Наши публикации |
Три года прошло со дня первого старта в космос советского человека. За это время спортивная комиссия Международной авиационной федерации (ФАИ) утвердила в качестве мировых рекордов по дальности и продолжительности полета целый ряд результатов, показанных советскими летчиками-космонавтами.
В этом номере мы публикуем отдельные документы, вошедших в историческую летопись космонавтики как подтверждение замечательных свершений наших соотечественников.
1 Рекорды: продолжительности полета, высоты полета и поднятого веса.
2. Пилот: Гагарин Юрий Алексеевич; спортивное свидетельство № 525/5; дата выдачи свидетельства 16 декабря 1955 г.
3. Гражданство: гражданин СССР.
4. Тип летательного аппарата: ракетный.
5. Марка летательного аппарата: «Восток».
6. Краткое описание летательного аппарата: летательный аппарат состоит из ракеты-носителя и корабля-спутника. Корабль-спутник имеет кабину пилота с люками, иллюминаторами, внутри которой располагается пилот и оборудование, и приборный отсек с аппаратурой управления, связи и тормозной двигательной установкой.
7. Опознавательные знаки (краткое описание): «СССР-Восток».
8. Номер и дата выдачи формуляра летательного аппарата: формуляр № 3 от 25 марта 1961 года.
9. Двигатели, установленные на летательном аппарате:
а) Тип: жидкостные ракетные двигатели.
б) Марка: «Восток».
в) Мощность: суммарная максимальная полезная мощность двигателей
всех ступеней — 20 миллионов лошадиных сил.
г) Число двигателей по типам — 6.
Спортивные комиссары
Центрального аэроклуба
СССР
имени В. П. Чкалова
ПЛАКСИН В. А.
БОРИСЕНКО И. Г.
1. В 7 час. 20 мин. 11 с от автоматики спуска произведено включение системы ориентации корабля-спутника, (Корабль «Восток-6», Ред.).
2. В 7 час. 54 мин. 48 сек. от автоматики спуска включена тормозная двигательная установка.
3. В 8 час. 10 мин. 38 сек. от автоматики спуска произведен отстрел крышки катапультного люка, и через 2 сек. автоматически введена парашютная система летчика-космонавта.
В момент отстрела крышки катапультного люка высота полета составляла 7 км.
4. В 8 час. 11 мин, 00 сек. от автоматики спуска введена система приземления корабля-спутника.
5. В 8 час. 20 мин. 00 сек. — приземление летчика-космонавта.
6. В 8 час. 15 мин. 55 сек. — приземление корабля-спутника.
Инженер ВЛАДИМИРОВА Т. Б.
В период вывода корабля на орбиту я испытывал значительные перегрузки. Самочувствие было вполне удовлетворительное.
Начался полет, началась моя работа. В соответствии с полетным заданием я несколько раз ориентировал корабль в полете. Корабль ориентируется легко и после ориентации устойчив. Системы ориентации как ручная, таи и автоматическая работали безотказно.
Все медико-биологические опыты и наблюдения проводились в соответствии с программой полета.
Во время полета я наблюдал за Землей, горизонтом, Луной, Солнцем, делал научные киносъемки горизонта, облачного покрова, Луны и созвездий.
Ведя наблюдение за Землей, я хорошо видел реки, моря, океаны. Причем вода в морях и океанах имеет различный цвет. Очень хорошо заметна кривизна горизонта Земли. Сам горизонт при выходе из тени Земли имеет красивую гамму красок, причем преобладают цвета красного оттенка.
В полете проводилось дальнейшее исследование средств радиосвязи, по линии «Космос — Космос» и между космическими кораблями. Связь между кораблями была устойчивой.
На борту корабля был установлен широковещательный приемник. С его помощью слушал передачи московских и других радиостанций.
На втором витке передал радиограмму в Москву, в которой доложил Центральному Комитету партии, Советскому правительству и лично Никите Сергеевичу ХРУЩЕВУ о том, что полет проходит успешно. В ответ получил теплое поздравление.
Во время полета я жил и работал по программе, составленной на Земле. Ел четыре раза в сутки. Питание было обычное, земное. Аппетит был превосходный, сон отличный. В полете пользовался ассенизационным устройством. Каждый день ожидал того часа, когда можно будет освободиться от привязной системы и «поплавать» в кабине.
Должен сказать, что привык к условиям полета довольно быстро,
В кабине во все время полета поддерживались нормальные климатические условия: давление, равное земному атмосферному, нормальная температура, обычный газовый состав воздуха. Система кондиционирования в полете работала очень хорошо.
Программа совместного длительного космического рейса была полностью выполнена.
На 81 витке в соответствии с программой полета была включена автоматика, обеспечивающая спуск корабля.
В полете была использована система приземления с применением катапультируемого кресла. На небольшой высоте я с креслом отделился от корабля, после чего была введена парашютная система, на которой я удачно приземлился. Корабль приземлился поблизости.
Это произошло в 11 час. 06 мин. 00 сек. по гринвичскому времени 19 июня 1963 года.
В настоящее время чувствую себя хорошо, никаких отклонений в организме не замечаю.
Летчик-космонавт
подполковник
БЫКОВСКИЙ В. Ф.