вернёмся в библиотеку?

«Аэрокосмическая техника» 1991 №1, сс.128-131


629.7.08

КОСМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМ. КЕННЕДИ1)

Томас О'Тул, научный обозреватель

1) Aerospace America, 1990, No. 9, pp. 10-11. Перевод A. Н. Гуляева.

© American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Все права сохраняются.

Запуски КЛАМИ "Спейс шаттл" — далеко не единственные события, происходящие в Космическом центре им. Кеннеди (КЦК). На первый взгляд все здесь осталось по-прежнему: монтажно-испытательный корпус, предназначенный для обслуживания "шаттлов", привычно возвышается над болотистой равниной космодрома; как и прежде, рев двигателей сотрясает воздух во время запусков со стартового комплекса 39, расположенного к югу от лагуны Москито. Столь же привычными, как и запуски космических кораблей, стали бесконечные экологические "войны", навязываемые администрации космодрома службой охраны природы. Вмешательство защитников природы привело к значительному улучшению условий существования животных в заповеднике (National Wildlife Refuge), расположенном на острове Меррит по соседству с космодромом. "Это последнее пристанище для животных", — говорит Пол Буканан, начальник Отдела медико-биологических исследований КЦК. Быстрый рост населения Флориды и интенсивное строительство привели к стремительному сокращению мест обитания птиц и млекопитающих."

Более трехсот видов птиц и пятидесяти видов животных, обитающих на суше и на море, нашли убежище в заповеднике, площадь которого составляет 56 700 Га. Остров Меррит расположен на южном конце восточного маршрута миграции североамериканских перелетных птиц. Общая численность птиц и млекопитающих, населяющих остров Меррит, достигает нескольких миллионов. По крайней мере восемь видов животных и растений, встречающихся на острове, занесены службой охраны природы в список редких, а девять — в список видов, находящихся под угрозой исчезновения. К первой из указанных категорий растений и животных, нашедших убежище среди ракет и стартовых площадок космодрома, относятся атлантический чешуеног, восточный мешотчатый полоз, флоридская хохлатая сойка, трубчатый клевер и розовая крачка, а ко второй — четыре вида морской черепахи, южный белоголовый орлан, черный аист, большой красноголовый дятел, а также дружелюбный и игривый ламантин.

Ламантины являются неотъемлемой принадлежностью острова Меррит. По словам Буканана, численность ламантинов, облюбовавших прибрежные воды острова, достигает 306. За последние три года она увеличилась примерно вдвое и составляет около четверти всей популяции морских коров, обитающих вблизи побережья штата Флорида. "Главным врагом ламантинов являются моторные лодки, столь популярные в нашем штате, — говорит Буканан. — В заповеднике нет моторных лодок, а специальные суда ("Либерти стар" и "Фридом стар"), используемые для транспортировки упавших в океан стартовых ускорителей, оснащены дополнительными водометными двигателями, предназначенными для передвижения в прибрежной зоне (при передвижении в прибрежной зоне гребные винты отключаются, чтобы не поранить ламантинов). Увеличение численности ламантинов свидетельствует о том, что их вполне устраивает такое обращение".

Кроме того, на острове обитает множество аллигаторов. В прошлом аллигаторы находились под угрозой исчезновения, однако резкое увеличение их численности, произошедшее в последнее время, позволило исключить этих животных из обоих списков службы охраны природы. Сегодня общая численность аллигаторов, обитающих на территории штата Флорида, оценивается в 1,2 миллионов. Болота и каналы КЦК являются местом обитания более чем 5000 аллигаторов. Персонал Центра настолько привык к ним, что некоторые из аллигаторов получили собственные имена.

Количество молний, ежегодно наблюдаемых на территории КЦК, уступает лишь численности обитающих на этой территории животных. Район мыса Канаверал занимает второе (после Тампы) место в США по годовому количеству гроз. Это обстоятельство объясняет многочисленные задержки запусков КЛАМИ "Спейс шаттл", особенно в летние месяцы. Среднегодовое количество гроз на мысе Канаверал достигает сотни, что означает около 50 000 молний в год, причем по крайней мере две из этих молний ударяют в стартовые площадки 39А и В, с которых осуществляются запуски "шаттлов". Молниеотводы, установленные на стартовых площадках, позволяют защитить космические корабли от попадания молний. Практика показала, что эти молниеотводы являются достаточно надежным средством защиты: во всех пяти известных случаях попадания молний в стартовые площадки (с установленными на них "шаттлами") космические корабли не получили повреждений.


25 января 1990 г. Космический корабль "Атлантис", покинувший монтажно-испытательный корпус, движется к стартовой площадке 39А. Программа предстоящего полета предусматривает выполнение задания министерства обороны.

Судьба ракеты "Атлас-Центавр", запущенной с территории КЦК три года назад, оказалась менее счастливой. Ударившая в ракету молния вызвала неполадки в работе бортового компьютера. Компьютер выдал команду на резкое увеличение угла рыскания, что послужило причиной разрушения ракеты в полете. Военно-морской спутник связи (FLTSATCOM), находившийся на борту ракеты, упал в Атлантический океан. Старшее поколение сотрудников КЦК хорошо помнит случай, произошедший при посещении космодрома президентом Никсоном 14 ноября 1969 г. во время запуска космического корабля "Аполло 12" к Луне. Молния, ударившая в ракету-носитель при входе в гряду облаков, привела к временному выходу из строя электрооборудования космического корабля. Этот случай заставил кардинально изменить инструкции, регламентирующие запуски космических кораблей во время грозы.

Администрация КЦК уделяет самое серьезное внимание защите космических кораблей от молний. На территории, примыкающей к космодрому (район мыса Канаверал), регулярно проводятся исследования причин возникновения молний и особенностей их взаимодействия с различными объектами. Только что завершенная восьмая серия исследований предусматривала использование тысяч метеорологических ракет (длиной около 0,9 м), работающих на твердом топливе.

Несмотря на то что климат КЦК оставляет желать лучшего, именно здесь вот уже в течение девяти лет осуществляются запуски КЛАМИ "Спейс шаттл". Предполагается, что в обозримом будущем функции КЦК не изменятся. "Центр им. Кеннеди не является временным космодромом, — говорит отставной генерал ВВС Форрест Маккартни, директор КЦК с 1986 г. (трагическая гибель космического корабля "Чэлленджер", произошедшая в 1986 г., привела к прекращению полетов КЛАМИ "Спейс шаттл" более чем на два года). — Он начал свою историю с запусков первых космических кораблей и будет существовать до тех пор, пока Америка не прекратит космических исследований, а Америка не сделает этого никогда".

Последний запуск КЛАМИ "Спейс шаттл" с территории КЦК состоялся 29 апреля. Утечки топлива, обнаруженные на кораблях "Колумбия" и "Атлантис", вынудили отказаться от запусков "Колумбии", "Атлантиса" и "Дискавери", запланированных на весну и лето. После устранения неполадок, законченного 10 августа, "Колумбия" была возвращена на стартовую площадку, в то время как "Атлантис" был перемещен в монтажно-испытательный корпус для проведения аналогичных работ. Недавно Маккартни опроверг распространяемые некоторыми средствами массовой информации слухи о якобы принципиальных осложнениях, вызвавших прекращение полетов КЛАМИ "Спейс шаттл". "Худшее из того, что может случиться, — это очередное неблагоприятное стечение обстоятельств, — говорит Маккартни. — Конечно, любая работа должна выполняться в соответствии с предварительно выработанными планами, но мы намерены осуществлять свои задачи на высоком профессиональном уровне, поэтому мы и только мы будем определять степень готовности кораблей к полету и назначать дату старта. Характер нашей работы требует не слепого следования заранее разработанному графику полетов, а корректировки планов в зависимости от достигнутых результатов".


"Шаттл" на стартовой площадке в ходе подготовки к запуску. Контейнер полезной нагрузки перед монтажом находится в специальном отсеке поворотной башни обслуживания.

Тщательность, с которой персонал КЦК устранял утечки водорода на кораблях "Колумбия" и "Атлантис", показывает, насколько серьезным является отношение специалистов к неполадкам в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД). Причиной столь пристального внимания к состоянию ЖРД послужила гибель "Чэлленджера". Маккартни считает, что для предотвращения подобных катастроф в будущем необходимо, чтобы каждый из 20 000 сотрудников КЦК более ответственно относился к своим служебным обязанностям. Новая техническая политика, осуществляемая руководством Центра, предусматривает значительное повышение уровня безопасности полетов. Численность инспекторов безопасности, контролирующих состояние КЛАМИ "Спейс шаттл", увеличилась со времени катастрофы "Чэлленджера" более чем в два раза. Общая численность инспекторов безопасности NASA возросла с 50 (1986 г.) до 127 (1990 г.). Количество специалистов, работающих в качестве инспекторов безопасности, осуществляющих контроль за состоянием маршевых ЖРД, твердотопливных стартовых ускорителей и других систем "шаттлов", увеличилось с 238 до 354.

Новая техническая политика руководства КЦК предусматривает привлечение к работе молодых специалистов, имеющих более высокий образовательный уровень. "Некоторые технические фирмы сталкиваются с определенными трудностями при привлечении к работе молодых специалистов, но для администрации КЦК такой проблемы не существует, — говорит Маккартни. — Причина заключается в том, что молодые американские инженеры по-прежнему стремятся связать свою судьбу с освоением космоса. Космос занимает особое место в сознании людей, и они стремятся быть причастными к его освоению".

Маккартни считает, что привлечение молодых специалистов для работы в КЦК позволит увеличить число запусков КЛАМИ "Спейс шаттл" до 10 — 12 в год. По его словам, такое количество запусков может быть реализовано уже в 1992 г. при использовании двух существующих стартовых площадок, третьей станции обработки информации, поступающей с борта космического корабля, нового центра материально-технического обеспечения полетов и вводе в эксплуатацию четвертого "шаттла" (первый полет этого корабля, получившего название "Эндевор", запланирован на 1991 г.).

По мнению Маккартни, перемещение службы материально-технического обеспечения полетов КЛАМИ "Спейс шаттл" из Космического центра им. Джонсона (Хьюстон) на территорию КЦК значительно облегчит работу персонала космодрома. "Мы были вынуждены, — говорит Маккартни, — снимать запасные части, необходимые для подготовки очередного корабля к полету, с других кораблей, находившихся поблизости. Эта практика наряду с другими недостатками в работе КЦК подверглась критике со стороны комиссии Роджерса. В настоящее время мы практически устранили подобные недостатки в нашей работе". Маккартни считает, что использование "шаттлов" для сборки и обслуживания орбитальной станций, запланированное на 1995 — 1999 гг., не приведет к значительному увеличению числа запусков и позволит обойтись двенадцатью запусками в год. "Возможно, нам придется увеличивать как численность персонала, так и количество рабочих смен, — говорит он, — но наша работа не будет жестко регламентироваться какими-либо планами".

Маккартни мечтает о времени, когда "шаттлы" будут возвращаться на территорию КЦК тем же способом, каким они ее покидают, т. е. с помощью собственных двигателей. На 36 запусков КЛАМИ "Спейс шаттл", произведенных с территории КЦК, приходится лишь пять выполненных здесь посадок (последняя посадка на территорию КЦК осуществлена 19 апреля 1985 г.). Космический центр им. Кеннеди имеет специальную посадочную полосу для приема "шаттлов", строительство которой обошлось в 40 миллионов долларов. Тем не менее наибольшее число посадок (29) совершено на военно-воздушной базе "Эдвардс", расположенной в пустыне. (Как известно, "Чэлленджер" не совершил ни одной посадки (не совершил одной посадки? — Хл), а один из "шаттлов" совершил посадку на ракетном полигоне "Уайт Сендз" в штате Нью-Мексико.) Использование посадочных полос Калифорнии для приземления "шаттлов" обошлось NASA в 100 миллионов долларов и привело к многочисленным задержкам, составившим по крайней мере шесть месяцев в суммарном исчислении.

Главной причиной, заставлявшей принимать решения о посадках "шаттлов" на военно-воздушной базе "Эдвардс", были сложные метеоусловия, складывавшиеся в районе мыса Канаверал на момент посадки. Кроме того, посадочная полоса КЦК с рифленым бетонным покрытием считается слишком жесткой для покрышек и тормозов шасси "шаттлов". Недавно на посадочную полосу КЦК (на ее участках, примыкающих к обоим концам и имеющих протяженность 610 м) было нанесено новое покрытие повышенной гладкости. В апреле проведено испытание новых колесных тормозов КЛАМИ "Спейс шаттл". На военно-воздушной базе "Эдвардс" планируется провести испытание тормозного парашюта, предназначенного для снижения посадочной скорости. Такой парашют будет установлен на новом корабле "Эндевор", сборку которого предполагается завершить в будущем году. Остальные "шаттлы" также будут оснащены тормозными парашютами. В этих условиях единственным препятствием для посадок на территории КЦК будут лишь неблагоприятные метеоусловия. "Погода всегда будет затруднять посадку на территории КЦК, таков уж местный климат, — говорит Маккартни со смиренным вздохом, — но я считаю, что через год-другой мы их начнем осуществлять, а в более отдаленном будущем такие посадки станут обычным делом".