вернёмся в библиотеку?

«Аэрокосмическая техника» 1991 №3, сс.189-190


ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ КОСМОНАВТИКИ1)

Уильям Д. Инглиш, научный обозреватель

1) Aerospace America, 1990, No. 12, p. 29. Перевод А. H. Гуляева.

© American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Все права сохраняются.

Управление коммерческого применения космической техники еще не утвердило инструкции по выполнению поправок 1988 года к Закону о коммерческих запусках носителей (Commercial Space Launch Act), поэтому некоторые важные аспекты этого закона по-прежнему нуждаются в уточнении. Наиболее остро в уточнении нуждаются аспекты, регламентирующие порядок возмещения ущерба, нанесенного участниками коммерческого запуска третьей стороне, а также аспекты, регламентирующие правовые отношения между неправительственными организациями в этом случае. Аспекты второй группы имеют непосредственное отношение к правовому спору между фирмами Martin Marietta и Intelsat, возникшему из-за неудачного запуска ракеты-носителя "Титан". Ракета должна была вывести на переходную орбиту спутник "Intelsat 6", но не смогла этого сделать. (Заметим, что контракт между этими фирмами был подписан более чем за год до принятия поправок к закону.) Главный вопрос этого правового спора заключается в том, квалифицировать ли неудачу при запуске как нарушение контракта, как преступную халатность или как сочетание преступной халатности с нарушением контракта.


Неудачный запуск изображенной на фотографии ракеты-носителя "Титан" со спутником "Intelsat 6" на борту послужил причиной правового спора между фирмами Martin Marietta и Intelsat.

Если не будут приняты меры по уменьшению космического мусора, риск столкновения повысится настолько, что существенно снизится экономическая эффективность космической техники и возникнет реальная опасность человеческих жертв. При юридическом отделе Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA) создана специальная группа для изучения проблемы космического мусора, руководимая Полом Алиром, членом Национальной академии наук. Эта группа занимается разработкой стандартов, рекомендаций и инструкций, которые позволили бы мировому сообществу контролировать коммерческую деятельность в околоземном пространстве и остановить его засорение. Специалисты в области космической техники предложат необходимые стандарты и инструкции, а экономисты спрогнозируют влияние этих документов на дальнейшее развитие коммерческой космонавтики. Предполагается, что результаты работы этой группы будут опубликованы в ближайшее время.

При принятии решений о возможности использования американскими фирмами советских ракет-носителей прежде всего будут учитываться торговые ограничения и соображения национальной безопасности. Представители американских компаний, задействованных в коммерческой космонавтике, считают, что проникновение русских на рынок коммерческих носителей повредит их бизнесу, поскольку русские предлагают свои услуги по ценам, значительно уступающим рыночным. С другой стороны, компании, владеющие коммерческими спутниками и осуществляющие их эксплуатацию, чрезвычайно заинтересованы предложениями русских, поскольку сравнительно низкая плата за использование носителей позволит этим фирмам повысить конкурентоспособность на мировом рынке.

Столь резкая поляризация интересов различных американских фирм в вопросах сотрудничества с русскими побудила (наряду с другими проблемами) правительство США принять далеко идущую программу переговоров с Западной Европой, СССР, а позднее, возможно, и с Японией. Цель будущих переговоров заключается в том, чтобы создать "свободный и справедливый рынок коммерческих носителей". В настоящее время правительство США ведет переговоры с Китаем, чтобы в соответствии с существующим договором по носителю "Лонг Марч" решить вопрос о необходимости применения санкций в связи с нарушением, якобы имевшим место в случае со спутником "Arabsat". Исход этих переговоров покажет, сможет ли американо-китайский договор послужить моделью для заключения аналогичных соглашений с СССР и другими космическими державами.

В настоящее время низкие околоземные орбиты (НОО) широко используются для размещения многочисленных спутников, обеспечивающих радиосвязь с подвижными объектами. Это сделало актуальным принятие специального закона, регламентирующего закрепление той или иной НОО за определенным спутником. (Закон, принятый Международным союзом электросвязи, регламентирует распределение лишь геосинхронных орбит. Использование НОО никакими правилами не регламентируется.) Бурное развитие коммерческой космонавтики неизбежно вызовет резкое увеличение количества спутников, в том числе и на низких околоземных орбитах, поэтому специальный закон, регламентирующий использование НОО, должен быть принят в самом ближайшем будущем.