Вернуться в начало

Р—1. 8А11. (SS-1 Scunner)



Завершив цикл испытаний "Т" и "Н", Сергей Королев приступил к созданию первой отечественной баллистической ракеты Р—1 на основе конструкции Фау—2. Постановление правительства о начале работ вышло 14 апреля 1948 года, а первый пуск нового изделия состоялся 10 октября на полигоне Капустин Яр.

Следует отметить, что все решения руководства страны по созданию ракетной техники выходили тогда, когда работы уже были начаты в том или ином конструкторском бюро, их целесообразность обоснована и доказана главным конструктором, подтверждена руководителями смежных предприятии и в основном одобрена военными. Именно поэтому постановления выходили, подчас, в самый разгар проектно-конструкторских работ, а испытания ракет начинались через несколько месяцев после принятия решения об их создании. Традиционно это были совместные Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР общего характера, после которых следовали Постановления Совета Министров СССР по конкретным вопросам, а затем — приказы руководителей отраслевых министерств по выполнению заданий предприятиями отрасли в установленные сроки. Данная схема была тщательно отработана и действовала безотказно. Сотни заводов, участвовавших в создании очередного ракетного комплекса, были обязаны строго выполнять приказы, основанные на решениях высших партийных и государственных органов страны.

Испытания Р—1, в ходе которых было произведено 20 пусков, продолжались год. Еще столько же времени ушло на доработку. 28 ноября 1950 года первая баллистическая ракета Р—1 принята на вооружение первой ракетной части. Часть, расположенная прямо на полигоне, получила название 22-я особого назначения Гомельская ордена Ленина, Краснознаменная, орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада РВГК.

В декабре этого же года на полигоне сформирована вторая ракетная часть, вооруженная Р—1. Это была 23-я БОН РВГК. В январе пятьдесят первого бригада встала на боевое дежурство в районе города Камышин Волгоградской области. С первых дней боевого дежурства по 1955 год управление ракетными частями осуществлялось командующим артиллерией Советской Армии на основе принципов управления артиллерией.

Р—1 — одноступенчатая тактическая баллистическая ракета (баллистическая ракета дальнего действия). Создана под руководством главного конструктора Сергея Королева. Ведущий конструктор — Михаил Янгель. Ракета имела жидкостный маршевый двигатель РД—100 конструкции Валентина Глушко тягой у земли 27 т. Стартовое устройство — стационарный наземный стол — создано под руководством главного конструктора Владимира Бармина. Серийное производство ракеты было развернуто на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

Максимальная дальность полета ракеты — 270 км. Максимальная стартовая масса — 13,4 т. Сухая масса ракеты - 4 т. Масса головной части — 1 т. Масса боевого заряда обычного взрывчатого вещества — 785 кг. Масса топлива — 8,5 т. Длина ракеты — 14,6 м. Максимальный диаметр корпуса — 1,65 м. Точность стрельбы — 1,5 км. Ракета имела моноблочную неядерную неотделяемую в полете головную часть. Система управления — автономная, инерциальная.

Способ старта — газодинамический. Топливо — этиловый спирт и жидкий кислород.

В состав ракетного комплекса Р—1 входили двадцать транспортных единиц, агрегатов и систем наземного оборудования. Перед запуском ракеты в бак с перекисью водорода подавался катализатор. В результате реакции образовывался парогаз, под давлением поступавший в турбонасос двигателя. Раскручиваясь, турбонасос подавал в камеру сгорания этиловый спирт и жидкий кислород. Воспламенение образовавшегося топлива осуществлялось с помощью пиротехнического устройства. Таким образом, для работы первой ракеты требовались четыре жидких компонента, что было далеко от совершенства, так как ракета не хранилась в заправленном состоянии и необходимо было располагать емкостями для жидких пожароопасных веществ вблизи боевых позиций. Общее время подготовки ракеты к старту — 6 часов. Из них 2 часа занимала подготовка на технической позиции и 4 часа — на стартовой позиции. Радиус разрушения городских зданий при попадании ракеты не превышал 25 метров. Если сопоставить этот показатель с тем, что круговое вероятное отклонение Р—1 от цели при полете на максимальную дальность составляло 1 500 метров, то становится ясным, насколько низка была эффективность нового вида оружия.

Невозможность хранения в заправленном состоянии, капризные приборы системы управления и малый ресурс их работы, длительность подготовки к пуску, недостаточная точность попадания, низкая степень разрушений — вот далеко не полный перечень недостатков нового изделия. Добиться более-менее ощутимых результатов использования Р—1 можно было лишь с помощью запуска сотен ракет по такой цели как крупный промышленный город. Но стоимость такого обстрела значительно снижала эффективность. В своей книге "Ракеты и люди" соратник Сергея Королева, один из пионеров отечественного ракетостроения Борис Черток описал такой случай.

"Вспоминается высказывание одного из боевых генералов, который был приглашен на полигон для знакомства с ракетной техникой. После скромного банкета, организованного в спецпоезде по случаю окончания испытаний первой серии (имеются в виду пуски Р—1 на полигоне Капустин Яр — прим авт.), слегка подвыпив традиционного у нас "голубого Дуная", т.е. подкрашенного марганцовкой ракетного топлива, он доверительно, чтобы не услышали сидевшие невдалеке маршалы, обращаясь ко мне, Пилюгину и Кузнецову, сказал: "Что вы делаете? Заливаете в ракету более четырех тонн спирта. Да если дать моей дивизии этот спирт, она любой город возьмет с хода. А ракета ваша в этот город даже не попадет! Кому же это нужно?" (Борис Черток, "Ракеты и люди", М. Машиностроение, 1995, с. 321).

Конструкторы и ракетчики были прекрасно осведомлены о недостатках оружия, его низкой эффективности и огромной стоимости эксплуатации. Тем не менее, ракету приняли на вооружение. Спустя много лет можно высказать мысль о том, что комплекс Р—1 был поставлен на боевое дежурство с целью решения трех главных задач.

Первая задача: отработать методы управления новым видом оружия.
Вторая задача: подготовить личный состав воинских частей к боевому применению ракетных комплексов.
Третья задача: изучить особенности конструкции ракет в ходе их длительной эксплуатации в войсках.

В то время никто из создателей не придавал ракетному оружию исключительного значения, никто еще не рассчитывал на его особую роль в будущей войне. Р—1 дала старт бурному развитию отечественного ракетостроения в самые ближайшие годы.

Р—2. 8Ж38 (SS—2 Sibling)



Уже в ходе работы над Р—1 Королев понял, что ее дальность явно недостаточна и приступил к созданию новой ракеты с увеличенной вдвое дальностью полета. Начало проекта Р—2 относится к 1948 году, а испытания на полигоне Капустин Яр начались в сентябре сорок девятого.

Испытательные пуски и доводка конструкции продолжались почти два года и завершились в июле пятьдесят первого. 27 ноября того же года Р—2 была принята на вооружение бригад особого назначения РВГК.

К 1 июня 1952 года на полигоне Капустин Яр сформированы 54-я и 56-я бригады особого назначения РВГК, получившие на вооружение вместе с уже отработанными комплексами Р—1 новые ракеты Р—2. Через год на том же полигоне сформированы еще две ракетные части, а названия бригад особого назначения были отменены. Новые части именовались так: 77-я и 80-я инженерные бригады РВГК. Позже инженерные бригады переведены на территорию Прикарпатского военного округа и сосредоточены вблизи города Новые Белокоровичи Житомирской области.

Р—2 — одноступенчатая тактическая баллистическая ракета (баллистическая ракета дальнего действия). Создана под руководством главного конструктора Сергея Королева. Ведущий конструктор — Михаил Янгель.

Ракета имела жидкостный маршевый двигатель РД—101 конструкции Валентина Глушко тягой у земли 37 т. Стартовое устройство — стационарный наземный пусковой стол — создано под руководством главного конструктора Владимира Бармина. Серийное производство ракеты развернуто на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

Максимальная дальность полета ракеты — 600 км. Максимальная стартовая масса — 20,4 т. Масса головной части — 1,5 т. Масса боевого заряда обычного взрывчатого вещества — 1 008 кг. Масса топлива — 14,5 т. Длина ракеты —17,7 м. Максимальный диаметр корпуса — 1,65 м. Точность стрельбы — 1,25 км. Ракета имеет моноблочную неядерную отделяемую в полете головную часть. Система управления автономная, инерциальная с радиокоррекцией. Способ старта — газодинамический. Топливо — этиловый спирт и жидкий кислород.

В этой ракете Королев впервые применил головную часть, отделяющуюся от первой ступени после выгорания топлива. Отбросив ненужный груз, боеголовка могла пролететь большее расстояние. Снижению массы способствовала и другая новинка — применение несущего бака горючего, выполненного из легких алюминиевых сплавов. Для увеличения тяги двигателя Глушко увеличил число оборотов турбины, повысил концентрацию этилового спирта и давление в камере сгорания. С целью повышения точности стрельбы на дальние расстояния коллектив под руководством главного конструктора Борисенко разработал систему боковой радиокоррекции. Применение системы уменьшило рассеивание боеголовок, но усложнило эксплуатацию ракеты. Комплекс включал две наземные радиолокационные станции, которые следили за полетом, и позволяли команде управления корректировать боковой снос. Тротиловый заряд увеличенной массы создавал при взрыве зону сильных разрушений площадью 950 кв. м.

Конструкторам не удалось повысить боеготовность комплекса. Время общей подготовки к старту осталось прежним — 6 часов. Боевое дежурство заправленной ракеты ограничивалось пятнадцатью минутами. После этого необходимо было либо пускать ее, либо переносить запуск на следующие сутки. Слив кислорода, горючего, проверка систем и повторная заправка требовали длительного времени.

Первые учебно-боевые пуски Р—2 в войсках были проведены на сборах командного состава ракетных частей в 1952 году. Через год проведены испытания ракеты с головной частью, снабженной радиоактивной жидкостью "Герань".

Ракетный комплекс Р—2 был передан КНР и состоял на вооружении Китайской народной армии.

Р—3

Поэтапное увеличение дальности полета каждой новой ракеты в два раза не устраивало Королева. Выбранный темп работ неизбежно привел бы к отставанию отечественного ракетостроения от американского. В конце 1947 года Сергей Королев приступил к проекту ракеты Р—3, рассчитанной на дальность 3 000 км, в десять раз превышающей один из основных показателей разрабатываемой Р—1.

Ракеты "Н", Р—1 и Р—2

Пытаясь определить потенциальные возможности крылатых ракет, главный конструктор поручил своему коллективу проработку двух параллельных вариантов проекта: баллистической и крылатой ракеты. Тема "крылаток" не была новой для Королева, так как еще в тридцатые годы он занимался разработкой стратосферного ракетоплана. Однако неудачи, преследовавшие немецких конструкторов при испытаниях и боевом применении ФАУ—1, о которых Королев был наслышан в Германии, а также затянувшаяся работа Владимира Челомея над отечественными самолетами-снарядами серии "X", побудили главного конструктора осторожно подойти к этой теме. Было решено проработать эскизные проекты двух подвариантов крылатой ракеты — одноступенчатой и составной.

Глубокий и всесторонний анализ вариантов позволил Королеву окончательно утвердиться во мнении о целесообразности разработки баллистических ракет, рассчитанных на большую дальность полета. Этому выбору конструктор остался верен на всю жизнь. А жизнь подтвердила правильность его выбора. Все мировые проекты межконтинентальных крылатых ракет канули в лету. Все современные межконтинентальные ракеты созданы по баллистической схеме.

Разработкой двигателей Р—3 занимались одновременно конструкторский коллектив Глушко и НИИ—1 Министерства авиационной промышленности (главный конструктор — Полярный). Впервые вместо спирта было решено использовать более эффективное горючее керосин. Систему управления также параллельно разрабатывали Рязанский и Пилюгин в НИИ—885 и Коноплев в НИИ—20.

В июне 1949 года завершен проект ракеты, а 7 декабря проект Р—3 одобрен научно-техническим советом НИИ—88. Однако, в начале пятидесятых Королев настоял на прекращении проекта в пользу ракеты Р—7 межконтинентальной дальности. Это был первый и последний не реализованный в металле проект баллистической ракеты главного конструктора Сергея Королева.

Назад В содержание Вперёд