Л1 №13Л
20 января 1969 года 04:14:36 - старт
Т + 8 мин. 20,03 с - авария РН
СА спасён и восстановлен
|
Сиддики:
Научные инструменты: [неизвестно]
Результаты: это была шестая попытка орбитального полета робота в поддержку пилотируемой лунной программы L1 и первая после оглушительного успеха американского Аполлона-7 (8-!) в декабре 1968 года. Ракета-носитель «Протон» стартовала вовремя, и работа на первом этапе была номинальной. Однако во время работы второй ступени один из четырех двигателей ступени ложно отключился в Т + 313,66 секунды, примерно на 25 секунд раньше. Другие двигатели продолжали работать (и могли фактически компенсировать потерю тяги), но впоследствии двигатель третьей ступени также отключился рано во время своей последовательности запуска, при Т + 500,03 секунды, из-за поломки в питающем магистральном трубопроводе. топливо к генератору топливного газа. После полета, близкого к баллистическому, полезный груз L1 приземлился (и был восстановлен) к юго-востоку от Иркутска, недалеко от границы между СССР и Монголией.
Маров:
В последующие 8 месяцев, когда американцы пожинали плоды успешных полетов «Аполлона-8», -10» и -11», на пути осуществления советской пилотируемой лунной программы возникли еще три препятствия. Озабоченные решением проблем «Зонда», советские специалисты запланировали новый испытательный полет на расстояние до Луны, до открытия окна запуска на окололунную орбиту летом. Но запуск 7К-Л1 №13 сорвался в январе 1969 года из-за проблем со второй и третьей ступенями ракеты-носителя «Протон». Один из четырех двигателей второй ступени преждевременно отключился, а затем, в ходе вывода на орбиту, возникла неисправность в системе подачи топлива третьей ступени, и ее двигатель отключился.
Каманин:
20 января.
Сегодня опять не удалось выспаться — в пять утра я уже был на ногах: с Николаевым, Быковским и группой офицеров отправились на 81-ю площадку, где в 7:14 предстоял пуск ракеты УР-500К с технологическим кораблем Л-1. Там я встретил Тюлина, Курушина, Шабарова. Ни один из главных конструкторов на пуске не присутствовал, были только «замы их замов». Но Тюлин был доволен качеством подготовки ракеты и шел на пуск с большой уверенностью в успехе. У меня такой уверенности не было, хотя не было и особых оснований для сомнений.
Ракета стартовала отлично. После отделения первой ступени я сел в машину и поехал на КП второй площадки. На КП мне доложили, что на 501-й секунде полета ракета начала падать. Через несколько минут собрались все специалисты, приехали Тюлин и Курушин. Генерал Кутасин доложил, что «Круги» принимают пеленги корабля Л-1 из района юго-западнее Иркутска на территории Монголии. Примерно в 8:20 московского времени генерал Горин представил пленки телеметрических записей. Из анализа пленок телеметрического контроля полета стало ясно, что 4-й двигатель второй ступени не доработал 25 секунд, третья ступень включилась и могла бы «вытянуть» корабль на орбиту, но «умный» автомат, зафиксировав отказ двигателя, включил СБН — систему безопасности носителя, а СБН дала команду САС на спасение космического корабля. Так система автоматов сорвала очередной облет Луны. Корабль Л-1 благополучно приземлился на территории Монголии в 350 километрах от Иркутска. На поиск корабля ушло свыше трех часов, но с учетом аварийной ситуации и трудного для поиска района посадки (корабль сел в узкой долине между гор высотой более 3 000 метров) это время можно признать вполне удовлетворительным.
Черток:
Между благополучным возвращением на Землю четырех космонавтов и их торжественной встречей в Кремле вклинилась очередная авария при пуске 7К-Л1. На 501-й секунде активного участка один из четырех двигателей второй ступени не доработал 25 секунд. Система безопасности ракеты-носителя дала команду САС на спасение космического корабля. В который раз мы убедились в надежности САС! Но облет Луны снова сорван.