Вернуться в начало

Р—5. 8А61 (SS—3 Shister)



Работа над проектом ракеты Р—5 велась в конструкторском бюро Королева с конца сороковых годов. Новая ракета должна была иметь дальность полета, вдвое превышающую дальность предыдущего изделия Р—3. В истории отечественного ракетостроения ей суждено было остаться первой ядерной ракетой.

В октябре 1951 года закончен эскизный проект, и через год вышло решение правительства страны о создании баллистической ракеты, обладающей дальностью полета свыше 1 000 км. Первый старт состоялся 2 апреля 1953 года на полигоне Капустин Яр. После испытательных запусков 15 ракет и доработок по результатам испытаний в 1955 году Р—5 принята на вооружение инженерных бригад РВГК.

Р—5 — одноступенчатая тактическая баллистическая ракета (баллистическая ракета дальнего действия). Создана под руководством главного конструктора Сергея Королева. Ведущий конструктор — Дмитрий Козлов.

Ракета имела жидкостный маршевый двигатель РД—103 конструкции Валентина Глушко тягой у земли 41 т. Стартовое устройство — стационарная наземная пусковая установка, созданная под руководством Владимира Бармина. Система радиоуправления разработана Борисом Коноплевым. Серийное производство ракеты было развернуто на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

Максимальная дальность полета ракеты — 1 000 км. Максимальная стартовая масса — 26 т. Длина ракеты —20,75 м. Максимальный диаметр корпуса — 1,65 м. Точность стрельбы — 6 км. Ракета имела моноблочную неядерную отделяемую в полете головную часть. Система управления инерциальная с радиокоррекцией траектории полета. Способ старта — газодинамический. Топливо -этиловый спирт и жидкий кислород.

Р—5 не получила большого распространения в войсках, явившись базовой для создания ракеты, оснащенной ядерной боеголовкой. В 1961 году Р—5 снята с боевого дежурства.

Р—5М. 8К51 (SS—3 Shister)



17 октября 1951 года на Семипалатинском полигоне была испытана первая в нашей стране авиационная бомба с атомным боевым зарядом РДС—3, созданным конструкторами Арзамаса—16. Бомба, сброшенная с самолета ТУ—4, имела вес полторы тонны и габариты, позволявшие разместить ее в специальном отсеке серийного тяжелого бомбардировщика.

12 августа 1953 года в Семипалатинске было проведено успешное испытание первого отечественного термоядерного заряда мощностью 300 кт. Конструкторам удалось создать боевой заряд сравнительно небольших размеров и массой примерно в одну тонну. Успехи в развитии атомной промышленности создали все условия для разработки баллистической ракеты с ядерной боеголовкой.

В этом же году Королевым была образована специальная группа конструкторов, возглавляемая Виктором Садовым, а 10 апреля 1954 года вышло постановление правительства о создании на базе проходившей испытания Р—5 ракеты, оснащенной ядерной головной частью.

Пуск Р—5М (такой индекс получило новое изделие) состоялся на полигоне Капустин Яр 20 января 1955 года. На первом этапе было запущено 17 ракет, имевших обычные головные части. Несмотря на то, что базовое изделие было достаточно облетано и отстреляно, Королев провел цикл обширных испытаний с единственной целью — добиться последующих безотказных запусков ядерных ракет. Исключалась сама мысль об аварии на старте или во время полета над населенной территорией страны.

Через год четыре ракеты, оснащенные атомными зарядами, были представлены к зачетным испытаниям. Эта четверка имела все, кроме продуктов, вызывающих цепную реакцию. 2 февраля 1956 года в СССР произведен первый пуск баллистической ракеты Р—5М, оснащенной ядерной боеголовкой, с последующим атомным взрывом. Стартовав со специальной площадки "4Н" полигона Капустин Яр, преодолев расстояние 1 200 км, ракета благополучно достигла цели в районе Аральских Каракумов. После срабатывания ударного взрывателя произошел атомный взрыв мощностью 80 Кт.

Пуски были успешными, и в феврале пятьдесят шестого зачетные испытания завершились. 21 июня этого же года Р—5М была принята на вооружение инженерных бригад РВГК. За ее создание Сергей Королев, Василий Мишин, Валентин Глушко, Владимир Бармин, Михаил Рязанский, Николай Пилюгин и Виктор Кузнецов были удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Р—5М — одноступенчатая тактическая баллистическая ракета (баллистическая ракета дальнего действия). Создана под руководством главного конструктора Сергея Королева. Ведущий конструктор — Дмитрий Козлов.

Атомный боезаряд разработан в Арзамасе—16 главным конструктором Самвелом Кочарянцем. Средства подрыва атомного боезаряда созданы главным конструктором НИИ авиационной автоматики Виктором Зуевским. Серийное производство ракеты развернуто в 1956 году на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

Максимальная дальность полета ракеты — 1 200 км. Максимальная стартовая масса — 29,1 т. Масса головной части — 1,35 т. Мощность ядерного боезаряда 80 Кт (в последующих изделиях мощность термоядерного боезаряда доведена до 300 Кт, по некоторым данным, мощность термоядерного боезаряда отдельных Р—5М составляла 1 Мт). Масса топлива — 24,9 т. Длина ракеты — 20,75 м. Максимальный диаметр корпуса — 1,65 м. Точность стрельбы — 6 км. Ракета имеет моноблочную ядерную отделяемую в полете головную часть.

Конструкторам удалось полностью автоматизировать процесс запуска (это было связано с наличием ядерного боеприпаса на борту), но предстартовая подготовка все еще отнимала много времени. Жидкий кислород по-прежнему не позволял хранить ракету длительное время в заправленном состоянии. Для пополнения постоянно выкипающего кислорода требовалось создание мощных промышленных предприятий в районах базирования ракетных частей. Подпитывать ракету окислителем необходимо было и непосредственно перед пуском. Для этого создавались громоздкие стартовые сооружения. Тем не менее, войска получили оружие огромной разрушительной силы. За 10 — 12 минут ракета могла доставить боевой заряд, способный уничтожить население большого промышленного города, на расстояние свыше тысячи километров.

Для эксплуатации ядерных головных частей были сформированы специальные войсковые подразделения. Первоначально из-за отсутствия хранилищ в местах дислокации "спецбоеприпасы" хранились в палатках, железнодорожных вагонах и наспех оборудованных автомобилях. Постепенно, с годами, хранилища обрели достойный вид.

В 1956 году поставлены на боевое дежурство 24 ракетных комплекса. В следующем году их количество удвоилось. Ракетами были вооружены инженерные бригады РВГК: 77-я и 80-я (сосредоточены под городом Новые Белокоровичи Житомирской области), 72-я (Новгородская область), 73-я (Волгоградская область), 85-я (полигон Капустин Яр), 90-я (Киевский военный округ). Позже ракеты установлены в Крыму, Калининградской области, на Дальнем Востоке и в Прибалтике. Использование предполагалось против европейских стран НАТО и Китая.

С 1964 года, когда количество более совершенных ракет Р—12 главного конструктора Михаила Янгеля достигло предела, началось постепенное сокращение комплексов Р—5М.

В 1968 году ракета была снята с боевого дежурства.

Назад В содержание Вперёд