СПАСЕНИЕ ЗАТЕРЯВШИХСЯ СПУТНИКОВ
Экипаж американского космоплана «Дискавери» взял на борт и вернул на Землю для ремонта два спутника связи, оказавшихся на нерасчетных орбитах. Эта первая в истории космическая спасательная операция, которую наблюдали миллионы телезрителей, еще раз продемонстрировала исключительные качества шаттлов, способных играть роль орбитальных рабочих станций.
Спутники-близнецы «Палапа В-2» и «Уэстар-6», запущенные с борта космоплана «Чалленджер» в феврале 1984 года (см. «Америка» № 333, август 1984), не вышли на заданные орбиты. Бортовые ракеты-ускорители не сработали, и спутники (цилиндрической формы, весом 544 кг каждый и высотой 2,7 метра) оказались на орбитах, не предусмотренных для целей связи. Это случилось во время того исторического полета, когда астронавты впервые испробовали индивидуальные ранцевые реактивные двигатели, позволяющие выполнять спасательные работы в космосе.
Пять членов экипажа «Дискавери» сняли спутники «Палапа» и «Уэстар» с орбит на высоте 362 км над Землей в ходе восьмидневной космической миссии в ноябре 1984 года. Это был самый успешный полет — четырнадцатый по счету — космического корабля по программе «Спейс шаттл». «Для американской космической программы это день исторический, — сказал руководитель полетами шаттлов Джесс Мур из Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), когда «Дискавери» приземлился в Космическом центре им. Кеннеди (Флорида), откуда он и стартовал. — Полет «Дискавери» ясно показал, что при мастерстве астронавтов и совершенстве механизмов осуществим самый широкий диапазон работ на космических орбитах».
Астронавты-специалисты Джозеф Аллен и Дейл Гарднер провели каждый около 12 часов в открытом космосе, выполняя работы по захвату и переносу заблудившихся спутников в грузовой отсек шаттла. Маневрируя примерно в 10 метрах от космоплана, Аллен и Гарднер подошли к медленно вращавшимся спутникам и накинули на них специальные захватные приспособления. Чтобы вернуть эти спутники на Землю, пришлось сконструировать особые устройства для их захвата. Сначала Аллен заарканил «Палапу», два дня спустя Гарднер снял с орбиты «Уэстар».
Из кабины шаттла астронавт Энна Фишер — третья американская женщина, побывавшая в космосе, — управляла дистанционным механическим манипулятором, помогая Аллену и Гарднеру стабилизировать спутники и погрузить их в отсек космоплана. Командир экипажа Фредерик Хаук и пилот Дейвид Уолкер, со своей стороны, провели ряд тонких и точных маневров, необходимых для сближения со спутниками. В это время шаттл облетал Землю со скоростью 28 164 км в час, находясь на орбитах спутников, отдаленных друг от друга примерно на 1110 км.
Спасательные операции были разработаны НАСА и фирмой «Хьюз эркрафт» (Лонг-Бич, Калифорния), построившей оба спутника, с участием консультантов страховых компаний, которые приобрели права на спутники, возместив убытки (180 миллионов долларов) от их потери первоначальным владельцам: правительству Индонезии (за «Палапу») и «Уэстерн юнион корпорейшн» (за «Уэстар»). Страховые компании уплатили 5,5 миллиона долларов НАСА за услуги в ходе полета «Дискавери» и 5 миллионов долларов фирме «Хьюз эркрафт» за спасательное оборудование и контрольные операции до снятия спутников с орбит. Страховые компании шли на известный риск, не зная, чем закончится космическая миссия; теперь же они смогут частично компенсировать свои издержки, продав спутники, после того как они будут приведены в порядок.
Дейл Гарднер (слева) и Джозеф Аллен, закрепившийся на стреле механической руки, готовы ввести «Уэстар» в открытый грузовой отсек шаттла. Ниже Аллен стабилизирует спутник, в это время Гарднер (его на снимке не видно) манипулировал захватным приспособлением с другой стороны «Уэстара». СНЯТЫЙ С ОРБИТЫ СПУТНИК «УЭСТАР» В РУКАХ АСТРОНАВТОВ |