«Америка» 1976 г. декабрь (№241), обложка-2


Проделав за 11 месяцев
путь в 815 миллионов
километров, посадочный
блок межпланетной
станции «Викинг 1»
20 июля 1976 года
совершил мягкую посадку

на Марс. Через

ВИКИНГ



НА МАРСЕ

несколько секунд
после посадки трехногий
робот послал на Землю
снимки, впервые
сделанные на поверх-
ности Марса, и научные
данные о марсианской
атмосфере и геологии.



Так выглядит поверхность Марса с орбиты (2000 км); на юг тянется огромный каньон, обнаруженный в свое время аппаратами «Маринер»



Участок поверхности Марса в районе посадки «Викинга-1». В центре снимка видна секция механической руки межпланетного аппарата.



Первая фотография, сделанная на поверхности Марса, — участок посадки аппарата «Викинг». Справа: основание ноги посадочного блока.


Журнал «Америка» 1976 г. №241, с.20

Снимок справа сделан спектрогелиографом, прибором, селективно передающем изображение, регистрируя радиацию отдельных элементов или ионов (атомов, потерявших электрон под действием высоких температур). На пестром красном диске (в центре) газ гелий при температуре 100 000 градусов Цельсия и сеть ярких магнитноактивных районов эрупций в хромосфере. Полосы вверху и внизу показывают распределение ионов железа. Яркие красно-желтые участки — различные зоны солнечной короны, в которых температура достигает 1 000 000 градусов Цельсия. Гало короны, образованное тонким слоем газов над хромосферой, до сих пор можно было разглядеть с Земли только во время солнечного затмения. Эти горячие, активные участки короны и хромосферы связаны с солнечными магнитными арками.Поэт Арчибальд Маклиш называет Солнце «небольшой звездой... на краю незначительной галактики в неизмеримых просторах Вселенной» Однако же эта «небольшая звезда» представляет собой колоссальную ядерную печь, поглощающую 600 миллионов тонн водорода в секунду. В недрах этой печи в результате ядерных реакций температура поднимается до 15-20 миллионов градусов Цельсия.

Приведенные здесь снимки были сделаны во время второй миссии американской космической лаборатории «Скайлаб». Это были почти идеальные условия для детального изучения Солнца за границами барьера земной атмосферы. Новые приборы на борту «Скайлаба» и на Земле воспроизвели полный и величественный портрет Солнца.

Температура и плотность солнечного ядра буквально уму непостижимы. «В одном кубическом сантиметре массы ядра Солнца, — говорит астроном Артур Эддингтон, — стиснуты триллионы триллионов электронов, в два раза больше этого количества свободных электронов и двадцать миллиардов триллионов рентгеновских единиц».

Несмотря на то, что слои поверхности Солнца не так плотны и не так насыщенны, состояние их не менее турбулентно. Фотосфера, или основной слой солнечной атмосферы, вздувается и бурлит, когда мощные потоки сверхгорячих газов поднимаются от солнечного ядра и, охладившись, спускаются опять к ядру. В фотосфере встречаются солнечные пятна, а также яркие сияния, образующие изящные магнитные арки-факелы. Облака светящегося газа, составляющего хромосферу, прорываются яркими фонтаноподобными вспышками — выбросами газа, или, как их называют, хромосферными протуберанцами, устремляющимися на тысячи километров в пространство. На наших снимках показано, как выглядят одни и те же активные участки Солнца, снятые различными методами.

КОСМИЧЕСКАЯ СОЛНЦЕОРАМА


Изображение слева получено с помощью солнечного рентгеновского телескопа, находившегося на борту «Скайлаба». Светлые участки верхнего снимка обозначают магнитные арки солнечной короны. Эти арки образуются в активных районах фотосферы и распространяются до короны: они состоят из сверхгорячих газов. На полюсах Солнца холодные «дыры» в газах короны выглядят темными, они обладают слабой магнитной активностью.

На среднем снимке, сделанном не таким длинноволновым рентгеновским аппаратом, как верхнее фото, видны только самые горячие участки районов солнечной активности. Астрономы условно обозначают различными цветами различные температурные градации для того, чтобы резче вырисовывались контуры, Размеры и формы зарегистрированных в рентгеновском участке спектра явлений находятся в зависимости от активности и мощности солнечных магнитных полей.

Нижний снимок сделан магнитографом с Земли и явился частью координированных со «Скайлабом» экспериментов. Магнитограф, сканнируя Солнце через поляризационный фильтр, передает компьютеру сведения о магнитных полях активных участков. Компьютер «переводит» данные в цветные изображения, которые затем фотографируются. На снимке восходящие магнитные поля помечены красным цветом, нисходящие — составляющие основу магнитных арок — обозначены синим.