«Америка» 1962 г. №74 (ноябрь), с.48-49


НА СТРАЖЕ ПОГОДЫ Ричард Монтагю

С

овершая каждые сто минут оборот вокруг земного шара, спутник пристально вглядывается в него двумя стеклянными глазами своих телевизионных камер. Одна из камер снимает облака и поверхность Земли на пространстве около полутора миллионов квадратных километров. Другая фотографирует более детально значительно меньшие площади.

Пройдя под яркими лучами солнца, спутник продолжает свой полет темной ночью. Глаза его тогда бездействуют, но зато бодрствуют неутомимые приборы. Они измеряют интенсивность и различные компоненты инфракрасных излучений Земли и атмосферы и собирают данные для определения высоты облачности. Все данные записываются на магнитную ленту и затем по радио поступают на наземные станции. Магнитофоны, камеры и радиопередатчики работают в полном безмолвии, так как спутник находится на расстоянии сотен километров от Земли.

О роли искусственных спутников в создании системы глобальной службы погоды немало говорилось на конференции метеорологов весной 1962 года в Вашингтоне, куда прибыли представители сорока стран. К тому времени Соединенные Штаты успели уже запустить в космос четыре метеоспутника, которые передали на Землю свыше ста тысяч фотографий облачного покрова, а также ценные данные об инфракрасных излучениях, используемые в исследовательской работе.

Советский Союз был представлен на вашингтонской конференции заместителем начальника Гидрометеорологической службы СССР К. Т. Логвиновым, ее главным инженером И. С. Николаевым и инженером В. Д. Кармановым, а также начальником одного из отделов Центрального института прогнозов А. Д. Чистяковым.

Со времени запуска Тироса I в апреле 1960 года, американские метеоспутники собрали сведения о двадцати с лишним тропических штормах. Среди них был ураган, замеченный Тиросом III над Атлантическим океаном; наземные средства метеорологической службы обнаружили его лишь через сутки. Благодаря спутникам метеорологи получили возможность осуществлять наблюдения за погодой в районах пустынь и океанов, что раньше плохо удавалось, а также точнее чем когда-либо определять местонахождение штормов и других атмосферных явлений.

Еще более эффективными будут новые спутники Нимбус. В противоположность своим предшественникам типа Тирос, которые охватывали за сутки лишь около двадцати процентов земной поверхности, новые спутники смогут фотографировать, по меньшей мере один раз в сутки, любую точку поверхности Земли, за исключением тех мест, где царит полярная ночь. Снимки, делаемые спутниками через короткие промежутки времени, охватят пространство около 650 километров в ширину и 2250 километров в длину. Мозаика из таких снимков будет давать метеорологам каждые 24 часа полную картину облачного покрова Земли.

Запуск первого из целой серии Нимбусов предполагается в 1963 году. Вывод на орбиту в течение ближайших лет спутников более усовершенствованного типа вероятно позволит не только фотографировать облачный покров при дневном свете и получать необходимые данные в ночное время при помощи инфракрасного оборудования, но также измерять количества углекислого газа, водяных паров и озона в атмосфере.

По ныне существующей системе обмена метеорологической информацией, сведения, получаемые со спутников, распространяются путем кодирования или факсимильным способом. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и в результате обмена посланиями между Президентом Джоном Ф. Кеннеди и Председателем Совета Министров Н. С. Хрущевым (оба высказались за использование спутников в целях организации глобальной службы погоды) ожидается расширение программы обмена метеорологическими наблюдениями.

Весной текущего года ныне покойный д-р Гарри Уэкслер, директор исследовательского отдела Бюро погоды США, встретился с помощником начальника Гидрометеорологической службы СССР д-ром В. А. Бугаевым. На конференции Всемирной метеорологической организации в Женеве было достигнуто соглашение о всемирной службе погоды. Будет создана сеть региональных метеорологических центров, использующих как искусственные спутники Земли, так и обыкновенные метеостанции. При такой системе наблюдений погоде не утаить своих секретов.



Доктор Герберт Батлер, начальник проекта по запуску Тироса, показывает гостям модель спутника.



Телекоммуникационную установку осматривают советские метеорологи И. С. Николаев, К. Т. Логвинов и В. Д. Карманов



Метеорологи у телефонной аппаратуры, связывающей Центр им.Годдарда со станциями прослеживания.

СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ В КОСМИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

Во время метеорологической конференции зарубежные гости посетили в городке Гринбелт под Вашингтоном Космический центр имени Годдарда, предназначенный для изучения и мирного использования межпланетного пространства. Здесь разрабатываются проекты изучения космоса и запуска искусственных спутников, собираются и расшифровываются поступающие с космических кораблей сигналы, обрабатываются сделанные метеоспутниками снимки облаков и движения штормов. Затем все данные тщательно изучаются метеорологами и другими специалистами.

Кроме того, Гринбелт — центр двух глобальных систем связи с искусственными спутниками Земли. Одна из них, состоящая из семнадцати станций прослеживания, предназначена для космических кораблей с человеком на борту, другая — из тринадцати станций — поддерживает связь со спутниками-роботами. Полученные данные поступают в электронные вычислительные устройства, которые почти мгновенно снабжают сотрудников Центра всеми необходимыми сведениями.

Центр проектирует и строит станции для связи со спутниками, которые придут на смену существующим. Оснащенные огромными параболическими антеннами, они будут улавливать радио— и телесигналы широкого диапазона.



С помощью электронных вычислителей на экранах указывается местонахождение космического корабля на орбите.