Ежегодник БСЭ 1967:
3 февраля в 21 час 45 мин. 30 сек. по московскому времени впервые в истории науки была осуществлена мягкая посадка космического аппарата: автоматическая лунная станция (АЛС) «Луна-9» прилунилась в Океане Бурь, в районе точки с селенографическими координатами 7° 08' с. ш. и 64° 22' з. д. В течение трех дней (с 4 по 6 февраля) станцией регулярно передавались на Землю телевизионные изображения лунного ландшафта. Эти передачи дали ценный материал для исследования микроструктуры поверхности Луны.
Конструкция автоматической станции (АС) «Луна-9» (рис. 6) включала: АЛС «Луна-9» (7), двигательную установку, отсек системы управления (2), аппаратуру (3, 4), установленную на корпусе станции, радиотелеметрическую слстему, радиовысотомер, антенно-фидерную систему, систему терморегулирования, энергопитания и бортовой автоматики.
Аппаратура и агрегаты, необходимые только при полете к Луне, размещались в отделяемых перед торможением отсеках. Вес АС «Луна-9» - 1583 кг, АЛС - ок. 100 кг. Двигательная установка АС предназначалась для проведения коррекции траектории полета, торможения при подлете к Луне и стабилизации положения станции в пространстве при работе двигателя. Она состояла из жидкостного ракетного двигателя (5), сферического бака (7) с окислителем, торового бака с горючим (8) и управляющих двигателей (6). Двигатель и система подачи топлива обеспечивали двухразовое включение в невесомости и работу на двух режимах: при коррекции - с постоянной тягой и при торможении - с широким диапазоном регулирования тяги. Управляющие (верньерные) двигатели небольшой тяги создавали моменты, необходимые для сохранения ориентации станции в пространстве во время работы основного двигателя. Сферический бак - основа силовой конструкции аппарата, на которую закреплялись все системы и двигатель. Система ориентации осуществляла ориентацию двигателя в направлении, заданном с Земли, при проведении коррекции и ориентацию по лунной вертикали перед торможением. Она состояла из оптического блока, датчиков угловых скоростей, счетно-решающих и логических устройств. Исполнительными органами системы служили микродвигатели (9), работающие на сжатом газе, находящемся в баллонах (10). Перед включением двигателя система ориентации передавала свои функции системе, предназначенной для стабилизации станции в период работы двигателя и состоящей из гироскопических устройств. Одновременно с включением двигателя при выполнении коррекции начинал работать прибор, интегрировавший ускорение. Когда интеграл от ускорения (кажущаяся продольная скорость) достигал заданной величины, двигатель выключался. При торможении на посадку системе управления ставилась задача обеспечить не только расчетную результирующую скорость в конце торможения - интеграл от ускорения, но и изменение скорости по высоте с целью выхода на заданное расстояние от поверхности Луны. Регулирование тяги двигателя при торможении обеспечивалось системой управления двигателем. Управление процессами коррекции и торможения проводилось автономно бортовыми программно-временными и логическими устройствами. Исходные данные для них зависели от параметров действительной траектории. Они определялись на Земле и в виде кодированного сигнала передавались на борт станции. Включение двигателя на коррекцию производилось после выполнения заданной ориентации; включение двигательной установки при торможении происходило по сигналу от радиовысотомера (11) с узконаправленной параболической антенной (12), выдаваемому на заданной высоте (ок. 75 км) от поверхности Луны. Сеансы радиосвязи, предназначенные для траекторных измерений, передача телеметрической информации, прием на борту установочных данных осуществлялись по командам с Земли. После посадки АЛС управление могло вестись как по командам с Земли, так и от бортового программного устройства. Радиотелеметрические системы АС и АЛС обеспечивали передачу научной информации, контроль за работой аппаратуры и состоянием различных элементов конструкции. В качестве источников энергопитания были выбраны химические батареи. Тепловой режим станции и всех систем при полете к Луне обеспечивался соответствующим подбором окраски элементов конструкции и созданием определенного режима вращения станции относительно Солнца.
Основные системы АЛС «Луна-9» находились внутри герметичного контейнера. Корпус лунной станции состоял из двух полуоболочек. Внутри корпуса была установлена рама с приемно-передающей аппаратурой, приборами командной радиолинии, электронными программно-временными устройствами, химическими батареями, приборами автоматики, научной и телеметрической аппаратурой. В нижней полуоболочке помещалась система терморегулирования, а в верхней - телевизионная система и счетчики космической радиации для исследования радиационных условий на поверхности Луны. На внешней стороне корпуса АЛС (рис. 7) устанавливались четыре лепестковые антенны (1), четыре штыревые антенны (2) с подвешенными на них эталонами яркости (3), три двугранных зеркала (4) и телевизионная камера (5), частично утопленная в корпусе (состояла из оптико-механического сканирующего устройства, близкого по своей конструкции к приборам механического телевидения или фототелеграфии). Камера позволяла различать детали микрорельефа размером 1,5-2 мм с расстояния 1,5 м. Дальность видимости на ровном участке лунной поверхности - ок. 1,5 км. Вертикальный угол зрения - 29°. Двугранные зеркала позволяли передавать стереоскопическое изображение шести узких участков лунной поверхности, а эталоны яркости, имеющие различную окраску с известными коэффициентами отражения, предназначаюсь для оценки альбедо лунных пород в районе посадки. АЛС вместе с посадочными устройствами была закреплена на отсеке системы управления АС. В момент, предшествующий касанию грунта, АЛС с системой амортизации отделилась от АС, а затем опустилась в стороне от точки, в которую падала двигательная установка. Сложенные лепестки-антенны придавали АЛС яйцевидную форму; ее центр тяжести располагался ближе к основанию. Благодаря этому лунная станция после отделения посадочных устройств приняла заданное положение на лунной поверхности - лепестками вверх. После раскрытия лепестков-антенн станция, штыревые антенны и зеркала были приведены в рабочее положение. Размеры АЛС: от основания до центра объектива телевизионной камеры - 58 см, высота со штыревыми антеннами - 112 см, диаметр описанной окружности по открытым лепесткам - 160 см.
Рис. 5. Часть панорамы лунной поверхности, переданная АЛС «Луна-9». Рис. 6. Автоматическая станция «Луна-9». Рис. 7. Автоматическая лунная станция «Луна-9». Рис. 8. Схема полета автоматической станции «Луна-9». Рис. 9. Схема полета автоматической станции «Луна-9» на участке торможения.
Схема полета АС «Луна-9» включала четыре основных этапа (рис. 8): выведение на орбиту спутника Земли АС с ракетным блоком; запуск ракетного блока и перевод станции на траекторию полета к Луне; средний участок траектории, на котором выполнялась коррекция движения (1 февраля, 22 часа 29 мин.), обеспечившая встречу станции с поверхностью Луны в заданном районе; снижение с торможением и мягкая посадка на поверхность Луны (рис. 9).
Для получения наиболее благоприятных условий фотографирования лунной поверхности и для обеспечения теплового режима АЛС посадка осуществлена в районе терминатора, когда Солнце находилось над местным горизонтом под углом ~ 3°.
На основании данных наземных наблюдений выдвигались различные гипотезы о структуре и физико-химических свойствах лунной поверхности: гипотеза о пылевом покрове, о пемзовой или шлаковой структуре, о лавовых потоках базальтового типа и т. д. Из переданных АЛС фотографий видно (рис. 5): станция не погрузилась заметно в грунт, что свидетельствует о достаточной прочности пород поверхности Луны и отсутствии значительного слоя пыли. Поверхность более или менее ровная и, судя по линии горизонта, слабо волнистая. Основные элементы рельефа поверхности - впадины разного размера и камни. Эта поверхность, по-видимому, представляет собой излияния базальтовой лавы. Структура поверхности пород достаточно однообразна, что указывает на регулярность воздействующих факторов. Однако рельеф, показанный на фотографиях, может быть вторичного происхождения, возникший под влиянием различных процессов на поверхности Луны - например, значительного колебания температуры от +100° до - 150°С, воздействия ударов микрометеоритов, корпускулярного, рентгеновского и ультрафиолетового излучений, химических реакций.
Результаты измерений, проводимых с помощью установленных на станции «Луна-9» газоразрядных счетчиков, показали, что на участке полета между Землей и Луной интенсивность излучения превышает интенсивность излучения на поверхности Луны в 1,58 раза. Когда АЛС находится на поверхности, Луна экранирует счетчик излучения практически в половине телесного угла, и при отсутствии добавочного излучения уменьшение должно бы быть в два раза. Наблюдаемое избыточное излучение, составляющее 26% от половины интенсивности первичных космических лучей, обусловлено радиоактивностью лунной поверхности и вторичными частицами (частицами альбедо Луны), образованными первичными при взаимодействии с поверхностью и летящими в направлении от Луны. Большую часть добавочного излучения составляют частицы альбедо Луны, поэтому наиболее вероятная оценка величины радиоактивности лунной поверхности приводит к значениям радиоактивности на Луне, близким к значениям радиоактивности на Земле.
Сиддики:
Научные инструменты:
1. система визуализации
2. гамма-спектрометр
3. Детектор излучения КС-17М
Модель посадочного аппарата типа Е-6 (ЛАС) демонстрирует оригинальную «лепестковую» конструкцию. На картинке I мы видим космический аппарат Luna с (1) автоматической лунной станцией (АЛС), которая покрыта (3) тепловым покрытием. В идеале, на высоте 75 километров, обшивка (2) вокруг ALS должна находиться под давлением, как мы видим на картинке II. По команде радиовысотомера, расположенного в точке (4), сбрасываются два боковых пакета (5) от основного модуля и включается основной тормозной двигатель S5.5A. На заданной высоте от поверхности Луны находящийся под давлением шар (7) будет отделен от основного модуля и ударится о поверхность, как показано на картинке III. Покрытие под давлением, окружающее ALS, затем разделится на две части (8 и 9), открывая внутренний АЛС. Как показано на картинке V, лепестки посадочного модуля затем развернутся, стабилизируя основной корпус АЛС (14), позволяя работать небольшому набору научных инструментов. Сюда входили антенны (12 и 15) и камера (10). |
Результаты: с помощью этой миссии Советы совершили еще одно впечатляющее событие в космической гонке, первый выживший посадку искусственный объект на другом небесном теле и передача фотографий с его поверхности. «Луна-9» была двенадцатой попыткой Советской совершить мягкую посадку; это был также первый дальний космический зонд, построенный КБ Лавочкина, который спроектировал и построил все будущие советские (и российские) лунные и межпланетные космические аппараты. Все операции до посадки прошли без сбоев. 48-секундная коррекция в мсередине пути в 19:29 1 февраля на расстоянии 233000 километров от Луны направила зонд прямо на цель в Океане Бурь. Примерно за час до приземления на расстоянии 8300 километров «Луна-9» была приведена в надлежащее положение для торможения. Непосредственно перед включением двигателя были сброшены два боковых отсека, после чего были надуты две амортизирующие подушки безопасности, закрывающие посадочный модуль, до давления в 1 атмосферу. Его основной двигатель S5.5A включился на высоте 74,885 км над поверхностью и работал в течение 48 секунд, пока зонд не оказался на высоте 260–265 метров над землей, тем самым снизив скорость «Луны 9» с 2600 метров в секунду до нескольких метров в секунду. Прямо над поверхностью датчик длинным щупом соприкоснулся с поверхностью Луны, дав команду на выброс 58-сантиметровой сфероидной капсулы АЛС весом 99,8 кг из главного модуля. АЛС (все еще заключенный в окруженные подушки безопасности) приземлился в нескольких метрах от него. Время посадки было записано как 18:45:30 3 февраля 1966 г. к западу от кратеров Райнер и Мариус в Океане Бурь (7° 8' с.ш. / 64° 32' з.д., близко от расчётгой к 8° N / 64° W). Примерно через четыре минуты после приземления подушки безопасности раскрылись, и лепестки, закрывающие верхнюю часть АЛС, раскрылись. Ровно через четыре минуты и 10 секунд после приземления Луна-9 начала передавать исходные телеметрические данные обратно на Землю, хотя это было еще 7 часов (в 01:50 4 февраля, после того, как Солнце поднялось с 3° до 7° возвышения), потом зонд начал отправлять обратно первое из девяти изображений (включая пять панорам) поверхности Луны. Первые панорамные изображения прибыли в Москву очень рано утром, и, поскольку чиновники боялись разбудить советского куратора космической программы Дмитрия Устинова (1908–1984) (разрешение которого требовалось для публикации в советских СМИ), первые панорамные изображения были фактически опубликовано в британских СМИ благодаря сэру Бернарду Ловеллу (1913–2012) из обсерватории Джодрелл-Бэнк, который перехватил и проанализировал те же данные. На более поздних изображениях Солнце было намного выше, до 41°, что привело к изменению теневого рельефа изображений. Это были первые изображения, отправленные с поверхности другого планетарного тела. В какой-то момент диспетчеры заметили, что точка обзора Луны-9 немного сместилась по последовательности изображений, возможно, из-за уменьшения подачи воды в систему терморегулирования, которая изменила распределение веса. Это изменение перспективы (примерно на 100 мм) открыло возможность стереофотография поверхности. Детектор излучения КС-17М измерил дозу 30 миллирад в сутки. Возможно, самым важным открытием миссии было определение того, что посторонний объект не утонет в лунной пыли, т.е. что земля может поддерживать тяжелый посадочный модуль. Диспетчеры предполагали, что последний сеанс связи состоится 5 февраля (с 16:00 до 17:41), но были рады провести дополнительный сеанс связи 6 февраля (с 20:37 до 22:55). К тому времени, когда контакт был потерян, диспетчеры связывались с "Луной-9" в течение семи сеансов связи продолжительностью 8 часов 5 минут.