«Америка» 1972 г. декабрь (№194), с.1, 47-49
  |
Осуществление стыковки в космосе двух кораблей, стартующих с противоположных сторон земного шара, создает возможность в будущем приходить на помощь экипажам кораблей обеих стран в случае аварии или затруднительного положения. Основная задача экспериментов, которые начнутся в 1975 году, — повысить безопасность полетов человека в космос. «Это не просто символический жест, свидетельствующий о сотрудничестве двух великих держав, — сказал Вице-президент США Спиро Т. Агню, — это реальная основа для создания прочной, эффективной и продолжительной программы, которая поможет народам Советского Союза и Соединенных Штатов укрепить узы взаимной дружбы не только в космосе, но и здесь на Земле».
Первый космический эксперимент предусматривает стыковку пилотируемых космических кораблей типа «Союз», которые используются СССР с 1967 года, и типа «Аполлон» (командный и двигательный отсеки), которые используются США с 1968 года. Новый стыковочный механизм, возможно, станет стандартным для последующих советских и американских космических кораблей.
Согласно смете, расходы США на подготовку и осуществление первого совместного эксперимента составят примерно 250 миллионов долларов. Кроме того, конечно, следует учесть суммы, уже затраченные на постройку дублетов корабля «Аполлон» и ракеты-носителя «Сатурн-IВ», нужда в которых теперь отпадает. Число американцев, принимающих участие в осуществлении совместного эксперимента, постоянно увеличивается и к концу 1974 года будет равняться 4400 человекам.
Сотрудничество в области космических исследований между США и СССР началось в 1962 году, но развивалось медленными темпами. Однако в апреле 1970 года в результате неофициальной беседы между академиком Анатолием А. Благонравовым и д-ром Томасом О. Пэйном, в то время руководителем Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), положение изменилось к лучшему. Д-р Пэйн, озабоченный аварийной обстановкой, в которой очутился экипаж корабля «Аполлон-13» — Джемс Ловелл, Джон Свайгерт и Фред Хейс, — только что благаполучно возвратившийся на Землю, поинтересовался возможностью сотрудничества в целях обеспечения безопасности экипажам пилотируемых кораблей. Предложение нашло широкий отклик и обсуждалось в научных кругах обеих стран. Приветствовали его и сами космические исследователи.
В 1970 году Советский Союз посетил Нил А. Армстронг, первый человек, ступивший на поверхность Луны. В своей речи, обращенной к советским ученым, он заявил, что был бы рад принять участие в совместном полете советского и американского экипажей. Вскоре после этого советские космонавты Андриян Г. Николаев и Виталий И. Севастьянов, совершившие рекордный 18-дневный полет в 1970 году, побывали с визитом в Соединенных Штатах. В разговоре с американскими журналистами они также высказались за совместные полеты.
Первое совещание специалистов по технике сближения и стыковки состоялось в Москве 26 октября 1970 года и продолжалось три дня. Советскую делегацию возглавляли академик Борис Н. Петров и космонавт Константин П. Феоктистов, член экипажа корабля «Восход», совершившего в 1964 году 16 витков вокруг Земли. Руководителем американской делегации был д-р Роберт Р. Гилрут, директор Центра пилотируемых полетов в Хьюстоне (сейчас эту должность занимает д-р Кристофер К. Крафт).
На первом совещании было решено организовать три смешанные группы специалистов, которые займутся разработкой основных принципов стыковки. Группе № I поручили разработать технические аспекты конструкции корабля для обеспечения сближения и стыковки в будущем; ее возглавили два руководителя.
С советской стороны это член-корреспондент Академии наук СССР Константин Д. Бушуев. Ему 58 лет, он уроженец Калужской области, специальное образование получил в Московском авиационном институте. В 1957 году в связи с запуском первого советского ИЗС ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
С американской стороны это Глинн С. Ланни. Ему 35 лет, он уроженец Олд-Форджа, одного из городов пенсильванского угольного бассейна. Во время высадок экспедиций «Аполлона» на Луну он возглавлял отдел управления полетами в Хьюстоне. В апреле 1970 года за свою работу по организации полета «Аполлона-13» был награжден медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».
Группе № 2 поручено обеспечить совместимость американской и советской систем наведения, управления и связи. Ее возглавляют Виктор П. Легостаев и Дональд С. Читам. Группа № 3 разрабатывает конструкцию стыковочного механизма и соединительного туннеля между кораблями; эту группу возглавляют Владимир С. Сыромятников и Дональд С. Уэйд.
С самого начала переговоры носили откровенный и деловой характер. Обе стороны обеспечили друг другу доступ ко всем техническим данным, а также предоставили возможность осмотра учебно-тренировочных центров сперва в Звездном городке под Москвой, а затем в Хьюстоне. На первом заседании была выработана детальная программа работ, чтобы, таким образом, обеспечить возможность обеим сторонам добиться скорого решения проблем путем независимых, но координированных действий.
«На первый взгляд процесс этот может показаться громоздким, — говорит д-р Джордж Лоу, заместитель директора НАСА. — Но, по существу, это тот же самый процесс, которого мы придерживались при разработке стыковочной системы для нашей лунной кабины и отсека экипажа. Сперва нам нужно было четко изложить наши требования, а затем, встретившись с конструкторами двух фирм, выполнявших соответствующие заказы, мы из двух проектов создали одну систему. В данном случае, правда, речь идет не о двух фирмах, а о двух государствах. Но методы, блестяще себя оправдавшие в прошлом, вполне применимы и к нынешним условиям».
Приблизительно так будет выглядеть стыковка космических кораблей «Союз» и «Аполлон». Слева показан стыковочный модуль, которым будет оснащен американский корабль. |
Проект сближения кораблей и стыковки составляет лишь часть программы широкого сотрудничества в области космических исследований. Основные элементы этой программы были согласованы в январе 1971 года при встрече советской и американской делегаций, возглавляемых академиком Мстиславом В. Келдышем, президентом Академии наук СССР, и д-ром Лоу. Соглашение предусматривало обмен небольшими количествами образцов лунных пород, доставленных экипажами американских кораблей «Аполлон» и советскими автоматическими станциями «Луна». Кроме того, соглашение предусматривало:
● совместное определение объектов дальнейших исследований и обсуждение полученных результатов работ;
● обмен метеорологической информацией;
● координацию исследований с помощью ракет-зондов;
● изучение природной среды посредством космической и наземной аппаратуры;
● расширение обмена данными в области космической биологии и медицины.
На этом совещании д-р Лоу предложил академику Келдышу осуществить встречу на орбите и стыковку космических кораблей «Аполлон» и «Союз». После этого, в 1971 году, специалисты встретились дважды: в июне в Хьюстоне, где они решили приступить к изучению технических и экономических аспектов космического эксперимента, и в ноябре-декабре в Москве, где они пришли к выводу, что эксперимент осуществим. В 1972 году состоялось несколько встреч отдельных смежных рабочих групп, а затем, в июле, — четвертое пленарное совещание. Во время этих встреч были разработаны некоторые технические вопросы, связанные с проблемой совместимости советских и американских космических кораблей.
Так, например, рабочая группа № I выработала конкретные обозначения систем координат для определения позиции в околоземном пространстве с учетом движения Земли и предварения равноденствий. С докладом по этому вопросу выступил американский математик Бэдфорд Ф. Кокрелл. Группа также договорилась о составе атмосферы в отсеке экипажа, процедуре перехода из одного корабля в другой и о системах, необходимых для осуществления перехода после стыковки. Этот проект был разработан советским инженером Ильей Лавровым.
Рабочая группа № 2 разработала детали, касающиеся внешних осветительных средств, радиослежения и систем управления и стабилизации для обоих типов кораблей. Группа № 3 определила спецификации для систем стыковки и соединительного туннеля между кораблями, а также параметры модели, которая должна быть сконструирована.
По мере расширения сотрудничества между американскими и советскими представителями появилась потребность в более тесных и регулярных контактах. В результате этого была налажена прямая телефонная связь между Москвой и Хьюстоном, а также установлены телетайпы в советском и американском проектных бюро. Первый телефонный разговор состоялся 2 марта 1972 года; он продолжался 1 час 15 минут. Обе стороны обменялись информацией о результатах технической работы и уточнили детали по организации совещания смешанной рабочей группы № 3, которое состоялось тремя неделями позже в Хьюстоне. Разговор, с участием переводчиков, происходил между Константином Бушуевым в Москве и Колдуэллом Джонсоном в Хьюстоне и некоторыми их сотрудниками.
К апрелю 1972 года обсуждение технических аспектов дела настолько продвинулось, что назрел вопрос о составлении совместного проекта. Для этой цели обе делегации (советскую возглавлял В. А. Котельников, американскую — д-р Лоу) собрались в Москве и обсудили дальнейшие планы.
Было решено увеличить обмен информацией и количество взаимных визитов, зафиксировать на русском и английском языках общую документацию, составить совместное расписание работ, инспекций оборудования и его испытаний, совместно разработать планы полетов и предоставить каждой стороне возможности для тренировки экипажей и технического персонала — Советскому Союзу в США, а Соединенным Штатам в СССР. Обе стороны обязались укомплектовать личный состав экипажей и технического персонала не позже чем за два года до осуществления проекта; позаботиться о том, чтобы члены экипажа и поддерживающий с ними связь наземный персонал владели обоими языками; обеспечить немедленную ретрансляцию радио— и телесигналов из одного центра в другой; учитывать при составлении информационных сообщений для публики существующие в обеих странах правила и порядки.
Дэйл Д. Майерс, начальник Центра управления пилотируемыми полетами НАСА, сказал, что одним из главных преимуществ этого начинания нужно считать открывающуюся перед обеими странами возможность «сотрудничества на научно-техническом уровне в широкой программе, требующей самого высокого технического развития». «Результаты первого совместного полета, — добавил он, — создадут прочную базу для дальнейшего сотрудничества».
Первый эксперимент предусматривает запуск космического корабля типа «Союз» с космодрома в Байконуре. Этот корабль с двумя космонавтами на борту выйдет на орбиту с высотой перигея 190 км и апогея 300 км и наклонением орбиты в 51 градус. Первая возможность запустить с космодрома во Флориде корабль «Аполлон», состоящий из командного и двигательного отсеков, с тремя астронавтами на борту, представится через семь с половиной часов после запуска «Союза». Следующие возможности запуска появятся не ранее 24-48 часов после этого. Спустя сутки после запуска «Аполлона» экипажи постепенно наладят режим работы и сна, так как разница во времени между Казахстаном и Флоридой составляет 10 часов. Затем будут произведены маневры по сближению и стыковке.
Стыковочный механизм будет нового «андрогинного» типа, то есть у него обе стороны идентичны (см. схему).
Существенным элементом, который НАСА введет в эксперимент, будет новый, специально сконструированный отсек — соединительный модуль. Он будет служить воздушным шлюзом для перехода одного или одновременно двух человек из одного корабля в другой. Этот модуль — длина около 2,8 метра, диаметр около 1,5 метра — укрепят над второй ступенью ракеты-носителя «Сатурн-IВ» в переходнике, который предназначался для лунной кабины. После выхода корабля со второй ступенью ракеты-носителя на орбиту, он отделится от последней и, повернувшись на 180 градусов, соединится со стыковочным модулем, после чего вторая ступень ракеты будет сброшена. Последующие маневры будут осуществляться уже с помощью двигателя, расположенного в отсеке обслуживания.
Состыковавшись, «Аполлон» и «Союз» будут продолжать полет в течение одного-двух дней. За это время космические исследователи совершат переход из одного корабля в другой. Они будут вместе принимать пищу и отдыхать. Оба экипажа смогут также ознакомиться с системой управления каждого из кораблей и совместно отработать технику спасения в случае аварии.
Основное различие между советскими и американскими космическими кораблями заключается в составе атмосферы кабин. В советских кораблях используется нормальный воздух, содержащий примерно 80 процентов азота и около 20 процентов кислорода при барометрическом давлении, равном земному на уровне моря. В американских кабинах используется чистый кислород, а барометрическое давление в три раза меньше нормального.
Различие атмосферных давлений не создает серьезной проблемы для астронавтов, переходящих в советский корабль. Зато для возврата в свой корабль из атмосферы, содержащей азот, в атмосферу чистого кислорода с пониженным давлением потребуется два часа. При слишком быстром снижении давления астронавт может в результате декомпрессии получить повреждения, аналогичные тем, которые происходят при слишком быстром поднятии водолаза с большой глубины на поверхность. Растворенный в крови азот при этом начинает образовывать в сосудах газовые пузырьки, вызывающие болезненные явления. В дальнейшем состав атмосферы в кабинах американских кораблей будет таким же, как и в советских. Тогда нужда в соединительном модуле отпадет.
Согласно намеченному плану, эксперимент будет происходить в следующем порядке. После осуществления стыковки один или два астронавта перейдут в соединительный модуль. Закрыв за собой люк, они откроют соответствующий клапан, и в модуль начнет поступать азот. Так будет продолжаться до тех пор, пока атмосфера по давлению и составу не станет примерно такой же, как в кабине «Союза». Тогда космонавты откроют свой люк, американцы перейдут к ним и проведут у них несколько часов, после чего на ночь возвратятся в «Аполлон». Во время возвращения они пробудут в соединительном модуле два часа. Как только они закроют за собой люк, давление понизится на одну треть, а содержание кислорода увеличится на 65 процентов. Давление будет постепенно понижаться, затем откроется люк «Аполлона». На следующее утро ту же процедуру проделает космонавт, который нанесет ответный визит американским коллегам.
После возвращения на свои места экипажи, закрыв люки, приступят к выполнению заключительной фазы эксперимента — серии отделений и стыковок, чтобы приобрести необходимый опыт в оказании помощи космическим кораблям, попавшим в трудное положение. Затем «Аполлон» и «Союз» окончательно отделятся друг от друга, и их экипажи, уже самостоятельно, выполнят ряд дополнительных задач перед возвращением на Землю.
В случае каких-либо неполадок в соединительном модуле американцы смогут, надев космические скафандры, вернуться из «Союза» в «Аполлон» через внешние люки. При переходе в «Союз» они захватят с собой системы жизнеобеспечения, которые будут снабжать их кислородом в течение двух часов, необходимых для декомпрессии.
Кто же из американских астронавтов будет участвовать в этом полете? Пока еще трудно ответить на такой вопрос. Однако имеется одно обстоятельство, которое будет принято во внимание при назначении командира корабля.
В 1959 году в первый контингент американских астронавтов вошло семь летчиков-испытателей. Шестеро из них принимали участие в полетах одноместных космических кораблей типа «Меркурий» (1961 -1963). Из них четыре совершили также полеты на кораблях типа «Джемини» и «Аполлон».
Седьмым был Дональд К. Слейтон, которого в 1962 году назначили пилотом одного из кораблей «Меркурий». Но перед полетом у него обнаружили легкое нарушение сердечного ритма. Оно было столь незначительным, что врачи НАСА долго колебались, следует ли на этом основании отстранить Слейтона от полета. Однако осторожность взяла верх: Слейтон был вычеркнут из списков астронавтов, и ему запретили управлять самолетом без второго пилота. Вскоре его назначили директором лётного состава, то есть начальником команды астронавтов. Последние десять лет он руководил подготовкой всех американских астронавтов, участвовавших в программах «Меркурий», «Джемини» и «Аполлон».
Все это время Слейтон упорно занимался гимнастикой, регулярно упражнялся в пилотировании самолетов и находился под постоянным наблюдением лучших врачей. В 1967 году д-р Поль Дадли Уайт, известный специалист по сердечным заболеваниям, посоветовал Слейтону принимать хинидин, что тот и делал в течение почти двух лет. В 1969 году все признаки аритмии исчезли и уже не повторялись даже после того, как Слейтон перестал лечиться.
В декабре 1971 года д-р Чарлз Берри, главный врач НАСА, направил Слейтона в Рочестер (Миннесота) на медицинский осмотр в клинику Мэйо. В числе прочих процедур Слейтону ввели в артерию тоненькую трубку и продвинули ее непосредственно к сердцу. Испытание показало, что деятельность сердца у него вполне нормальна. В марте 1972 года решением НАСА Слейтон был снова зачислен в списки астронавтов, и ему снова разрешили совершать самостоятельные полеты. Однако к тому времени экипажи для последнего полета программы «Аполлон» и запланированных на 1973 год трех экспедиций «Скайлаб» были уже укомплектованы. Таким образом, пока у него остается лишь одна возможность: принять участие в советско-американском эксперименте по совместной стыковке.
Чтобы иметь преимущество перед другими, Слейтон уже приступил к изучению русского языка. Если ему удастся участвовать в эксперименте, то он будет самым старшим по возрасту из всех астронавтов: в 1975 году ему исполнится 51 год.
Не многовато ли для такого полета? И существует ли вообще предельный возраст для астронавтов? На эти вопросы, говорит д-р Берри, ответить очень трудно. Тут приходится считаться со многими факторами. Но в настоящее время с чисто медицинской точки зрения врачи в том не видят никаких препятствий.
Итак, целеустремленность и терпение, сыгравшие столь важную роль в развитии советско-американского сотрудничества в области космических исследований, могут также оказаться решающими факторами при назначении командира американского корабля. Кроме того, для осуществления такого рода сложного эксперимента понадобится проделать много работы, причем не только технического характера.
Каково же значение этого эксперимента? Представители НАСА пока что воздерживаются от какого-либо рода высказываний; в настоящее время все их внимание сконцентрировано на создании совместных средств для сближения и стыковки, которыми должны быть оборудованы советские и американские корабли.
Проект запуска двух кораблей встретил широкую поддержку в Соединенных Штатах, ибо в будущем это приведет к более тесному сотрудничеству американских и советских космических путешественников и позволит им в случае необходимости оказывать друг другу помощь. Наиболее восторженно встретила сообщение о совместном полете космонавтов и астронавтов газета «Нью-Йорк таймс», которая в передовице заявила, что это лишь первый шаг.
«Впереди, — писала газета, — нас ожидает создание советско-американской орбитальной лаборатории, постоянная обитаемая база на Луне и, по всей вероятности, совместная экспедиция на Марс. Нужно полагать, с каждым новым совместным предприятием в космосе будет крепнуть и шириться наше сотрудничество на Земле».