ЛОВИМ МУЗЫКУ ПЛАНЕТ... С разрешения газеты «Нью-Йорк таймс» |
авт, права: изд-ва «Нью-Йорк таймс компани», 1977 г.
В квартире профессора Уилли Руффа несколько человек, сгрудившись у магнитофона, что-то внимательно слушали. Лента крутилась, заполняя комнату какофонией звуков: тут были и пиликанье, и завывание, и стук, и гул.У шестилетнего мальчика эти звуки вызвали головокружение. а одного взрослого они начали укачивать.
Но для двух профессоров Йельского университета в Нью-Хейвене (Коннектикут) это была музыка, музыка движения планет, небесная гармония с потрясающим богатством голосов: от пискливого тремоло Меркурия до отдаленных раскатов Юпитера.
«Вот он, Юпитер, — говорит Руфф, помощник декана музыкального факультета, в свое время успешно выступавший в джазе на трубе и контрабасе. — Он звучит как барабан. Или даже как литавры. И в интервалах у него с Меркурием есть определенная взаимосвязь».
Синтезируя звуки с помощью компьютера, Руфф и его коллега, профессор геологии Джон Роджерс, высказались в пользу теорий, вычислений и предположений, сделанных более 350 лет тому назад немецким астрономом Иоганном Кеплером, который открыл законы движения планет Солнечной системы и выдвинул гипотезу о музыке этого движения.
Причем «песня» каждой из планет определялась скоростью ее вращения, которая, в свою очередь, зависела от отдаленности планеты от Солнца. Положение же всех планет на любом промежутке времени и задает «тон» небесной гармонии.
О том, что в небесных сферах раздаются музыкальные звуки, люди догадывались еще в древности, однако до Кеплера считалось, что космическая музыка представляет собой бесконечный монотонный звук. Мнение это создалось в результате ошибочного предположения о равномерности кругового движения небесных тел с постоянной скоростью.
Кеплер же указал, что движение планет происходит не по кругу, а по эллипсу. Потому песня каждого небесного тела определяется отдаленностью его от Солнца. Чем ближе планета к Солнцу, утверждал он, тем быстрее ее движение и, следовательно, выше «голос».
Интерес к учению Кеплера пробудил в Руффе немецкий композитор Пауль Хиндемит, преподававший музыку в Йеле, когда Руфф был еще студентом.
«В Йельский университет я пришел прямо из джаза, — поясняет Руфф. — Хиндемит был тогда нашим кумиром. И вдруг я слышу из его уст: Кеплер, Пифагор, Боэций (римский философ и теоретик музыки V века). Тогда меня, признаться, не очень интересовали подобные вещи, ибо я был всецело поглощен поисками новых путей к сознанию современной джазовой музыки. И лишь став сам преподавателем Йельского университета, я вдруг оказался в самой гуще тех научных данных, на которые ранее не обращал внимания».
«И вот тут, — продолжает Руфф, — я серьезно задумался: был ли Кеплер слегка тронутый, как тогда считали, или же он действительно стоял на правильном пути?»
Руфф ознакомился с мыслями Кеплера, которые ученый высказал в своей книге «Гармония мира», вышедшей в 1619 году. Но это его не удовлетворило.
«На бумаге все статично, — говорит Руфф. — А ведь музыка — это своеобразный вклад в будущее. И мне захотелось узнать: можно ли эту музыку услышать? Соответствует ли она предположениям Кеплера? То есть окажется ли она бесконечной многоголосной песней?»
И вот Руфф и Роджерс решили вычислить движение планет за последние сто лет. К работе они приступили в декабре 1976 года, пользуясь при этом законами Кеплера и его заметками о музыке, чтобы правильно запрограммировать устройство для синтезирования музыкальных звуков, известное под именем «Грув гибрид систем».
«На законы Кеплера можно вполне положиться», — говорит Роджерс.
После этого к делу приступил Лори Спигель, 32-летний композитор из Нью-Йорка, специалист по электронной и компьютерной музыке. Он и составил программу компьютеру и синтезировал ее в музыку.
В результате этого появилась на свет получасовая магнитная запись, представляющая собой движение планет за сто лет.
Как же это звучало?
Песнь Меркурия отличается самыми высокими нотами, ибо эта планета, находясь ближе к Солнцу, вращается быстрее других. Голос у Меркурия пискливый, то понижающийся, то повышающийся. Напоминает он звук флейты-пикколо.
Диапазоны Земли и Венеры более ограничены, так как вращение их почти круговое, особенно Венеры.
«Венера звучит то в миноре, то в мажоре, — говорит Роджерс. — Замечательны минорные нотки Земли — ми-фа-ми. Ну совсем, как говорил Кеплер».
Марс поет свою песнь в фа-миноре, начиная со среднего фа и до верхнего до.
Юпитер порой звучит на частотах ниже человеческого слухового восприятия. Звук его, когда различим человеком, напоминает гул приближающегося поезда метро.
У присутствующих на прослушивании записи в квартире Руффа — он живет в доме студенческих общежитий Бранфордского колледжа в Йельском университете — музыка вызвала самые различные реакции.
«Голова кружится», — пожаловался шестилетний карапуз, глядя на Руффа, отбивавшего такт межпланетной музыки на африканском барабанчике.
«Понятно, — сказал сам Руфф. — Занятие это утомительное. Слушать нужно очень внимательно. Это не концерт легкой музыки».
«Меня эти звуки укачивают, как качка на море», — заявил Юджин Кук фоторепортер и преподаватель Йельского университета.
А вот друг Руффа, Ралф Киркпатрик, клавикордист и преподаватель музыкального факультета, благодаря этой космической музыке ощутил место человека во Вселенной.
«Причем ему почудилось, что он пуп Земли», — пошутил Руфф.
...ШЛЕМ ПОСЛАНИЯ НЕВЕДОМЫМ ЗВЕЗДОЛЕТАМ Джонатан Спивак Переведено с разрешения газеты «Уолл-стрит джорнал». |
Авт. права: изд-ва «Доу Джонс компании, 1977 г. Все права сохранены.
Интересно, пришли бы в восторг обитатели иных миров от джаза Дюка Эллингтона или от величественной симфонии Бетховена?
А как бы космические существа отнеслись к посланию Президента Джимми Картера?
И вообще, как бы отреагировали представители межзвездных цивилизаций на фото землян, поглощающих мороженое или восходящих на горные вершины?
А кто его знает! Да и вообще — есть ли разумные существа в космосе? Однако ученые — народ неунывающий, они уже сейчас предлагают познакомить представителей внеземных цивилизаций, если таковые существуют, с некоторыми аспектами жизни нашей планеты. Как рассказывает астроном Корнеллского университета Карл Саган, ученые решили наладить связь с другими мирами, послав в космос «поздравительную карточку».
С этой целью американцы, запуская в августе 1977 года межпланетную станцию «Вояджер» в сторону Юпитера и Сатурна, снабдили ее пластинкой. Станция, конечно, улетит далеко за орбиты этих планет и, надо полагать, через каких-нибудь 100 000 лет достигнет ближайшей к Земле звезды. Диск содержит в себе не только запись музыки и речи, но и 116 изображений, закодированных в электронных импульсах. Возможно, обнаружив станцию, разумные существа из иного мира смогут ознакомиться с содержанием пластинки. Для этого им понадобится прочесть соответствующую инструкцию, записанную символами, и затем проиграть пластинку с помощью иголки и адаптера, которыми снабжена станция.
К разработке этого мероприятия большинство ученых отнеслось с полной серьезностью. А. Г. У. Камерон, профессор Гарвардского университета, называет его «воззванием к разуму представителей других миров». Многие, впрочем, считают все это пустой затеей.
Даже некоторые приверженцы космического воззвания настроены весьма скептически. Например, Фрэнк Дрейк, астроном Корнеллского университета, считает, что шансы на успех невелики.
Но, тем не менее, предприятие двинулось вперед, словно кто-то там, в космических далях, ожидает вестей с Земли. Пластинка диаметром в 30 сантиметров выполнена из меди и, по всей вероятности, способна выдержать сотни тысяч лет космического пути. Совершая 16⅔ оборота в минуту, она будет играть два часа. К пластинке приложены игла и керамический адаптер. Для упрощения всей процедуры и уменьшения веса, ученые отказались от проигрывателя и электронных деталей. Нужно полагать, что представители внеземных миров, чтобы прослушать диск, сами его запустят и сами будут держать иглу.
Если обитателям других миров удастся получить пластинку и проиграть ее, то в течение полутора часов они прослушают земную музыку и таким образом ознакомятся со всем разнообразием нашей земной культуры. В подборе содержания пластинки приняли участие Саган, которому принадлежит ведущая роль, и несколько его друзей, включая редактора журнала «Роллинг стоунс».
После многочасовых горячих дебатов решено было записать на пластинку арии из оперы Моцарта «Волшебная флейта», струнный квартет и первую часть Пятой симфонии Бетховена, одну из прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» Баха и отрывок из «Весны священной» Стравинского. Джазовая музыка была представлена некоторыми вещами Дюка Эллингтона. В пластинку были также включены восточная музыка, русские песни и африканские народные мелодии.
Кроме того, на пластике воспроизведены звуки землетрясения, ветра, дождя, человеческих шагов, шум самолета и поезда, голоса более двух десятков животных и приветствие на 60 языках, включая и латынь.
Но, пожалуй, самой интересной частью этого проекта были 116 фото, на которых запечатлены поверхность Венеры, акт совокупления и принятия пищи, различные стадии человеческого зародыша и пр.; все было выполнено с большим вкусом и тактом.