«Космос-60»


12 марта 1965 года 09:30.00 - старт
17 марта 1965 года - сгорел в атмосфере Земли

Ежегодник 1966 г
12 марта «Космос-60» 287 х 201 64°42' Т=89,1 мин

Сиддики:


Двигатель S1.5400 приводил в действие 4-ю ступень, известную как "Блок Л", в советских лунных и планетарных миссиях в 1960-х годах. Этот двигатель, способный работать в вакууме, был причиной многочисленных отказов, в результате которых советские зонды застревали на околоземной орбите.
Научные инструменты:
1. система визуализации
2. Детектор излучения СБМ-10.
Результаты: Очередная советская попытка мягкой посадки зонда Е-6 на поверхность Луны закончилась неудачей, когда разгонный блок "Блок Л" не сработал для разгона к Луне. Вместо этого космический аппарат остался на околоземной орбите. Более позднее расследование показало, что могло быть короткое замыкание в электрическом преобразователе в системе управления И-100 космического аппарата (который также управлял ступенью "Блок Л"), препятствующим включению двигателя. Спустя пять дней космический аппарат разрушился.

Черток:
На полигоне работа шла в особо трудных условиях из-за большого стечения начальства всех рангов. В эти дни шла подготовка к пуску "Восхода-2" с Беляевым и Леоновым. Этому пуску был отдан приоритет, однако по причине всяческих задержек на "Восходе-2" лунная программа его обгоняла, и 12 марта 1965 года состоялся шестой пуск Е-6 с АЛСом № 9. Ракета 8К78 стартовала нормально. Проводив ее визуально до высокой облачности, я зашел к телеметристам и убедился, что все три ступени отработали без замечаний.
Лунная часть ракеты вышла на орбиту ИСЗ.
Однако затем, через положенный час, мы получили еще одно уточненное донесение об очередном незапуске двигателя блока "Л"!
Весь "лунный поезд" остался на орбите ИСЗ. Пока мы размышляли над сообщениями с "Долинска" и строили гипотезы, от Госкомиссии Москва потребовала текст коммюнике, ибо скрыть наличие такого большого ИСЗ от американского контроля за космическим пространством невозможно.
Королев, совершенно подавленный очередной неудачей и озабоченный подготовкой к пуску Беляева и Леонова, от этой проблемы отмахнулся. Келдыш предложил написать хотя бы часть правды.
Тюлин взял ответственность на себя и договорился с ТАСС, который и сообщил о пуске очередного ИСЗ серии "Космос". Так появилось короткое сообщение о "Космосе-60" с высотой орбиты в перигее 201 и в апогее 287 километров.
Во время обсуждения наиболее вероятных причин отказа Пилюгин снова обвинил Иосифьяна в ненадежности ПТ-500. Иосифьян требовал, чтобы Пилюгин искал причину в своих схемах. Дело дошло до фактического разрыва ранее нормальных человеческих отношений. Пилюгин с полигона позвонил в свой институт и дал задание организовать на стенде испытания преобразователя ПТ-500 с "большим пристрастием".
Указание шефа было выполнено с особым усердием, и в результате после многочасового прогона на роторе ПТ-500 обнаружили балансировочную шайбу, которая могла задевать за винт крепления крышки корпуса. Такое тормозящее задевание якобы приводит к выходу из строя ПТ-500, его обмотка горит, а далее - короткое замыкание и общий отказ всей системы питания в целом.
Так было в полете или нет - других достоверных причин не нашли, и Госкомиссия дала согласие на следующий пуск при условии замены ПТ-500 на другой преобразователь. Иосифьян обвинил меня в пристрастном отношении: "Борис, ты - бывший электромеханик, понимаешь, что таким решением мы замазываем пилюгинские грехи".
Я оправдывался, доказывая, что "презумпция невиновности" в борьбе за надежность нашей техники неприемлема. Мы должны исходить из принципа "по любому замечанию должно быть мероприятие, снимающее всякие подозрения в неблагонадежности".

Маров:
Но неудачей закончилась и шестая попытка запуска 12 марта 1965 станции Е-6 №9 из-за неподачи команды на зажигание двигателя четвертой ступени, причиной чего стал сбой в работе трансформатора блока питания. Этот запуск, в отличие от первого запуска станции Е-6, был заранее объявлен в советской прессе и, хотя было очевидно, что это неудавшийся запуск лунной станции, ей дали название «Космос-60».