Вернуться в начало

Наши комментарии

Межконтинентальная баллистическая ракета Р—7



Проектирование межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) началось в 1950 году в ОКБ—1 при выполнении работ по теме Н3 "Исследование перспектив создания РДД различных типов с дальностью полета 5000—10000 км с массой боевой части 1—10 т". Тема выполнялась по постановлению СМ от 4.12.1950 г.

Продолжением темы Н3 явилась тема Т—1 "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полета 7000—8000 км". Работы проводились по постановлению СМ от 13.02.1953 г. Для выполнения этих работ в ОКБ—1 был создан ряд новых подразделений. Цель темы Т—1 — разработка эскизного проекта двухступенчатой баллистической ракеты дальнего действия весом до 170 т с отделяющейся головной частью весом 3000 кг на дальность 8000 км.

В октябре 1953 года по указанию заместителя Председателя СМ СССР В. А. Малышева изменилось проектное задание: вес боевого заряда увеличился до 3000 кг (общий вес головной части ракеты — до 5500 кг) при сохранении дальности полета, в связи с чем требовалась серьезная переработка проекта, так как с головной частью такого веса спроектированная ракета могла обеспечить дальность полета только на 5500 км.

В феврале 1954 года были согласованы основные этапы отработки ракеты, и 20 мая 1954 года принято постановление СМ о разработке двухступенчатой баллистической ракеты Р—7 (8К71). Этим постановлением определены: головной разработчик — ОКБ—1 НИИ—88 и соисполнители — ОКБ—456 (двигатели), НИИ—885 (система управления), ГСКБ "Спецмаш" (наземное оборудование), НИ И—10 (гироприборы), КБ—11 (специальный заряд) и НИИ—4 МО (полигонные испытания).

20 ноября 1954 года эскизный проект МБР Р—7 (8К71) был одобрен Советом Министров СССР.

Первый летный образец Р—7, изготовленный на заводе № 88 в конце 1956 года, был отправлен на Байконур.

Во второй половине 1956 года началась подготовка к серийному производству Р—7 на Куйбышевском авиационном заводе "Прогресс". Первая ракета на заводе "Прогресс" собиралась из деталей и узлов, изготовленных на заводе №88.

Первый пуск Р—7 состоялся 15 мая 1957 года. На 98-й секунде отвалился боковой блок Д, и ракета потеряла устойчивость. Второй пуск 11 июня 1957 года сорвался из-за аварийного выключения двигателей. Ракета была снята с ПУ и возвращена на техническую позицию. Третий пуск состоялся 12 июля 1957 года — на 33-й секунде ракета потеряла устойчивость. Четвертый пуск ракеты 21 августа 1957 года оказался успешным, и ракета впервые достигла района цели. Основным недостатком этого пуска было разрушение головной части в плотных слоях атмосферы на нисходящем участке траектории, причем данных о причинах разрушения получено не было, так как телеметрические записи прекратились за 15—20 секунд до падения головной части. В результате анализа упавших элементов конструкции головной части установлено, что разрушение началось с наконечника головной части, и одновременно уточнены величины уноса ее теплозащитного покрытия.

В средствах массовой информации 27 августа 1957 года было опубликовано сообщение ТАСС об испытании в СССР межконтинентальной баллистической ракеты.

Пятый пуск 7 сентября 1957 года также был успешным, но опять произошло разрушение головной части. Впервые головная часть ракеты достигла цели без разрушений 29 марта 1958 года. Летно-конструкторские испытания закончены пуском Р—7 10 июля 1958 года.

Совместные летные испытания МБР Р—7 были проведены с 24 декабря 1958 года по 27 ноября 1959 года.

Из 16 запущенных ракет 10 достигли цели с заданной точностью, две ракеты превысили дальность 1890 км из-за отклонений в работе системы управления, одна ракета не долетела до цели 28 км из-за ненормальной работы системы наддува в системе подачи окислителя на конечной ступени работы двигательной установки, одна ракета перелетела цель на 16,8 км из-за неустойчивой работы системы радиоуправления и две ракеты прекратили полет из-за отклонений в работе двигательной установки.

Постановлением СМ от 20.01.1960 г. МБР Р—7 (8К71) была принята на вооружение Советской Армии.

С 24 декабря 1959 года по июль 1960 г. были проведены летно-конструкторские испытания модифицированного образца Р—7А (8К74) без системы радиоуправления и головной части новой конструкции. Из 8 запусков Р—7А семь оказались успешными. Постановлением СМ от 12.09.1960 г. ракета Р—7А была принята на вооружение и заменила ракету Р—7.

Боевая позиция для ракеты Р—7 включала в себя наземную незащищенную ПУ, площадку с подъездными путями для железнодорожного транспортно-установочного лафета и подвижных средств заправки, а также специальные сооружения бункерного типа, в которых размещались пультовая, агрегатная и командный пункт.

ПУ ракеты Р—7 имела четыре качающиеся фермы, установленные на поворотном круге. После подъема в вертикальное положение ракета повисала, опираясь на фермы через опорные конусы боковых блоков. О размерах стартового сооружения можно судить по его общей высоте — 40 м и диаметру проема — 15 м.

Ракеты Р—7 и Р—7А оказались хорошей базой для создания космических ракет-носителей, но из-за малой точности попадания, низкой боевой готовности и огромной стоимости стартовых площадок не смогли стать эффективным оружием. Всего было построено 4 старта — два в Байконуре и два в Плесецке. В период кубинского кризиса на всех 4-х стартах дымились готовые к старту ракеты.

Ракеты Р—7А сняты с вооружения РВСН в 1968 году.

Комментарии подготовил Александр ШИРОКОРАД

Назад В содержание Вперёд