вернёмся в начало?

"Авиация и космонавтика" 1980 №11
С КОСМИЧЕСКОЙ НАЧИНКОЙ НА БОРТУ


Б. ПОКРОВСКИЙ


— Подберите себе толкового помощника, — продолжал Агаджанов, — такого, с которым, как говорили на фронте, можно идти в разведку...

Начальник перешел на обычный деловой тон и обстоятельно изложил суть задания: принять у смежного НИИ комплект радиоаппаратуры, аналогичной установленной на ракете, и смонтировать ее на борту самолета.

— Правда, это не Як-3, на котором вы сражались с «мессерами», а всего лишь Ли-2. И следить за вами будут наши измерительные пункты, а ваш самолет с ракетной начинкой будет имитировать собственно ракету...

Все в институте с энтузиазмом делали свое дело, а бывший летчик-истребитель особенно старался: ведь ему так повезло — он будет работать в небе! Геннадий тосковал без него. С ним связаны все мечты его юности. В летную школу он пошел добровольцем. Вместе с боевыми друзьями лейтенант Смирнов прикрывал наземные войска при форсировании Днепра и освобождении Киева, в Львовско-Сандомирской операции, в битвах за Берлин и Прагу. И теперь, спустя двенадцать лет после победы, работая на аэродроме или целыми сутками кружа на самолете-лаборатории над измерительными пунктами, он чувствовал себя снова летчиком.

Сергея Павловича Королева очень интересовали результаты и качество измерений. Было уже около полуночи, когда ему принесли необходимые материалы. Они стали предметом бурных обсуждений, которые продолжались не менее двух часов. Результаты оказались превосходными.

Возвратившись после этого совещания в свой НИИ, Агаджанов пригласил Смирнова, обнял его и по-товарищески тепло сказал:

— Молодец, Геннадий! Спасибо! Сергей Павлович очень доволен... Теперь, дружище, готовьтесь к следующему этапу: облеты будут сложней, да и летать придется дальше. Надо с ювелирной точностью настроить все пункты командно-измерительного комплекса на работу по управлению полетами первых наших спутников.

Летать действительно пришлось по всей стране: пункты комплекса были расположены так, чтобы своими зонами радиовидимости перекрыть как можно больше пространства, в котором будут пролетать спутники. Перелеты измерялись тысячами километров. Во время одного из них Геннадий решил тряхнуть стариной, попросил у командира корабля штурвал. Тот предложил место второго летчика. Смирнов сел, устроился поудобнее, взял управление на себя. Посмотрел вниз, на землю, затем на приборы. Высота 3000 метров. И вспомнил, как на такой же высоте в марте сорок пятого в паре с Марковым на «яках» прикрывали участок наступления наших войск. Радиосвязь с командным пунктом работала устойчиво. В конце патрулирования Смирнов заметил две точки, быстро увеличивавшиеся е размерах. Это были Ме-109. Летчик доложил на КП и получил разрешение действовать по обстановке. Пара «ястребков» выполнила боевой разворот и вышла на исходную позицию для атаки. Вражеские самолеты, уклоняясь от боя, резким разворотом со снижением пустились наутек. Наши истребители устремились за ними. Воздушная схватка закончилась в считанные минуты. Смирнов с короткой дистанции расстрелял одного стервятника, и тот, оставляя за собой дымно-огненный шлейф, рухнул на землю. Второй, не принимая боя, ушел восвояси.

— Аэродром, Геннадий Дмитриевич, захожу на посадку, — вернул его к действительности голос командира.

— Извините, задумался, кое-что вспомнилось, — проговорил начальник воздушной лаборатории и, слегка пригнувшись, вышел из пилотской кабины.

Облеты измерительных пунктов и станций слежения завершились успешно и подтвердили полную готовность персонала и техники командно-измерительного комплекса к управлению полетами искусственных спутников Земли.

4 октября 1957 года первый советский спутник возвестил миру о начале космической эры человечества. С того времени прошло два с лишним десятилетия. За эти годы в нашей стране на околоземные орбиты и межпланетные трассы выведены многие сотни космических аппаратов. Они отличаются друг от друга по конструкции, выводятся различными ракетами-носителями, стартующими с разных космодромов страны, выполняют каждый свои задачи в интересах науки и народного хозяйства. Но управление полетами всех без исключения космических аппаратов от первого спутника до нынешних сложнейших долговременных орбитальных комплексов «Салют» — «Союз» — «Прогресс» осуществляется при помощи командно-измерительного комплекса. КИК не стареет. Пополняются и обновляются технические средства комплекса. И облетывают их на современных лайнерах-лабораториях. Но специалисты сегодняшнего КИКа помнят первопроходцев, ценят заложенные ими теоретические методические и практические основы и ныне с успехом используют их в работе.

Щедро делится с молодежью своим опытом и кандидат технических наук Г. Смирнов, кавалер боевых и трудовых орденов и многих медалей. Его книги не залеживаются на полках магазинов. «Управление космическими аппаратами», «Навигационные спутники», «Радиолокационные системы с активным ответом», «Электронные цифровые машины», «Космос — народному хозяйству» — вот их далеко не полный перечень. Они помогают специалистам наземных служб более рационально и экономично использовать технику и все виды энергии на земле и в космосе, повышать свое профессиональное мастерство.