«Америка» 1969 г. декабрь (158), с.38-39



ЛИЦОМ К ЛИЦУ С КРАСНОЙ ПЛАНЕТОЙ

«Маринеры» фотографируют Марс крупным планом




Устраняя «шумы», компютер анализирует снимки «Маринера» (первое фото сверху) и снимает слой электронных помех, покрывающих изображение (второе фото). Когда все лишние элементы удалены, вырисовываются детали снимка, который подвергается дальнейшей обработке (нижнее фото).
В

тот день, когда человек впервые ступил на лунную поверхность, два других космических исследователя — на сей раз автоматические беспилотные корабли — приближались еще к одной, более далекой цели. Им предстояло выполнить очень важную задачу: передать на Землю снимки Марса.

Две межпланетные космические станции — «Маринер-6» и «Маринер-7» — пролетели мимо красной планеты в июле и августе, с интервалом в пять дней. Совершая пролет около Марса на расстоянии примерно 3200 км от его поверхности, они фотографировали планету и передали на Землю снимки поразительной ясности. В течение целой недели в Соединенных Штатах, а также и во многих других странах мира, по телевидению передавали репортаж из космоса: люди увидели на экранах своих телевизоров поверхность Марса — загадочной планеты, которая веками пленяла воображение наших предков.

То, что они увидели, во многом напоминало лунный пейзаж: та же неровная поверхность, усеянная кратерами, тот же неприветливый и пустынный вид. Ни гор, ни долин, ни рек, ни океанов, как на Земле, которая в этом отношении, быть может, является уникальным островком в просторах Солнечной системы.

На фотографиях ученые обнаружили знаменитые каналы, которые со времени их открытия, почти сто лет тому назад, так волновали человечество. Один из каналов — «Агатадемон» — оказался обширным продолговатым районом около 160 км в ширину и 1100 км в длину, без отчетливо видимых краев. Маринеры подтвердили, что «каналы» на Марсе есть, но что они собой представляют — остается по-прежнему загадкой.

Маринеры также сфотографировали таинственное облако, имеющее очертания буквы «дубльве», которое при ближайшем рассмотрении оказалось тремя, а может быть и четырьмя, белыми пятнами, расположенными в форме названной буквы. Это и другие облака появляются над Марсом, видимо, после полудня, подобно грозовым тучам на Земле, в одних и тех же местах над экватором. Некоторые ученые связывают их с оазисами, образующимися там, где растаял подпочвенный лед, в результате чего на поверхности в общем безводной планеты появляется вода.

Но самым интригующим на снимках Марса было полярное пятно, или ледяная шапка, на южном полюсе, где сквозь белый покров пробиваются края кратеров и другие возвышенности.

И вот там, у кромки ледяной шапки, исчезающей в теплое время года и возникающей вновь в холодное, возможна жизнь. Так одно время думал д-р Джордж Пиментел, профессор Калифорнийского университета. Направив инфракрасный спектрометр на загадочные белые кратеры, профессор обнаружил там то, что он называет «характерными отпечатками» аммиака и метана — двух газов, которые, по всей вероятности, способствовали возникновению первых признаков жизни на Земле. «Нельзя не предположить, — заявил он, — что газы эти биологического происхождения».

Заявление проф. Пиментела поразило его ученых коллег, которые почти уже пришли к решению, что суровые условия Марса не способствуют возникновению жизни. Так например, плотность атмосферы планеты настолько низка, что о защите от смертоносных ультрафиолетовых солнечных лучей не может быть и речи.

Вопрос еще больше усложнили температурные измерения полярной шапки. Данные, полученные с помощью инфракрасного радиометра сотрудником Калифорнийского технологического института д-ром Джерри Нейгебауэром, показывают температуру минус 160 градусов Цельсия, что равно температуре замерзшей углекислоты, или сухого льда. Однако д-р Пиментел считал, что температура белого покрова гораздо выше, а именно минус 70 градусов Цельсия, что достаточно для испарения «сухого льда»; шапка состоит из водяного льда, говорил он.

Однако коллеги отнеслись, в общем, к его словам с недоверием. Д-р Лейтон отметил, что воды на Марсе так мало, что ее хватило бы лишь на тонкий, как бумага, снежный покров; однако снимки «Маринеров» показывают, что это не так: покров значительно толще. Норман Г. Горовиц (биолог Калифорнийского технологического института) полагает, что если на Марсе и существует жизнь, то лишь состоящая из микроорганизмов, которые намного выносливее наших земных. «Во всяком случае, такой жизни, как на Земле, там нет».

Наконец, д-р Пиментел пересмотрел свои позиции и признал свою точку зрения ошибочной. Однако обе стороны поддержали мнение д-ра Брадфорда Смита, который заявил: «Мы вправе высказывать по поводу жизни на Марсе любые предположения, но по-настоящему вопрос будет решен лишь тогда, когда космический корабль совершит посадку на Марс — а это должно произойти в недалеком будущем».

Вот здесь должна быть жизнь? Много споров разгорелось о южном полюсе. Покрыт ли он льдом или замерзшей двуокисью углерода? Если есть вода, то должна быть и жизнь, по мнению некоторых ученых.