«Америка» 1971 г. декабрь (№182), с.27-30
Джемс Ирвин салютует флагу США; справа кабина «Фалкон» и луноход «Ровер». |
Н |
Программа «Аполлона-15», пожалуй, в большей мере, чем все предыдущие, преследовала научные цели. И хотя в нее включили кое-какие эксперименты технического характера, однако в основном полет был посвящен науке.
Пройдут месяцы, прежде чем будут подтверждены даже самые очевидные новые факты о нашей соседке. А на изучение всех данных, собранных экипажем корабля «Аполлон-15», потребуются годы.
Нужно сказать, что научная сторона экспедиции была на высоте благодаря той роли, которую в ней сыграли сами астронавты. Все трое — офицеры ВВС США. За два года они сумели отлично подготовиться к выполнению столь сложного задания. Даже устные донесения, поступавшие по радио на Землю от Дэвида Скотта и Джемса Ирвина с Луны, а также от Альфреда Уордена из командного отсека с лунной орбиты, содержали в себе немало ценных сведений, которые ученые еще до возвращения отважной тройки на Землю начали сопоставлять с уже имеющимся в науке запасом данных.
Ни Скотт, ни Ирвин, ни Уорден не являются учеными, хотя каждый из них обладает научной степенью в инженерном деле. Однако за время подготовки они научились многому — особенно в геологии, — и этого было достаточно для того, чтобы астронавты могли успешно сотрудничать с оставшимися на Земле учеными.
В соответствии с программой, экипаж «Аполлона-15» осуществил, включая эксперименты, которые продлятся два года, следующее:
На пути к Луне и во время возвращения на Землю
• Фотографирование лунного затмения приблизительно на половине расстояния от Земли до Луны. Этот опыт поможет ученым установить, как земная атмосфера изменяет лучи света.
• Фотографирование Луны и Земли с применением фильтров с целью получения фото при лучах видимого спектра и при трех видах ультрафиолетовых лучей.
• Исследование так называемых «рентгеновских пульсаров», недавно обнаруженных с помощью ИСЗ; с Земли этого сделать нельзя, так как атмосфера нашей планеты поглощает рентгеновские лучи.
• Астронавты, находясь в космосе, являлись также объектами различных медико-биологических исследований, которые, помимо изучения деятельности жизненно-важных органов, включали также измерение понижения содержания минеральных веществ в костной ткани астронавтов, находящихся в состоянии невесомости.
На лунной поверхности
• Расстановка набора научных инструментов, подобных тем, которые в свое время оставили на Луне астронавты «Аполлона-12» и «Аполлона-14». На сей раз удастся получить более подробные сведения о районе высадки, который станет третьим сейсмологическим пунктом на лунной поверхности. Теперь с помощью триангуляции ученые смогут точно определить место происходящего на Луне того или иного явления. В наборе инструментов, установленных в районе третьей высадки, были: сейсмограф для регистрации лунотрясений; датчик плотности пыли, который позволит определить степень оседания пыли на Луне и выяснить, какое это оказывает влияние на охлаждение и нагревание ее поверхности; магнитометр для измерения магнитной деятельности на Луне и в окололунном пространстве; спектрометр солнечного ветра для определения влияния на Луну долетающих до нее солнечных частиц; сверхчувствительный термический детектор ионов, регистрирующий присутствие позитивно заряженных частиц в окололунном пространстве (прибор этот оснащен ионизационным вакуумметром с холодным катодом для измерения плотности некоторых частиц).
• Кроме этих инструментов, которые были также и ранее доставлены на Луну двумя предыдущими экипажами, Скотт и Ирвин установили детектор для измерения тепловых потоков из лунных недр на поверхность. Для осуществления этого эксперимента были сделаны скважины глубиной до трех метров с интервалами в девять метров между ними; в скважинах были установлены сверхчувствительные электрические термометры.
(Перед стартом лунной кабины «Фал-кон», направившейся на встречу с основным блоком «Эндевор», в котором находился Уорден, Скотт и Ирвин оставили на участке своего прилунения в память о погибших исследователях космоса статуэтку, облаченную в скафандр, и металлическую табличку с именами американских и советских героев.) На лунной орбите
Задание основного блока на окололунной орбите не ограничивалось лишь ожиданием возвращения лунопроходцев. Отделение для оборудования в двигательном отсеке, ранее пустовавшее, теперь было заполнено множеством приборов, управление которыми осуществлялось из основного блока, так что до возвращения лунной кабины через двое суток. Уорден тоже не сидел сложа руки.
Во время одного из трех сеансов работы на Луне Ирвин берет совком пробу лунного грунта (вверху). Астронавты совершают почти 20-километровое путешествие (справа) в Апеннинских горах; на заднем плане гора Хэдли. На карте внизу: лунные маршруты астронавтов в районе каньона Хэдли Рилл. |
В отделении для оборудования были размещены:
• Панорамная фотокамера; в ней было достаточно пленки для 1650 снимков, каждый из которых охватывал участок в 300 км длины и 20 км ширины.
• Картографическая фотокамера с пленкой на 3000 снимков, каждый из которых охватывал участок в 170 х 170 км. У этой камеры разрешающая сила была ниже, чем у камеры панорамной, и ее снимки служили базой, которую панорамная камера дополняла. В систему картографирования входила звездная камера, которая автоматически в момент съемки лунной поверхности фотографировала небо. Таким образом по положению звезд на каждом снимке ученые определяли, какой участок лунной поверхности был сфотографирован. И, наконец, лазерный высотомер, определявший расстояние между кораблем и Луной, также снабжал компютер-картограф дополнительными данными о точном местонахождении лунных объектов.
• Четыре спектрометра измеряли различные излучения с Луны, идущие как из ее недр, так и с поверхности. На трассе Луна-Земля пилот основного блока Уорден вышел в открытый космос и извлек кассеты со снимками поверхности Луны из фотокамер, установленных в двигательном отсеке, так как возвращение последнего на Землю не предусматривалось.
Выход Уордена в открытый космос. |
Чтобы ознакомиться с результатами проведенных астронавтами экспериментов и сделать предварительный анализ 77 кг лунных пород, ученым понадобится немало времени. Но они это знали еще до приводнения экипажа «Аполлон-15» в Тихом океане, ибо были уверены, что астронавты доставят на Землю потрясающие материалы, включая образец кристаллической породы, который, по мнению многих, является осколком первоначальной лунной коры, а также образец, взятый из глубины лунной поверхности, который может много рассказать исследователям о Луне и о солнечной активности.
Завершение космического рейса: с двумя раскрытыми парашютами (третий не раскрылся) экипаж «Аполлона-15» идет на приводнение в Тихом океане | |
Астронавты благополучно совершили приводнение (вверху и справа), хотя удар и был сильнее обычного. |
В начале полета произошла маленькая неувязка: загорелся свет, предупреждающий о неполадке в основной ракете. В конце концов удалось выяснить, что неполадка произошла в выключателе, а не в ракете. Кроме того, впервые в истории космических полетов в США перед приводнением астронавтов не раскрылся третий парашют. Нужно сказать, что несмотря на все это Скотт, Ирвин и Уорден проявили завидное хладнокровие.
Даже люди, совершенно не интересующиеся ни строением Луны, ни ее историей, с удовольствием наблюдали по цветному телевидению за работой астронавтов. Телекамера, которая вела передачу, управлялась операторами с Земли. Зрители видели и прилунение, и лунные пейзажи, и старт лунной кабины «Фалкон» с Луны. Они слышали марш американских ВВС, который заиграл магнитофон в кабине.
Но больше всего зрителей заинтриговал двухместный луноход «Ровер». На нем астронавты Скотт и Ирвин пропутешествовали свыше 30 км по Луне. На луноход они грузили свои инструменты, приборы для экспериментов и образцы лунных пород. «Ровер» намного облегчил пребывание астронавтов на Луне, а пробыли они там вне лунной кабины более 17 часов — почти столько, сколько затратили на прогулки по Луне два предыдущих экипажа вместе взятых. С луноходом также произошла маленькая неприятность: перед первой поездкой у «Ровера» отказала система поворота передних колес, так что Скотту и Ирвину пришлось использовать систему поворота задних колес. Но уже во время второй поездки функционировали обе системы, и батарейный луноход доставлял астронавтов туда, куда они хотели.
Путешествие «Аполлона-15» длилось 12 дней — это было самой продолжительной экспедицией для корабля данной серии. Так как ученые уже больше не опасаются угрозы занесения болезней с Луны, астронавты карантина не проходили. В карантине оказался их груз, чтобы избежать заражения земными бактериями.