Е-6 №2

4 января 1963 года 08:48:58 - старт
отказ РБ, КА остался на опорной орбите
11 января 1963 года - КА сошёл с орбиты

Сиддики:
Научные инструменты:
1. система визуализации
2. газоразрядный счетчик
Результаты: этот космический аппарат был первым советским лунным зондом «второго поколения» (известный как Е-6), предназначенным для выполнения посадки на поверхность Луны с возможностью выживаемости. Зонды Е-6 были оснащены простыми 100-килограммовыми спускаемыми капсулами (так называемая Автоматическая лунная станция, ALS), основной задачей которых была отправка фотографий с поверхности Луны. Каждый яйцевидный ALS был установлен на главной платформе примерно цилиндрической формы. Как и космические аппараты «Марс» и «Венера», космический аппарат Е-6 «Луна» также запускался четырехступенчатой ракетой-носителем 8К78 («Молния»), но модифицированной для лунных полетов. Этот первый зонд Е-6 был спроектирован для полетов в три дня и посадки на Луну 7 января в 19:55:10. Как и многие его предшественники для дальнего космоса, зонд не смог покинуть околоземную орбиту из-за сбоя в РБ Блок Л. По всей видимости, произошел сбой в преобразователе тока в системе питания приборного контейнера И-100 (который управлял как Блоком Л, так и космическим аппаратом), в результате чего не удалось подать команду на запуск двигателя Блок Л. Космический аппарат оставался на околоземной орбите без признания Советами до 11 января 1963 года.

Черток:
Первый пуск Е-6 №2 состоялся 4 января 1963 года. Две новые ступени ракеты 8К78 и сама станция, отправляемая к Луне, были изготовлены и испытаны менее чем за год по еще сырой и неотработанной документации. При пуске три ступени носителя 8К78 отработали нормально, но двигатель разгонного блока "Л" не запустился в южных широтах над океаном. Это был уже не первый загадочный случай отказа запуска двигателя блока "Л" вне видимости телеметрических приемных станций с нашей территории. Эти отказы стали одной из причин срыва программы пусков по Марсу и Венере в предыдущие два года.
Многочисленные аварийные комиссии, создававшиеся после очередного отказа блока "Л", строили всевозможные теории. Среди них была одна, заранее снимающая обвинения со всех конструкторов и управленцев. Кто-то из академического института Химфизики предложил теорию "оксиликвидов". Якобы в отсеках блока "Л" за время полета на промежуточной орбите накапливаются пары кислорода, которые в смеси с парами топлива при включении двигателя приводят к взрыву и разрушению блока.
Уже после двух первых "пропавших без вести" над океаном блоков "Л" Совет главных заявил на Государственной комиссии: "Дальше так продолжаться не может! Мы должны иметь информацию. Нужно послать аппарат с приемной телеметрической станцией в район Гвинейского залива".
аппарат "Долинск" был срочно оснащен телеметрической станцией и отбыл из Одессы, приняв на борт двигателиста Ивана Райкова и опытного специалиста по расшифровке телеметрической информации Константина Семагина. Если блок "Л" пролетал над Гвинейским заливом, они передавали по радиотелеграфу информацию в Одесский центр связи Черноморского флота. Открытым текстом говорить было запрещено, поэтому ограничивались только указанием причин отказа в сильно зашифрованном виде. Получая такие телеграммы, мы снова ломали головы, но все же научились кое-что отгадывать. Пленка телеметрической записи, имевшаяся на "Долинске", долетала до нас только через один-два месяца дипломатической почтой.
4 января 1963 года блок "Л" отказал в шестой раз, и четвертая ступень вместе с объектом осталась на промежуточной орбите. аппарат "Долинск", дежуривший в Гвинейском заливе, наконец помог разгадать тайну отказа блока "Л". Никакого взрыва "оксиликвидов" не было.
На этот раз телеметрия зафиксировала отказ в подаче электрических команд на запуск двигателя от системы управления. Первопричиной после долгих и горячих споров назвали преобразователь тока ПТ-500 разработки Иосифьяна. Он был установлен в приборном контейнере И-100, который еще на технической позиции заполняется сухим азотом. В такой атмосфере может происходить быстрый износ угольных щеток коллектора. Лабораторные опыты подтвердили это. Иосифьян возмущался, но за отсутствием других плодотворных теорий отказ списали на "круговой огонь" на коллекторе с последующим коротким замыканием (КЗ) в цепях питания.
Для проверки теории "сухого азота" как причины отказа преобразователя ПТ-500 Иосифьян в своем институте организовал круглосуточные эксперименты, на которые истратил весь запас штатных преобразователей. Доказать полную достоверность теории не удалось. Преобразователи выходили из строя за время гораздо большее, чем они работали в полете. Тем не менее Государственная комиссия приняла эту версию как наиболее вероятную.
Основными мероприятиями для повышения надежности были увлажнение азота и небольшая добавка кислорода в контейнер, где находился ПТ-500.

Маров:
Первая запущенная 4 января 1963 года станция Е-6 №2 столкнулась с проблемой повторного запуска четвертой ступени ракеты-носителя на околоземной орбите из-за отказа трансформатора ПТ-500 в блоке питания новой автономной системы управления И-100. Это была шестая неудача с использованием четвертой ступени из восьми попыток ее запуска. Советский Союз не объявил о запуске этого аппарата, который американцы назвали «Спутник-25», и на следующий день аппарат вошел в плотные слои атмосферы и прекратил существование.