посадочного радиолокатора, успешно прошла испытания всех систем лунного корабля-двигательных установок, посадочной и взлетной ступеней, основной и аварийней системы навигации и управления и радиооборудования.
Визуальные исследования места посадки №2, проведенные астронавтами с близкого расстояния и анализ кинофотоснимков показали пригодность участка для посадки корабля Apollo-11.
Астронавты приобрели опыт навигации и управления лунным кораблем на орбите ИСЛ. Физическое состояние астронавтов было отличным, они не жаловались на недомогание или укачивание в полете.
Существенных неисправностей космической системы Saturn V Apollo, которые могли бы препятствовать полету с посадкой на Луне, не наблюдалось.