«Аполлон-13»


Ежегодник БСЭ 1971:

«Аполлон XIII». Основные задачи третьего полета пилотируемого корабля на Луну: установка на Луне комплекта ALSEP1 №2, включающего радиоизотопную энергоустановку SNAP-27, телеметрическую систему и научные приборы (см. ниже); доставка на Землю ~40 кг образцов лунного грунта, в т. ч. с глубины до 3 м из пробуренной скважины; проведение сеансов цветного телевидения с поверхности Луны; киносъемка (впервые) некоторых процессов, в частности процесса бурения скважин; проведение экспериментов для изучения механических свойств грунта, связи вне пределов прямой видимости и др.; фотографирование поверхности Луны, солнечной короны, зодиакального света; изучение светящихся частиц вокруг корабля; обеспечение попадания на Луну отделившейся от корабля последней ступени ракеты-носителя (сейсмические колебания и волна частиц, вызванные падением, будут регистрироваться сейсмометром и детектором ионов из комплекта ALSEP № 1, установленного космонавтами «Аполлона XII»); обеспечение попадания на Луну использованной взлетной ступени (ВС) лунного отсека (ЛО) после доставки космонавтов с Луны в основной блок корабля (ОБК), обращающийся по селеноцентрической орбите (сейсмические колебания будут регистрироваться сейсмометрами из обоих комплектов ALSEP); проведение сеансов цветного телевидения из отсека экипажа (ОЭ).

Экипаж корабля: Джеймс Ловелл (командир корабля), Джон Суиджерт2 (пилот ОБК), Фред Хейс (пилот ЛО). Подготовка космонавтов проводилась в основном по той же программе, что и при подготовке первых двух лунных экспедиций, но с учетом специфики программы предстоящего полета. Экипировка космонавтов была несколько модифицирована с учетом опыта, приобретенного при полете «Аполлона XII». В частности, была предусмотрена возможность утоления жажды при выходе на Луну, для чего по окружности горловины скафандра в месте его соединения со шлемом был прикреплен тороидальный баллон (200 г воды) со специальным мундштуком. Меры микробиологической защиты и карантинизации аналогичны мерам для космонавтов «Аполлона XII». На Луне следовало установить ряд научных приборов: детектор ионов, ионизационный манометр, спектрометр частиц в солнечной плазме и сейсмометр - такие же, как в комплекте ALSEP № 1, а также два других прибора: детектор протонов и электронов (50-150·103 эв) у лунной поверхности и прибор для измерения тепловых потоков, идущих из недр Луны к ее поверхности через пробуренные скважины. Для бурения скважин диаметром 2,5 см и глубиной до 3 м на борту имелся электробур с электромотором мощностью 0,5 л. с. и серебряно-цинковая батарея для его питания. Предполагалось также установить ловушку ядер инертных газов, содержащихся в солнечном ветре, и вернуть ее на Землю.

Для запуска корабля была использована ракета-носитель «Сатурн V» (AS-508), которая имела в основном такие же характеристики, как ракета (AS-507), которой запускался «Аполлон XII», за исключением того, что на всех ступенях был несколько увеличен запас топлива, а на последней ступени (ракета S-4B-508) имелось дополнительное устройство для обеспечения сбрасывания ее на Луну. Корабль (43,9 т) был почти полностью аналогичен «Аполлону XII». Некоторые изменения были внесены в систему электропитания ОБК. Космонавты должны были совершить два выхода на поверхность Луны. Начало первого выхода планировалось на 16 апреля в 7 час 20 мин с возвращением в 11 час 12 мин. Задача - установить камеру цветного телевидения, американский флаг и приборы комплекта ALSEP (в 150 км от ЛО), просверлить три скважины в грунте (две для измерения тепловых потоков, а третью для взятия образцов грунта), собрать образцы с поверхности Луны. Начало второго выхода намечалось на 17 апреля в 3 час 11 мин с возвращением в 6 час 56 мин; задача - сбор образцов грунта. В 8 час 38 мин планировалось начало подготовки к старту и в 12 час 22 мин - старт с поверхности Луны.

Запуск был проведен в расчетное время в 19 час 30 мин 11 апреля. Последняя ступень с кораблем вышла на близкую к расчетной орбиту с перигеем 190,14 км и апогеем 197 км. Второй старт (переход на траекторию полета к Луне) и начало перестроения отсеков были проведены в расчетное время. Во время перестроения проводился сеанс цветного телевидения. В 23 час 15 мин корабль отделился от ступени, которая в результате проливки топлива через ее двигатели вышла на иную, чем корабль, траекторию полета к Луне. Позже по команде с Земли эта траектория была скорректирована с тем, чтобы обеспечить падение ступени в заданном районе Луны. Она упала на Луну примерно в 140 км от сейсмометра и детектора ионов, которые зарегистрировали явления, вызванные этим падением. От запланированной первой (необязательной) коррекции траектории отказались, вторая была проведена в расчетное время, и корабль перешел с траектории свободного возвращения на гибридную траекторию. От необязательной третьей коррекции отказались. Ловелл и Хейс перешли в ЛО для проверки бортовых систем и провели оттуда 30-минутный сеанс телевидения. Утром 14 апреля, вскоре после возвращения космонавтов в ОЭ, произошла авария, которая заставила отказаться от посадки на Луну. В одном из двух кислородных бачков ДО (рис. 7, 20) сначала повысилось, а потом упало до нуля давление. Как выяснилось впоследствии, на борту произошло короткое замыкание, загорелась изоляция проводов и пламя, подойдя к бачку, прожгло отверстие в его стенке. Кислород под высоким давлением вырвался из бачка, повредил второй бачок и сорвал панель, закрывающую отделение, в котором находились бачки (см. рис. 7, 21). Космонавты сообщили, что они слышали «хлопок» (bang) из ДО, а затем на пульте появился сигнал неисправности в системе электропитания ОЭ. Спустя 3-4 мин вышла из строя одна из трех батарей топливных элементов (ТЭ), а через 20 мин - вторая. В 5 час 11 мин, когда кислорода во втором бачке осталось на 15 мин работы третьей батареи ТЭ, по указанию руководителей полета Ловелл и Хейс перешли в ЛО и включили его бортовые системы, чтобы в дальнейшем использовать ЛО в качестве «спасательного бота». Люки переходного туннеля были оставлены открытыми, чтобы кислород из системы жизнеобеспечения ЛО проникал в ОЭ1. Оставшийся в ОЭ Суиджерт выключил все бортовые системы этого отсека. Расчеты показали, что при экономном расходовании ресурсов ЛО должно хватить до сближения с Землей (3-4 суток). NASA создало специальный комитет, который собирался каждые 8 час, производил общий анализ обстановки и разрабатывал рекомендации для руководства NASA.

Для возвращения космонавтов на Землю необходимо было в первую очередь перевести корабль с гибридной траектории на траекторию, обеспечивающую его возвращение на Землю после облета Луны (переход на траекторию возвращения без облета Луны не позволяли энергетические характеристики корабля). Для коррекции траектории 14 апреля в 8 час 43 мин был включен двигатель посадочной ступени (ПС), корабль перешел на траекторию, обеспечивающую посадку в Индийском океане, но это было нежелательно, поскольку там не было американских средств поисково-спасательного комплекса (ПСК). Решили провести еще одну коррекцию, чтобы обеспечить посадку в Тихом океане ближе к расчетной точке; вторая коррекция была проведена 15 апреля (после облета Луны) в 2 час 41 мин с помощью двигателя ПС. Но затем выяснилась необходимость дополнительной коррекции, т. к. иначе корабль прошел бы на расстоянии 165 км от Земли и вышел на второй виток эллиптической орбиты с апогеем в несколько сот тысяч километров и пока снова сближался с Землей, космонавты погибли бы. Третья коррекция была назначена на 16 апреля в период с 4 час 30 мин до 7 час 30 мин. Космонавты мерзли, плохо спали. Коррекция была проведена в 4 час 32 мин и обеспечила угол (6,05°) входа в атмосферу Земли, который, хотя и находился в допустимых пределах (5,8°-7,3°), но не был оптимальным (6,25°-6,75°). Для обеспечения оптимального угла 17 апреля в 12 час 53 мин была проведена четвертая и последняя коррекция с помощью двигателей системы ориентации ЛО. Отделение ДО было проведено 17 апреля в 13 час 15 мин, всего за 5 час до расчетного времени посадки. Решение по возможности дольше не отделять ДО было принято с тем, чтобы не усложнять стабилизацию и терморегулирование корабля, который после отделения остается в нерасчетной компоновке «ОЭ + ЛО». После удаления от ДО на безопасное расстояние космонавты сфотографировали его, чтобы получить представление о характере повреждений. Полет корабля с нерасчетной конфигурацией продолжался более трех часов, затруднений со стабилизацией не возникало. В 16 час 27 мин все космонавты перешли в ОЭ, а через 3 мин от него был отделен ЛО, который упал в Тихий океан. Поскольку на корпусе ЛО была смонтирована капсула с радиоизотопом для энергоустановки SNAP-27, в район падения были высланы самолеты для взятия проб воздуха на радиоактивность. По заявлению специалистов NASA разрушение капсулы и радиоактивное заражение исключены. 17 апреля в 18 час 7 мин ОЭ приводнился в Тихом океане в точке с координатами 21°39' ю.ш. и 165°23' з. д. в 700 м от расчетной точки. Полет продолжался 142 час 54 мин. Отсек приводнился нормально, к нему были сброшены водолазы, космонавты подняты на борт вертолета, который доставил их на авианосец «Иводзима». Медицинский осмотр показал, что Ловелл и Суиджерт здоровы, а у Хейса наблюдалось некоторое расстройство здоровья. Все космонавты были очень утомлены, потеряли в весе (2,3-4,5 кг). В связи с благополучным возвращением президент Никсон вручил космонавтам, а также наземным службам в Хьюстоне, обеспечивавшим полет, «Медаль Свободы» - высшую гражданскую награду США (этой медалью были также награждены экипажи «Аполлона XI» и «Аполлона XII»).

Специальная комиссия провела расследование причин аварии и написала доклад с соответствующими рекомендациями. При подведении итогов было отмечено, что это был первый аварийный полет пилотируемого корабля по программе «Аполлон», ни одна из задач полета, за исключением падения на Луну последней ступени ракеты, не была выполнена. Полет выявил необходимость модификации кораблей с целью предотвращения пожаров в кислородной среде, некоторой модификации второй ступени ракеты-носителя (для предотвращения продольных колебаний в магистралях жидкого кислорода), пересмотра правил, регламентирующих образ жизни космонавтов в последние недели перед полетом (чтобы, по возможности, уберечь их от инфекции), а также комплектования экипажей из опытных летчиков-испытателей (пока не будут созданы корабли достаточно большие для размещения пассажиров). Благополучное возвращение космонавтов после такой серьезной аварии специалисты США расценивают как демонстрацию широких технических возможностей кораблей «Аполлон», эффективность наземных служб в аварийной ситуации, мужество и высокую квалификацию космонавтов.



Рис. 7. Двигательный отсек и отсек экипажа корабля «Аполлон». 1 - передняя секция отсека, где размещено оборудование, обеспечивающее посадку на Землю; 2 - пульт управления; 3 - быстрооткрывающийся входной люк; 4 - задняя секция ОЭ, где размещены топливные баки, двигатели системы ориентации и др.; 5 - силовые элементы конструкции, воспринимающие вес ОЭ; 6 - баллон с гелием; 7 - бачки с горючим для вспомогательных двигателей; 8 - блок вспомогательных двигателей; 9 - топливные баки маршевого двигателя; 10 - бачки с окислителем для вспомогательных двигателей; 11 - расходомеры в баке 9; 12 - маршевый двигатель; 13 - радиальный элемент жесткости; 14 - заднее днище; 15 - сопло маршевого двигателя; 16 - остронаправленная антенна; 17 - теплозащитный экран заднего днища; 18 - радиатор системы терморегулирования (в стенке корпуса); 19 - бачки (2) с водородом для топливных элементов; 20 - один из двух бачков с кислородом для топливных элементов и системы жизнеобеспечения; 21 - отделение, где находится бачки 20; 22 - батареи (3) топливных элементов; 23 - радиатор системы терморегулирования; 24 - переходник между ДО и ОЭ; 25 - нижнее отделение для оборудования; 26 - чехол, надеваемый на ОЭ при запуске, для теплозащиты при работе РДТТ системы аварийного спасения; 27 - один из основных парашютов; 28 - штырь стыковочного узла.


Новости космонавтики 1994 №25:
"Потерянная Луна"

И. Лисов по сообщению АП. Когда Джеймс Ловелл, Джек Свайгерт и Фред Хейс вернулись на Землю после аварийного полета вокруг Луны на "Аполлоне-13", они решили поведать об этом. Но книга так и не была написана: астронавты уволились из НАСА и разошлись в разные стороны; Свайгерт в 1982 г. умер от рака.

Лишь в 1991 г. Ловелл, ушедший к тому времени из "Centel Corp.", решил вернуться к старому замыслу. Хейс не проявил заинтересованности; Ловелл привлек к работе над книгой Джеффри Клугера из журнала "Discover". Книга "Потерянная Луна"1 вышла в издательстве "Houghton Mifflin" в октябре 1994 г., и уже печатается пятый тираж. По книге ставится фильм "Аполлон-13", который должен выйти на экраны в ноябре 1995 г. (режиссер Рон Хауард, в роли Ловелла - Том Хэнкс).

Это вторая книга, написанная астронавтами в год 25-летия высадки на Луну: весной дышла книга Алана Шепарда и Дика Слейтона2.

Ловелл должен был стать пятым, а Хейс шестым человеком на Луне. Им предстояла высадка в холмах Фра Мауро. Но кислородный бак, взорвавшийся 13 апреля 1970 г. на 55-м часу полета в служебном модуле корабля на пути к Луне, оставил перед астронавтами и ЦУПом в Хьюстоне только одну задачу: вернуться живыми на Землю. Ловелл был занят управлением кораблем и борьбой за выживание - свое и своих товарищей, и как-то очень спокойно понимал, что это его четвертый и в любом случае последний полет. Потом, понимал он, об этом будет время пожалеть.

Хотя "Потерянная Луна" является по сути автобиографией Ловелла, она написана в третьем лице. Сам Ловелл объясняет это тем, что в книге есть немало событий, при которых командир "Аполлона-13" сам не присутствовал - в Центре управления и дома, в Хьюстоне.

У многих в Америке от экспедиции " Аполлона-13" почему-то остался в памяти только один вопрос: были ли у астронавтов пилюли с ядом? Одного любителя автографов, задавшего автору этот вопрос, Ловелл немедленно усадил читать первую страницу предисловия к собственной книге.

"Никто не знает, откуда пошли истории о пилюлях с ядом. Большинство слышали их. Большинство даже поверили им. Пресса и публика - определенно, но и некоторые люди в Агентстве [НАСА] тоже... Пилюли с ядом! Забудьте это! Не было просто такой ситуации, в которой можно было бы всерьез думать о, так сказать, преждевременном уходе. А если бы и была, было множество более простых способов сделать это, чем яд." Значительно проще, объясняет далее Ловелл, было бы повернуть кран и выпустить кислород из кабины.

Жена Мэрилин и четверо детей ждали и молились. Миссис Ловелл убеждала 11-летнюю дочь Сьюзен: "Неужели ты думаешь, что лучший астронавт, которого мы знаем, может забыть такую простую вещь - как повернуть свой корабль и лететь домой?" Мы знаем, что Ловелл и его экипаж вышли из труднейшего испытания победителями.

1 Lost Moon: The Perilous Voyage of Apollo 13. By James Lovell and Jeffrey Kluger. Houghton Mifflin, 1994.

Новости космонавтики 1995 №8:

25 лет полету "Аполлона-13"

И.Лисов. НК. 17 апреля 1970 года мир рукоплескал троим американским астронавтам - Джеймсу Ловеллу, Джону Свайгерту и Фреду Хейзу, благополучно вернувшимся из аварийного облета Луны.

Экипаж "Аполлона-13" был объявлен 7 августа 1969 г., спустя две недели после первой высадки землян на Луну. В основной вошли командир Джеймс Артур Ловелл-младший, пилот командного модуля Томас Кеннет Мэттингли II и пилот лунного модуля Фред Уоллис Хейз. Астронавты Джон Уоттс Янг, Джон Леонард Свайгерт (более частое написание - Суиджерт) и Чарлз Мосс Дьюк-младший составили дублирующий экипаж.

Вплоть до посадки лунного модуля "Орел" в Море Спокойствия 20 июля 1969 г. запуски по программе лунных экспедиций следовали с интервалами в два-два с половиной месяца. Если бы этот темп продолжался, "Аполлон-12" должен был последовать в сентябре, а "Аполлон-13" - в ноябре 1969 г. Но уже после успешной генеральной репетиции "Аполлона-10" директор программы генерал-лейтенант ВВС Сэмьюэл Филлипс (Samuel С. Phillips) сообщил, что три следующих экспедиции последуют с 4-месячными интервалами. Запуск "Аполлона-12" к его цели в Океане Бурь отодвинули на 14 ноября, а старт "Аполлона-13" - на 12 марта 1970 г. 8 января было объявлено об отсрочке полета еще на месяц - до 11 апреля. Одной из причин этого могло быть признание командира "Аполлона-12" Чарлза Конрада в том, что он испытывал трудности при посадке лунного модуля, после чего потребовалась дополнительная подготовка следующего экипажа.

Лунный модуль "Аполлона-13" должен был сесть в районе Фра Мауро - неровном сглаженном нагорье, между небольшими кратерами, которые астронавты назвали Коун (Cone) и Санрайз (Sunrise). Правда, условия посадки ограничивала лежащая к востоку горная цепь - при высоте Солнца менее 7° ее тень закрывала район Фра Мауро. Рассматривался и второй возможный район работ - кратер Гигин на южной границе Моря Паров. Фра Мауро было, однако, очень перспективным местом, поскольку его перекрывал материал, выброшенный из Моря Дождей и кратера Коперник.

Ловеллу и Хейзу предстояли два 5-часовых выхода, работы по бурению лунной коры и закладке в 3-метровую скважину зонда для измерения баланса тепловых потоков. Рассматривался вопрос об оснащении астронавтов двухколесной тачкой МЕТ для облегчения размещения приборов и доставки образцов, но в этом полете идея реализована не была.

Зато спать на Луне экипаж должен был с большим удобством. Им выделили не только гамаки, как Конраду и Вину, но и трехслойные одеяла (Армстронг и Олдрин обошлись без тех и других).

Третья лунная экспедиция дала богатую пищу для суеверий. Плохой у 13-го "Аполлона" был номер, и еще хуже обстояло с расчетным временем запуска: 13:13 по хьюстонскому времени (14:13 EST, 19:13 GMT). За несколько недель до полета Томаса Мэттингли спросили, как он относится к этим числам. Рассмеявшись, Кен ответил, что экипажу следовало бы выбрать своей эмблемой черную кошку. Зря он это сказал, однако.

За шесть дней до запуска выяснилась первая неприятность. Ребенок Дьюка заболел краснухой. Дьюк, естественно, общался с членами основного экипажа. Ловелл и Хейз, как показали экстренные анализы, имели к краснухе иммунитет, Мэттингли - нет. Известно, что взрослые плохо переносят детские болезни. Он может покрыться сыпью, сказали медики, у него могут распухнуть пальцы и заболят мускулы. А Мэттингли предстояло два дня автономного полета вокруг Луны, когда нельзя было рассчитывать даже на помощь товарищей.

Запуск можно было отложить до 9 мая, но за двое, если не за одни, сутки до старта Мэттингли был заменен Джоном Свайгертом. В экстренном порядке Свайгерт прошел дополнительную подготовку по основным операциям и был напичкан тонкостями, которые дублер знать не обязан. Кстати, специализацией Свайгерта во время подготовки были нештатные ситуации с командным и служебным модулем. "По сути, он написал книгу по отказам корабля," - объяснял директор НАСА Томас Пейн причину выбора Свайгерта. Как в воду глядел. Комментарий в скобках: пилот командного модуля "Аполлона-13" имел неплохие шансы стать командиром "Аполлона-19", что дополнительно осложняло положение. Мэттингли, кстати, так и не заболел.

Ракетно-космическая система AS-508 была тяжелее предыдущих: 2947500 кг. В каждую ступень было заправлено дополнительное топливо, чтобы оценить возможность запуска более тяжелых кораблей серии J (на этот момент их планировалось использовать в полетах от "Аполлона-16" до "Аполлона-19"). Старт состоялся с задержкой в 600 мсек от запланированного времени. На этапе выведения имела место расчетная нештатная ситуация. Центральный двигатель J-2 №5 второй ступени S-2 отключился на 132 сек раньше графика. Причиной, как показало расследование, были высокочастотные колебания трубопроводов кислорода, снизившие характеристики турбонасоса и вызвавшие отсечку двигателя но признаку низкого давления в камере сгорания. Четырем остальным двигателям длительность работы была продлена на 34 сек; скорость при отключении 2-й ступени была на 64 м/с ниже заданной. Двигателю J-2 третьей ступени пришлось проработать на 9 сек дольше плана, и заданная скорость при выведении (Т+12 мин 40сек) была обеспечена с точностью до 1.5 м/с. Ракета "Сатурн-5" уже в третий раз показала свою способность справляться с неприятностями.

Самая тяжелая авария в истории пилотируемой космонавтики возникла вечером 13 апреля (отметим и эту дату!). Экипаж закончил телевизионный сеанс и обсуждал возможность съемки кометы Беннетта 1969 II, когда в 22:07:54 EST раздался мощный хлопок, и Ловелл доложил: "Эй, у нас проблема!". Хотя хлопок сопровождался потерей телеметрии с корабля на 1.8 сек и индикацией аварийных сигналов по падению напряжения на шине питания В, поначалу серьезность ситуации на борту и на Земле осознана не была.

Как показало последующее расследование, первопричиной аварии была неудовлетворительная конструкция переключателей блока нагревателей баков, в которых хранился жидкий кислород для топливных элементов корабля. Переключатели были разработаны в 1962 г. под напряжение питания 28 В. В 1965 г. было установлено, что в определенные периоды напряжение нагревателей может достигать 65 В, однако характеристики переключателей изменены не были, и находиться в открытом состоянии при таком напряжении они не могли. В 22:05:58 Хьюстон попросил экипаж включить вентиляторы и нагреватели криогенной системы. Восемь секунд спустя Свайгерт подтвердил включение. В это время из-за недопустимого режима возникла электрическая дуга, и переключатели были "заварены" в закрытом положении. Развились очень высокие температуры, была повреждена изоляция внутренней проводки в баке, и менее чем через две минуты возникло искрение, за которым последовал взрыв в баке кислорода №2 и разрыв бака. Разрушения в результате разрыва привели к повреждению бака №1 и отрыву от служебного модуля панели корпуса отсека №4. Из-за потери первого бака вскоре прекратили работать батареи №1 и №3 топливных элементов. Отказ даже одной из них означал отмену высадки, но в этот момент уже было ясно: системы командного модуля могут работать лишь считанные минуты, астронавты под угрозой гибели.

История борьбы экипажа и Земли за возвращение, использования лунного модуля как "спасательной шлюпки" была описана много раз. Поэтому - только пунктиром.

14 апреля, 03:42:43 EST. Коррекция МСС-4 с помощью двигателя посадочной ступени лунного модуля для возвращения на траекторию свободного возвращения (11.6 м/с).

14 апреля, 19:21 EST. "Аполлон-13" уходит за Луну. Минимальное расстояние при облете - 295 км.

14 апреля, 19:51 EST. Корабль выходит из-за Луны, восстанавливается связь.

14 апреля, 21:40:39 EST. Коррекция с помощью двигателя посадочной ступени (263.4 сек, 262.4 м/с) для сокращения длительности перелета Луна-Земля. Возможности сокращения были ограничены наличием только одного района посадки: во время полета "Аполлона-13" впервые отсутствовала резервная группа спасательных судов в Южной Атлантике. Побочный результат маневра - траектория проходит мимо Земли.

15 апреля, 23:31:32 EST. Коррекция МСС-5 с помощью двигателя посадочной ступени с целью войти в посадочный коридор и обеспечить угол входа в атмосферу - 6.51°.

16 апреля. В командном модуле +2°С (вот когда пригодились одеяла!).

17 апреля, 07:52:49 EST. Коррекция МСС-7 с помощью двигателей ориентации посадочной ступени с целью обеспечить угол входа в атмосферу - 6.49°.

17 апреля, 08:15:06 EST. Экипаж отделяет служебный модуль и впервые видит масштаб разрушений.

17 апреля, 11:43:02 EST. Экипаж отделяет лунный модуль. Люк ЛМ остается открытым, чтобы давление внутренней атмосферы увело его от командного модуля.

17 апреля, 13:07:41 EST. Командный модуль "Аполлона-13" приводняется в 6.5 км от основного спасательного судна. В 13:53 Ловелл, Свайгерт и Хейз прибывают на борт "Иводзимы".

Никто из астронавтов "Аполлона-13" не совершил больше космического полета. Фред Хейз в конце 1975 г. был назначен в экипаж для облета орбитальной ступени "Энтерпрайз" (объявлен 24 февраля 1976 г.) и в 1977 вместе с Гордоном Фуллертоном пилотировал ее при сбросах с "Боинга-747". В марте 1978 г. он был назван командиром третьего экипажа шаттла, но 29 июня 1979 г. ушел из НАСА в "Grumman Aerospace Corp." на должность вице-президента по космическим программам.

Судьба Джона Свайгерта удивительна и печальна. В апреле 1973 г. он также ушел из НАСА и в течение 4 лет был исполнительным директором Комитета по науке и технологии Палаты представителей. В 1978 он пытался добиться выдвижения кандидатом в Сенат от штата Колорадо, но безуспешно. 2 ноября 1982 г. Джон Свайгерт победил на выборах в Палату представителей по 6-му округу от штата Колорадо, несмотря на сделанную во время предвыборной кампании операцию по удалению злокачественной опухоли из правого носового прохода. Он умер в госпитале Джорджтаунского университета 27 декабря 1982 г., за неделю до принесения присяги члена Конгресса.

Новости космонавтики 1995 №15:

Причины аварии "Аполлона-13"

В статье И.Лисова ("НК" №8, 1995) наложена версия аварии на "Аполлоне-13", в которой причиной назван несработавший защитный переключатель. Однако, из текста не ясно, каким же образом возник тот аварийный режим, в котором переключатель "заварен в открытом положении".

В свое время печаталось много информации об аварии "Аполлона-13" и сейчас уже невозможно точно вспомнить названия первоисточников, однако во всех причина аварии описывалась так:

При сборке корабля один из кислородных бачков топливных элементов уронили, в результате чего был поврежден сливной клапан. Неисправность внешним осмотром обнаружена не была. После сборки и испытания корабля обнаружилось, что слить кислород невозможно. Чтобы заново не разбирать корабль, приняли решение выпарить кислород путем включения нагреватели. После испарения всего кислорода нагреватель некоторое время оставался включенным, что привело к его перегреву и оплавлению изоляции. Осмотр состояния нагреватели внутри бачка не проводился. При запуске корабля и результате перегрузки и вибрации оголенные провода соприкоснулись. После включения переключателя произошло короткое замыкание. Не рассчитанный на ток короткого замыкании, переключатель заварило во включаемом состоянии. Продолжающееся замыкание вызвало искрение, дугу и возгорание внутри бачка с кислородом, и результате резко поднялось давление и бачок взорвался.

Таким образом, хотя неработавший выключатель и сыграл свою роль в развитии аварийной ситуации, но считать его причиной аварии - это все равно что возлагать на пробки вину за перегоревший утюг.

В.Павлюк. Читатель.


С сервера НАСА



Так художник изобразил основной блок КК "Аполлона-13" на селеноцентрической орбите (ЛМ уже нет. Или ещё нет). Некие завихрения, отсутствующие даже теоретически, подчёркивают стремительность полёта.




Печальная реальность. Развороченный борт служебного отсека после взрыва ТЭ (топливные элементы). Интересно, как раз сегодня, 9.11.2004 в Нью-Йорке открылась первая водородная заправка. Правда, в городе пока только 6 машин с ТЭ.
ЛМ КК «Аполлон-13»

С сервера НАСА


Так мог бы смотреться ЛМ на Луне, если бы какой-то разгильдяй не уронил в монтажном цехе блок с топливными элементами!


Спасательная шлюпка к космосе. Единственный ЛМ, вернувшийся на Землю. Вместо океана Бурь - Тихий океан!
ALSEP КК «Аполлон-13»

С сервера НАСА


Это, конечно, не настоящий ALSEP. Но очень похож. Ловелл на тренировке в JSC
Фото с КА «Аполлон-13»

С сайта NASA (там снимки гораздо лучшего качества)



Кратеры №221 (164° в.д. и 10° с.ш.) и №220. 14.04.1970. К юго-востоку от Моря Москвы.



Над Морем Москвы. 146°в.д., 15° с.ш. (Фарсайд). Большой кратер имеет только номер - 221.



14.04.1970. Полная Луна (часть Эртсайда и часть Фарсайда)
Ракетостроение т.3

Apollo-13. 11 апреля 1970 г. в 19 ч 13 мин по Гринвичу
стартовала ракета-носитель Saturn V и корабль Apollo-13 с экипажем в составе: Джеймс Ловелл (командир корабля), Джон Суиджерт (пилот командного отсека) и Фред Хейс (пилот лунного корабля).

В первоначальный состав экипажа в качестве пилота командного отсека входил Томас Мэттингли. Но за неделю до старта заболел краснухой астронавт Чарльз Дьюк, входивший в состав дублирующего экипажа. Все члены основного экипажа находились в контакте с Ч. Дьюком и при медицинском анализе оказалось, что все астронавты имеют иммунитет, кроме Т. Мэттингли, и возникло опасение, что он может заболеть краснухой в полете. Руководство NASA приняло решение заменить его Д. Суиджертом из дублирующего экипажа.

Д. Ловелл возражал против такого решения и предлагал перенести запуск на 10-11 мая 1970 г., однако руководство NASA не согласилось отсрочить полет, так как это потребовало бы дополнительных расходов в сумме 800 тыс. долл.

В течение двух дней на м. Кеннеди были проведены совместные тренировки Д. Ловелла, Д. Суиджерта и Ф. Хейса, которые показали, что Д. Суиджерт способен эффективно выполнить свои обязанности в составе основного экипажа. После этого директор NASA Т. Пейн с полного согласия командира корабля Д. Ловелла официально включил Д. Суиджерта в состав основного экипажа корабля Apollo-13.

Во многих газетах, по радио и телевидению в США высказывалось мнение людьми, далекими от космической техники, что полеты на Луну становятся обычным делом, полет Apollo-13 это уже пятый пилотируемый полет к Луне и он не вызывает сомнений в надежности.

Однако, как показали дальнейшие события, когда Apollo-13 находился в Дальнем космосе на расстоянии 320 000 км от Земли, произошел взрыв бака в служебном отсеке.

Продолжая полет в облет Луны на аварийном корабле, экипаж в течение более 3 сут находился на грани катастрофы, а на Земле были приняты все меры для спасения экипажа.

Программой полета Apollo-13 предусматривалось следующее.

1. Произвести точную посадку лунного корабля на расстоянии 0,5 км от кратера Фра Мауро высотой 122 м в центре лунного диска. С этой целью основной блок должен перевести корабль Apollo на эллиптическую орбиту с высотой над поверхностью Луны в периселении 18 км до расстыковки с лунным кораблем.

2. Исследования Луны в районе посадки; с этой целью отойти от лунного корабля на расстояние 1 км и подняться ла высоту 100 м.

3. Установить иа Луне комплект научного оборудования.

4. Собрать 46 кг различных пород лунного грунта.

Программа была рассчитана на пребывание астронавтов на поверхности Луны вне лунного корабля в течение 8-9 ч; общая продолжительность пребывания на Луне 33,5 ч; основной блок на орбите ИСЛ должен был сделать 45 оборотов вокруг Луны. Общая продолжительность полета по программе 241 ч.

Весовые характеристики корабля Apollo-13 (кг)

Командный отсек5 702
Служебный отсек23 234
Лунный корабль15 192
Всего44128

Начальный вес космической системы Saturn V Apollo-13 был равен 2 953 659,1 кг.

Тяга двигательной установки первой ступени ракеты была увеличена на взлете до 3 443 405,2 кг и перед выключением центрального ЖРД F-1 до 4 083 779 кг. Тяга двигательной установки ступени S-II была увеличена от 418 590 до 527 237кг и средняя тяга двигателя ступени S-IVB была 90 715 кг.

В T0 -1 ч 28 мин перед стартом отказал клапан жидкого кислорода №2 ступени S-IC.

После нескольких циклов включения и выключения и проливки вокруг клапана его удалось закрыть в T0 - 1 ч 21 мин.

Старт и вывод корабля на траекторию полета к Луне

После происшедших во время старта корабля Apollo-12 двух ударов молнии в ракету, были установлены следующие условия, запрещающие старт ракеты Saturn V на Луну если:

1. Номинальная траектория полета ракеты проходит в ливневых и грозовых облаках или в 8 км от штормовой облачности.

2. Холодный фронт простирается выше 3 км.

3. Средняя облачность толще 2000 м и возможно обледенение,

4. Кучевая облачность высотой 3000 м или более.

При старте ракеты-носителя Saturn V с кораблем Apollo-13 метеорологические условия были хорошие, старт произошел в расчетное время.

Ступень S-IC отработала нормально, но наружные ЖРД F-1 выключились на 0,4 сек. раньше. В момент времени T0 +02 мин 46,0 сек произошло зажигание ЖРД J-2 ступени S-II и возникли сильные колебания давления в системе жидкого кислорода одновременно с вибрацией подвески центрального ЖРД. Колебания давления в системе питания жидким кислородом явились причиной падения давления ниже требуемого минимума, возникшая кавитация на входе в кислородный насос снизила к. п. д. насоса и вызвала падение тяги ЖРД, как показало исследование давления в камере сгорания. Падение и колебания тяги явились причиной того, что сработало реле тяги, выключившее двигатель в T0 +05 мин 30,6 сек.

Сильные колебания низкой частоты 14-16 гц были локальными. Датчик на кожухе центрального ЖРД показал ускорение более 20 g, в то время как на командном отсеке было зарегистрировано ~0,1 g. Колебания, возникшие на ракете-носителе Saturn V в полете Apollo-13, превысили все ранее наблюдавшиеся колебания.

После выключения центрального ЖРД J-2S, (на 2 мин 12,4 сек раньше срока) колебания ступени и наружных ЖРД снизились до номинального уровня. Вследствие уменьшения тяги 4 наружных ЖРД J-2S проработали сверх запланированного номинального времени 34,1 сек. В результате в момент выключения наружных ЖРД скорость полета была на 68 м/сек меньше расчетной. Отделение второй ступени произошло на высоте 183,5 км. Двигательная установка ступени S-IVB начала работать в момент времени T0 +09 мин 56,9 сек и работала на 9,2 сек больше расчетного времени, чтобы компенсировать недостающую скорость. Однако, при выключении ступени S-IVB скорость полета все же оставалась меньше расчетной на 0,37 м/сек, и орбита, на которую вышел корабль (185/188 км), оказалась ниже расчетной круговой орбиты высотой 190 км. После выхода на орбиту ожидания был тщательно проанализирован имевшийся запас топлива, так как перерасход топлива ступенью S-IVB был весьма существенным.

Однако оказалось, что топлива достаточно, чтобы вывести корабль Apollo-13 на траекторию полета к Луне.

После 1,5 витков по орбите ожидания в момент времени T0 +02 ч 35 мин 46,4 сек был вторично включен ЖРД ступени S-IVB; он проработал 5 мин 50,7 сек, на 5 сек больше, чем требовалось по параметрам орбиты ожидания. Экипаж доложил о небольшой вибрации, возникшей за 90 сек до выключения ЖРД; управление, навигация и все системы приборного отсека и корабля работали нормально. Корабль Apollo-13 был выведен на траекторию свободного возвращения с начальной скоростью полета к Луне 10 700 м/сек.

Д. Ловелл передал управление кораблем Л. Суиджерту, который осуществил перестроение отсеков и отделение корабля Apollo-13 от ступени S-IVB.

В отличие от предыдущих полетов, в которых ступень S-IVB выводилась на гелиоцентрическую орбиту, в полете Apollo-13 было решено сбросить S-IVB на поверхность Луны в цель диаметром 700 м с центром в восточной части кратера Ландсберг (3° ю. ш., 30° з. д.), в 200 км западнее места посадки Apollo-12. Сейсмический удар заданной силы использовался для тарировки находящихся на Луне пассивных сейсмометров и исследования характера распространения сейсмических волн в поверхностном слое Луны.

После запуска ЖРД РСУ для осуществления маневра отклонения орбиты S-IVB от траектории полета Apollo-13 через 21 мин был произведен сброс остатков жидкого кислорода через ЖРД ступени S-IVB. Первый запуск ЖРД РСУ для направления S-IVB в цель на поверхности Луны был произведен на 11 мин 2 сек раньше запланированного времени, скорость возросла на 8,5 м/сек. Анализ траектории полета показал, что удар произойдет в точке с координатами 6°53' ю. ш., 30°53' з. д., поэтому вторая коррекция не потребовалась. Перед ударом ступень S-IVB двигалась по траектории с углом наклона к горизонту Луны 80° и со скоростью 2,68 км/сек, обладая энергией 5,3.1017 эрг, эквивалентной взрыву 11,5 т тринитротолуола.

Фактическая и номинальная последовательность операций при выводе корабля Apollo-13 на траекторию полета к Луне приведена в табл. 25.

Таблица 25

Операции
Фактическое время
ч:мин:сек
Расчетное время*
ч:мин:сек
Старт, T0 00:00:00 00:00:00
Начало маневра по тангажу и крену 00:00:12,6 00:00:12,5
Маневр по крену закончен 00:00:32,1 00:00:30,4
S-IC, центральный ЖРД выключен 00:02:15,100:02:15,3
Начало удерживания наклона00:02:43,3 00:02:42,0
S-IC, внешние ЖРД выключены 00:02:43,600:02:44,0
S-IC/S-II, разделение00:02:44,3 00:02:44,7
Команда зажигания ЖРД S-II 00:02:46,000:02:46,7
S-II, вторичное отделение00:03:14,3 00:03:14,7
Сброс системы аварийного спасения 00:03:20,000:03:20,4
S-II, центральный ЖРД выключен00:05:30,600:07:43,0
S-II, внешние ЖРД выключены 00:09:52,600:09:18,1
S-II/S-IVB, разделение 00:09:53,5 00:09:19,0
S-IVB, зажигание ЖРД00:09:56,9 00:09:22,1
S-IVB, выключение ЖРД 00:12:29,800:11:45,8
Выход на орбиту ожидания00:12:39,800:11:55,8
Начало подготовки второго запуска ЖРД02:26:08,1 02:25:49,9
Второе зажигание ЖРД S-IVB 02:35:46,402:35:27,9
Выключение ЖРД S-IVB02:41:37,102,41:23,6
Выход на траекторию полета к Луне02:41:47,102:41:36,6
Основной блок S-IVB, разделение03:06:00,003:06:27,8
Apollo/S-IVB, разделение04:01:00,004:01:23,8
S-IVB, ЖРД РСУ, маневр отклонения04:18:00,504:19:25,0
S-IVB, сброс жидкого кислорода04:39:19,304,40:43,8
S-IVB ЖРД РСУ, маневр удара в Луну05:40:08,006:00:00,0
S-IVB, удар в цель на Луне 77:56:40,025 77:48:32,0


* Расчетные данные взяты из материалов Центра космических полетов
им. Маршалла и являются рабочей траекторией полета Apollo-13


12 апреля в момент времени T0 +11 ч 41 мин должна была состояться первая коррекция, но так как траектория полета Apollo-13 была близка к расчетной, от коррекции отказались. В T0 +24 ч 42 мин корабль находился на расстоянии от Земли приблизительно 300 тыс. км.

13 апреля в момент времени T0 +30 ч 41 мин с помощью ЖРД служебного отсека, включенного на 3,4 сек, был произведен маневр перехода Apollo-13 с траектории свободного возвращения на гибридную траекторию. Утром 13 апреля, находившийся на связи в Центре управления полетом астронавт В. Бранд, сообщил экипажу, что курс корабля весьма точен и по достижении окрестностей Луны корабль должен выйти на минимальное расстояние 114 км над поверхностью обратной стороны Луны. В момент времени T0 +37 ч начался запланированный отдых экипажа продолжительностью около 10 ч.

Центр управления полетом решил провести незапланированную проверку баллонов с гелием системы подачи топлива в лунном корабле, так как за 4 сут до старта при испытаниях обнаружилось, что баллоны с гелием нагреваются быстрее, чем это следует при нормальном процессе. 14 апреля в T0+54 ч 47 мин Ф. Хейс произвел в лунном корабле проверку баллонов с гелием и установил, что давление и температура в них близки к нормальным. Вскоре после возвращения астронавта в командный отсек произошел взрыв бака с кислородом в служебном отсеке. Впоследствии аварийной комиссией было установлено, что в момент времени T0+55 ч 55 мин взорвался кислородный бак № 2, взрыв повредил и бак № 1, в результате вытек почти весь кислород, предназначавшийся для топливных элементов и создания в кабине командного отсека кислородной атмосферы.

В T0+55 ч 58 мин пилот командного отсека Д. Суиджерт сообщил в Центр управления полетом, что полностью упало напряжение в электромагистрали В, снабжавшей электроэнергией системы и оборудование основного блока. Центр управления полетом дал указание экипажу свести расход электроэнергии к минимуму. Вскоре стало падать напряжение и в электромагистрали А и система электроснабжения основного блока полностью вышла из строя. Экипаж доложил, что давление в кислородном баке № 2 равно нулю, а в баке № 1 продолжает падать. В момент времени T0 +56 ч 47 мин давление в кислородном баке № 1 упало до уровня ниже 50% от нормального.

Это означало, что система жизнеобеспечения командного отсека сможет обеспечить жизнь экипажа только в течение 15 мин.

Д. Ловелл и Ф. Хейс перешли в лунный корабль, включили энергетическую установку и систему жизнеобеспечения экипажа в лунном корабле. Д. Суиджерту, оставшемуся в командном отсеке, кислород подавался из лунного корабля через переходной туннель.

В T0 +58 ч 07 мин руководство NASA приняло решение об отказе от посадки Apollo-13 на Луну и аварийном возвращении на Землю после облета Луны. И через 30 мин это решение было объявлено официально. В T0 +58 ч 22 мин представители заявили, что для ускорения полета Apollo-13 по траектории возвращения к Земле 15 апреля в T0 +79 ч 30 мин будет произведена коррекция траектории не с помощью ЖРД служебного отсека, который работать не может, а с помощью двигательной установки посадочной ступени лунного корабля.

В T0 +61 ч 29 мин экипаж успешно осуществляет все необходимые маневры и производит коррекцию траектории полета Apollo-13, в результате которой корабль снова перешел на траекторию свободного возвращения к Земле; коррекция выполнялась с помощью ЖРД посадочной ступени лунного корабля, который проработал 2 мин.

В T0 +67 ч 08 мин произведенный расчет траектории полета показал, что посадка командного отсека Apollo-13 должна произойти примерно в T0 +142 ч 47 мин (17 апреля в 18 ч по Гринвичу) в Тихом океане на расстоянии 1200 км к северо-востоку от Новой Зеландии.

Однако терпящий бедствие Apollo-13 продолжает удаляться от Земли. Еще не ясно, хватит ли оставшегося кислорода для возвращения экипажа на Землю, если не хватит, то им грозит гибель. Возникают предложения увеличить скорость полета и уменьшить продолжительность возвращения к Земле. В частности, предлагается вариант посадки в Индийском океане на 1 сут раньше (16 апреля в 18 ч по Гринвичу).

В момент времени T0+77 ч 07 мин корабль Apollo-13 уходит за диск Луны и на 25 мин радиосвязь с ним прекращается. Корабль облетел Луну на минимальном расстоянии от ее поверхности около 250 км.

В T0+77 ч 56 мин ступень S-IVB упала на Луну. Позднее ученые установили, что пассивный сейсмометр, установленный на поверхности Луны регистрировал в течение 4 ч колебания лунной коры.

В T0 +79 ч 28 мин на 10 сек были включены 2 ЖРД РСУ для осадки топлива в баках посадочной ступени лунного корабля, затем был включен посадочный ЖРД, проработавший 5 сек на тяге 10% максимальной, 21 сек на тяге 40% максимальной и 3 мин 54 сек на максимальной тяге. В результате курс Apollo-13 не изменился, а скорость полета к Земле увеличилась на 265 м/сек. Коррекция скорости полета прошла успешно и было объявлено, что посадка произойдет в T0 + 141 ч 54 мин (17 апреля в 17 ч 07 мин по Гринвичу) в Тихом океане в точке с координатами 21°40'ю. ш., 165°83' в. д. В Центре управления полетом было решено, что поврежденный служебный отсек корабля будет сброшен за 2 ч до входа в атмосферу, а лунный корабль-часом позже.

15 апреля в T0 +90 ч 25 мин Apollo-13 находился на расстоянии 332 843 км от Земли.

16 апреля в Центре управления полетом установили, что корабль отклонился от правильного курса и снова необходимо произвести коррекцию траектории. В противном случае промах при пролете Земли составит 167 км, Apollo-13 не войдет в атмосферу, пойдет по сильно вытянутой эллиптической орбите вокруг Земли, и астронавты погибнут от недостатка кислорода еще до того, когда можно будет снова произвести попытку посадить корабль на Землю.

16 апреля в T0+102 ч 12 мин Apollo-13 находился в 296 730 км от Земли; температура внутри кабин лунного корабля и командного отсека упала до +2-4° С; от холода астронавты не могут уснуть. В T0 +105 ч 12 мин с целью коррекции траектории полета производится третье включение ЖРД посадочной ступени лунного корабля. Двигатель проработал 7,4 сек и скорость полета уменьшилась на 2 м/сек.

Но и эта коррекция не обеспечила требуемой траектории полета и промах мимо Земли не устранила. В T0 +125 ч 39 мин 17 апреля предпринимается четвертая коррекция траектории, рассчитанная так, чтобы корабль вошел в атмосферу Земли и находился в пределах расчетного коридора входа. В результате этой коррекции, проведенной с помощью ЖРД РСУ лунного корабля, скорость Apollo-13 уменьшилась на 1,5 м/сек.

Корабль приближался к Земле. В центре управления полетом снова возникли серьезные сомнения в возможности спасения экипажа. Предстояло произвести сброс аварийного служебного отсека. Отделение служебного отсека осуществляется взрывными болтами. Сработает ли исправно эта система? Кроме того, нерасчетное выполнение операции отделения может создать боковые усилия и отклонить Apollo-13 от правильного курса. В T0 +138 ч 02 мин операция отделения служебного отсека была успешно выполнена астронавтами. После отделения были произведены осмотр и фотографирование служебного отсека. Астронавты обнаружили, что одна панель обшивки секции №4 целиком разрушена взрывом, происшедшим в служебном отсеке. Д. Ловелл и Ф. Хейс возвращаются в командный отсек и вместе с Д. Суиджертом используют оставшийся ограниченный запас кислорода.

В T0 +141 ч 17 мин отделяется лунный корабль.

В дальнейшем время стало весьма критическим фактором. Хватит ли экипажу остатков кислорода до посадки на Землю? Ранее по этой причине обсуждался вопрос об отделении лунного корабля за 15 мин до входа в атмосферу. Специалистов в Центре управления полетом беспокоило состояние теплозащитного экрана командного отсека. Сохранилась ли целой конструкция экрана? Он мог быть разрушен взрывом. В этом случае температура внутри командного отсека могла сильно возрасти.

Командный отсек Apollo-13 вошел в атмосферу со скоростью 11 000 м/сек, выше чем во всех предыдущих полетах, но эксперты NASA считали эту скорость допустимой. В T0 +142 ч 49 мин раскрылись главные парашюты и в T0+142 ч 54 мин командный отсек Apollo-13 произвел посадку в Тихом океане в 100 км к юго-востоку от о. Самоа.

Полет Apollo-13 продемонстрировал исключительную роль астронавтов в предотвращении катастрофы после происшедшего на корабле взрыва в Дальнем космосе. Только исключительные качества экипажа - мужество и выдержка, большой летный опыт, развитая техническая интуиция - позволили принять правильное решение в сложной аварийной ситуации и избежать катастрофы.

Центром управления полетов были приняты все меры по оказанию помощи экипажу в управлении кораблем и аварийном возвращении Apollo-13 на Землю.

Согласно заключению аварийной комиссии, непосредственной причиной взрыва кислородного бака №2 в служебном отсеке Apollo-13 было короткое замыкание в электропроводке вентиляторов внутри бака. Короткое замыкание возникло в результате неправильных действий персонала на космодроме в ходе предстартовой проверки Apollo-13 27-28 марта. После проверки систем служебного отсека, когда сливали жидкий кислород из бака №2, полностью осуществить слив не удалось; включили нагреватели в баке, чтобы вызвать интенсивное испарение жидкого кислорода и газообразный кислород стравить; такая процедура допустима, но при включении нагревателей было подано напряжение 65 в, в то время как они рассчитаны на напряжение не более 28 в. Специальные испытания показали, что повышенное напряжение выводит из строя предохранительные устройства (свариваются контакты), которые должны автоматически выключать нагреватели, если температура в баке превысит 27° С. Сваривание контактов предохранительных устройств приводит к повышению температуры в баке до 500° С и тефлоновая изоляция электропроводки отслаивается, оголяя провода. При включении вентиляторов в кислородном баке № 2 Apollo-13, произошло короткое замыкание оголенных проводов, загорелась изоляция и бак взорвался от возросшего давления. Взрыв бака № 2 привел к повышению давления в секции № 4 служебного отсека, повреждению бака № 1 и разрушению панелей обшивки служебного отсека. Аварийная комиссия рекомендовала сделать следующие доработки корабля Apollo.

1. Установить в служебном отсеке третий бак с кислородом.

2. Не ставить внутри кислородных баков вентиляторы.

3. Заключить всю электропроводку внутри кислородных баков в стальные кожухи.

4. Полностью заменить в кислородных баках материалы, способные гореть в кислородной атмосфере при большом давлении.

5. Установить бортовую систему сигнализации, предупреждающую об угрозе подобной аварии.