Вернуться в начало

Межконтинентальная баллистическая ракета Р—16



Р—16. 8К64 (SS—7 Saddler)



Работа над этой первой межконтинентальной баллистической ракетой Янгеля началась 13 мая 1959 года. К сожалению, первый же испытательный пуск на полигоне Байконур закончился крупнейшей катастрофой в истории мирового ракетостроения.

24 октября 1960 года на стартовом комплексе шла обычная плановая подготовка к пуску. Обнаруженная после заправки неисправность в электросхеме не предвещала ничего экстраординарного. Пуск отложили, команда испытателей, конструкторов и военных направилась к ракете для поиска и устранения неисправности. Главный маршал артиллерии Неделин и главный конструктор Янгель очень хотели запустить изделие до 7 ноября. Во-первых, можно было порадовать партию и правительство грандиозным успехом. Во-вторых, весь обслуживающий персонал, уставший и измотанный лихорадочной предстартовой подготовкой, можно было отправить на праздник по домам.

Более ста человек обступили серую громадину, возвышавшуюся на десятки метров над бескрайней казахстанской степью. Тем временем бортовая автоматика включила отсчет времени запуска второй ступени и в 18.45 выдала соответствующую команду. Двигатель взревел, сноп пламени ударил в заполненные баки первой ступени, мгновенно разрушив их. Более ста тонн ядовитого, быстровоспламеняющегося топлива вылилось на землю. Начался невиданный пожар, произошел оглушительный взрыв ракеты. Азотная кислота расплескалась на сотни метров.

Первыми мгновенно сгорели все, кто находился на мачтах обслуживания. Взрывом разметало и работавших внизу. Те, кто находились поодаль, были забрызганы ядовитой жидкостью, ползали по площадке и умоляли о помощи, не в силах терпеть жуткую боль.

В этой катастрофе погибли Главнокомандующий РВСН, Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин, главный конструктор системы управления Борис Коноплев, заместитель министра Лев Гришин, заместитель начальника полигона Байконур Александр Носов, заместители главного конструктора ракеты Концевой и Берлин. 84 солдата и офицера похоронены в братской могиле городского парка Байконура. Всего же погибло на стартовой площадке и умерло в госпитале от ожогов 126 человек. Более 50 человек получили ранения и остались инвалидами. Чудом уцелел сам Янгель. За несколько минут до взрыва он, заядлый курильщик, отошел в бункер на перекур.

Испытания ракеты были отложены на несколько месяцев. Государственная комиссия быстро разобралась в причинах катастрофы. Были нарушены элементарные требования техники безопасности. Вопреки инструкциям люди работали без изолирующих противогазов, хотя всем было известно, что от ядовитых паров азотной кислоты не спасет даже обычный противогаз. Количество людей, находившихся в непосредственной близости от заправленной и готовой к запуску ракеты, превосходило все мыслимые пределы.

Лишь в апреле шестьдесят первого состоялся первый успешный пуск Р—16. Пройдя испытания, 20 октября того же года она была принята на вооружение.

Конструкторам впервые удалось добиться приемлемой точности стрельбы стратегической ракеты при отсутствии радиокоррекции. Громоздкие наземные станции слежения ей оказались не нужны. Неприятельские "глушилки" уже не могли сбить с толку умные приборы. Автономная система достаточно уверенно управляла полетом и наводила на цель.

Р—16 — двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Создана под руководством главного конструктора Михаила Янгеля. Эта МБР — первая в мире с двигателями на высококипящем хранимом топливе и первая в нашей стране с автономной системой управления.

Ракета имела три двухкамерных маршевых ЖРД РД—216 первой ступени общей тягой у земли 227 т, а также один двухкамерный ЖРД РД—216 второй ступени тягой у земли 90 т. Двигатель разработан главным конструктором Валентином Глушко. Стартовое устройство — стационарная наземная пусковая установка -создано под руководством главных конструкторов Капустинского и Рудяка. Система радиоуправления разработана главными конструкторами Борисом Коноплевым, Владимиром Сергеевым, Виктором Кузнецовым. Ядерный боезаряд создан главным конструктором Самвелом Кочарянцем. Серийное производство ракеты развернуто в 1961 году на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске и Омском объединении "Полет".

Максимальная дальность полета ракеты — 13000 км.
Максимальная стартовая масса — 140 т.
Масса головной части — 2,1 т.
Мощность ядерного боезаряда — 5 Мт.
Масса топлива — 130 т.
Длина ракеты — 34,3 м.
Максимальный диаметр корпуса — 3 м.

Ракета имеет моноблочную ядерную отделяемую в полете головную часть. Способ старта -газодинамический. Топливо — гептил и азотная кислота.

Первые ракетные полки боевых ракетных комплексов Р—16 были поставлены на боевое дежурство под Нижним Тагилом 1 ноября 1961 года. Боевая стартовая позиция этих ракет была также оборудована на Байконуре. В 1962 году группировка насчитывала 26 ракет и продолжала возрастать.

На основе МБР Р—16 создана космическая ракета-носитель "Циклон 11К68.

Р—16У. 8К64У (SS—7 Saddler)



Межконтинентальная ракета более других нуждалась в надежной защите. Поэтому почти одновременно главный конструктор ракеты Янгель и главный конструктор пусковой установки Рудяк приступили к сложнейшему проекту. Предстояло упрятать в железобетонный бункер громадину высотой более тридцати метров и весом около ста пятидесяти тонн. Более того, в нужный момент ракета должна была иметь возможность стартовать прямо из этой шахты.

Конкуренция ракетчиков привела к конкуренции стартовиков. Создатель первых пусковых установок Владимир Бармин остался с Королевым. Янгель обратился к Устинову и тот поручил разработку ШПУ главному конструктору КБ—1 ленинградского ЦКБ—34 Евгению Рудяку.

Янгель и Рудяк уже были знакомы. В 1959 году ЦКБ—34 получило задание разработать стартовый комплекс для подводной лодки. Такие комплексы уже существовали, но имели один большой недостаток: ракеты запускались с них только после всплытия подлодки. Это демаскировало ее и делало объектом немедленного нападения противника.

Перед Рудяком была поставлена довольно сложная задача: создать комплекс подводного старта. Ракету Р—21 комплекса Д—4 проектировал Виктор Макеев, бывший соратник Королева. Янгель также взялся попробовать себя на новом поприще и — согласился участвовать в борьбе с Макеевым. Его комплекс получил название Д—3, а ракета — Р—15. Результаты сравнения оказались не в пользу Янгеля. Макеев предложил блестящий проект. Его ракета оказалась вне конкуренции. Рудяк создал для нее первый отечественный подводный стартовый комплекс.

И вот — шахта для сухопутной ракеты. С одной стороны, проще — сухопутная шахта в воде не качается. С другой стороны, размеры ракеты и мощность двигателей озадачили. Истекающие под высоким давлением газы могли уничтожить прочное железобетонное сооружение и саму ракету.

Рудяк предложил новое решение. В шахту опускается стакан. В стакан устанавливается ракета. Во время старта газовая струя отводится наружу через специальные отверстия между шахтой и стаканом, ничему не причиняя вреда. Сверху шахта закрывается мощной крышей, обеспечивающей защиту от ударной волны. Сама же ракета подвешивается в шахте на пружинах, что позволяет сохранить ее боевое состояние даже при сейсмических колебаниях почвы от ядерного взрыва противника, произведенного в непосредственной близости. Принципы этой конструкции были использованы во многих последующих ШПУ.

Изобретению Рудяка присвоили имя "Шексна". В комплексе объединялись три шахты с ракетами и подземный командный пункт. Пуск Р—16У состоялся 13 июля 1962 года. Испытания прошли успешно и через год первые полки первых отечественных шахтных МБР были поставлены на боевое дежурство. 15 июля 1963 года Р—16У и ШПУ группового старта "Шексна-В" приняты на вооружение.

Высококипящее топливо позволяло ракете нести боевое дежурство с заполненными баками, но лишь непродолжительное время. Это был шаг вперед по сравнению с комплексами на нехранимом топливе. Однако главная задача еще не была решена. Ракета не могла находиться заправленной все время своей эксплуатации. В этом мы отставали от американцев, принявших на вооружение долгохранимые МБР "Минитмен" на твердом топливе.

Максимальное количество ракет обеих модификаций было развернуто в 1965 году. В это время ракетные комплексы Р—16 и Р—16У несли боевое дежурство в 186 ШПУ. Степень их боеготовности не вполне устраивала военных. Позже началось сокращение и в 1977 году последние Р—16У сняты с боевого дежурства.

МБР Р—16 всех модификаций несли боевое дежурство в ракетных дивизиях неподалеку от городов Бершеть Пермской области, Нижний Тагил (Верхняя Салда) Свердловской области, Бологое (Выползово) Тверской области, Итатка Томской области, Йошкар-Ола Марийской АССР, Новосибирск, Шадринск Курганской области, Юрья Кировской области, а также на Байконуре. Позже все ШПУ с групповыми стартами были уничтожены.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р—26



В шестьдесят первом году Янгель приступает к проекту еще более тяжелой ракеты Р—26. В феврале 1962 специально для неё вводится в строй новая стартовая площадка на Байконуре. Однако в мае правительство страны принимает решение о строительстве отдельных стартовых комплексов. Янгель начинает новый проект Р—36, и в конце 1962 года разработка Р—26 прекращается.

Назад В содержание Вперёд