"Авиация и космонавтика", 1994, №1, с. 22-24.
отрывок из хорошей статьи

Н.Чистов. Поражение Японии в воздухе




Рис. 32. Опытный истребитель-перехватчик J8M1



Рис. 33. Опытный истребитель J8N1

В попытке изменить характер боевых действий в воздухе японское командование рассчитывало сделать ставку на использование реактивной авиации.

В 194 4 г. японцы приступили к организации выпуска ракетных истребителей по чертежам немецкого Me-163, доставленным из Германии на подводной лодке. Первый полет такого перехватчика (Мицубиси J8M1 «Сюсуй») 7 июля 1945 г. закончился катастрофой. До капитуляции Японии наладить серийный выпуск этих самолетов (рис. 32) так и не удалось.

Аналогичная участь постигла и другой реактивный истребитель — Накадзима J8N1 «Кикка» (рис. 33), первый полет которого был выполнен 7 августа 1945 г. Во время второго полета самолет разбился, а второй опытный экземпляр к моменту капитуляции так и не полетел.

Японцам не удалось довести до серийного производства и истребитель J7W1 (рис. 34), выполненный по схеме «утка» и оснащенный двигателем с толкающим винтом, а также его вариант J7W2 с турбореактивным двигателем.

Полная потеря японцами в конце войны господства в воздухе, а также активные наступательные действия американской армии и флота вынудили японское командование искать новые формы ведения боевых действий. Пытаясь найти выход из создавшегося положения, оно пошло на использование камикадзе — пилотов-смертников, которые вместе со своим самолетом пикировали на американские корабли.

Как известно, японские летчики и раньше направляли свои подбитые самолеты на американские корабли, но это были действия одиночек, обреченных на верную смерть. В октябре же 1944 г. в бою у острова Самар специально подготовленная группа камикадзе осуществила совместную, заранее спланированную атаку американских кораблей. И первыми самолетами, которые врезались в их палубы, были уже знакомые нам истребители «Зеро». Ведь только они смогли прорваться через плотный заградительный огонь корабельной артиллерии и уйти от преследующих их «Хэллкэтов». И если 21 и 23 октября атаки камикадзе сорвались, так как японские самолеты были сбиты еще в воздухе, то день 25 октября стал черной страницей в истории американского флота. В этот день лейтенант Екио Секи первым из камикадзе сумел вогнать свой AM 6А с подвешенной под фюзеляжем 135-килограммовой бомбой прямо в полетную палубу американского авианосца «Сенти», который не имел никакой возможности уклониться от удара. Спустя 20 минут еще один «Зеро» с бомбой 250 кг поразил авианосец «Суони», а вслед за ним, после страшного удара камикадзе, был уничтожен авианосец «Сент-Ло». В то время как корабли охранения спасали экипаж тонущего «Сент-Ло», еще два летчика-смертника обрушились на авианосец «Калинин-Бей».

В дальнейшем японское командование довольно широко использовало летчиков-смертников для уничтожения кораблей противника. Так, в ходе трехмесячных боев за Окинаву американцы столкнулись с камикадзе, общая численность которых составила около 1500. И хотя удары смертников уже не могли изменить исхода войны, они нанесли довольно большие потери американскому флоту. В ходе этих операций японцы применяли самые разнообразные летательные аппараты — от начиненных взрывчаткой истребителей до двухмоторных бомбардировщиков. Создавались для этих целей и специальные одноразовые самолеты Ки 115 (рис. 35). Этот небольшой простой одномоторный самолет нес под фюзеляжем в полуутопленном положении бомбу 800 кг и имел сбрасываемое после взлета шасси.

В боях за Окинаву в марте 1945 г. японская авиация применила реактивные самолеты-снаряды MXY-7 «Ока» II (рис. 3 6), также наводимые на цель пилотами-смертниками. Это были летательные аппараты довольно необычной конфигурации, напоминающие торпеду с небольшими крыльями и двухкилевым оперением. Силовая установка состояла из трехкарного жидкостного реактивного двигателя, развивавшего тягу до 800 кг. Боевой заряд массой 1200 кг размещался в носовой части самолета и при взрыве мог уничтожить или надолго вывести из строя любой военный корабль.

Из-за малой площади крыла и непродолжительного времени работы силовой установки самолет «Ока» не мог самостоятельно подняться с земли и запускался с бомбардировщика типа G4M (рис. 37)


Рис. 36. Самолет-снаряд MXY-7 «Ока»

Рис. 37. Самолет-носитель G4M2e с подвешенным в бомбоотсеке самолетом-снарядом «Ока»

или P1Y1. В районе цели на высоте 2000 м летчик-смертник отцеплял «летающую торпеду» от самолета-носителя и планировал со скоростью 370 — 480 км/ч, Перед входом в зону ПВО летчик включал ракетный двигатель и увеличивал скорость полета до 850 — 900 км/ч. Сбить «Оку» в этом случае было довольно сложно. До конца войны японцы построили 755 MXY-7, но применялись они очень ограниченно, в первую очередь из-за нехватки пилотов соответствующей квалификации.

В ходе боевых действий на Тихом океане в небе Китая и Бирмы японская авиация потерпела поражение. Ее суммарные потери более чем в два раза превышали американские. Японских самолетов за войну было уничтожено 10 34 3, американских — 4530. В отдельных случаях, особенно в конце войны, соотношение потерь в воздушных боях достигало 1:8 и даже 1:10 в пользу американских летчиков.

В таком соотношении решающее значение имели два фактора: слабая боевая подготовка японских летчиков и количественное, а также качественное превосходство американских самолетов.

Английский авиационный специалист Э. Ли отмечал: «В операциях на Соломоновых островах, в Коралловом море и у острова Мидуэй японцы потеряли сотни лучших и наиболее опытных летчиков...» Далее он писал: «К 1944 г. качество летного состава ВВС Японии и ее подготовки ухудшилось...»

Важнейшей причиной резкого снижения уровня подготовки японских летчиков был крайний недостаток горючего для учебных и тренировочных полетов, в меньшей степени сказывался недостаток для этой цели соответствующих самолетов.

Неблагополучно было и с выпуском новых боевых самолетов. Начиная с 1942 г. их производство ни разу не достигало уровня, достаточного для того, чтобы Япония могла добиться превосходства в воздухе на каком-нибудь участке фронта.

Отвечая на вопрос о причинах недостаточного выпуска самолетов, один из руководителей японской промышленности Гоко на допросе американцам ответил: «Главным образом это объяснялось недостатком квалифицированных рабочих, легких металлов и специальных сортов стали».

Определенную роль в этом играло и соперничество между армией и флотом, а также конкуренция авиастроительных фирм, в результате чего в серийном производстве находилось неоправданно большое количество типов боевых самолетов.

Многие из этих самолетов были близки по своим летно-техническим характеристикам. В условиях острого недостатка рабочем силы, дефицита ряде материалов такое положение снижало возможности авиационной промышленности по выпуску самолетов.

Следует отметить, что японские авиационные конструкторы в ходе второй мировой войны сумели добиться определенных успехов в разработке новых боевых машин. Так, в конце 30-х годов был налажен серийный выпуск истребителей и бомбардировщиков, превосходящих в начале войны по своим летно-техническим характеристикам самолеты союзников на тихоокеанском театре военных действий.