«Америка» 1984 г. январь (№326), с.2-16



1. Основанная в 1979 году частная фирма «Спейс сервис» проводит испытание своего .первого ракетного ускорителя на острове Матагорда у побережья Техаса. Крайнее фото справа: бывший астронавт Дийк Слейтон, директор отдела по организации полетов, беседует с репортерами после испытания. Фирма «Спейс сервис» намеревается вскоре приступить к запуску частных спутников. Кроме нее на космический рынок выйдет ряд других американских компаний.



Вверху: Салли прочищает воздушный фильтр в отсеке «Чалленджера». Справа: манипулятор захватывает исследовательский спутник во время эксперимента по выводу его на орбиту.

Ш

естидневное путешествие Салли Райд на борту космоплана «Чалленджер», несомненно, было для нее удовольствием, но оно ставило перед ней большие требования. На ней лежала ответственность за выполнение ряда важных задач, когда космический корабль облетал Землю на высоте 298 км. И делала она все так, что задачи эти казались несложными.

Салли 32 года, она астрофизик и была включена в состав экипажа «Чалленджер» во время второго его полета. Салли выполняла двойную функцию: бортинженера и специалиста в своей области. В этом полете шаттл продемонстрировал свою уникальную способность служить и исследовательским центром в космосе и площадкой для вывода на орбиту спутников.

Джеймс Абрамсон, возглавляющий программу «Шаттл» Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), сказал, что полет прошел почти безупречно, имея в виду совершенную конструкцию корабля и отличную работу экипажа: Салли Райд, командира и пилота Роберта Криппена, второго пилота Фредерика Хаука, бортинженера Джона Фабиана и врача Нормана Тагарда.

В качестве специалистов Райд и Фабиан (ему 44 года, он авиаинженер) несли ответственность за проведение на борту корабля большинства научных и технических экспериментов. Это был седьмой полет корабля из серии шаттлов с апреля 1981 года; грузоподъемность их все время увеличивалась по мере того, как они демонстрировали свою надежность (см. «Америка» № 322).

Кульминационный пункт полета «Чалленджера», который сделал 98 витков вокруг Земли, пришелся на пятый день, когда Райд и Фабиан с помощью 15-метрового электронно-механического манипулятора вывели на орбиту, а затем сняли с нее похожий на ящик исследовательский спутник. Эта операция была проведена в космосе впервые. Специалисты повторили маневр четыре раза и вернули спутник в грузовой отсек.

В дальнейшем, возможно весной, экипажам космических кораблей многоразового использования предстоит вновь применить метод Райд и Фабиана для захвата спутников, требующих ремонта в космосе или проверки на Земле, и размещения их в грузовых отсеках.

Кроме того, Райд и Фабиан вывели на орбиту два крупных спутника связи: один для Канады, другой для Индонезии. «Четыре с четырех», — сказала Салли сотрудникам Центра по управлению полетами в Хьюстоне (Техас), имея в виду, что с «Чалленджера» уже запущено четыре таких спутника с четырех попыток. Канада и Индонезия приобрели спутники у американских фирм и уплатили НАСА за вывод их на орбиту.

На борту «Чалленджера» было проведено 30 научных экспериментов — больше, чем во время предыдущего полета. Многие из них были осуществлены под наблюдением Райд и Фабиана. Большинство экспериментов касалось обработки промышленных материалов и фармацевтических препаратов в условиях невесомости.

После выполнения программы «Чалленджеру» предстояло впервые совершить посадку в Космическом центре имени Кеннеди (Флорида), откуда он стартовал, однако из-за неблагоприятных условий погоды в последнюю минуту пришлось изменить план полета и приземлиться на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Это обстоятельство, хотя и разочаровало администрацию НАСА, зато лишний раз выявило высокие маневренные качества корабля. В роли бортинженера Райд и при взлете и при посадке занимала место позади командира экипажа Криппена и второго пилота Хаука, следя за показаниями многочисленных приборов и готовя поправки в случае возникновения аварийной ситуации.



«Автопортрет» членов экипажа «Чалленджера» в летной кабине. Слева направо: Норман Тагард, Роберт Криппен, Фредерик Хаук, Салли Райд и Джон Фабиан.

После этого полета, состоявшегося в июне 1983 года, имя Райд стало известно почти во всем мире. «Я хочу одного — быть хорошим ученым и хорошим астронавтом», — говорит она. Свое детство Райд провела в Энсино, пригороде Лос-Анджелеса. В семье всячески поощрялись стремление к образованию и спортивные занятия. Ее отец преподавал политические науки в соседнем колледже. Салли рано научилась играть в теннис, позже участвовала в национальных соревнованиях юниоров и получила хорошую подговку для карьеры профессиональной теннисистки. Но всему этому она предпочла науку. Будучи студенткой Станфордского университета, она увлеклась Шекспиром, а в 1973 году получила степень бакалавра в области физики и английской литературы. В аспирантуре Салли продолжала заниматься физикой.

В 1977 году, готовясь к защите докторской диссертации, Салли прочла в университетской газете объявление о наборе в НАСА научных работников, желающих стать астронавтами. Женщины приглашались особенно настойчиво. «Не могу сказать, что было тогда у меня на уме, — рассказывает Салли, — но я сразу же подала документы. Я знала: это как раз то, что я хотела».

В январе 1978 года администрация НАСА выбрала Салли и 34 других кандидата (включая пять женщин) из 8400 подавших заявления; при этом учитывались уровень образования, заключения лиц, проводивших беседы с кандидатами, и результаты разнообразных физических и психологических тестов. (В 1980 году для участия в программе НАСА были дополнительно выбраны еще две женщины). Начались нелегкие тренировочные курсы, включавшие изучение астронавтики и вычислительной техники, полеты на легких самолетах, практические занятия в аварийной обстановке, работы в условиях невесомости, тренировку на" компьютеризованных установках, имитирующих полеты на шаттлах. Салли получила права на пилотирование частного самолета, хотя НАСА этого не требовало. В 1982 году она вышла замуж за коллегу-астронавта Стивена А. Хоули.

Салли изучала бортовые системы шаттлов, специализируясь в управлении механическим манипулятором. По заданию НАСА она поддерживала связь с экипажами шаттлов во время второго и третьего полетов (в ноябре 1981 и марте 1982 года). Ответственный за связь с экипажами сидит рядом с директором Центра управления полетами, передавая инструкции астронавтам на орбите и принимая информацию от них.

Данные о прохождении курса подготовки и ее работа в качестве коммуникатора были в должной мере оценены Робертом Криппеном, астронавтом-ветераном, который был вторым пилотом во время первого испытательного полета шаттла; он и рекомендовал зачислить Салли Райд в свой экипаж «Чалленджера». «Я люблю людей уравновешенных, умеющих сдерживать свои эмоции, — говорит Криппен. — Салли — женщина очень способная, к тому же здравомыслящая».


ДЖУДИТ РЕЗНИК

Резник (вверху) зачислена в экипаж «Дисковери» — третьего орбитального космического корабля многоразового использования, полет которого запланирован на март 1984 года. Джудит Резник — инженер-электрик, ей 34 года. «Я, — говорит она, — не считаю свое участие в полете сугубо личной миссией. Я готовлюсь к полету, потому что мне это нравится, а сотрудники НАСА отлично понимают, что я смогу оказать им посильную помощь». До поступления на службу в НАСА в 1978 году Джудит работала старшим инженером-систематиком в «Ксерокс корпорейшн» в Эль-Сегундо (Калифорния). Джудит незамужняя, родилась она в Акроне (Огайо).


ЭННА ФИШЕР
Фишер 34 года, она врач, участвовала в проектировании нового герметизированного костюма для астронавтов, более эластичного, чем прежние модели, и предназначенного для работы в открытом космосе. Впервые новые костюмы (Фишер снята в таком костюме) были использованы во время первого полета «Чалленджера» в апреле 1983 года. НАСА отобрало Фишер в отряд астронавтов в 1978 году, два года спустя в отряд был зачислен и ее муж Уильям, тоже врач. Энна Фишер родилась в Куинсе (Нью-Йорк)


МАРГАРЕТ СЕДДОН
«Кое у кого из моих друзей это не укладывается в голове, — говорит Маргарет. — Они думают, что я рехнулась». Она имеет в виду свое решение, принятое шесть лет назад: отказаться от медицинской карьеры (Седдон по специальности хирург) и посвятить себя астронавтике. Иной возможности побывать в космосе Седдон (на снимке она выполняет одно из тренировочных упражнений) не видела. «Таково мое призвание в жизни, — объясняет она, — и я об этом не жалею». Маргарет Седдон родилась в Мерфрисборо (Теннесси). Ей 36 лет, ее муж — астронавт Роберт Гибсон.






МЭРИ КЛИВ
Клив имеет докторскую степень в области гражданского строительства и охраны окружающей среды. Почти девять лет она занималась исследовательской деятельностью в Университете штата Юта в Логане, а в 1980 начала работать по программе космических исследований. Ее специальность — альгология, т.е. изучение водорослей. Между альгологией и парасейлингом (прыжки с парашютом-крылом), входящим в программу подготовки астронавтов, нет ничего общего, но Клив, которой сейчас 36 лет, похоже, успешно преодолела этот разрыв. Прыжки с парашютом-крылом предусматривают максимально длительное парение под воздействием ветра до момента приземления. Клив незамужняя, родилась она в Саутгемптоне (Нью-Йорк).




КАТРИН САЛЛИВАН
Катрин 32 года, она гидро— и геофизик. Привыкшая к строгим научным исследованиям, Катрин считает, что безупречная точность в работе астронавтов служит для нее важным стимулом. «Во время океанографических экспедиций, — говорит она, — было легко давать распоряжения, руководясь привычными мерками на глазок: «Давай на борт. Так хорошо. Пошли дальше». Здесь подобная вольность недопустима, все нужно делать точно. К этому уровню дисциплины я все время стремлюсь». Салливан незамужняя, родилась она в Патерсоне (Нью-Джерси).

ШЕННОН ЛЮСИД
У астронавтов жизнь содержательная и разнообразная; Люсид — ей 40 лет — выделяется даже в этом кругу. Она замужем и мать троих детей (15, 13 и 8 лет). По специальности она биохимик, что не мешает ей быть искусной поварихой и опытным пилотом: на ее счету более 2500 летных часов. Люсид научилась летать, когда была еще подростком, оплачивая уроки из денег, заработанных уходом за детьми и уборкой комнат в студенческом общежитии. На снимке: Люсид готовится к тренировке в кабине-тренажере шаттла. Шеннон родилась в Шанхае, в семье миссионера.


БОННИ ДАНБАР
Бонни родилась и выросла на ферме близ Саннисайда (штат Вашингтон). Еще в раннем детстве она воспитала в себе чувство ответственности. — «Я стала водить трактор, когда мне было девять лет, — рассказывает она. — Это выработало у меня чувство уверенности в себе». Бонни 34 года. Она инженер-керамик со степенью магистра и инженер-биомедик со степенью доктора. В 1977-1978 годах, работая в фирме «Рокуэлл интернэшонал», она участвовала в разработке систем термической защиты космических кораблей. Бонни не замужем.