«Аполлон-7»


Ежегодник БСЭ 1969:

«Аполлон VII». Первый полет пилотируемого корабля по программе «Аполлон». Был запущен ОБК «Аполлон», на борту находились космонавты Уолтер Ширра (командир), Уолтер Каннингем и Эйзел Дон. Вес ОБК составлял 14,7 т, в т. ч. ОЭ-5,75 т, двигательный отсек (ДО) - 8,95 т. Вес установленной на корабле САС ~ 4 т. Цель полета: отработка операций, проводимых космонавтами, комплексные летные испытания ОБК и наземных средств (КИК, система обработки данных и пр.). Научные эксперименты практически не планировались. Отмечалось, что цель этого полета в основном та же, что и у корабля «Аполлон», который предполагалось вывести на орбиту 21 февраля 1967 г. На этом корабле во время наземных испытаний 27 января 1967 г. возник пожар и экипаж (Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чеффи) сгорел, вследствие чего был большой перерыв в космических полетах, необходимый для внесения существенных изменений в конструкцию и оборудование корабля. Запуск (рис. 12) состоялся 11 октября 1968 г. в 15 час. 02 мин. 45 сек.* (Т - 0).

* Здесь и далее время по Гринвичу.
Вторая ступень ракеты с кораблем вышла на начальную орбиту (см. табл.). В Т + 2 час. 55 мин. космонавты произвели отделение корабля от cтупени и он отдалился от нее на ~ 15 м. Во время группового полета, который длился 15 мин. (по программе 40 мин), Ширра подводил корабль к ступени на расстояние до 1,2-1,5 м. Затем с помощью вспомогательных двигателей ОБК был переведен на другую орбиту, которая дважды корректировалась, чтобы на следующие сутки начать сближение со ступенью с расстояния ~ 150 км. В течение вторых суток полета дважды включался маршевый двигатель, который перевел ОБК на орбиту, «ко эллиптическую»* орбите ступени. C помощью вспомогательных двигателей ОБК подошел к ступени на ~20 м и в течение 20 мин. совершал с нею групповой полет. Затем вспомогательные двигатели перевели ОБК на орбиту с перигеем 226 км и апогеем ~ 300 км. В Т + 45 час. космонавты сняли скафандры и легкие комбинезоны. Начиная с 13 октября космонавты производили различные эксперименты и наблюдения, предусмотренные прогаммой и установили распорядок дня: 16 часов работы, 8 часов отдыха. В период 14-21 октября (четвертые - десятые сутки полета) было проведено 7 сеансов телевизионных передач, в ходе которых космонавты демонстрировали внутреннее yстройство ОЭ, пульт управления, собственные изображения, перемещения в состоянии невесомости, приготовление пищи, ряд операций по управлению ОБК, а также производили съемку через иллюминаторы. Было проведено еще 5 (третье - седьмое включений маршевого двигателя, в результате чего ОБК переходил на другие орбиты. После седьмого включения он вышел на орбиту с перигеем 167 км и апогеем 437 км.

22 октября ОБК, в соответствии с программой, был возвращен на Землю. Для обеспечения схода с орбиты на 164 витке в Т + 259 час. 39 мин. было проведено восьмое и последнее включение маршевого двигателя, который снизил орбитальную скорость на ~ 90 м/сек. Через 2 мин по команде космонавтов начался цикл операций,обеспечивающих отделение ОЭ от ДО. В период входа в атмосферу по командам системы наведения и навигации ОЭ поворачивался по крену для обеспечения необходимого аэродинамического качества. Тормозные парашюты развернулись на высоте 7 км, основные парашюты - на высоте 3 км. ОЭ приводнился в Атлантическом океане в точке с координатами 27°32',5 с. ш. и 64°4' з. д. (расчетн. 27°38'с. ш. и 64°10' з. д.) на расстоянии 12 км от авианосца «Эссекс». Скорость в момент приводнения состовляла 9,8 м/сек. Продолжительность полета составила 10 суток 20 час. 9 мин. 4 сек. Волны в районе приводнения и не сразу отделившиеся парашюты перевернули ОЭ, антенны радиомаяка оказались под водой, в результате чего с отсеком в течение 15 мин. не могли установить связь. Космонавты дали команду на наполнение газом трех баллонов, которые вернули ОЭ в нормальное положение (рис. 10), и связь с ним восстановилась. Сброшенные с вертолета водолазы подвели под ОЭ понтон, космонавты вышли на надувные плоты и по одному в специальной люльке были подняты на борт вертолета, который доставил их на авианосец. Специалисты США очень высоко оценивают результаты полета. Руководитель программы «Аполлон» генерал-лейтенант Филлипс назвал полет самым успешным и безупречным с технической точки зрения и весьма важным шагом в подготовке к высадке космонавтов на Луну. Сообщалось, что в результате этого полета программа «Аполлон» снова вошла в график, предусматривающий высадку космонавтов на Луну до 1970 г.

* Этот термин принят в американской печати для обозначения компланарных эллиптических орбит, anoгеи и перигеи которых лежат на одной прямой на одинаковом расстоянии друг от друга, причем одна орбита расположена внутри другой.



Рис. 12. Запуск ракеты-носителя «Сатурн I В» с кораблем «Аполлон VII».

Вики:
Корабль включал в себя командный модуль (образец 101) и не включал лунный модуль.
Масса корабля 14,7 т.
Для запуска использовалась ракета «Сатурн-1Б» (образец AS-205).
Цель полёта — комплексные испытания командного модуля на геоцентрической орбите, а также испытания командно-измерительного комплекса.
Задачи полёта
Предусматривали в частности:
ориентацию второй ступени ракеты-носителя с пристыкованным к ней кораблём при помощи двигателей системы ориентации ступени, управляемых командами астронавтов. При этом должна имитироваться ориентация ступени с кораблём для обеспечения перехода на траекторию полёта к Луне.
причаливание корабля ко второй ступени ракеты-носителя до расстояния 1—2 метра. При этом должно имитироваться причаливание командного модуля к лунному модулю при перестроении отсеков.
визуальные наблюдения, фотографирование и навигацию с использованием звёзд и наземных ориентиров с геоцентрической орбиты.
испытания оборудования корабля.
телевизионные передачи с борта — впервые в практике американских пилотируемых полётов.
испытания четырнадцати наземных и трёх корабельных станций слежения.
Большинство основных задач было запланировано на первые трое суток одиннадцатисуточного полёта, так что даже в случае аварийного прекращения полёта после трёх суток, он по заявлению руководителей НАСА, всё равно считался бы успешным, при условии, что все задачи, намеченные на эти трое суток, были выполнены.
Программа полёта была полностью выполнена.
Предстартовая подготовка в основном проходила в соответствии с графиком. Примерно за два часа до расчётного времени старта астронавты заняли свои места в корабле, и был задраен люк. За тридцать три минуты до расчётного времени старта сломался и застрял на высоте 66 метров аварийный подъёмник на башне обслуживания. Несмотря на это предстартовую подготовку решили продолжить.
За семь минут до расчётного времени старта подготовка была прервана в связи с тем, что поступил сигнал о незавершённости охлаждения одного из двигателей второй ступени ракеты-носителя. Выяснилось, что сигнал был ложным.
Корабль «Аполлон-7» стартовал 11 октября 1968, 15:02:45 GMT в соответствии с расчётным временем.
Ракета-носитель вывела корабль на геоцентрическую орбиту с начальным периодом обращения 89,7 минут.
Первые сутки полёта
Примерно через полтора часа после старта остатки топлива второй ступени ракеты-носителя были почти полностью стравлены, в результате чего ступень с кораблём получила приращение скорости. Затем астронавты с помощью ручной системы корабля включили вспомогательные двигатели ступени и осуществили несколько поворотов системы «ступень-корабль» по трём осям.
В конце третьего часа полёта астронавты включили систему разделения ступени и корабля, а затем четыре вспомогательных двигателя корабля. В результате корабль отдалился от ступени примерно на 15 метров.
Вторая ступень ракеты-носителя с переходником, сфотографированная астронавтами корабля «Аполлон-7» (большой белый диск с прицельным приспособлением используется для наведения при причаливании)
Ширра развернул корабль на 180 градусов по тангажу и на 60 градусов по рысканию, чтобы астронавты могли осуществить причаливание корабля к ступени и фотографирование ступени и оставшегося на ней переходника. Во время группового полёта, который продолжался 15 минут (вместо сорока по плану), Ширра подводил корабль к ступени на расстояние до 1,2 метра.
Четыре панели, составляющие верхнюю часть переходника, должны были раскрыться на угол 45 градусов. Три панели раскрылись на расчётный угол, а четвёртая только на 30 градусов. Руководители полёта посчитали эту неполадку несущественной, поскольку при всех будущих полётах панели должны были полностью отделяться (так было решено из-за опасений прожога тонкостенного корпуса лунного модуля струёй вспомогательных двигателей основного блока, отражённой от панелей).
По окончании группового полёта были включены вспомогательные двигатели, и корабль перешёл на орбиту, несколько отличную от орбиты ступени. На четвёртом часу полёта орбита корабля была скорректирована с помощью вспомогательных двигателей, чтобы на следующие сутки корабль смог начать эксперимент по сближению со ступенью с исходного расстояния примерно 150 километров.
На пятнадцатом часу полёта на основании траекторных измерений было определено, что возмущение орбиты ступени, обусловленное аэродинамическим торможением, отличается от расчётного, и для проведения эксперимента по сближению орбиту корабля снова скорректировали.
Вторые сутки полёта
Через двадцать шесть часов после начала полёта начался эксперимент по сближению корабля с обращающейся по орбите второй ступенью ракеты-носителя. Корабль подошёл к ступени примерно на двадцать метров и в течение двадцати минут совершал групповой полёт со ступенью. Затем корабль с помощью вспомогательных двигателей перешёл на другую орбиту с высотой перигея 226 километров и высотой апогея примерно 300 километров. Астронавты вели наблюдение за ступенью с помощью секстанта на расстоянии свыше 550 километров.
Эксперименту по сближению должен был предшествовать первый за полёт сеанс телевизионной передачи с борта. Однако, по просьбе Ширры, сеанс был отменён, поскольку он отвлекал от подготовки к эксперименту.
На сорок пятом часу полёта все астронавты сняли скафандры и надели лёгкие комбинезоны.
Третьи-десятые сутки полёта
13 октября астронавты производили различные эксперименты и наблюдения, предусмотренные программой полёта. Начиная с этого дня, установился суточный цикл из 16 часов работы и 8 часов отдыха. Ширра и Каннингем отдыхали одновременно. Айзли в этот период дежурил, а сам отдыхал после заступления на дежурство первых двух астронавтов.
Во время четвёртых суток полёта (14 октября) был проведён первый сеанс телевизионной передачи с борта. Он, как и последующие сеансы, длился около 10 минут. Изображение с помощью коммерческой спутниковой системы связи передавалось в Европу. В этот день отключилась электрическая шина, обеспечивающая питание переменным током. Каннингем с помощью ручного переключателя быстро включил её и этим предотвратил выход из строя преобразователя постоянного тока в переменный. Опасаясь повторного отключения шины, руководители полёта приняли решение немедленно перевести корабль на орбиту с достаточно низким перигеем, чтобы тормозной импульс для схода с орбиты мог быть обеспечен вспомогательными двигателями (при отключении шины невозможно регулирование вектора тяги основного двигателя). Корабль с помощью основного двигателя, проработавшего 9 секунд, был переведён на орбиту с высотой перигея 167 километров и высотой апогея 295 километров. 15 октября был проведён второй сеанс телевизионной передачи. Появились симптомы простуды у астронавтов. Астронавтами отмечалось загрязнение иллюминаторов, которое мешало нормальным наблюдениям. Было произведено включение основного двигателя, в результате высота апогея понизилась до 290 километров. При этом включении имитировалась коррекция траектории на трассе «Земля-Луна».
Во время шестых и седьмых суток полёта производились сеансы телевизионной передачи с борта корабля. Астронавты наблюдали ураган «Глэдис».
18 октября было произведено включение основного двигателя, одной из целей которого являлось опробование ручной системы управления вектором тяги, которая используется в случае отказа автоматической системы. Двигатель проработал 66 секунд, а высота апогея орбиты корабля повысилась примерно до 450 километров. Первые 36 секунд вектор тяги контролировался автоматически, затем Ширра начал регулировать вектор тяги вручную. 19 октября был проведён пятый сеанс телевизионной передачи. Отмечалось, что астронавты стали раздражительными, поскольку они выполнили почти все задачи полёта и были мало заняты. Астронавтам предложили увеличить продолжительность сна.
20 октября было произведено включение основного двигателя, в результате высота апогея понизилась до 435 километров. При этом включении имитировалась коррекция траектории на трассе «Луна-Земля». Проведён сеанс телевизионной передачи. Астронавтам было предложено провести ряд дополнительных экспериментов, не предусматривавшихся программой. Ширра от некоторых дополнительных экспериментов отказался, заявив, что они недостаточно продуманы руководителями полёта.
21 октября было произведено включение основного двигателя для обеспечения посадки в заданном районе. Произведён последний сеанс телевизионной передачи с борта. В ходе семи сеансов общей продолжительностью примерно 90 минут, астронавты показывали внутреннее устройство корабля, пульт управления, направляли камеру на себя, а также через иллюминаторы корабля производили съёмку отдельных областей Земли. Астронавты демонстрировали перемещение в состоянии невесомости, «плавающие» по отсеку объекты, процесс приготовления пищи и ряд операций по управлению кораблём. Некоторые сеансы, по определению руководителей полёта, превращались в «клоунаду». Впоследствии астронавтам было приказано относится к телевизионным сеансам более серьёзно.
Одиннадцатые сутки полёта и возвращение на Землю
22 октября корабль, в соответствии с программой, был возвращён на Землю. У астронавтов, вследствие насморка были заложены дыхательные пути, и они опасались, что при резком повышении давления в период возвращения на землю может возникнуть острая боль в ушах и даже лопнуть барабанные перепонки. В связи с этим астронавты просили руководителей полёта разрешить им в период возвращения на землю не надевать скафандров и шлемов, чтобы при резком повышении давления в отсеке астронавты могли заткнуть нос и сделать глотательное движение. Астронавтам разрешили оставаться без шлемов, но скафандры обязали надеть. Чтобы избежать травм, астронавты обложили головы комбинезонами.
Существовали опасения, что в основном районе приводнения может пройти ураган «Глэдис» и условия посадки будут неблагоприятными, однако ураган прошёл стороной.
На 164-м витке (260-й час полёта) был включён основной двигатель для обеспечения схода с орбиты, и астронавты начали цикл операций по отделению отсека экипажа от двигательного отсека.
Отсек экипажа вошёл в атмосферу на высоте примерно 120 километров над штатом Техас. Приводнение отсека произошло 22 октября 1968, 11:11:48 GMT. Ошибка относительно расчётной точки приводнения составила по дальности 5 километров и по боку 4,3 километра. Отсек приводнился в 12 километрах от авианосца «Эссекс».
Волны и не сразу отделившиеся парашюты перевернули отсек днищем вверх. Антенны радиомаяка, работающего в диапазоне метровых волн, оказались под водой, в результате чего с отсеком в течение 15 минут не могли установить связь. С помощью трёх надувных баллонов отсек был перевёрнут в расчётное положение (днищем вниз) и связь с ним восстановилась. Вертолёт визуально обнаружил отсек через 22 минуты после приводнения. Через 25 минут после приводнения, сброшенные с вертолёта лёгкие водолазы подвели под отсек понтон. Экипаж подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 56 минут после приводнения. Отсек экипажа был поднят на борт авианосца через час. Телевизионный репортаж об операциях по спасению астронавтов передавался в прямом эфире через спутник в США и Европу. На следующие сутки астронавты были доставлены самолётом на Мыс Канаверал, где в течение трёх дней отчитывались о полёте. Отсек экипажа был доставлен на завод-изготовитель, где в дальнейшем использовался для испытаний.
Некоторые итоги полёта
Были проведены успешные испытания основного блока, который, после этого полёта сочли достаточно отработанным для полёта к Луне. Были получены медико-биологические данные, которые в сочетании с данными полученными при полётах кораблей серии «Джемини» послужили основой при планировании лунных экспедиций.
Руководители NASA высказали надежду, что успешным полётом корабля они восстановили доверие общества к космической программе и улучшили отношения с Конгрессом.
В результате полёта программа «Аполлон» снова вошла в график, предусматривавший высадку астронавтов на Луну до 1970 года.

Ракетостроение т.3

Apollo-7.11 октября 1968 г. в 15 ч 02 мин 45 сек по Гринвичу был произведен запуск на орбиту ИСЗ ракетой-носителем Saturn IB основного блока корабля Apollo весом 18 777 кг с экипажем в составе Уолтер Ширра, Дойн Эйзел и Уолтер Каннингхем. Это был первый полет пилотируемого корабля Apollo. При подготовке к аналогичному запуску во время наземных испытаний 27 января 1967 г. погибли астронавты В. Гриссом, Е. Уайт и Р. Чеффи из-за пожара, возникшего вследствие короткого замыкания в командном отсеке.

Программой квалификационных летных испытаний основного блока корабля Apollo предусматривалось: слежение за ступенью S-IVB с помощью оптических средств, сближение, встреча и имитация стыковки с нею, испытание блока инерциальных измерений, проведение навигационных расчетов по земным ориентирам и звездам, проверка работы двигательных установок, оценка точности приборов, измеряющих количество топлива в баках, исследование влияния плескания топлива в баках при маневрировании корабля, оценка характеристик рукояток управления, проверка работы системы жизнеобеспечения, оценка раскрытия панелей верхнего переходника ступени S-IVB, визуальное определение линии горизонта перед сходом с орбиты, проверка теплозащитного экрана при входе в атмосферу.

Помимо этого предусматривалась проверка работы сети наземной радиосвязи и слежения, прием и обработка информации систем телеметрии.

Особое внимание уделялось оценке усовершенствований конструкций командного отсека, сделанных после гибели трех астронавтов.

Первоначально в герметической кабине экипажа предполагалось использовать атмосферу из чистого кислорода. После пожара было решено в период предстартовых испытаний заполнять кабину смесью из кислорода (60%) и азота (40%), В полете газовая смесь из кабины постепенно стравливается и заменяется чистым кислородом. До модификации на открытие выходного люка из командного отсека требовалось 90 сек, после модификации люк стал открываться за 10 сек.

Расчетная продолжительность полета Apollo-7 11 сут.

Вывод Apollo-7 на орбиту ИСЗ

В 15 ч 02 мин 42 сек, по Гринвичу была подана команда «пуск» и через 3 сек ракета оторвалась от стартового стола. Точка максимального скоростного напора была пройдена на 78-й сек на высоте 13 км при скорости полета 742 м/сек. Восемь ЖРД ступени S-IB проработали 2 мин 25 сек и при скорости 1450 м/сек на высоте 62 км первая ступень отделилась. Система аварийного спасения была сброшена через 2 мин 44 сек после старта. ЖРД J-2 ступени S-IVB был включен в расчетное время и выключен через 10 мин 24,5 сек после старта и ступень S-IVB вместе с кораблем Apollo вышла на орбиту ИСЗ с высотой в апогее 284 км, высотой в перигее 226 км, периодом обращения 89,7 мин и наклоном к экватору 31,64°.

Выполнение программы полета

Программа полета была составлена так, что наиболее важные эксперименты выполнялись в начальный период. Астронавты работали очень напряженно, на отдых и сон оставалось не более 5 ч в сутки. Только во второй половине полета, когда были обнаружены признаки утомления астронавтов, работа проводилась по 16 ч в сутки и по 8 ч отводилось на отдых и сон.

Для отделения основного блока от ступени S-IVB были включены ЖРД РСУ служебного отсека, основной блок отошел от S-VIB со скоростью 0,3 м/сек на расстояние 15 м. Затем с помощью ручного управления У. Ширра начал маневрирование, развернул корабль по тангажу на 180° и по крену на 60°, в результате чего экипаж смог наблюдать и фотографировать ступень S-IVB. У. Ширра выполнил сближение со ступенью до расстояния 1,2-1,5 м. Осмотр показал, что 3 створки переходника раскрылись нормально, а четвертая только на 30°.

12 октября, когда ступень S-IVB находилась на расстоянии 130 км от основного блока астронавты начали операцию по встрече и сближению со ступенью. Корабль был развернут по тангажу на 70° и в T0+26 ч 34 мин был включен ЖРД служебного отсека на 10 сек, приращение скорости составило 61 м/сек. Apollo-7 перешел на орбиту с высотой в апогее 63 км и высотой в перигее 230 км и стал двигаться с меньшей орбитальной скоростью, чем ступень S-VIB. В T0+28 ч 01 мин был вторично включен ЖРД служебного отсека на 8 сек, начался заключительный этап сближения и корабль подошел к ступени S-IVB на 21 м. Ступень беспорядочно кувыркалась, поэтому дальнейшее сближение было прекращено. Затем с помощью ЖРД РСУ корабль был переведен на орбиту высотой в апогее 300 км и в перигее 232 км.

Оптическими приборами велось наблюдение за звездами в дневное время с целью оценки навигационных возможностей при полете к Луне. Астронавты пришли к выводу, что наблюдение звезд в дневное время возможно сразу после восхода Солнца и перед закатом.

Для определения способности астронавтов правильно отыскивать указанные им земные ориентиры ими велось фотографирование отдельных заданных участков поверхности Земли.

Радиолокационным приемоответчиком с борта корабля была установлена связь с радиолокатором для лунного корабля, установленным на полигоне Уайт Сэнд (шт. Нью Мексико).

14 октября произошел 5-минутный отказ в подаче переменного тока из-за отказа преобразователей. Так как точная причина не была известна, корабль был переведен на орбиту с высотой в апогее 287 км и в перигее 162 км. Велись визуальные наблюдения специально выложенных на Земле знаков с целью оценки способности астронавтов за 6 мин опознать заданный им ориентир.

Как оказалось, опознавать заданные наземные ориентиры трудно вследствие высокой скорости полета корабля. Однако опознавание лунных ориентиров с орбиты ИСЛ не представляет больших трудностей, так как орбитальная скорость в этом случае существенно меньше.

Проверялась система регулирования температуры и давления в кабине. Астронавты замерили количество топлива, расходуемого на поддержание заданной угловой скорости корабля (такой маневр необходим на траектории полета к Луне, чтобы весь корпус корабля под действием солнечных лучей нагревался равномерно). Двигательная установка служебного отсека испытывалась на длительных и кратковременных режимах. Самым продолжительным было пятое включение, корабль получил приращение скорости 502 м/сек и перешел на орбиту с высотой в апогее 450 км и в перигее 165 км; самым коротким включением было шестое - ЖРД проработал 0,4 сек. корабль получил приращение скорости 5,8 м/сек. Такие короткие импульсы исследовались, так как они необходимы для коррекции траектории полета к Луне.

21 октября после очередной телевизионной передачи с борта корабля экипаж просил Центр управления полетом прекратить полет, так как они сильно устали. Центр управления был против немедленной посадки и сообщил, что посадка состоится, как запланировано, 22 октября.

При подготовке к возвращению на Землю снова возникла дискуссия между экипажем и Центром управления полетом. Астронавты просили разрешения не одевать гермошлемов в период входа в атмосферу, они считали, что зажав пальцами нос и надувшись смогут избежать болезненных ощущений в ушах при резком изменении давления на барабанные перепонки. Центр управления вначале отказал в просьбе астронавтов, но в конце концов им было разрешено снять гермошлемы.

22 октября в 6 ч 43 мин по Гринвичу астронавты надели скафандры, привязались к креслам, проверили исправность пиротехнических болтов отделения служебного отсека. В 10 ч 43 мин (Т0+259 ч 39 мин) на 1,2 сек был включен ЖРД служебного отсека; Apollo-7 в это время находился на высоте 290 км над Тихим океаном в 500 км восточное Гавайских о-вов. Скорость уменьшилась на 10 м/сек и корабль перешел на траекторию снижения. Через 90 сек после схода с орбиты от корабля отделился служебный отсек. У. Ширра развернул командный отсек на угол рыскания 45°, чтобы избежать случайного столкновения со служебным отсеком, а затем осуществил обратный поворот. В 10 ч 53 мин командный отсек прошел над Мексикой на высоте 185 км, над Нью-Орлеаном на высоте 122 км вошел в атмосферу Земли. В 11 ч 03 мин была зарегистрирована максимальная перегрузка, равная трем. За 2 мин до раскрытия тормозных парашютов автоматическая система управления развернула командный отсек на заданную ориентацию.

После сброса переднего теплозащитного конуса на высоте 7 км открылись 2 тормозных парашюта, уменьшивших скорость снижения с 13,5 до 7,8 м/сек.

В 11 ч 07 мин тормозные парашюты были сброшены и через 2 мин на высоте 3000 м раскрылись 3 главных парашюта.

В 11 ч 11 мин 49 сек командный отсек опустился в Атлантический океан в 460 км южнее Бермудских о-вов.

После тщательного анализа полета Apollo-7 и существенных усовершенствований конструкции ракеты-носителя руководство NASA приняло решение послать пилотируемый корабль Apollo в облет Луны.

В конструкцию ракеты-носителя Saturn V в связи с дефектами, обнаруженными в полете Apollo-6, были внесены существенные изменения.

Установлена новая гелиевая предклапанная антикавитационная система с аккумуляторами гелия для предотвращения продольных колебаний типа Pogo ступени S-IC.

Изменена программа работы двигательной установки ступени S-IC, центральный ЖРД F-1 должен включаться раньше, через 126 сек после взлета. Некоторые изменения сделаны в приборном отсеке, дающие новые возможности отклонения периферийных ЖРД для снижения нагрузок на ракету в случае отказа одного из ЖРД F-1.

На ступени S-II усилены трубопроводы подачи жидкого водорода, гибкий трубопровод горючего к вспомогательной системе зажигания J-2 заменен жестким трубопроводом на ступенях S-II и S-IVB. Тяга ЖРД J-2 ступени S-II увеличена до 103,7 т, состав смеси при запуске 5: 1 и суммарная тяга двигательной установки 518,5 г. Затем состав смеси устанавливается 5,5 : 1 для первой половины интервала работы ЖРД. Для второй половины интервала с целью уменьшения перегрузки устанавливается состав смеси 4,5: 1.