Вернуться в начало

Р—14. 8К65. (SS—5 Skean)



Дальность полета Р—12 не вполне устраивала военных, так как некоторые районы Европейского театра военных действий и Китая оставались вне зоны досягаемости. Требовался новый комплекс с ядерной ракетой, способной поразить любой объект на территории Западной Европы.

Янгель приступил к разработке Р—14 в пятьдесят восьмом. А два года спустя произошло событие, оставившее заметный след в отечественном ракетостроении. Ученым Государственного института прикладной химии удалось синтезировать новое горючее — диметилгидразин несимметричный или гептил. В сочетании с азотным окислителем оно давало эффективное и долгохранимое топливо для ракетных двигателей, разработкой которых занимался Валентин Глушко.

Испытания Р—14 в Капустином Яре начались 6 июля 1960 года, а завершились в феврале шестьдесят первого.

24 апреля этого же года новая ракета была принята на вооружение.

Р—14 — одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности. Создана под руководством главного конструктора Михаила Янгеля.

Ракета имеет два маршевых двухкамерных ЖРД РД—216 общей тягой у земли 138 т. Двигатель разработан главным конструктором Валентином Глушко. Стартовое устройство — стационарная наземная пусковая установка, разработана в Конструкторском бюро транспортного машиностроения под руководством Всеволода Соловьева. Серийное производство ракеты развернуто на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске и Омском объединении "Полет" (авиазавод № 166).

Максимальная дальность полета ракеты — 4 500 км. Максимальная стартовая масса — 86 т. Масса головной части — 1,5 т. Мощность ядерного боезаряда — 2 Мт. Масса топлива — 80 т. Длина ракеты — 24,4 м. Максимальный диаметр корпуса — 2,4 м. Ракета имеет моноблочную ядерную отделяемую в полете головную часть. Система управления автономная инерциальная. Способ старта — газодинамический. Топливо — гептил и азотная кислота.

В 1962 году первые полки начали нести боевое дежурство на Украине и в Латвии. В 1962 году из-под Читы произведен первый успешный пуск Р—14, оснащенной термоядерной боеголовкой.

Р—14У. 8К65У. (SS—5 Skean)



В шестидесятом Янгель приступил к разработке шахтного варианта Р—14У. На испытания она вышла несколько позже Р—12У, но, успешно пройдя серию пусков, догнала предшественницу и в один день с ней, 9 января 1964 года, была принята на вооружение. Для Р—14У Бармин разработал ШПУ группового типа "Чусовая". Характеристики ракеты аналогичны характеристикам Р—14.

Группировка этих ракет не была столь значительна, как группировка Р—12. В 1965 году их количество достигло апогея и позже не превышало 100 единиц. В соответствии с международным Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности последние шесть комплексов Р—14 были уничтожены в конце восьмидесятых. Ракетам средней дальности Михаила Янгеля довелось сыграть главную роль в Карибском кризисе 1962 года. По плану советского командования на кубинской территории должны были разместиться три полка Р—12 (24 пусковых установки) и два полка Р—14 (16 пусковых установок). К концу октября на Кубу скрытно были доставлены 36 ракет Р—12. Половина из них подготовлена к заправке топливом и стыковке с ядерными боеголовками. Из-за американской морской блокады ракеты Р—14 доставить на Кубу не удалось, но и имеющиеся Р—12 представляли значительную угрозу США. Суммарная мощность ядерных взрывов в случае их применения была бы эквивалентна мощности более трех тысяч атомных бомб, одна из которых разрушила Хиросиму.

Назад В содержание Вперёд