«Орёл»
Вики:
«Орёл» (прежние названия «ПТК НП» (2009—2016), «Федерация» (2016—2019)) — многоразовый пилотируемый космический корабль, который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс». Разрабатывается в РКК «Энергия» им. С. П. Королева.
Его предназначение — доставка людей и грузов за пределы околоземной орбиты, в том числе к Луне. При необходимости облегченный корабль можно будет использовать для полетов на космические станции, находящиеся на околоземной орбите. Численность экипажа «Орла» составит до шести человек, масса полезного груза до 500 кг. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции — до одного года.
Планируется выводить на орбиту с помощью ракеты-носителя среднего класса «Иртыш».
Пилотируемый космический корабль на стадии разработки, начавшейся в 2009 году, когда были подведены итоги второго конкурса на проектирование нового корабля, назывался ПТК НП в составе ППТС. Мог стать первым космическим кораблём, чьё название выбрали путём голосования.
Целью создания нового корабля является обеспечение национальной безопасности, технологической независимости, обеспечение доступа России в космос со своей территории, доставка людей и грузов на орбитальные станции, полёт на полярную и экваториальную орбиту, исследование Луны и посадки на неё.
Его спускаемый аппарат будет изготовлен из алюминиевых сплавов; он будет приземляться с помощью трёх парашютов и реактивной системы мягкой посадки, на амортизированные опоры. Объём герметичного отсека составит 18 м2. Должен иметь возможность управляться одним человеком. Аппарат оснастят твердотопливными двигателями тягой 22,5 тс и однокомпонентными двигателями на перекиси водорода, тягой 75 кгс. Получит модернизированную систему стыковки «Курс-Л» от «Союзов». Корабль снабдят комбинированным терморегулирующим покрытием «Термалокс» и санузлом. Данный корабль проектировался с расчётом на возможность глубокой модернизации в будущем.
Стоимость создания первого лётного образца определена в размере 57,56 миллиарда рублей.
Первая попытка создать замену кораблям серии «Союз» была предпринята в 1985 году, тогда были развёрнуты работы по проекту «Заря», который предполагал производство многоразового многоцелевого транспортного корабля. Выводить корабль на орбиту собирались с помощью ракеты «Зенит». Руководила работами РКК Энергия, но ввиду сокращения финансирования в январе 1989 работы были свёрнуты. Однако в 1995-96 годах «Энергия» с «Rockwell International» и «Центром имени Хруничева» предложила свои разработки 8-местного корабля-спасателя на базе «Зари» американскому космическому агентству НАСА. В 1996 году агентство решило, что удобнее использовать корабли «Союз-ТМ», а позднее — космический корабль CRV. Впоследствии материалы проекта будут использованы при создании «Федерации», а участие американской компании и НАСА в работе над совместным проектом на базе «Зари», как и появление Илона Маска в России, может объяснить внешнее сходство кораблей «Орёл» и «Орион», а также сходства кораблей «Dragon V2» и «Заря».
С 2000 года корпорация Энергия проектировала корабль-аналог «CRV», которому было дано имя «Клипер», для замены российских «Союзов» и американских кораблей «Шаттл». Основной акцент в связи с недостатком финансирования проекта делался на международное сотрудничество, в частности, с ЕКА. Первый конкурс на новый российский космический корабль был объявлен Федеральным космическим агентством 23 ноября 2005 года. Проекты были представлены предприятиями ОАО «РКК „Энергия“ имени С. П. Королёва» (проект «Клипер»), ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и ОАО «НПО „Молния“». В 2006 году по результатам конкурса все три проекта были отправлены на доработку по причине технико-экономической нереализуемости, а конкурс был прекращён. А 1 июня 2006 года все работы по проекту были свёрнуты. После отказа ЕКА от совместных работ по «Клиперу» Роскосмос принял предложение об участии в разработке европейской перспективной пилотируемой космической транспортной системы ACTS на базе европейского грузового автоматического корабля ATV и российских технологий.
Согласно разработанной в РКК «Энергия» и принятой 14 июля 2006 года правительством РФ концепции развития российской пилотируемой космонавтики на 2006—2030 годы, предусматривается поэтапное создание промышленной транспортной космической системы, освоение околоземного пространства, Луны и полёты на Марс. В части транспортной системы первоочередной задачей ставится модернизация КК «Союз» и создание межорбитального буксира «Паром». После 2015 года предполагалось создать национальный, более универсальный, нежели «Клипер», корабль, способный совершать полёты как на околоземную орбиту, так и к Луне, в том числе как часть возможного в будущем лунно-посадочного экспедиционного комплекса. Универсальность задач и компоновка корабля схожи с разрабатываемым в США космическим кораблём нового поколения «Орион».
Был проведён второй конкурс, победители которого были объявлены 6 апреля 2009 года. Разработка ПТК НП была поручена РКК «Энергия», ракету-носитель для него стало разрабатывать «ЦСКБ-Прогресс». Эскизное проектирование закончили в 2010 году. В 2011 году были показаны первые макеты нового корабля. В 2013 году на «МАКС» были продемонстрированы полноразмерные макеты нового корабля с внутренним интерьером.
По состоянию на май 2015 года РКК «Энергия» завершила разработку эскизного и технического проектов первого этапа и перешла к разработке рабочей документации по созданию корабля первого этапа, предназначенного для осуществления полётов за пределы низких околоземных орбит, в том числе к Луне. В августе 2015 года был объявлен конкурс на название нового корабля, в котором принимали участие жители России, завершившийся 15 января 2016 года, когда новому кораблю было присвоено имя «Федерация». В марте 2017 года началось изготовление первого корабля. Его стоимость оценили в 57,56 млрд рублей. Представители «Энергии» начали предлагать различные варианты ракет-носителей для нового корабля, включая ещё не существующие, в то же время неожиданно приняли решение подключить студентов к работам по «Федерации» Роскосмос сообщил о том что первым пилотом космического корабля станет робот «Фёдор».
Первоначально, до объявления конкурса на лучшее название, проекты российских ракеты-носителя и многоцелевого пилотируемого частично многоразового космического корабля назывались Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС) и Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП).
Творческий конкурс по выбору лучшего названия для нового пилотируемого транспортного корабля (ПТК) был анонсирован 27 августа 2015 года. Обязательным условием для названия является соответствие статусу и виду корабля. Голосование было организованно РКК «Энергия» при участии Федерального космического агентства и Объединённой ракетно-космической корпорацией и проходило в несколько этапов. Всего было предложено 5 тысяч 817 оригинальных вариантов названий.
Работа оргкомитета по выбору 10 лучших вариантов названий ПТК проходила с 3 ноября по 3 декабря 2015 года. По результатам отбора были выбраны 10 вариантов, которые были предложены для общественного голосования.
По итогам общественного голосования, проходившего с 4 по 23 декабря 2015 года, в котором приняли участие 35 105 человек, определились три финалиста: «Гагарин» — 10 389 голосов, «Вектор» — 4866 голосов, «Федерация» — 3604 голоса, «Астра» — 1665 голосов, «Галактика» — 1489 голосов, «Родина» — 1315 голосов, «Мир» — 1261 голос, «Зодиак» — 1199 голосов, «Звезда» — 911 голосов, «Лидер» — 793 голоса.
Жюри конкурса под председательством руководителя Роскосмоса Игоря Комарова определило победителя 15 января 2016 года, вопреки результатам голосования. Было объявлено, что новый корабль назовут «Федерация» (название первым предложил Андрей Смокотин из города Кемерово). Главным призом конкурса стала поездка на космодром Байконур, в ходе которой победители смогут увидеть запуск транспортного пилотируемого корабля «Союз» к МКС.
В 2019 году новое руководство Роскосмоса сочло имя, данное кораблю, неприемлемым и приняло решение переименовать его с женского варианта на мужской. Это вызвало резонанс в СМИ и реакцию со стороны представителей партии «Женский диалог», которые посчитали подобные действия корпорации гендерной предвзятостью. В ответ на своё обращение получили ответ, аргументами которого были необходимость сгруппировать изделия «по функциональному признаку» и избежать «дублирующихся наименований». В апреле 2019 года рассматривались имена, которые носили первые отечественные корабли, подобно тому, как это делают в США (Индевор, Дискавери, Энтерпрайз), среди них были «Орёл», линейный корабль «Аист» и фрегат «Флаг». В итоге было принято решение сохранить название «Федерация» для проекта разработки корабля, а первый корабль назвать «Орёл».
Планы
2020 — окончание изготовления лётного образца КК «Орёл»
2020 — парашютные испытания
2023 — должны начаться лётные испытания в беспилотном варианте; ранее первый полёт в автоматическом режиме планировался в 2017, 2021, 2022 годах;
2024 — должна состояться первая стыковка в автоматическом режиме с МКС; ранее планировалась на 2023 год.
2025 — должен состояться первый пилотируемый полёт; ранее планировался на 2024 годы.
2025 — планировалось провести первый полёт тяжёлой версии корабля (лунная модификация), однако дата была перенесена на более поздний период — после 2025 года.
2027 — запуск взлётно-посадочного модуля на орбиту Луны.
2028 — должен состояться беспилотный облёт Луны; ранее планировался на 2026 год
.
2029 — должен состояться пилотируемый облёт Луны; ранее планировался на 2030, 2028 годы
.
2031 — высадка российских космонавтов на Луну; ранее планировалась на 2029 год
.