1. Основанная в 1979 году частная фирма «Спейс сервис» проводит испытание своего .первого ракетного ускорителя на острове Матагорда у побережья Техаса. Крайнее фото справа: бывший астронавт Дийк Слейтон, директор отдела по организации полетов, беседует с репортерами после испытания. Фирма «Спейс сервис» намеревается вскоре приступить к запуску частных спутников. Кроме нее на космический рынок выйдет ряд других американских компаний. |
Ш |
Салли 32 года, она астрофизик и была включена в состав экипажа «Чалленджер» во время второго его полета. Салли выполняла двойную функцию: бортинженера и специалиста в своей области. В этом полете шаттл продемонстрировал свою уникальную способность служить и исследовательским центром в космосе и площадкой для вывода на орбиту спутников.
Джеймс Абрамсон, возглавляющий программу «Шаттл» Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), сказал, что полет прошел почти безупречно, имея в виду совершенную конструкцию корабля и отличную работу экипажа: Салли Райд, командира и пилота Роберта Криппена, второго пилота Фредерика Хаука, бортинженера Джона Фабиана и врача Нормана Тагарда.
В качестве специалистов Райд и Фабиан (ему 44 года, он авиаинженер) несли ответственность за проведение на борту корабля большинства научных и технических экспериментов. Это был седьмой полет корабля из серии шаттлов с апреля 1981 года; грузоподъемность их все время увеличивалась по мере того, как они демонстрировали свою надежность (см. «Америка» № 322).
Кульминационный пункт полета «Чалленджера», который сделал 98 витков вокруг Земли, пришелся на пятый день, когда Райд и Фабиан с помощью 15-метрового электронно-механического манипулятора вывели на орбиту, а затем сняли с нее похожий на ящик исследовательский спутник. Эта операция была проведена в космосе впервые. Специалисты повторили маневр четыре раза и вернули спутник в грузовой отсек.
В дальнейшем, возможно весной, экипажам космических кораблей многоразового использования предстоит вновь применить метод Райд и Фабиана для захвата спутников, требующих ремонта в космосе или проверки на Земле, и размещения их в грузовых отсеках.
Кроме того, Райд и Фабиан вывели на орбиту два крупных спутника связи: один для Канады, другой для Индонезии. «Четыре с четырех», — сказала Салли сотрудникам Центра по управлению полетами в Хьюстоне (Техас), имея в виду, что с «Чалленджера» уже запущено четыре таких спутника с четырех попыток. Канада и Индонезия приобрели спутники у американских фирм и уплатили НАСА за вывод их на орбиту.
На борту «Чалленджера» было проведено 30 научных экспериментов — больше, чем во время предыдущего полета. Многие из них были осуществлены под наблюдением Райд и Фабиана. Большинство экспериментов касалось обработки промышленных материалов и фармацевтических препаратов в условиях невесомости.
После выполнения программы «Чалленджеру» предстояло впервые совершить посадку в Космическом центре имени Кеннеди (Флорида), откуда он стартовал, однако из-за неблагоприятных условий погоды в последнюю минуту пришлось изменить план полета и приземлиться на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Это обстоятельство, хотя и разочаровало администрацию НАСА, зато лишний раз выявило высокие маневренные качества корабля. В роли бортинженера Райд и при взлете и при посадке занимала место позади командира экипажа Криппена и второго пилота Хаука, следя за показаниями многочисленных приборов и готовя поправки в случае возникновения аварийной ситуации.
«Автопортрет» членов экипажа «Чалленджера» в летной кабине. Слева направо: Норман Тагард, Роберт Криппен, Фредерик Хаук, Салли Райд и Джон Фабиан. |
После этого полета, состоявшегося в июне 1983 года, имя Райд стало известно почти во всем мире. «Я хочу одного — быть хорошим ученым и хорошим астронавтом», — говорит она. Свое детство Райд провела в Энсино, пригороде Лос-Анджелеса. В семье всячески поощрялись стремление к образованию и спортивные занятия. Ее отец преподавал политические науки в соседнем колледже. Салли рано научилась играть в теннис, позже участвовала в национальных соревнованиях юниоров и получила хорошую подговку для карьеры профессиональной теннисистки. Но всему этому она предпочла науку. Будучи студенткой Станфордского университета, она увлеклась Шекспиром, а в 1973 году получила степень бакалавра в области физики и английской литературы. В аспирантуре Салли продолжала заниматься физикой.
В 1977 году, готовясь к защите докторской диссертации, Салли прочла в университетской газете объявление о наборе в НАСА научных работников, желающих стать астронавтами. Женщины приглашались особенно настойчиво. «Не могу сказать, что было тогда у меня на уме, — рассказывает Салли, — но я сразу же подала документы. Я знала: это как раз то, что я хотела».
В январе 1978 года администрация НАСА выбрала Салли и 34 других кандидата (включая пять женщин) из 8400 подавших заявления; при этом учитывались уровень образования, заключения лиц, проводивших беседы с кандидатами, и результаты разнообразных физических и психологических тестов. (В 1980 году для участия в программе НАСА были дополнительно выбраны еще две женщины). Начались нелегкие тренировочные курсы, включавшие изучение астронавтики и вычислительной техники, полеты на легких самолетах, практические занятия в аварийной обстановке, работы в условиях невесомости, тренировку на" компьютеризованных установках, имитирующих полеты на шаттлах. Салли получила права на пилотирование частного самолета, хотя НАСА этого не требовало. В 1982 году она вышла замуж за коллегу-астронавта Стивена А. Хоули.
Салли изучала бортовые системы шаттлов, специализируясь в управлении механическим манипулятором. По заданию НАСА она поддерживала связь с экипажами шаттлов во время второго и третьего полетов (в ноябре 1981 и марте 1982 года). Ответственный за связь с экипажами сидит рядом с директором Центра управления полетами, передавая инструкции астронавтам на орбите и принимая информацию от них.
Данные о прохождении курса подготовки и ее работа в качестве коммуникатора были в должной мере оценены Робертом Криппеном, астронавтом-ветераном, который был вторым пилотом во время первого испытательного полета шаттла; он и рекомендовал зачислить Салли Райд в свой экипаж «Чалленджера». «Я люблю людей уравновешенных, умеющих сдерживать свои эмоции, — говорит Криппен. — Салли — женщина очень способная, к тому же здравомыслящая».
ДЖУДИТ РЕЗНИК Резник (вверху) зачислена в экипаж «Дисковери» — третьего орбитального космического корабля многоразового использования, полет которого запланирован на март 1984 года. Джудит Резник — инженер-электрик, ей 34 года. «Я, — говорит она, — не считаю свое участие в полете сугубо личной миссией. Я готовлюсь к полету, потому что мне это нравится, а сотрудники НАСА отлично понимают, что я смогу оказать им посильную помощь». До поступления на службу в НАСА в 1978 году Джудит работала старшим инженером-систематиком в «Ксерокс корпорейшн» в Эль-Сегундо (Калифорния). Джудит незамужняя, родилась она в Акроне (Огайо). |
КАТРИН САЛЛИВАН Катрин 32 года, она гидро— и геофизик. Привыкшая к строгим научным исследованиям, Катрин считает, что безупречная точность в работе астронавтов служит для нее важным стимулом. «Во время океанографических экспедиций, — говорит она, — было легко давать распоряжения, руководясь привычными мерками на глазок: «Давай на борт. Так хорошо. Пошли дальше». Здесь подобная вольность недопустима, все нужно делать точно. К этому уровню дисциплины я все время стремлюсь». Салливан незамужняя, родилась она в Патерсоне (Нью-Джерси). ШЕННОН ЛЮСИД У астронавтов жизнь содержательная и разнообразная; Люсид — ей 40 лет — выделяется даже в этом кругу. Она замужем и мать троих детей (15, 13 и 8 лет). По специальности она биохимик, что не мешает ей быть искусной поварихой и опытным пилотом: на ее счету более 2500 летных часов. Люсид научилась летать, когда была еще подростком, оплачивая уроки из денег, заработанных уходом за детьми и уборкой комнат в студенческом общежитии. На снимке: Люсид готовится к тренировке в кабине-тренажере шаттла. Шеннон родилась в Шанхае, в семье миссионера. |